Мастер-класс «Формирование мотивации к изучению предмета посредством использования информационно - коммуникационных технологий на уроках физики»
учебно-методический материал по физике (10 класс) по теме

Климова Светлана Васильевна.

Создание электронных документов сложно и интересно. По качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика использования мультимедийных презентаций на уроках

Слайд 2

Лицей это место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение. Современный человек чтобы чувствовать себя в мире комфортно, должен учиться постоянно, учёба для него должна стать естественным и интересным делом. Он будет востребован, если научится думать самостоятельно, будет способен решать проблемы, критически и творчески мыслить.

Слайд 3

Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям — вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии.

Слайд 4

«Мультимедиа-технологии»? Мультимедиа - компьютерная система и технология, обеспечивающие возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук и графику (в том числе движущееся изображение и анимацию).

Слайд 6

Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др.

Слайд 7

Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении учащихся: сообщить информацию развлечь научить создать мотивацию

Слайд 8

Презентация соответствует триединой дидактической цели урока: Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности учащихся. Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения; воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Слайд 9

1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. 2. В случаях выявления в слайдах презентации недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты. 3. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока. 4. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено. 5. Повышение уровня использования наглядности на уроке. 7. Учитель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 8. Изменяется, отношение к ПК. Ученики начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. 9. Повышение эффективности урока. Преимущества использования мультимедиа презентаций: 6. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся.

Слайд 10

Этапы подготовки мультимедийной презентации Структуризация учебного материала Составление сценария презентации Разработка дизайна презентации Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеофайлы, аудиофайлы) Подготовка музыкального сопровождения

Слайд 11

Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

Слайд 12

Требования к созданию слайдов Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

Слайд 13

Требования к созданию слайдов Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией. На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Слайд 14

Технология создания учащимися предметных презентаций 1. Процесс изучения информационного блока с выявлением ключевых понятий в их взаимосвязи. 2. Совместно с учителем составление сценария предполагаемой презентации, обсуждение содержания и дизайна каждого слайда. В процессе обсуждения учащийся еще раз повторяет изучаемый учебный материал, анализирует и систематизирует его, представляет в краткой графической форме. 3. Самостоятельная работа учащихся по созданию слайдов, поиск иллюстраций, схем, интересных фактов, фотографий. Данный этап может быть использован и как вариант домашнего задания. 4. Включение в презентацию слайдов обратной связи контролирующего характера ( проверь себя, ответь на вопросы, выбери правильный ответ), при этом вопросы и ответы на них составляет сам учащийся. 5. Создание слайдов нужно вести в режиме редактирования, что позволяет дополнять и изменять содержание слайдов, расширяя и углубляя представленный материал в виде портфолио. 6. Оформление презентации с использованием эффектов анимации, что позволяет последовательно предъявлять изучаемый материал по ходу урока. 7. Заключительный этап – обсуждение и/или конкурсный отбор представленных ученических работ, создание групповых презентаций по данной теме.

Слайд 15

Ошибки в оформлении титульного листа. Много текста. Выбран нечеткий шрифт. Неудачное сочетание цвета шрифта и фона. Несоответствие названия слайда и его содержания. Несоответствие содержанию слайда используемых иллюстраций. Текст закрывает рисунок. Рисунки нечеткие, искажены. Неудачные эффекты анимации. Излишнее звуковое сопровождение слайдов. Текст скопирован без изменений (ссылки Интернет). Недостоверность информации. Ошибки в завершении презентации. Типичные ошибки в ученических презентациях

Слайд 16

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо: избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение; ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п. дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся; учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Слайд 17

Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока:методика, технологические приемы, фрагменты уроков/ Г.О. Аствацатуров, канд.ист.наук. – Волгоград: Учитель, 2009. Герасимова В.А. О методах и приемах использования информационных технологий на уроках// http://www.openclass.ru/io/1/metody Драхлер, А.Б. К вопросу о презентациях//http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=13748&tmpl=Thread&BoardId=13751&ThreadId=14747&page=1. Знамеская, В.Н. Повышение мотивации изучения истории через создание мультимедийных ученических презентаций (обобщение педагогического опыта) // Директор школы. – 2005. – № 6. Использование мультимедийных технологий в школе// http://www.curator.ru/pedagog/media.html Пахомова,Е.М. Учитель в профессиональном конкурсе. – М: АПКиППРО, 2006. – 168 с.). Платонова, Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке // http://langetr.ucoz.ru/publ/1-1-0-24. Сажнева, Т.В. Особенности методики использования компьютерных презентаций на уроках химии// http://ito.edu.ru/2006/Rostov/II/2/II-2-23.html 9. Ситникова,М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр./ М.И. Ситникова.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. Литература



Предварительный просмотр:

 «Формирование мотивации к изучению предмета посредством использования информационно - коммуникационных технологий на уроках»

Цель:

Формирование личности выпускника, подготовленной к творческому отношению к профессии, осознанно стремящейся к приобретению знаний, умеющей осуществлять умственные операции (анализ, сравнение, обобщение),

Задачи:

- создание условий для формирования у каждого учащегося положительных мотиваций к изучению предмета;

- рациональная организация познавательной деятельности учащихся в ходе образовательного процесса;

- использование информационно - коммуникационной технологии для индивидуализации и дифференциации учебного процесса и повышения интереса к предмету.

Презентация педагогического опыта учителем

Я работаю на 1-2 курсах и часто сталкиваюсь с неумением учащихся  самостоятельно добывать знания, делать выводы, а главное, с потерей интереса к предмету.

Желание учиться – это, прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучия от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно, осознанная потребность в них.

Современное информационное общество требует наличие у каждого члена следующих навыков:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

-самостоятельно критически мыслить;

-грамотно работать с информацией;

-быть коммуникабельным;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Использование в образовании информационно-коммуникационных технологий позволяет формировать у учащихся названные качества.

Данная технология в обучении наряду с социально-нравственными задачами решает еще и дидактические проблемы:

-учит наблюдать с помощью компьютерных демонстраций сложные явления и процессы, которые можно представить на экране, увеличивая изображение или выделяя его часть;

- развивает навыки работы на компьютере;

-формирует умения работать с различными профессиональными пакетами программ – текстовыми, табличными процессорами, графическими редакторами, компьютерными презентациями; учит эффективно использовать универсальные базы наглядных медиа-обьектов (фото-, аудио-, видео- иллюстрации,  анимационные модели, интерактивные панорамы, таблицы, географические карты, хронологические шкалы и т.д.) в качестве наглядных и аудиовизуальных пособий при подготовке домашних заданий различных дисциплин.

Представление системы учебных занятий

Современный компьютер предоставляет пользователю большое количество возможностей, включающих в себя обработку числовой информации, создание и оформление электронных документов, и многое другое. Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники  учащимися является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки, диаграммы. Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно зачастую по качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности учащихся.

Для  учащихся профессиональных училищ особенно важно умение работать с тематическими документами и материалами профилирующих предметов - математики, физики, химии. Повысить свои технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера, учащиеся могут на уроках информатики и ИКТ.

При составлении рабочей программы по предмету учитель разрабатывает компьютерную поддержку предмета, определяет какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных программ. Компьютер при этом используется с самыми разными функциями и, следовательно, целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока.

В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний. Презентацию на уроке можно превратить в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем, презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. С большим удовольствием учащиеся сами готовят презентации, в 2012-2013 учебном году только учащимися  2 курса было подготовлено 35 презентаций по различным темам физики.

Методика использования компьютерных презентаций на уроках физики предполагает совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации обучения; улучшение качества обучения и воспитания, что повышает информационную культуру учащихся и уровень готовности к трудовой деятельности в современном обществе; демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видео клипы; звуковое сопровождение и музыка; графика, созданная на ЭВМ и т. д.).

Информационные технологии позволяют организовывать различного рода исследовательскую работу и самостоятельную практическую деятельность. Основным методом для реализации, которых служит метод проектов как на уроках, как информатики, так и на занятиях по физике.

Также учащиеся выполняют индивидуальные проекты.

Проведение

Методика разработки проекта с созданием его презентации по одной из  тем физики, входящей в экзаменационные билеты. В программе Microsoft Office PowerPoint создаются слайды.

Моделирование

Учащиеся сами создают мини-проект по выбранной теме.

Цель проекта: подготовить учащихся к экзаменам, а также установить тесную связь полученных знаний с их практическим применением. Необходимые данные берутся из электронных учебников, энциклопедий, материалов Интернета.

Рефлексия

Проводится защита проекта (дискуссия по результатам совместной деятельности).

Трудности и ошибки

Самое большие затруднения вызывает у учащихся составление плана ответа

Технология создания учащимися предметных презентаций

  1. Процесс изучения информационного блока с выявлением ключевых понятий в их взаимосвязи.
  2. Совместно с учителем составление сценария предполагаемой презентации, обсуждение содержания и дизайна каждого слайда. В процессе обсуждения учащийся еще раз повторяет изучаемый учебный материал, анализирует и систематизирует его, представляет в краткой графической форме.
  3. Самостоятельная работа учащихся по созданию слайдов, поиск иллюстраций, схем, интересных фактов, фотографий. Данный этап может быть использован и как вариант домашнего задания.
  4. Создание слайдов нужно вести в режиме редактирования, что позволяет дополнять  и изменять содержание слайдов, расширяя и углубляя представленный материал в виде портфолио.
  5. Заключительный этап – обсуждение и/или конкурсный отбор представленных ученических работ.

Типичные ошибки в ученических презентациях

  1. Ошибки в оформлении титульного листа.
  2. Много текста.
  3. Выбран нечеткий шрифт.
  4. Неудачное сочетание цвета шрифта и фона.
  5. Несоответствие названия слайда и его содержания.
  6. Несоответствие содержанию слайда используемых иллюстраций.
  7. Текст закрывает рисунок.
  8. Рисунки нечеткие, искажены.
  9. Неудачные эффекты анимации.
  10. Излишнее звуковое сопровождение слайдов.
  11. Текст скопирован без изменений (ссылки Интернет).
  12. Недостоверность информации.

13. Ошибки в завершении презентации.

На 3 курсе учащиеся работают над презентацией к защите дипломов.

Разработана единая форма оформления дипломной презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка"

Данная презентация содержит описание опыта по использованию ИКТ на уроках английского языка....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов являетсяориентация на результат образования. Образовательные результаты,выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны сус...

Статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в целях повышения мотивации к изучению предмета учащихся с ОВЗ »

Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности ИКТ учителем математики коррекционной школы....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики

Наше время – время перемен. Новые веяния пришли в российское образование. Появились новые подходы к извечным проблемам: как и чему учить, новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые в...