Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка
статья по теме

Среди проблем, решаемых методикой иностранных языков, развитие аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии её компонентов  является одной из наиболее актуальных. Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решить эту задачу.

Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности, склонностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инна Викторовна Прилуцкая,

преподаватель иностранного языка,

КГБОУ СПО Технический колледж, Хабаровск

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Среди проблем, решаемых методикой иностранных языков, развитие аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии её компонентов (языкового, грамматического, учебно-познавательного, социокультурного, компенсаторного) является одной из наиболее актуальных. Овладеть же ей на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное.

Важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решить эту задачу.

Использование мультимедийных средств обучения помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности, склонностей. Мультимедийные технологии подразумевают использование таких средств обучения как:

1) программные средства (мультимедийные диски, презентации, видео-, аудио-ролики, ресурсы сети Интернет);

2) оборудование (ПК, аудио-, видеоаппаратура, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Использование различных образовательных средств ИКТ на уроках английского языка позволяет решить следующие задачи:

  • освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности;
  • выработка умений и навыков решения типовых практических задач;
  • выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях;
  • развитие способностей к определенным видам деятельности.
  • проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов;
  • восстановление знаний, умений и навыков;
  • контроль и оценивание уровней знаний и умений;
  • экономию времени при объяснении нового материала;
  • представление материала в наглядном, доступном для восприятия виде;
  • воздействие на разные системы восприятия студентов.

Использование компьютерных презентаций

Применение компьютерных компьютерной презентации на уроке позволяет повысить мотивацию учащихся, использовать большое количество иллюстративного материала, интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске, вовлечь студентов в самостоятельный творческий процесс обучения.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

Программы Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker удобны и при выполнении творческих проектных работ студентами с последующей демонстрацией на аудиторию. Студенты с удовольствием включаются в творческий исследовательский процесс, при подготовке проекта они изучают дополнительную информацию, разговаривают с другими людьми, ищут фотографии и рисунки, делают видео и аудиозаписи.

Использование видео и аудио

Видео и аудио представляет язык в живом контексте.  Учебные аудио(видео)курсы и видеоматериалы (художественные и документальные фильмы, мультфильмы, новости, музыкальные видеоклипы, реклама, видеоэкскурсии и т.д.) позволяют проводить различные ролевые или деловые игры, дискуссии, диспуты, показывать коммуникативную сторону языка через изучение мимики и жестов, практиковать навыки аудирования в естественном контексте, практиковать навыки описания и пересказа, обогатить словарный запас, стимулировать общение и беседу.

Использование интерактивной доски

Повышает эффективность занятий, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в группе.

Используя интерактивную электронную доску можно существенно разнообразить занятия, превращая нередко рутинные задания в красочную, интерактивную творческую коллективную работу.  

Использование интернет- ресурсов

Интернет-средства, позволяют общаться в режиме реального времени (чаты (видео и аудио), конференции, вебинары) и с задержкой во времени (форумы, электронная почта, сайты, блоги). Данные ресурсы, открывают новые возможности в преподавании иностранного языка, способствующих формированию и развитию:

  • коммуникативной компетенции, коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить классификацию и обобщение, синтез и анализ полученной информации;
  • умений использовать ресурсы Интернета с целью знакомства с культурно-историческим наследием стран изучаемого языка  и представлением собственной страны, края, города и т.д.

Анализ результатов внедрения ИКТ в процесс обучения английскому языку показал:

  • повышение мотивации к изучению иностранного языка;
  • приобретение опыта выступления перед аудиторией;
  • повышение самооценки студентов;
  • интенсификация занятия;
  • вовлечение студентов в самостоятельный процесс обучения.

Результативность применения ИКТ на уроках английского языка свидетельствует, что:

  • динамика увеличения качества знаний увеличилась на 37% (как показали срезы знаний студентов) с 45% до 82%;
  • субъективная удовлетворенность английским языком студентов 1 курса (по результатам анкетирования) увеличилась с показателя 5,8 на 6,8, после школы показатель был около 5,5 (оценивалась по 10-бальной шкале);
  • увеличилось количество участников в олимпиадах, конкурсах, в «Студенческой весне» с 5 до 11;
  • изменился интерес к иностранному языку (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели изменения интереса к иностранному языку

№ группы

Школа

Колледж

низкий

высокий

низкий

высокий

111

5 чел

7 чел.

3 чел.

9 чел.

121

2 чел.

4 чел.

4 чел.

6 чел

131

3 чел.

7 чел.

4 чел.

12 чел.

В заключении хотелось бы отметить, что:

  • использование ИКТ на уроках английского языка способствуют более эффективному развитию коммуникативной компетенции;
  • анализ успеваемости показал, что успеваемость и качество знаний улучшаются. Повышается мотивация, результативность учебного процесса, студенты вовлекаются в самостоятельный, саморегулируемый процесс обучения;
  • интеграция ИКТ позволяет успешно формировать общие компетенции, необходимые будущим специалистам среднего звена. Это усилит практическую составляющую учебного процесса и позволит осуществить подготовку квалифицированных специалистов, востребованных на современном рынке труда.

Список литературы

  1. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10.
  2. Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004.
  3. Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. – 2006. - №2. – с. 29-36.
  4.  Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. – 2007. – № 5. – с. 16-17.
  5. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005. - № 2. – с .162-166.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка.

Особую актуальность тема информационно-коммуникационных технологий на уроках приобретает в настоящее время,  когда основными стратегическими целями в свете модерниз...

Информационно-коммуникационная технология на уроках иностранного языка

Использование компьютерной технологии в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине....

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка

В статье отмечается роль информационно-коммуникационных технологий в развитии ИТК-компетентности учащихся. Указываются формы развития универсальных учебных действий с применением ИКТ; приёмы для деяте...

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...

Статья . Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке иностранного языка

Использование информационных технологий при обучении иностранному языку является одним из важнейших аспектов в оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать процесс ...

статья "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка в старшем звене"

Сегодня педагогическая деятельность должна отвечать современным требованиям образовательного процесса. Обучение иностранному языку сводится к практическому владению им на уровнях повседневного общения...