Рабочая программа по истории родного края 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)

Рабочая программа учебного предмета

«История Родного края»

10 КЛАСС

на 2020-2021 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_istoriya_rodnogo_kraya_10_klass_raspechatat_zavtra_2.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №19»

Рассмотрено на заседании МО учителей образовательной области «Математика и информатика»

Протокол № 1 от  28.08.2020

Руководитель МО

___________  О.В.Ткаченко

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______Е.Л.Кулачок

Согласовано на заседании

Методического Совета

 МБОУ «СШ №19»

Протокол №1 от 31.08.2020

Председатель МС

_____ И.Н.Бахретдинова

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ №19»

___________Л.В. Зайцева

Протокол №1

Педагогического Совета  

от 31.08.2020

Приказ № 541 от 31.08.2020 года

 

Рабочая программа учебного предмета

«История Родного края»

10 КЛАСС

на 2020-2021 учебный год

Разработчик:

Никогосян А.С.

учитель истории

                                                                           

Нижневартовск

 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….3
  2. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………………4
  3. Содержание учебного предмета…………………………………………………...6
  4. Тематическое планирование……………………………………………………....10
  5. Приложение. Календарно-тематическое планирование…………………………12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Примерных программ по учебным предметам. История ХМАО. 10 классы (Стандарты второго - поколения);

Цели изучения истории в 10 классе:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • Показать основные линии исторического движения к современному миру, объяснить учащимся, как разные исторические эпохи связаны с современностью, как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем в ХМАО.
  • Формирование у учащихся гражданской позиции, национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности, уважения к краю
  • Освоить периодизацию  истории  родного края и высказывать собственное суждение по данным вопросам, уметь вести поиск информации в исторических источниках, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, реконструировать исторические события, давать характеристику историческим деятелям и составлять их биографию.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В 10 классе общая учебная нагрузка по предмету — 35 учебных часов.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России, частицей малой Родины-Югры.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • знать соотношение истории России и истории родного края, роль и место Югры в отечественной и мировой истории на различных этапах развития.
  • знать взаимосвязь природно-географических условий, этнополитических и социокультурных процессов, единство исторического процесса.
  • понимать особенности межэтнических контактов на территории Югорской земли, относительную мягкость русской колонизации Сибири.
  • знать основные центры угорских раннегосударственных образований, татарских государств, русские города Югры (их основание, социально-экономическая характеристика, достопримечательности).
  • иметь представление о культуре и быте народов края, об основных исторических источниках по истории края.
  • знать выдающихся общественно-политических деятелей, деятелей науки, искусства и культуры, чья судьба была связана с краем или чьи жизнь и творчество проходили на территории округа.
  • уметь сопоставлять знания истории родного края с современными проблемами развития округа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История ХМАО 10 класс

(1 час в неделю, 35 часов)

Введение

Смысл и назначение истории и ее регионального компонента. Понятие «Сибирь» в географическом и историческом аспектах. Происхождение и значение названия «Сибирь».Западная Сибирь и ее природно-ландшафтные зоны. Бассейн Среднего Обь-Иртышья — часть Западной Сибири. Древнейшие сведения о Среднем Обь-Иртышье. Югра — одно из древнейших названий народов и территории нашего края. Открытие Югры новгородцами. Югра — место проживания различных народов. Представление о Югорской земле в XII-XVI вв. Место и роль края в российской истории.

Раздел I. Наш край в древности

Физико-географические условия на Севере Западной Сибири на закате великого оледенения. Первоначальное заселение края. Верхнепалеолитические стоянки на территории Западной Сибири. Хозяйственная деятельность и материальная культура местного населения в эпоху мезолита и неолита. Открытия неолитического человека. Особенности бронзового века таежного Обь-Иртышья. Становление местного металлообрабатывающего производства, его развитие в позднем бронзовом веке. Влияние технологических новшеств на способы хозяйственной деятельности местного населения. Виды поселений и миграции племен на территории Западной Сибири в позднем бронзовом веке. Охота и рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири как важнейшие разновидности хозяйственной деятельности. Объекты и способы охоты, орудия охоты и лова. Промысловые тропы и их назначение. Рыболовство, особенности ведения рыболовного промысла в Обь-Иртышье. Способы рыбной ловли. Скотоводство. Приручение и использование лошади и северного оленя. Специфика древнего таежного скотоводства. Представления таежных жителей о духах. Единство окружающего мира и человека. Представления о душе. Мифологическая картина мира в ранних и поздних сказаниях коренных народов края. Возникновение земли, растений, животных и людей. Устройство мира. Божества коренных жителей Приобья.

Раздел II. Югорское средневековье

В начале железного века. Общественная организация народов севера Западной-Сибири в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. Изменение территории расселения таежных народов Западной Сибири: борьба за лесостепь и освоение Арктики. Великая Венгрия на Южном Урале. Венгры в период «обретения новой родины». Торгово-обменные связи населения севера Западной Сибири в древности. Становление Волго-Камского торгового пути. Волжская Болгария и Золотая Орда — главные торговые посредники Югры. Походы новгородцев на Северный Урал и в Зауралье в XI — первой половине XV в. Пути за Камень. В Югру за данью: первое знакомство новгородцев с югорскими племенами. Борьба Москвы и Новгорода за влияние на северо-востоке в XIV в. и миссия Стефана Пермского. Утрата Новгородом своих позиций в Югре. Причины и процесс формирования угорских княжеств. Типы поселений. Изменение социального статуса городищ. Общественная организация обских угров. Князья и «лучшие люди». Организация и функции княжеской власти. Рядовое население: экономическое, социальное, юридическое положение. Зависимое население. Тюрки Западной Сибири в составе Золотой Орды. Улус Шибана: географическое положение и этнические процессы. Формирование этнической общности сибирских татар. Юг Западной Сибири в конце XIV — начале XV в. Междоусобная борьба ордынских ханов. Образование Тюменского ханства и его гибель.

Раздел III. «Сибирское взятие»: Югра в конце XV – XVI вв.

Взаимоотношения Москвы и Сибири. Укрепление Московских позиций в Приуралье в 50-х гг. XV в. Пелымское княжество XV в. - раннефеодальное государство ханты и манси. Походы пелымских князей на восточные границы Руси и ответные действия Москвы в середине XV в. Зауральские походы московских войск. Характеристика взаимоотношений Московского государства и Югорской земли в XV в. Казачество как социокультурный феномен Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583 г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции. Поход И. Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг. XVI в. Основание Березова и Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг. XVI в. Фискальная политика московского правительства в отношении угорских народов. Складывание системы местного управления. Отношения московских властей с местной родоплеменной знатью. Судьба нижнеиртышских княжеств. Белогорское княжество. «Служилая» Кода: особенности социально-политического положения код-ского населения. Ляпинское княжество. Сосьвинское и Казымское княжества. Обдорское княжество. Пелым и Конда. Сургутские княжества.

Раздел IV. Под сенью двуглавого орла: наш край в XVII в.

Органы центрального управления Сибирью. Учреждение Сибирского приказа (1637 г.), его структура и полномочия. Роль Сибирского приказа в финансовой системе Русского государства. Административно-территориальное деление края и органы воеводского управления. Организация Березовского, Пелымского и Сургутского уездов. Штаты и функции воеводской власти. Разрядная система и переподчинение югорских уездов различным разрядам в XVII в. Организация местного волостного управления. Соотношение административного подчинения и элементов автономного самоуправления на волостном уровне, Повинности ясачных людей. Таможенная политика. Служилые люди: служилые «по отечеству» и «по прибору». Положение и обязанности служилых людей в крае. Герои казачьих походов. Служилые «миры» городов земли Югорской: Березов, Сургут, Пелым. Ямщики как особая категория русского негородского населения края. Самаровский ям и его жители. Ясачные волости: территориальное расположение и этнический состав населения. Хозяйство и быт жителей ясачных волостей. Антирусские выступления ясачных людей на рубеже XVI-XVII вв. Березовское восстание 1607 г. Заговор княгини Анны Пуртеевой и другие «измены». Гибель Бардакова княжества. «Государева служба» кодских князей. Ревизии кодских владений в конце 20-х — начале 30-х гг. ХVII в. Закат Коды. Мятеж 1636 г. и ликвидация Кодского княжества. Князья Обдорские. Князья пелымские и кондинские. Угорские святилища: территориальное размещение и организация культа. Белогорские святилища: капища Орт-лонка, Ас-ики, Калтащ-ими. Военные культы Коды. Культовый центр Вон-ем-вош. Святилища Нижней Оби и Северной Сосьвы. Церковная организация в Сибири. Новокрещены. Православные храмы в русских городах края и на ясачных землях. Монастыри Нижнего Приобья: Воскресенский Березовский и Троицкий Кодский (Кондинский).

Раздел V. В составе Российской империи (Югра в XVIII в.)

Коренное население земли Югорской — ханты, манси, самодийские народы: численность, территория расселения, межэтнические контакты. Русские жители городов и селений края. Численность и социальная характеристика русского населения Березова и Сургута. Русские сельские поселения. Ямщики и церковные (экономические) крестьяне. Тема 2 Административное устройство и управление края в XVIII в. Административное устройство и управление края в начале XVIII в. Влияние петровских реформ на местное управление. Учреждение Сибирской губернии. Смена должностей уездного уровня управления в 1711—1714 и 1722 гг. Специфика функционирования органов городского самоуправления в крае (1720-е гг.). Административные преобразования последней трети XVIII в. Изменения в административно-территориальном подчинении уездов Югорской земли. Самоуправление коренных народов. Власти ясачных волостей и сборов. Государственные повинности. Организация ясака как основной повинности сибирских народов. «Комиссия о расположении ясака» 1763 г. Денежные сборы с коренного населения. Повинности и денежные сборы с русских жителей края. Хозяйственная деятельность коренных народов. Рыболовство. Новшества в способах рыбной ловли. Связь рыболовства с торгово-предпринимательской деятельностью. Охота коренного и русского старожильческого населения. Торговля. Характер ввозимых и вывозимых товаров и объемы торговли в крае к середине XVIII в. Конкуренция торговцев из Европейской России и сибирских купцов на местных рынках. Формирование купечества в Березове и Сургуте. Организация Березовской, Сургутской и Юганской ярмарок (1786— 1788 гг.). Состояние скотоводства. Земледелие, собирательство и ремесла. Меншиковы в Березове: организация быта и досуга, условия содержания, круг занятий и общения. Отношение местных жителей к А.Д. Меншикову после его смерти. Судьба могилы А.Д. Меншикова в Березове. Участь князей Долгоруковых: обстоятельства ссылки и первые годы их пребывания в Березове; донос Г. Андриянова и «дело 1735 г.». Березовский узник граф А.И. Остерман.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Кол-во часов

В том числе на проведение

Основные виды учебной деятельности

Инвар.

Вар.

Лабораторных работ        

Практических работ        

Контрольных работ

1

Введение

1

0

0

0

Объяснять: Смысл и назначение истории и ее регионального компонента.  Знать: Понятие «Сибирь». Югра - одно из древнейших названий народов и территории нашего края. Место и роль края в российской истории. Современное географическое и политико-административное положение округа Уметь показывать на карте объекты и события, анализировать и обобщать информации разных источников.

2

Раздел I. Наш край в древности

5

0

0

0

Знать хронологию, понимать исторические факты и явления, анализировать и обобщать информации разных источников Извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов.

3

Раздел II. Югорское средневековье

7

0

1

0

Знать: патриархальная семья, родовая община, соседская община, военная демократия, каганат; Полукочевое скотоводство, католичество, мадьяры, Колонизация, христианизация, гиперборейские. Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой. Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов.

4

Раздел III.  «Сибирское взятие»: Югра в конце XV – XVI вв.

8

0

0

0

Знать: Ясачные волости, имущественное и социальное расслоение, колонизация, христианизация, гиперборейские. Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой. Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов.

4

Раздел IV.  Под сенью двуглавого орла: наш край в XVII в

6

0

0

0

Знать: Воевода, подрядные воеводы, волостное управление, повинности ясачных людей, таможенная политика Служилые люди, посадские люди, гулящие люди, казаки Ясачные волости, имущественное и социальное расслоение. Уметь: извлекать информацию из различных источников, пользоваться картой. Составлять таблицы, определять по карте наиболее важные экономические районы страны, их экономическую специализацию, сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, составлять описание исторических объектов.

5

Раздел V.  В составе Российской империи (Югра в XVIII в.)

8

0

1

0

Знать: этнос, секуляризация, автономия, оброк, ясак, налог Подати, сословия, окладной ясак, подушная подать Уметь: Сравнивать информацию выявлять сходство и различие, создание презентаций.

ИТОГО

35

0

2

0

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ В 10 КЛАССЕ

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

По плану

По факту

02.09.2020

Введение

Раздел I. Наш край в древности

09.09.2020

Север Западной Сибири в каменном веке

16.09.2020

Север Западной Сибири в энеолите и бронзовом веке

23.09.2020

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

30.09.2020

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

07.10.2020

Природа и человек в представлении обских угров

Раздел II. Югорское средневековье

14.10.2020

Север Западной Сибири в железном веке

21.10.2020

Западносибирская прародина венгров

28.10.2020

Югра в системе мировой пушной торговли

11.11.2020

Походы новгородцев на Северный Урал и Зауралье в XI – п.п. XV вв.

18.11.2020

Образование угорских княжеств

25.11.2020

Государство сибирских татар в XIII – XV вв.

02.12.2020

Учебная конференция «Древняя земля»

Раздел III. «Сибирское взятие»: Югра в конце XV – XVI вв.

09.12.2020

Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства

16.12.2020

Сибирские татары в XVI в.

23.12.2020

Поход дружины Ермака в Сибирь

13.01.2021

Первые русские города и остроги в Западной Сибири

20.01.2021

Город Сургут

27.01.2021

Угорские княжества в составе Российского государства на рубеже XVI – XVII вв.

03.02.2021

Богатырь Тонья в эпосе и в истории

Раздел IV. Под сенью двуглавого орла: наш край в XVII в

10.02.2021

Северо-Западная Сибирь под властью Российского государства в XVII в.

17.02.2021

Русское население Северо-Западной Сибири в XVII в.

24.02.2021

Коренное население Северо-Западной Сибири в первой трети XVII в.

03.03.2021

Судьба властелинов приобской тайги

10.03.2021

Коренное население Северо-Западной Сибири в первой трети XVII в.

17.03.2021

Язычество и христианство на обских берегах

31.03.2021

Язычество и христианство на обских берегах

Раздел V. В составе Российской империи (Югра в XVIII в.)

07.04.2021

Народы края в XVIII в.

14.04.2021

Административное устройство и управление края

21.04.2021

Экономическое развитие края

28.04.2021

Государственные повинности

05.05.2021

Секретные узники Березова

12.05.2021

Культура и быт народов края

26.05.2021

Учебная конференция «Русские в Западной Сибири»

26.05.2021

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по истории родного края "Истоки"

В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического  воспитания  школьников, изучения  истории народа,  восстановления духовности. Любовь  к родине, народу, ...

программа факультатива "История родного края"

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «История родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в об...

рабочая программа кружка "История родного края"

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...

Рабочая программа по истории родного (Орловского) края

Данная программа предназначена для 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида...

Аннотация к рабочей программе по истории родного края 6 класс

Аннотация к рабочей программе по истории родного края содержит цели, перечень технологий, планируемые результаты....

Рабочая программа по истории родного края 8 класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебно...

Рабочая программа кружка "История родного края"

Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет...