Создание условий для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей в МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Каргополя.
статья на тему

Рябова Ольга Николаевна

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Педагоги дополнительного образования проявляют большую готовность к работе с незаурядными детьми, поскольку принципы неформального образования побуждают к свободному проявлению и раскрытию талантов и способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.Н. Рябова,

методист

МОУ ДО «дом детского творчества», г. Каргополь

Создание условий для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей в МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Каргополя.

В настоящее время все более приоритетной становится работа по развитию одаренности детей.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Педагоги дополнительного образования проявляют большую готовность к работе с незаурядными детьми, поскольку принципы неформального образования побуждают к свободному проявлению и раскрытию талантов и способностей. 

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждения дополнительного образования.

В МОУ ДО «Дом детского творчества» разработана «Программа развития творчески одарённых детей», которая является составной частью программы развития МОУ ДО ДДТ и способствует созданию системы целенаправленного выявления потенциальных способностей одарённых детей, их развития, педагогического сопровождения и поддержки в условиях учреждения дополнительного образования.

Одним из важных направлений деятельности педагогов в рамках данной программы является создание условий, оказание помощи и поддержки каждого талантливого и творчески одаренного ребенка.

Необходимым условием профессиональной деятельности педагогов, в направлении поддержки творчески одаренных детей, является всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Педагоги МОУ ДО «Дом детского творчества» повышают уровень своей профессиональной подготовки, работая над темами по самообразованию, посещая семинары-практикумы, слушая вебинары, онлайн-семинары, обучаясь на курсах повышения квалификации.

МОУ ДО ДДТ осуществляет обучение детей в возрасте 5-18 лет. Зачисление обучающихся проводиться на общих основаниях, без предварительного отбора, по заявлению родителей. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их. Обучение детей проходит в форме учебных занятий в одновозрастных или разновозрастных творческих объединениях (коллективах, студиях, клубах). Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.

Для развития творческого потенциала одаренных обучающихся педагогами МОУ ДО ДДТ разработаны и реализуются 22 дополнительные общеобразовательные программы и 8 индивидуальных образовательных маршрутов, составленных с учетом интересов детей и их родителей.

Выявление одарённых детей – продолжительный процесс, основанный на глубоком анализе развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одарённых детей усилия направляются на постепенный, поэтапный поиск одарённых детей в процессе их освоения дополнительных общеобразовательных программ.

В соответствие с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и аттестации обучающихся муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Каргополя Архангельской области», педагогами МОУ ДО ДДТ разработаны критерии результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы, на основании которых, проводятся входная, промежуточная и итоговая аттестации обучающихся. В ходе аттестации педагог проводит оценку знаний, умений, навыков, а также отслеживает мотивацию к обучению, творческую активность и достижения обучающегося.

Организация образовательного процесса в работе с одарёнными детьми в МОУ ДО «Дом детского творчества» строится на следующих принципах:

Принцип гуманизации – заключается в ориентации учебно-воспитательного процесса на личность обучающегося, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.

Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий обучающихся: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация заключается в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.

Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие обучающихся. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.

Формы и методика проведения занятий в объединениях МОУ ДО ДДТ дает возможность использовать тренинги, игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания. Для некоторых детей, которые быстрее других осваивают программу, создаются индивидуальные образовательные маршруты. В этом учебном году по ИОМ в МОУ ДО ДДТ занимаются 8 человек.

В объединении «Модульное оригами» педагог в рамках основной программы, занимается с талантливым обучающимся по индивидуальному графику внутри основного занятия параллельно с основной группой. Для обучающихся музыкальной студии «Парус» и объединения «Удивительные шашки» педагоги разработали индивидуальные программы для талантливых и творчески одаренных детей и занимаются с ними индивидуально, по особому графику.

Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через участие в городских, районных и областных мероприятиях; конкурсах, соревнованиях, проектную и исследовательскую деятельность.

Важным моментом работы с одарёнными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей. В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания, а также привлечение родителей к совместной творческой деятельности. На отчетных концертах, итоговых родительских собраниях в торжественной обстановке родители и дети награждаются благодарственными письмами администрации.

Результаты деятельности учреждения, достижения педагогов и детей находят отражение в СМИ: в районной газете «Каргополье» и на сайте учреждения.

Список информационных источников

  1. Русинова, Л.Г. Организация работы с одаренными детьми/ Л.Г. Русинова, Г.В. Панкратова, Н.Н. Канжина. - А.: АО ИОО, 2014.- 74 с.
  2. Русинова, Л.Г. Система работы с одаренными детьми в образовательной организации/ Л.Г. Русинова, Г.В. Панкратова, Н.В. Первышина,  М.С. Дятьлева, Н.А. Андрийчук, О.В. Фрунзе - А.: АО ИОО, 2014.- 50 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль педагога дополнительного образования в выявлении и развитии творчески одаренных детей»

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и...

Система работы педагога дополнительного образования по развитию творческой одаренности детей в коллективе художественно – эстетической направленности

Презентация из опыта работы по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности в творческом коллективе "Цветочный дизайн"...

«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»

В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы органи...

Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе

В статье описано как можно создать условия для для  выявления,  поддержки  и развития   одаренных детей, их творческого и интеллектуального роста в сельской школе....

РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ, СОПРОВОЖДЕНИЮ И РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В статье обобщаются некоторые теоретические положения и опыт работы педагога дополнительного образования по выявлению, сопровождение и развитию музыкально одаренных детей. Даются практические рекоменд...

Тема самообразования "«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования»

Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреж...