"Музей в чемодане" - форма музейно-педагогического занятия в 5 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы" (учебник Л.М.Рыбченковой) проведён в форме музейно-педагогического занятия "Музей в чемодане". Используя экспонаты школьного музея "Сыны Отечества", пятиклассники находят фразеологизмы, определяют их значение и происхождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_v_chemodane_-_forma_uroka_russkogo_yazyka.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

              Русский язык, 5 класс

Учитель Терехова И.М. ГБОУ школа № 400 имени Александра Невского.

                                                                                        Технологическая карта урока № 69

Тема: Фразеологизмы.

Тип: комбинированный.

Форма: «Музей в чемодане».

Задачи:

- углублять знания о фразеологизмах;

- учить различать фразеологизмы и свободные сочетания слов;
- учить применять фразеологизмы в речи;
- продолжать мотивировать к познавательной деятельности.

                                                                                           Планируемые результаты

Личностные:

- стремиться к речевому самосовершенствованию;

- оценивать информацию с нравственно-этической точки зрения;

- вырабатывать свою мировоззренческую позицию;

- проявлять интерес к созданию собственных текстов.

Метапредметные:

Регулятивные:

- ставить и адекватно формулировать учебную задачу;

- контролировать свою деятельность.

Познавательные:

- извлекать информацию из справочной литературы;

- создавать устное высказывание, соблюдая нормы его построения;

-соблюдать нормы русского языка и правописания.

Коммуникативные:

- уметь выступать перед аудиторией;

- понимать письменные высказывания;

- адекватно выражать своё отношение к увиденному.

Предметные:

- правильно отвечать на вопросы по теме «Фразеологизмы»;

- знать основные различия между фразеологизмом и свободным сочетанием слов;

- подбирать к фразеологизму синонимы и антонимы;

- включать фразеологизмы в создаваемый текст;

- правильно писать фразеолгизмы.

Межпредметные связи: история, литература, математика.

Ресурсы урока: учебник Л.М.Рыбченковой и др. (часть 1, п.33),  справочный материал («раздатки»), презентация, экспонаты «Музея в чемодане», виртуальный тур школьного музея «Сыны Отечества».

                                                                                                Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

                                                                               Мотивация познавательной деятельности

- предлагает рассмотреть рисунки, назвать фразеологизм и его значение. (Слайд – вставлять палки в колёса; Авгиевы конюшни)

- рассматривают рисунки, вспоминают фразеологизмы и их значение

                                                                                  Актуализация необходимых знаний    

- предлагает сформулировать тему урока, определить учебную задачу;

- предлагает прочитать теоретические сведения п. 33 и создать кластер «Фразеологизм»

- формулируют ему урока, ставят учебную задачу – учиться распознавать источник и стилистическую принадлежность фразеологизма;

- читают текст п.33, составляют кластер (на доске и в тетрадях)

                                                                              Организация познавательной деятельности

- предлагает рассмотреть экспонат из «Музея в чемодане», назвать фразеологизм, определить его значении, происхождение, стилистическую принадлежность:

 

  Мужской головной убор с украшениями

   Щит

- задаёт проблемный вопрос (Как названные фразеологизмы могут быть связаны со школьным музеем «Сыны Отечества»?)

   Страница летописи («Житие Александра Невского»)

- рассматривают экспонат;
- пользуясь справочными материалами («раздатка») определяют и записывают в тетради фразеологизм и его значение; определяют источник происхождения и стилистическую принадлежность (работа в парах):

Шапка Мономаха

Со щитом или на щите

Красная строка

                                                      Фразеологическая физкультминутка

Создаёт условия для соблюдения элементов здоровьесбережения.

 Называя фразеологизмы, показывает упражнения.

(засучив рукава, спустя рукава, не покладая рук, задрав нос, голову повесив, потирать руки, глазам своим не верить, уши развесить)

Выполняют физические упражнения, повторяя фразеологизмы

                                                                                                 Актуализация знаний (работа в группах)

1)- предлагает провести самостоятельное исследование предложенных материалов (толкование фразеологизма, его происхождение и применение в художественной литературе): семи пядей во лбу, за тридевять земель, не робкого десятка;

- предлагает составить небольшой текст об Александре Невском, включив в него фразеологизм.

2) – предлагает совершить виртуальный тур в Кавалерский зал школьного музея «Сыны Отечества» и определить, какой экспонат можно считать раритетом и почему.

- предлагает рассмотреть экспонат из «Музея в чемодане» (орден Александра Невского)

1)- работают с предложенным материалом: читают толкование фразеологизма, из предложенного списка выбирают соответствующий фразеологизм, находят подходящие к нему синонимы и антонимы, а также цитаты из художественных текстов;

- составляют текст из 3-4 предложений, связанных с жизнью Александра Невского.

2) – внимательно смотрят видеотур, определяют значение слова «раритет» (стр. 107 учебника);

-  рассказывают об ордене Александра Невского.

                                                                                                Проверка домашнего задания

- предлагает выбрать из подобранных дома фразеологизмов подходящие для описания кавалеров ордена Александра Невского.

- из подобранных фразеологизмов на темы «Герой. Смелость. Труд» выбирают соответствующие заданию, объясняют их значение.

                                                                                                      Подведение итогов  

- организует рефлексию

- инструктирует по выполнению домашнего задания:

   а) составить синквейн «Фразеологизм»;

   б) написать текст (найти в художественной литературе) (5-7 предложений) с использованием фразеологизма;

 *в) составить свою экспозицию для «Музея в чемодане» или нарисовать фразеологизмы (по желанию)

- подводит общий итог урока (выставляет отметки в соответствии с полученными жетонами, комментирует их)

- оценивают свою учебную деятельность с помощью игры «Пять пальцев»

- анализируют домашнее задание, выявляют степень готовности к его выполнению;

- подсчитывают количество полученных жетонов за работу на уроке.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейно-педагогическая технология. Сезоны года на полотнах русских художников(обобщение климатических особенностей России по сезонам года).

Использование репродукций картин на уроках географии позволяет учителю направить усилия с формирования знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося, его творческих возможностей. Разви...

Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...

Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане"

             Презентация к музейно-педагогическому занятию в 5 классе по русскому языку "Музей в чемодане" содержит изображения использо...

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...