Работа с комиксами на уроке французского языка
план-конспект урока по французскому языку (7 класс) на тему

Использование аутентичного материала (комикса) на уроке французского языка как средства формирования межкультурной компетенции и модернизации содержания образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_komiksu.docx61.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование аутентичного материала

            (комикса) на уроке французского языка как

            средства формирования межкультурной

            компетенции и модернизации содержания

            образования

Для проведения урока c использование аутентичного материала мною был выбран комикс “ Tom-Tom et Nana, depart en vacances” по нескольким причинам:

Во-первых,  урок проведен в мае, накануне летних каникул и тема данного комикса была как никогда актуальна и интересна учащимся.

Во-вторых, лексика и грамматика данного комикс соответствовала уровню знаний учащихся 7-го класса, где был проведен урок.

В-третьих,  работа с комиксами всегда интересна учащимся, так как помимо ярких иллюстраций действий  в комиксах присутствуют разговорные выражения,  междометия, комиксы экспрессивны и иллюстрируют невербальное поведение. Все это способствует повышению интереса учащихся к изучению французского языка и формированию межкультурной компетенции.

В-четвертых, комикс является аутентичным текстом, позволяющим не только совершенствовать различные навыки и умения, но и способствовать познанию иной лингвокультуры, быта, французского характера, культурных реалий и традиций. Не секерт, что комиксы очень популярны во Франции и занимают особое место во французской культуре и литературе. Они обладают огромным дидактическим потенциалом и способствуют  обогащению межкультурного опыта учащихся.

План урока:

1). Организационный момент

2). Вводная беседа. Знакомство с историей возникновения комиксов, особенностями данного жанра, известными авторами и персонажами, структурой и его местом и ролью во французской культуре.

Слово “комикс” (от английского  comic) стойко ассоциируется с Америкой и на этом познания большинства из нас о комиксах заканчивается. На самом деле, “ столицы ”европейского комикса – Франция и Бельгия. Именно во Франции комикс провозгласили одним из “девяти важнейших искусств”.Здесь даже отказались от американского слова “комикс”  и предпочитают называть этот вид искусства “рисованными лентами” -  bande dessinee. Сокращенно BD.

Основателем BD называют франкоязычного швейцарца Рудольфа Тенфера, жившего в 19 веке.

Звездой довоенного BD был бельгиец Эрже, создавший серию BD про репортера-путешественника Тинтина (Tin Tin).

Главным журналом рисованных историй стал основанный Эрже “Le journal de Tin Tin”. Именно в этом журнале появились знаменитые гномики – Смурфики. Впрочем, Бельгия, которая поначалу была столицей франкоязычных рисованных историй,

Постепенно начала отходить на второй план. Законодателями мод стали Французы! Во Франции всегда были и остаются отличные художники, смелые сценарии и яркая техника исполнения.

Многие комиксы легли в основу фильмов и мультфильмов. Комикс-это рисованная история, сочетающая в себе литературу и изобразительное искусство. Это единство повествования и действия. В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и “немые” комиксы. Речь  передается с помощью филактера-“словесного пузыря”, изображенного в виде облачка, исходящего изо рта или головы персонажа.

Самые популярные комиксы во Франции – это истории о “Tin Tin” (сыщик – репортер), “Asterix” ( Галл), “Melusine “ (рыжеволосая ведьмочка), “Pif” (собака), “Gaston  Lagaffe” ( сыщик), “ Titeuf” (мальчик). В Виде комикса может быть представлен любой литературный жанр, даже классика.

(вводная беседа сопровождается видеоматериалом, с изображением персонажей комиксов).

3). Работа с комиксом:

    1. Avant la lecture ( стимулирование мотивации к работе с текстом комикса, предвосхищение возможных языковых, речевых и социокультурных трудностей):

    - l introduction des mots nouveaux:

         -la vignette

         - remplir les papiers

         - la securite social

         - la contravention

         - les impots

         - la facture

         - mon oeil!

         - avoir marre

         - deballer

         - Oh! Misère!

   -  regardez les vignettes de la BD et proposez de quoi s agit-il?

   -  trouvez les noms propres?

   -  remettez les vignettes de la BD dans un ordre chronologique?

   - regardez la BD, trouvez un titre et justifiez votre reponse?

4). Lecture du texte (понять текст комикса)

    - изучающее чтение

 (с комментариями, целью которого является обогащение фоновыми страноведческими знаниями,развитие интереса к межкультурным сопоставлениям)

  • finissez les phrases d après les evenements de la BD
  • definissez l idee principale de la BD (le probleme)

5).  Controle de comprehension (контроль понимания информации, содержащейся в комиксе).

    - Repondez aux questions sur la BD:

    -  Quand se passe l action?

    -   Qui sont les personnages de cette BD?

    -   Ou va la famille de Tom-Tom et Nana?

    -   A quelle heure devraient – ils partir?

    -   Quelles affaires les parents ont-ils fait?

   -  Quelle etait la reaction des enfants?

   -  D ou venait l eau de l inondation?

   -  Qu est-ce que les enfants faisaient dans la sale de bain? Poirquoi?

6). Apres la lecture ( выполнение упражнений с опорой на текст комикса, направленных на формирование аспектных навыков).

    - entrainement ( формирование языковых навыков и речевых умений, расширение социокультурных знаний, развитие речевого этикета и невербального поведения).

    a). trouvez les adjectifs, les noms, les verbes

    b). comblez les trous par les verbes a la forme qui convient et qu on utilise a la BD

         On y (aller) a la mer?

         On ne (partir) jamais!

         Je crois que ca y (etre).

         Moi, je (regler) tous les papiers.

         On (oublier) de vider le frigo.

         Il n y (avoir) plus qu a fermer le gaz.

         Pffff…..On (comprendre).

         Tiens! Les Dubouchons! On vous (croire) partir!

         Je te (prendre) en photos!

     c )regardez les vignettes de la BD et dites quelles emotions des personnages deprouvent-ils? Quelle est leurs humeur? Essayez d imitez l etat des personnages (les poses, l expression du visage).

      d). Trouvez les gestes qu utilisent les personnages et expliquez quels sentiments presentent-ils?

7). Etape productive (создание коммуникативной ситуации и совершенствование навыков межкультурного общения).

       a). decrivez un des personnage (vignette) de la BD.

        b). inventez ce qui se passera un jour après

        c). echangez vos impressions sur cette BD

        d). trouvez les phrases exclamatives suivantes:

           - Ah,non! Surtout pas, vous feriez des catastrophes!

          - J en ai marre!

             - Vous, vous allez par la et moi par ici!

           utilisez-les  dans des situations suivantes (une mere et ses enfants, un professeur et ses eleves)

8) Подведение итогов урока и оценка работы учащихся

9). Devoirs :   - выучить незнакомые слова

       - найти в комиксе звукоподражания и выписать их

       - разыграть по группам следующие сцены:

1) N1 des le debut jusqu a la scene ou on oublie vider le frigo (5 personnes)

2) N2 Jouer la scene a la cuisine ( 3 personnes)

3) N3 Jouer la scene dans la rue quand on s assieds dans la voiture (3 personnes)

 10) Организационный момент

Комикс может быть интегрирован в учебном процессе на любом этапе обучения с целью совершенствования различных навыков и умений , он является действенным средством формирования межкультурных компетенций так как сочетает в себе черты национального характера, быта, культурных реалий, разговорного зыка с присущими ему особенностями и иллюстрацией невербального поведения. Далее, в работе над этим комиксом предусмотрен рассказ по комиксу и обсуждение.

Урок был проведен в седьмом классе, в конце мая, накануне летних каникул. Все контрольные работы были написаны и так как на предыдущем уроке учащиеся выполняли тесты,  домашнего задания у них не было. Это позволило на данном уроке время, обычно посвященное проверке домашнего задания, посвятить непосредственно работе с комиксом (была проведена небольшая вводная беседа). Цель урока была знакомство с комиксами (это первая подобная работа для седьмого класса),стимулирование мотивации к работе с данным видом текста, развитие интереса к межкультурным сопоставлениям, формирование языковых навыков и речевых умений. Занятие состояло из следующих элементов: вводная беседа, знакомство со структурой и особенностями комикса,  изучающего чтения, контроля понимания, выполнения упражнений по тексту комикса и продуктивно-деятельного этапа. На каждый этап было отведено определенное количество времени. Материал был подобран соответственно грамматическим и лексическим знаниям учащихся на данном этапе обучения и  соответствующий возрастным особенностям детей. На уроке были использованы как фронтальные виды деятельности, так и групповые. Были созданы ситуации общения, которые позволили ученикам проявить самостоятельность. Все это можно отнести к положительным сторонам. Но были и отрицательные: работа с подобным аутентичным текстом проводилась впервые, приходилось постоянно поддерживать достаточно быстрый темп, не всегда удавалось активно задействовать всех учащихся. В целом, урок удался, цели были достигнуты. Первая работа с комиксам детям понравилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с песней на уроке французского языка.

Данный урок был проведен мною в 11 классе с целью  мотивированного развития навыков и умений иноязычной речевой деятельности учащихся старших классов. Урок с использованием песни преследует компл...

Система уроков по теме "Развитие аудитивных навыков и умений при работе с видеоклипами на уроках французского языка"

Система уроков направлена на знакомство учащихся с искусством Франции, современными французскими певцами, используется для развития аудитивных навыков и умений учащихся....

Работа с видеофильмом на уроке французского языка

Предлагаемый материал представляет собой пример работы с видеофильмом на уроке французского языка и содержит упражнения, позволяющие организовать работу на уроке до просмотра фильма, во время просмотр...

"Работа с песней на уроке французского языка"

Повышение культуры речевого общения в процессе овладения аутентичных песен на французском языке,  формирование уважительного отношения к национальным традициям,  возможно с помощью аут...

Развитие коммуникативных компетенций при работе с песней на уроке французского языка.

Дорогие коллеги! Представляю конспект урока по работе с песней ( из кинофильма Famille Belier)....

Методическая разработка. Тема: «Работа в парах на уроках французского языка».

Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, посколь...

Работа над проектом на уроке французского языка в 5 классе по теме « Notre journal de classe »

Этапы работы:1. Учащимся предлагается  оформить  классную газету о школе.    Класс получает задание   - придумать название газеты. Все предложения записываются на до...