Использование информационно-коммуникационных технологий для подготовки к уроку физики.
статья по физике (7 класс)

Светлана Анатольевна Медведева

Считаю применение ИКТ на уроках эффективным, так как это повышает познавательный интерес учащихся к изучению предмета, развивает внимательность, логику и образность мышления, активизирует интерес и дисциплинирует. Уроки получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе. Использование ИКТ позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизируют все виды памяти. Уроки с использованием ИКТ создают определенную эмоциональную обстановку, способствующую повышению интереса учащихся к предмету и более качественному усвоению знаний. Таким образом, использование ИКТ на уроках физики приводит к следующим положительным результатам: повышается интерес учащихся к физике, учащиеся вовлекаются в активную творческую, исследовательскую деятельность, развиваются творческие начала, самостоятельность, способность анализировать, сравнивать, обобщать, формируется положительная мотивации к изучаемому предмету, повышается качество обучения и успеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_fizike.docx462.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий для подготовки к уроку физики

ИКТ технологии могут быть использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно - оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а так же можно помочь ученику подготовиться самостоятельно, дома к уроку.

 Использование ИКТ позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, систиматизации материала (независимости от периодов отсутствия ученика), значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизируют все виды памяти (что немаловажно, так как не все дети воспринимают информацию одновременно зрительными и слуховыми образами, 80% информации воспринимается через зрение), а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, повышению качества обучения.

Объект исследования: процесс обучения физики в средней школе. Предмет исследования: применение средств современных информационно коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физики. Цель исследования: создать условия для повышения познавательного интереса учащихся путем применения средств современных информационно коммуникационных технологий.

В период дистанционного обучения я успешно использовала интернет платформы для создания учебных комплектов по разделам физики. Своим опытом делюсь в этой статье. Мой первый опыт:

Я создала укрупненные темы по классам и по разделам:

Затем необходимо отправить обучающимся адрес ссылки и в ленте новостей они увидят появляющееся задание. Информация о задании поступает на электронную почту.

Остается только выполнить задание учителя.

Электронных ресурсов по физике уже очень много.

  1. Электронные презентации - самый доступный вид электронных материалов, представляющий собой, по сути, демонстрацию слайдов, однако за счет специальных возможностей (гипертекст, анимация и др.) превращающий текст и графику в динамичный и эффектный образовательный ресурс.
  2. Аудио, видео и анимационные ресурсы - это сюжеты образовательного или исследовательского характера, созданные при помощи современных цифровых технологий.
  3.  Виртуальные уроки. Обучающие электронные ресурсы предназначены для ознакомления учащихся с изучаемым материалом, для формирования основных понятий, для отработки умений и навыков путём их активного применения в различных учебных ситуациях, а также для самоконтроля и контроля приобретенных знаний.
  4. Демонстрационные ресурсы позволяют показать на экране результаты компьютерного моделирования физических явлений и опытов, а также видеозаписи или анимации экспериментов и явлений.
  5. Контролирующие ресурсы позволяют учителю проводить текущий и итоговый контроль знаний и умений, приобретённых учащимися в процессе обучения. Как правило, это интерактивные вопросы с выбором ответа или электронные тесты.
  6. Электронные энциклопедии.
  7. Мультимедиа лекции. Это лекции, в которых синхронно с дикторским текстом на экране компьютера появляются: текст, в виде бегущей строки, основные формулы, графики, а также трёхмерные компьютерные анимации, видеофрагменты и фрагменты мультфильмов. Компьютерные модели, апплеты. Указанные ресурсы позволяют учащимся наблюдать на экране компьютера имитацию сложных и опасных процессов, например: работу ядерного реактора или лазерной установки, различные виды колебаний и волновых явлений, движение частиц в электрических и магнитных полях и т.д.

Самое главное заключается в том, что учащиеся могут управлять указанными процессами, изменяя соответствующие параметры модели.

Виртуальные лаборатории и конструкторы. Данные ресурсы представляют собой лаборатории, которые позволяют собирать на экране компьютера различные экспериментальные установки и проводить многочисленные эксперименты и исследования с использованием этих установок. Виртуальные лабораторные работы. Электронные задачники или пакеты задач. Целью данных ресурсов является обучение учащихся решению задач. Эти программы могут содержать задачи различного уровня сложности, справочные материалы, подсказки, а также полные решения задач. Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить.

 Применение ИКТ технологий может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" с оптимальной для усвоения скоростью. Например, при изучении темы «Основные положения молекулярно-кинетической теории» рассмотреть модель диффузии удобно при помощи анимации. Данная модель позволяет учащимся увидеть процесс диффузии в динамике, что невозможно воспроизвести с помощью лабораторного оборудования. Помимо этого у учащихся задействована зрительная память, что способствует наилучшему усвоению и запоминанию материала. При изучении темы «Броуновское движение» я использую сайт «Анимация физика», где в динамике представлена траектории движения частицы. Учащимся при изучении данной темы трудно представить как может двигаться частица, модель же позволяет наглядно показать траекторию движения, тем самым, повышая эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности. При проведении лабораторной работы «Взаимодействие параллельных токов» всю работы можно разделить на два этапа: проведение фронтального эксперимента и проведение компьютерной лабораторной работы. Компьютерную лабораторную работу надо проводить только после реальных физических экспериментов. С целью проверки правильности своих решений учащиеся проводят компьютерный эксперимент. В модели можно изменить направление тока, протекающего по проводнику, изменить соответствующие значения силы тока и пронаблюдать, как изменилась картина силовых линий магнитного поля. С помощью данной модели учащиеся могут проанализировать ситуацию, спрогнозировать, как изменится картина силовых линий, сравнить результаты, самостоятельно сделая выводы по работе.

На сегодняшний день существует много платформ доступных учителю. Они упрощают поиск материалов для уроков, предоставляют доступ к уникальным пособиям и стандартизируют многие процессы. Проще говоря, делают обучение более комфортным.

Цифровой образовательный контент

Каталог с 14 платформами, на которых доступно больше 1 300 онлайн-курсов. Для учителей и родителей здесь проводят отдельные вебинары, где обучают работе с цифровым контентом.

Учи.ру

Одна из самых крупных российских платформ. Она позволяет школьникам самостоятельно изучить предметный курс. А учителю через личный кабинет удобно отслеживать успеваемость класса.

СберКласс

Платформа, где ученик может составить гибкий учебный план. СберКласс удобен и учителям: он автоматически отслеживает успеваемость и позволяет больше времени уделять детям и их потребностям.

ЯКласс

Содержит 1,6 триллиона заданий для школьников. Сервис проверяет работы учеников автоматически, а интеграция с электронными журналами делает работу удобнее.

Яндекс Учебник

Ещё одна платформа от Яндекса. Она позволяет учителю назначать домашние задания, отслеживать нагрузку школьников, а также автоматически проверяет домашние задания.

Медиатека

Проект российского специализированного издательства учебной и педагогической литературы. Здесь учителя и ученики могут получить доступ к тысячам методических материалов.

Дерзайте!

Считаю применение ИКТ на уроках эффективным, так как это повышает познавательный интерес учащихся к изучению предмета, развивает внимательность, логику и образность мышления, активизирует интерес и дисциплинирует. Уроки получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе. Использование ИКТ позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизируют все виды памяти. Уроки с использованием ИКТ создают определенную эмоциональную обстановку, способствующую повышению интереса учащихся к предмету и более качественному усвоению знаний. Таким образом, использование ИКТ на уроках физики приводит к следующим положительным результатам: повышается интерес учащихся к физике, учащиеся вовлекаются в активную творческую, исследовательскую деятельность, развиваются творческие начала, самостоятельность, способность анализировать, сравнивать, обобщать, формируется положительная мотивации к изучаемому предмету, повышается качество обучения и успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов являетсяориентация на результат образования. Образовательные результаты,выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны сус...

Мастер-класс «Формирование мотивации к изучению предмета посредством использования информационно - коммуникационных технологий на уроках физики»

Создание электронных документов сложно и интересно. По качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятел...

Возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы

Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информи...

Возможности использования информационно-коммуникационных средств обучения на разных этапах уроков русского языка и литературы

Сегодня, когда стремительно развивается наше общество, к учителю предъявляются высокие профессиональные требования. Современный учитель должен иметь универсальную эрудицию, быть прогрессивным, информи...