Групповое консультирование родителей на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".
консультация по психологии

Мисюк Елена Викторовна

В групповой консультативной беседе с родителями рассматриваются положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка. Рассматриваются аспекты воспитания детей, типы семейного воспитания, этапы психического развития ребенка. Данная информация позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и развития эффективных навыков коммуникации с детьми, способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений. По данной тематике к материалу прилагается презентация. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповое занятие для родителей

«Особенности развития детско-родительских отношений.

Роль семьи в воспитании ребенка»

Слайд

Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали.

Цели:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. 
  • Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к нему;

Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Задачи:

  • рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка;
  • довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви;
  • пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний;
  • выявление особенностей детско-родительских отношений, которые могут быть факторами развития агрессивности детей;
  • организация тренинга, направленного на формирование нового типа детско-родительских отношений равноправия и партнерства.

Оборудование: мультипроектор для демонстрации презентации, экран.

Раздаточный материал: памятки, буклеты, карточки к тренингу.

Слайд

  1. Ход:

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 

Слайд

Рассмотрим аспекты воспитания детей:

Чего же хотят сами дети, в чем они нуждаются? Исходя из исследований, психологи выделили несколько пунктов:

  • основном уходе (еда, тепло, одежда и т.д.);
  • обеспечении безопасности;
  • душевной теплоте;
  • поощрении;
  • руководстве и ограничении;
  • стабильности;
  • отцовском и материнском внимании (обязанности).

Слайд

Функции семьи:

  • воспитательная;
  • хозяйственно-бытовая;
  • эмоциональная;
  • духовного (культурного) общения;
  • первоначального социального контроля.

Слайды

Большинство из нас учатся воспитанию детей в самом процессе исполнения родительских обязанностей: поскольку мы недостаточно знаем о развитии ребенка, мы полагаемся на инстинкты и собственный опыт детства.

Часто наши инстинкты – это лишь внезапная, эмоциональная реакция.

Индивидуальное развитие начинается с момента зачатия и продолжается до самой смерти. Обычно говорят: личностью не рождаются, а становятся. Благодаря воздействию социальной среды ребенок развивает в себе определенные черты, которые помогают ему нормально функционировать и выживать в этой среде.

Этапы психического развития ребенка:

1. От рождения до 1 года

Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым.

Радиус значимых отношений: мать.

Основная задача - установление доверия ребенка к внешнему миру.

0-6 месяцев наиболее распространенной формой выражения

страдания ребенка является крик:

· «Хочет спать»

· «Хочет есть»

· «Мокрый»

Ребенок при этом узнает:

· Я могу положиться на взрослого?

· Взрослый заботиться обо мне?

· Взрослый меня любит?

Крайне важно на этом этапе со стороны родителей быть внимательным к потребностям ребенка и понимать, что ему нужно.

2. 6-12 месяцев. 

На этом этапе дети обычно меньше плачут и больше улыбаются.

Если ребенок плачет:

· возможно, он напуган тем, что вас нет рядом;

· он чувствует себя абсолютно беспомощным.

Ребенку необходимо знать, что вы вернетесь. Когда ребенок чувствует себя в безопасности, он к вам привязывается и именно на сформированной привязанности, будут строиться ваши отношения в будущем и его отношения с миром людей и миром вещей.

В этот же период дети учатся пользоваться мышцами, овладевают:

· хватательными рефлексами;

· жевательными рефлексами.

При хватании ребенок учится координации рук и пальцев, при жевании разрабатываются мышцы, задействованные при принятии твердой пищи и говорении.

Задача родителей создать безопасную среду исключить из окружения ребенка все предметы, которыми он может повредить себя, если возьмет в руки и начнет жевать.

3. От 1 года до 3-х лет

Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная деятельность.

Радиус значимых отношений: родители.

Основная задача – дать ребенку почувствовать себя самостоятельным.

На этой стадии детям нравится исследовать каждый угол, брать и пробовать предметы на вкус – и это крайне необходимо для развития их мозга.

Когда ваш ребенок открывает новое для себя, он – ученый, он экспериментирует, чтобы понять, какие предметы издают звуки, какие падают, а какие плавают. Когда ваш ребенок снова и снова роняет игрушку, он не хочет разозлить вас, он пытается понять, как падают предметы, чтобы посмотреть, что произойдет.

 На данном этапе развития задача ребенка – познать свой мир, и здесь он открыватель.

Важно:

· говорить с ребенком;

· читать ему;

· слушать его;

· отвечать на его вопросы.

Другими словами, способствовать развитию независимости вашего ребенка. Ребенок должен знать, что вы уважаете его стремление к независимости и поддерживаете его сильное желание учиться.

На этом этапе развития ребенок начинает говорить: «НЕТ!», это не демонстрация непослушания: ребенок просто пытается дать вам понять, какие чувства он испытывает.

Показателями развития ребенка в 2-3 года могут быть:

· боязнь темноты, животных, новых звуков, теней или плачь, когда вы уходите. Такие изменения часто беспокоят родителей, которые думают, что поведение ребенка не соответствует уровню его развития, хотя на самом деле -  это говорит о взрослении ребенка. По мере того как ваш ребенок начинает понимать, что такое опасность, он начинает бояться наказания, а по мере развития воображения ребенок начинает думать о том, чего не видит – так появляется боязнь монстров и привидений.

Важно, чтобы:

ребенок чувствовал вашу поддержку;

понимал, что на вас можно положиться.

Важно для родителей на этом этапе – уважать чувства вашего ребенка: помогать ему высказывать собственные чувства; говорить ребенку, что иногда вы испытываете такие же чувства; не стыдить ребенка и не ставить его в неловкое положение; не наказывать ребенка за то, что ему страшно.

Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях.

4. От 3-х до 6-ти лет (почемучки)

Ведущая деятельность: игровая деятельность.

Радиус значимых отношений: семья (родители, братья и сестры).

Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться. Но разворачивается этот период в жизни ребенка с конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии развития появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить.

Для ребенка характерны:

· энергичная и настойчивая познавательная деятельность.

· любознательность.

На этом этапе ребенок задает столько вопросов! Родители, которые стараются отвечать на вопросы детей или помогают детям в поиске ответов на эти вопросы, учат их тому, что:

· невозможно знать все, и это нормально,

· идеи детей важны,

· есть много способов поиска информации,

· искать ответы и преодолевать трудности – интересно.

Особенности возрастного периода:

· игры на развитие воображения

Игра это «работа» вашего ребенка, в ходе которой он пробует поставить себя на место других людей и посмотреть на окружающее их глазами. Играя, дети решают проблемы, изобретают,

экспериментируют и выясняют, что как работает.

· желание ребенка помогать.

Основная задача родителей заключается в том, чтобы способствовать развитию уверенности детей в своих способностях.

Для этого родители должны:

· отвечать на вопросы детей или помогать детям в поиске ответов;

· обеспечить детям время для игры;

· поощрять желание детей, помогать.

Уверенность маленького ребенка в своих способностях – это залог успешного обучения в будущем.

Нормальная линия развития: – активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым,

включение в полоролевое поведение, уверенность в себе.

5. От 6-ти до 12 лет

Ведущая деятельность: учебная деятельность.

Радиус значимых отношений: соседи, школа.

Это такой удивительный период в развитии вашего ребенка! Ему хочется знать все! К этому возрасту мышление вашего ребенка успело очень развиться; теперь он понимает, что можно всему научиться.

Когда ребенок начинает учиться в школе, его мир меняется. Ему надо быстро научиться:

· быть самостоятельным, когда родителей нет рядом;

· найти общий язык с другими детьми;

· оправдать ожидания новых для него взрослых;

· следовать новому режиму, порядкам.

Несмотря на то, что все дети идут в школу в одном и том же возрасте, уровень готовности к школе разный. Обладая различным темпераментом, дети по-разному реагируют на школьную среду. Нет «хороших» или «плохих» темпераментов – все они различны. Важно чтобы родители понимали особенности темперамента своих детей и уважали их индивидуальность.

На этом этапе задача родителей:

· выяснить, в чем заключаются индивидуальные трудности ребенка;

· создать благоприятную среду для того, чтобы ребенок мог решать

их, развиваясь.

Критерии готовности детей к обучению в школе:

1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

1. Заботиться о его здоровье (плавание, прогулки, велосипед).

2. Приучать любое начатое дело доделывать до конца. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества.

3. Читать ребенку книги (способ развития, относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению).

4. Заниматься с ребенком рисованием, конструированием, лепкой (занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, смекалку).

Нормальная линия развития: – овладение методами и умениями, компетентность, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развиты коммуникативные умения.

6. От 13 до 18 лет

Ведущая деятельность: общение подростков в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной).

Радиус значимых отношений: группы сверстников.

Ключевое событие этого возраста – половое созревание, развитие репродуктивных функций.

Ключевой процесс – поиск своей индивидуальности. Подросток переживает трудности этих перемен для того, чтобы выполнить ряд важнейших для всей его последующей жизни психологических задач:

1. Стать взрослым можно только через проявление собственной автономии.

Автономный – значит, способный опираться на себя, принимающий собственные решения и несущий за них ответственность. Отделиться – значит, отвергнуть все то, что насаждают и предлагают, и найти собственные решения и смыслы (даже если потом окажется, что они очень похожи на те, что предлагались ему родителями).

2. Обнаружить себя и свой пол.

3. Открыть для себя мир других людей. Выполнение подростком этих задач сопровождается сильными чувствами – агрессией, страхом, стыдом, тревогой и невозможно без того, чтобы:

· отрицать все то, что предлагают взрослые, иначе не найдешь собственные ответы, решения, смыслы;

· искать себя и ввязываться в разные истории, чтобы проверить, насколько ты силен, способен и стоек;

· пристально вглядываться в свою внешность, понимая, что красота или привлекательность значительно увеличивают шансы быть принятым и любимым;

· активно контактировать с противоположным полом, узнавая другие миры самыми разными способами;

· много общаться с себе подобными, понимая, что ты не один и у них все те же проблемы.

К сожалению, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Слайд

Причины, влияющие на неблагоприятную обстановку в семье:

  • низкий социальный статус;
  • изменена структура семьи и модель общения;
  • личностные особенности прортрета родителей.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы усилить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо

понять свои ошибки в воспитании детей.

При возникновении конфликтной ситуации между родителями по вопросам воспитания, первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. 

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. 

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.). 

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка. 

Слайд

При правильном общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: 

1) принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть. 

2) эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию. 

3) конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему (равенство). 

Слайд

Типы семейных взаимоотношений. 

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Социальное окружение тоже накладывает свои отпечатки на развитие ребенка, но все, же основное закладывает семья. И ответственность за то, каким вырастет ваш ребенок, кем он станет, ложится на вас родители. И только вы можете сделать ваши отношения с ребенком гармоничными, дружескими, основанными на взаимном уважении.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:

1) диктат (авторитарный, гиперопека);

2) опека;

3) «невмешательство» (попустительский, гипоопека); 

4) сотрудничество (демократический) полное взаимное доверие между родителем и ребенком.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». 

Виды воздействия: приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. 

Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности.

Слайд

Жестокое обращение с детьми – это одна из главных проблем современного общества и родителей разных возрастов. Зачастую такое поведение просто скрывается. Подобного рода поведение наказывается. Статья 156 УК РФ предусматривает огромный штраф за жестокое обращение и уголовную ответственность, вплоть до лишения родительских прав.

Видео «Мы против насилия»

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. У детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. 

 Тактика «невмешательства». 

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе. 

При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей (попустительский стиль воспитания). 

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. 

Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк).

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». 

Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

  • ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.
  • ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, выполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Положение ребенка в семье может быть охарактеризовано также и той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношениях.

От характера, места и функционального наполнения роли во многом зависит формирование характера ребенка. В связи с этим, можно выделить следующие роли:

  • «Кумир» («мамино сокровище», «папино сокровище»). Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфантилизм, зависимость, комплекс превосходства. В будущем у такого ребенка может проявляться агрессивное поведение в результате того, что он не понимают, почему мир не принимает его так, как собственная семья.
  • «Козел отпущения». Ребенок используется членами семьи для выброса негативных эмоций. У такого ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, сочетающийся с чувством ненависти к миру, формируется личность тирана и агрессора.
  • «Делегат». Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. От такого ребенка родители часто ожидают воплощения своих несбывшихся надежд. Данная роль способствует формированию черт характера классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки и т. д.).

Слайд

Особенности болезненного для ребенка родительского поведения: 

  • когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
  • когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
  • когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
  • когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
  • когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

Детско-родительские отношения в неполных семьях

Образ отца чрезвычайно важен для психического развития мальчиков: при его отсутствии ребенку недостает того, в чем выражаются особенности мужской психики; это ведет к снижению социальной активности, способствует инфантилизму.

Без сомнения, трудно воспитать мальчика без папы, не «навесив» на него проблемы своего одинокого сердца и не заставляя играть роль взрослого мужчины. Нелегко и дочке привить уважение и снисходительность к мужскому полу, если она видит мужчин только на улице и по телевизору.

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Особенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспитания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две крайности:

  • применение жестких мер воспитательного воздействия. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествующих конфликтных отношениях в семье;
  • стремление своим влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, контролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребенка, что способствует формированию эмоционально ранимой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической личности.

В педагогике выделяют несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа. Эти соблазны приводят к ошибочному поведению матери в отношениях с детьми, что в конечном итоге вызывает разного рода деформации в их психическом и личностном развитии.

Соблазн первый – жизнь для ребенка. Потеряв мужа, женщина возлагает на ребенка все свои надежды, видит в его воспитании единственный смысл и цель своей жизни. Формула, которой она руководствуется в своей жизни после развода: «Я не могу себе позволить...».

Мать постепенно сужает не только свой круг общения, но и круг общения ребенка. В результате пара «мать-ребенок» все больше замыкается на себе, и привязанность их друг к другу с годами усиливается.

Рано или поздно это вызывает бунт ребенка, подростковый кризис которого протекает в этой ситуации с симптомами бурного протеста против материнской тирании, в каких бы мягких формах она ни проявлялось.

Подобная ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек.

Второй соблазн – борьба с образом мужа. Развод для большинства женщин драматичен. Чтобы оправдать себя, женщина нередко утрирует отрицательные черты бывшего супруга. Так она старается снять свою долю вины за неудавшуюся семейную жизнь. Увлекшись такой тактикой, она начинает навязывать ребенку отрицательное представление об отце. Негативное отношение матери к бывшему мужу особенно сильно влияет на детей шести-семи лет, и менее глубокое воздействие оно оказывает на подростков старше десяти лет.

Такая мать обычно крайне отрицательно относится к встречам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще их запрещает. 

Возможны два варианта последствий подобного антиотцовского воспитания:

Первый заключается в том, что старания матери создать у ребенка отрицательные представления об отце (матери) увенчались успехом. 

Вариант второй: проявление негативных чувств матери к отцу не убеждает ребенка в том, что отец действительно плохой. Ребенок продолжает любить отца (мать) и мечется между равно любимыми им и ненавидящими друг друга родителями. В последующем подобная семейная атмосфера может стать причиной раздвоения психической жизни и личности ребенка.

Некоторые матери (отцы) начинают борьбу не только с образом ушедшего отца, но и с теми его отрицательными (по их мнению) чертами, которые они находят у своих детей.

В таких случаях в их поведении отчетливо проявляется

соблазн третий - наследственность, который чаще всего наблюдается в неполных семьях «мать-сын». Нередко мать не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные черты ушедшего из семьи отца.

Соблазн четвертый – попытка купить любовь ребенка. После развода ребенок чаще всего остается с матерью, и это ставит родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным. Отец свободен от ежедневных забот и может целиком посвятить себя тому, что так нравится детям – преподнесению подарков. С мамой - тяжелые будни, а с папой - веселый праздник. В такой ситуации ребенок начинает ориентироваться преимущественно на материальную сторону своих отношений с родителями, пытаясь любым путем добиться для себя выгод.

Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации, происходит деформация  личности в целом.

Слайд

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

  • принимать активное участие в жизни семьи; 
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
  • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
  • уважать право ребенка на собственное мнение; 
  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 
  • с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Заключение.

Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять и оценить мир его глазами. Только тогда находится «общий язык», и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы – условия истинной родительской любви.

Семейное воспитание – это не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали,  поддержка

Бесспорно, нелегко дается воспитание. Но не стоит откладывать на потом налаживание отношений, и чем порочнее они станут, тем спокойнее будет в семейном доме. Каждую минуту общения с ребенком стоит помнить, что решающую роль в воспитании все же играет личный пример родителей: если в семье царит вера друг в друга, если родители поддерживают друг друга, радуются и огорчаются друг за друга – дети заражаются этим духом и им успешно дается трудная наука побеждать в жизни.

Слайд

Нужно помнить, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему». С.Брандт

Родители должны уважать в своем ребенке личность, стараться прививать любовь к себе на основе дружбы и взаимопонимания. В родителях дети должны видеть не диктатора, а нежно любящего, заботливого друга и наставника в жизни.

Слайды

В качестве примера формы работы в этом направлении предлагаем тренинг детско-родительских отношений: 

II. Ролевая игра «Ситуации».

Участники тренинга делятся на три команды.

Инструкция: «Сейчас каждая группа получит карточку, на которой описана та ситуация, которую можно проиграть. Прочитайте. Я предлагаю вам разыграть эту ситуацию по ролям, но не совсем обычным способом – присутствующие будут играть роли детей и родителей.

Каждая группа проигрывает ситуацию после проигрывания – обсуждение.

Ситуации:

  1. «Ребёнок начал капризничать, плакать по каждому пустяку. Когда мама (папа) вернулась (лся) домой с работы, ребенок стал ходить за ней (ним) не давая заняться домашними делами, канючить, просить что-то непонятное, отказываться от еды. Мама (папа) быстро нашла выход из сложившейся ситуации…».
  2. «Ребёнок вернулся из детского сада домой. У него в детском саду были неприятности – произошёл конфликт со сверстником, переросший в драку. Дома с ним произошёл следующий разговор…».
  3. «Сегодня праздничный день, все нарядные и весёлые. Приходит в гости шумная, говорливая, подвижная, веселая семья Сидоровых. Взрослые занимаются убранством праздничного стола. Дети играют, танцуют, бегают, кричат, борются, возятся без присмотра взрослых. В суете один ребенок опрокидывает салат оливье с курицей. Мама ребёнка – сердито замечает, что не ожидала от ребёнка испорченного праздника. Спасает положение мудрый дедушка, он говорит…».

Вопросы для обсуждения:

- что происходило?

- что вы думаете об этом?

- это похоже на то, как бывает в вашей семье?

- как вы чувствовали себя в непривычной для вас роли?

Вручение памяток, буклетов.

«Ребёнок начал капризничать, плакать по каждому пустяку. Когда мама (папа) вернулась (лся) домой с работы, ребенок стал ходить за ней (ним) не давая заняться домашними делами, канючить, просить что-то непонятное, отказываться от еды. Мама (папа) быстро нашла выход из сложившейся ситуации…».

«Ребёнок вернулся из детского сада домой. У него в детском саду были неприятности – произошёл конфликт со сверстником, переросший в драку. Дома с ним произошёл следующий разговор…».

«Сегодня праздничный день, все нарядные и весёлые. Приходит в гости шумная, говорливая, подвижная, веселая семья Сидоровых. Взрослые занимаются убранством праздничного стола. Дети играют, танцуют, бегают, кричат, борются, возятся без присмотра взрослых. В суете один ребенок опрокидывает салат оливье с курицей. Мама ребёнка – сердито замечает, что не ожидала от ребёнка испорченного праздника. Спасает положение мудрый дедушка, он говорит…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."

Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья  имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...

"Роль семьи и школы в воспитании ребенка."

Семья - это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны, в семейном кругу мы с вами растем.Семья  имеет огромное значение на протяжении всей жизни человека, в ней отражаются все процессы,как положите...

«Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»

laquo;Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью». /А.П. Чехов/...

Доклад на тему "Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании ребенка"

Доклад на родительском собрании  раскрывает тему "Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании"...

Презентация "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка".

Презентация на тему: "Особенности детско-родительских отношений в семье. Роль семьи в воспитании ребенка" предназначена для доведения информации до родителей на классном родительском собрани...