Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."
статья

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Использование информационно- коммуникационных технологий

на уроках иностранного языка как одного из способов повышения

качества и интенсивности процесса обучения.

Методическая разработка

для учителей немецкого языка

                    Автор: Воронкова Татьяна Григорьевна

учитель немецкого языка

МБОУ ЕСОШ №1 ст.Егорлыкская

высшая категория

Ключевые слова: образование, информационно-коммуникационные технологии,  учебный процесс, образовательные ресурсы.

      Меня, как учителя немецкого языка, постоянно волнует создавшееся положение с изучением немецкого языка в школах. Его заниженная роль как предмета «Иностранный язык» повлекла за собой уменьшение числа учеников, изучающих немецкий язык. Эта динамика ослабления позиции языка наблюдается, несмотря на развитие связей между Россией и Германией. Считаю, что роль учителя для сохранения немецкого языка в школе очень велика, поэтому, на мой взгляд, необходимо постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень и быть интересным   ученикам.  Великий И. В. Гёте сказал: «Хотеть недостаточно, надо действовать!». И я решила прививать интерес к изучению немецкого языка через применение информационно-коммуникационных технологий на уроках, во внеурочной деятельности и при подготовке внеклассных мероприятий.

       В эпоху глобальной цифровизации происходит активное внедрение инновационных информационных технологий в учебный процесс. В образовательные системы разных стран успешно интегрируются электронные библиотеки, дистанционные курсы и образовательные онлайн платформы. Благодаря внедрению цифрового обучения образовательный процесс становится более гибким и ориентированным на конкретного обучающегося, который может включаться в процесс в удобное для него время.
       Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т.к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ИКТ, методы проекта, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении. Основная цель моей деятельности заключается в выявлении возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках иностранного языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.

Актуальность методической разработки обусловлена и тем, что используемые в ней подходы и педагогические технологии соответствуют современным приоритетным социальным и личностным заказам. Они направлены на преодоление  противоречий между:

  • однообразием содержания учебного материала и многообразием форм использования ИКТ.
  •  отсутствием заинтересованности к изучению иностранного языка и высокими требованиями государственного образовательного стандарта.
  •  информационной насыщенностью и условиями учебного процесса
  • усилением социокультурного компонента содержания обучения иностранному языку и отсутствием взаимодействия с носителями языка в реальной жизни.

Цель: определить возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку  как одного из способов повышения качества образованияинтенсивности процесса обучения.

Задачи:

  • проанализировать влияние информационных технологий на качество знаний;
  •  показать образовательные возможности информационно-коммуникационных технологий.

Ожидаемый результат – повышение эффективности преподавания немецкого языка в области формирования коммуникативной компетентности с применением ИКТ.

Практическая значимость: при помощи ИКТ можно в корне изменить организацию процесса обучения, помочь учителю в их выборе и применении в практике преподавания иностранного языка. Результаты экспериментальной деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий  могут быть внедрены в процесс обучения иностранному языку.

Итак, активное включение информационно-коммуникационных технологий в систему обучения иностранных языков позволяет решить ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучении:

  • воспитывать системное мышление;
  • учить коллективной мыслительной и практической работе;
  • тренироваться в интерактивном общении в среде Интернет;
  • готовить  личность «информационного общества»;
  • развивать исследовательский интерес;
  • оптимизировать учебный процесс;
  • повышать интерес к изучению предмета;
  • формировать навыки в передаче и восприятии информации, в установлении обратной связи, в умении поддерживать коммуникации.

Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализации образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах в обучении, повышение интереса к получению знаний, положительную динамику сформированности языковых, коммуникативных, учебных компетенций, активное участие в проектной, творческой деятельности, во внеклассной работе по предмету.

Применение информационно-коммуникативных технологий  на уроках иностранного языка позволяет:

  • усилить образовательные эффекты;        
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • повышать познавательную активность обучающихся;
  • повышать качество усвоения материала;
  • осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
  • повысить интерес к изучению иностранного языка;
  • развивать творческую активность.

Используя информационно-коммуникативные технологии на уроках немецкого языка, я  ищу новые подходы к процессу обучения. Светотехнические средства (плазменный телевизор, компьютер) обеспечивают зрительное восприятие, которое в ходе обучения может выполнять самые разные функции: служить опорой для понимания речевой структуры, быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание, проецировать на экран различные ситуации для обучения говорению. Звукотехнические средства (лингафонный кабинет) позволяют мне осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении произношению, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме при обучении аудированию, говорению и чтению, способствуют интенсификации учебного процесса. Использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых, что способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной мною адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической, страноведческой теме. При отборе материала для создания презентации я определяю цели, задачи, учитываю возрастные особенности, потенциальные возможности, подбираю иллюстрации, использую мультимедийные возможности компьютера, продумываю содержание текстов, составляю сценарии, применяю анимационные и звуковые эффекты, анализирую подготовленную презентацию. Использование мультимедийных презентаций позволяет наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности в сочетании разнообразной текстовой аудио - и видео-наглядности.

Одним из способов применения информационно-коммуникационных технологий на уроках немецкого языка  являются компьютерные обучающие программы - мультимедиа.Упражнения направлены на развитие всех видов речевой деятельности. При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Положительные результаты качества проведения урока оказывают аудиокурсы, которые помогают закреплять лексические единицы, речевые образцы, грамматические структуры. Работа проводится в режиме: «Слушаю, вижу, повторяю, читаю». Если выработать систему ежеурочного повторения слов в течение 5-7 минут, то это даёт колоссальные результаты запоминания даже тем, у кого память слабая. К аудиокурсам прилагается интерактивная папка с Л.Е., Р.О., которые нужно отработать. Такой приём позволяет  развивать механическую память, зрительную память, навыки чтения.

Работая на уроке с ноутбуками, мне удаётся одновременно поработать с пробным вариантом по ВПР, составить  и решить кроссворды, поработать с навигацией через гугл-карты, если это необходимо.

Так, постоянно используя  ИКТ на уроках, я создала свою медиатеку, в которой хранится информация (презентации, картинки разбитые по лексическим или грамматическим темам, карты, таблицы, звуковые файлы разбитые по темам и т.д.) При ее использовании не надо тратить много времени на поиски необходимого материала. Мною разработаны мультимедийные приложения по внеклассному чтению для 2-4 класса, дидактические игры для усвоения грамматического материала.

https://yadi.sk/d/1JOaADzm9mtYdw?w=1

Для создания ММП мною используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point, Ispring Presenter Master Edition (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Internet).

Нельзя забывать, что при проведении уроков с использованием ММП необходимо соблюдать определенные гигиенические нормы:

а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м;

 б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП длительностью не более 5-8 минут, старших – 15 минут.

 Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и во внеклассной работе повышает информационную культуру учащихся, уменьшает утомляемость, усиливает мотивацию учеников, помогает сделать уроки более яркими, интересными и запоминающимися. Информационная карта инновационного опыта по данной проблеме помещена на сайте: narod.ru. https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fegroo81.narod.ru%2Fopit_innovatsii%2FIPO_Voronkova_T.G.docx&name=IPO_Voronkova_T.G.docx&lang=ru&c=573e52e454dc.

Чек-лист

Итак, для повышения преподавания немецкого языка в области формирования коммуникативной компетентности с применением ИКТ эффективны:

  1. Мультимедийные презентации
  2. Аудиокурсы
  3. Звукотехнические средства (лингафонный кабинет)
  4. Компьютер на каждого ученика
  5. Медиатека
  6. Интернет-ресурсы
  7. Дидактические игры
  8. Фильмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка.

Особую актуальность тема информационно-коммуникационных технологий на уроках приобретает в настоящее время,  когда основными стратегическими целями в свете модерниз...

Информационно-коммуникационная технология на уроках иностранного языка

Использование компьютерной технологии в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине....

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка

Среди проблем, решаемых методикой иностранных языков, развитие аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии её компонентов  является одной из наиболее актуальных. Использо...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках иностранного языка

В статье отмечается роль информационно-коммуникационных технологий в развитии ИТК-компетентности учащихся. Указываются формы развития универсальных учебных действий с применением ИКТ; приёмы для деяте...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы как средство повышения качества образования в рамках ФГОС»

Повышение качества обучения и уровня коммуникативных компетенций  учащихся через интеграцию педагогических и информационных технологий путем использования инфрмационно - коммуникационных технолог...