Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
учебно-методический материал по теме

Щукина Елена Сергеевна

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные программы расчитаны на работу в условиях логопедических групп специальных детский садов. Необходимым условием для улучшения качества и уменьшения сроков коррекционной работы на логопункте, является внедрение новых инновационных технологий. В совей работе я активно использую ИКТ и проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_tehnologii.docx253.88 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Учитель-логопед:

Щукина Елена Сергеевна

МБДОУ №17 города Нерюнгри

Нерюнгринского района

В настоящее время в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей этого возраста определяется не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный и личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, и игру, как форму образовательной деятельности, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства.

Федеральными государственными требованиями определены ведущие виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

В настоящее время одной из актуальных задач  специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушения языкового и речевого развития у дошкольников.

Основной целью работы учителя-логопеда, согласно новой программе ФГОС ДО, является подготовка ребенка, овладевшего основными  средствами общения  и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

        Свою работу на логопедическом пункте, я  строю основываясь на программы   - «Программа воспитания и обучения детей с ФФНР», «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой.  

Данные программы  рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада,  в связи с чем,  не совсем подходят для использования на логопедическом пункте  общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что  является  необходимым.  

 В отличие от работы в логогруппе, коррекция речи на логопункте не подразумевает проведения фронтальных занятий по формированию лексической стороны речи, развитию фонематического слуха, подготовке к обучению грамоте. Весь объем знаний, умений и навыков, помимо коррекции звукопроизношения, логопед должен дать в рамках индивидуальной и подгрупповой работы, что, в свою очередь, увеличивает количество времени на изложение учебного материала. Это тоже представляет определенные сложности в организации учебно-коррекционного процесса.

Поэтому необходимым дополнением к использованию основных программам по коррекции звукопроизношения, является внедрение в работу учителя-логопеда технологий педагогического воздействия, адаптированных для работы в условиях логопункта ДОУ. Что повлечет за собой улучшение качества и объема работы в целом.

Я выбрала для себя две, на мой взгляд, самых основополагающих в области логопедического воздействия и  наиболее подходящих дошкольному возрасту.

Современную жизнь невозможно представить без компьютера. Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф. Абдеев, В.П. Беспалько, Е.И. Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова и др.). Современные технические устройства позволяют проектировать новые педагогические информационные технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию дошкольников.

У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому яркий и доступный материал, представленный на компьютере, воспринимается очень легко, это не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания. А также самостоятельно осуществлять свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решение, доводить дело до конца. Все эти качества обеспечивают психологическую готовность к школе, развивают его волевые качества: самостоятельность, собранность, усидчивость и др.

Занятия с «мышкой» положительно влияют на развитии мелкой моторной функции, что является важным моментом в работе с детьми-логопатами. Кроме того, является предпосылкой к овладению письмом – совместная деятельность зрительного и моторного анализатора.

Таким образом, использование информационной технологии в работе с дошкольниками с ОНР, дизартрией и другими осложненными дефектами речи, является наиболее актуальной в логопедической работе.

В работе с детьми с ОНР, ФФНР, ФНР я использую компьютерную игру, разработанную пермской группой специалистов в 2008 году, под руководством профессора уральского госуниверситета З.А. Репина «Игры для Тигры». Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

 Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.         

В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: «Фонематика», «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение». Обучение с помощью компьютерных программ дает возможность организовать самостоятельную деятельность  каждого ребенка. При обучении аудированию каждый получает возможность слышать фонетически правильную речь; учится производить правильный выдох (плавный, сильный отрывистый и др.), при автоматизации звука ребенок произносит его,  визуально контролируя его артикуляцию на экране и может оценить  звучание, что немаловажно для профилактики сенсорной дисграфии и дислексии и  т.д.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности. Компьютер гарантирует конфиденциальность результатов. Таким образом, самооценка ребенка не снижается, и на занятиях создается психологически комфортная атмосфера. Компьютерное обучение соответствует принципам индивидуального обучения, так как ребенок может самостоятельно выбирать темп работы, уровень сложности и т.д. Например, изменять темп и ритм упражнения на развитие просодики в «Игры для Тигры».

  Большую помощь в оптимальном использовании времени на занятии мне  помогают презентации, разработанные самостоятельно, либо взятые из логопедического клуба «Логобург», которые идут в соответствии с лексической темой соответствующие определенному этапу работы над звуком.

   Считаю, что использование презентаций является одним из эффективных средств интерактивного коррекционно-развивающего обучения, так как оно позволяет подать наскучивший ребенку материал, в более яркой и интересной для восприятия форме.

Таким образом, используя видео как средство обучения, удается синтезировать все основные виды наглядности: зрительной, слуховой, моторной, предметно-образной, экстралингвистической, тактильный (мелкая моторика).  Видеофильм открывает перед учащимися возможность услышать аутентичную речь и подражать ее образцам, активизирует и развивает основные виды речевой деятельности, представляет лексические единицы и грамматические структуры, употребляемые в ситуациях общения.

        Подготовительный этап работы по внедрению проектной деятельности связанной  с активностью родителей в коррекционных мероприятиях совпал с программой развития семьи в рамках государственной политики.

 В стране стали активно разрабатываться различные программы в данной области, ежегодным стало проведение в нашем городе фестиваля «Семья года», в котором мы принимали активное участие.

С 2009 года очень активно стал работать проект «Семейная гостиная».

Для воспитателей я проводила лекции и обучающие тренинги, давала консультации, активно участвовала в консилиумах.

С родителями проводились ежеквартальные встречи в «Семейной гостиной», устраивались дни открытых дверей. Очень часто многие родители присутствовали на индивидуальных коррекционных занятиях. За 2011 год индивидуальные консультации посетило около сорока человек. Изменилась динамика речевого развития вследствие проведения новых коррекционно-педагогических мероприятий. Родители стали более активно выполнять с детьми домашние задания по логопедическим тетрадям, артикуляционные упражнения выполнялись более точно -  результат не заставил себя ждать: после 10 занятий у многих детей появился звук, а через два месяца ребенок был выписан из логопункта с хорошей динамикой.

В рамках проекта была оформлена выставка по теме «Семейное древо», в которой представлены и защищены проекты 6 семей.

В конкурсе, проведенном внутри прогимназии в проекте «Моя первая  книжка» победителями стали Сергей. С. и Настя П. В данный момент активно идет работа по мини-проекту «Веселые прищепки», разрабатывается программа работы с использованием прищепкотерапии для развития мелкой моторики.

P1010363            P1010368

На этапе разработки проект в области развития мелкой моторики «Лексические темы на кончиках пальцев», смысл данного проекта активизировать родителей и детей в создании методического пособия по закреплению лексических тем, через пальчиковую гимнастику. Подготовить иллюстрации к каждому стихотворению, самостоятельно придумать соответствующие движения. Параллельно осуществить словарную работу и автоматизировать поставленные звуки. Приветствуется сочинительство своих произведений.

В ходе использования информационной технологии, в  работе по автоматизации звуков, я активно применяю презентации, как пример: отрывок презентации на дифференциацию звуков Л и Р.

       

Литература:

  1. Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду». «Дошкольное воспитание», 1991,  № 5.
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2008.
  3. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». «Дошкольное воспитание», 2000,  № 11.
  4. Новоселова С.Л. «Компьютерный мир дошкольника» М.: Новая школа, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда, в условиях введения ФГОС.

В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному  развитию  школьника с нарушениями речи в новых условиях введения ФГОС. Применение...

Использование здоровьесберегающих и инновационных технологий в работе учителя-логопеда

Одной из задач ФГОС  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В процессе коррекционной работы логопеда во...

Коррекционные – развивающие технологии в работе учителя – логопеда

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками,  применении их в практической профессиональной деятельности....

Организация развивающей предметно-пространственной среды для использования игровой технологии в работе учителя-логопеда МАДОУ №75 Мартыненко Л.А.

Представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды и использования в ней игровой технологии для повышения мотивационной готовности детей с ТНР в процессе логопедически...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС»

Информационные технологии внедряются в различные сферы жизни,  становятся неотъемлемой частью современной культуры и образования. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового п...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...