«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»
методическая разработка на тему

Орехова Эльвира Александровна

В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_deti_syut.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования «Станция юных техников»

г. Каменск-Шахтинский

Методическая разработка

«Дополнительное образование как средство выявления, поддержки и развития творческого потенциала одарённых детей»

Автор:  методист МБУ ДО «СЮТ»

             Орехова Э.А.

2017 год


Аннотация

«Гении падают с неба. И на один раз, когда он

встречает ворота дворца, приходится

сто тысяч случаев, когда он падает мимо»

Д. Дидро

В данной работе представлены принципы специализации образовательных программ дополнительного образования детей разного возраста, описаны основные направления, проблемы, принципы, формы и методы организации работы с одарёнными детьми в учреждении дополнительного образования.

Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности учащихся, наиболее полно отвечает этим критериям.

Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.

Приоритетный национальный проект «Образование» и образовательная инициатива «Наша новая школа» нацеливают учреждения дополнительного образования  на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым учащимся, способствуют увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности Станции юных техников.

МБУ ДО «СЮТ» ориентировано на формирование у детей спортивно-технической направленности, выявления активных и одаренных исполнителей, приобщения к лучшим образцам отечественной культуры, развитие исследовательских и проектных навыков. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей, позволяя решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Но в решении данной проблемы существует ряд противоречий:

  • между социальным заказом на подготовку одаренных детей в области техники и творческой деятельности и низким социальным статусом работников образования, во многом объясняющий нежелание родителей одаренных детей профессионально ориентировать их на эту сферу деятельности;
  • между стремлением коллектива обеспечить «среду успеха» каждому одаренному воспитаннику для выявления и развития их творческого потенциала и недостаточным материально-техническим, информационно- техническим и дидактическим обеспечением МБУ До «СЮТ»;
  • между потребностями воспитанников в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития;
  • между важностью признания успехов одаренных детей для их успешной самореализации и недостаточностью финансовых средств для обеспечения участия воспитанников в областных и городских конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

Виды одаренности:

  • В практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
  • В познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр);
  • В художественно–эстетической деятельности – хореографию, сценическую, литературно – поэтическую, изобразительную, музыкальную одаренность;
  • В коммуникативной деятельности – лидерскую одаренность;
  • В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

. В учреждение дополнительного образования детей часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение технической творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. В дополнительном образовании можно использовать такой мощный ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие технических предметов, что в обычной школе затруднено предметным расчленением содержания образования. Вместе с тем данная форма работы с одаренным ребенком таит серьезные опасности. Важно не создавать у ребенка чувства исключительности: и потому, что оно может не получить подтверждения в дальнейшем, и потому, что объединения посещают не только особо одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься техникой, и отношения с ними должны складываться гармонично.

Две другие опасности, к сожалению, нередко исходят от педагогов. Первая — это эксплуатация неординарных способностей ученика ради престижа учебного заведения, что часто идет во вред ребенку. Вторая — это неосознанное стремление руководителя реализоваться через воспитанников, что ведет к кажущейся успешности результата за счет нивелирования личного эстетического опыта и индивидуальности детей. В обоих случаях одаренный ребенок оказывается не целью, а средством для решения задач взрослых.

Если всех этих трудностей удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей.

Задумываясь над организацией и формами работы с одаренными детьми, администрация и педагогический коллектив Станции юных техников, прежде всего стремятся к созданию целостной системы, в которой работа творческих объединений воспитанников ориентировалась бы на конкретную идею. Такой смыслообразующей идеей для нас явилась идея создания среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры.

В выборе подходов к осуществлению работы с одаренными детьми наша принципиальная позиция состоит в том, что мы не отбираем одаренных детей, а принимаем всех детей и работаем с ними в контексте деятельностной парадигмы. Сущность ее в том, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам - успех в деятельности. Главным принципом нашей работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.

Деятельность по обучению, развитию и поддержке одаренных детей в МБУ ДО «СЮТ» осуществляется в ходе решения комплекса взаимосвязанных задач:

  • обеспечение условий для личностного и индивидуального развития детей, создание ситуации успешности для них;
  • предоставление возможностей получения широкого спектра услуг дополнительного образования;
  • формирование системы интеллектуальных и творческих состязаний, в том числе, с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • создание механизма поиска и выявления одаренных и талантливых детей;
  • психолого-педагогическое сопровождение и социальная поддержка одаренных детей;
  • развитие системы повышения квалификации педагогов для работы с одаренными детьми;
  • стимулирование педагогов, работающих с одаренными детьми;
  • взаимодействие с родителями одаренных обучающихся.

Станция юных техников, предоставляя широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, дает большие возможности для развития детской одаренности. Однако только во взаимодействии с социальными партнерами мы можем создать такую общую творческую среду, которая обеспечит возможность самовыражения и самореализации каждому обучающемуся.

На основе социологических опросов, анкетирования, бесед, наблюдений среди субъектов образовательного процесса было выявлено, что 59 % опрошенных родителей не информированы, где можно реализовать творческие способности своих детей, 62% не рассматривают творческие достижения своих детей как основополагающие в дальнейшем профессиональном становлении. Среди педагогического коллектива 46% считают, что им необходима методическая помощь в разработке новых педагогических технологий, в вопросах сопровождения одаренного ребенка в образовательном процессе. Согласно проведенной диагностики 30% детей, занимающихся в творческих объединениях, демонстрируют актуальную одаренность, т.е. они проявляют высокий уровень выполнения деятельности, высокую продуктивность деятельности по сравнению со своей возрастной нормой, обладают хорошей мотивацией и устойчивым интересом. Для таких детей необходимы индивидуальные образовательные программы и разработанные индивидуальные образовательные маршруты. 50% обучающихся обладают потенциальной одаренностью, но имеют низкий уровень мотивации и саморегуляции.

Одаренность детей является самой важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни. Для выявления одаренности ребенка достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. С одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки.

Критерии одаренности ребенка:

  • решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
  • в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
  • общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками;
  • речь ребенка отличается повышенной выразительностью.

Для выявления и развития одаренности в МБУ ДО «СЮТ» применяются следующие формы и методы:

  • тренинги;
  • сложные игры, т.к. именно такие игры более интересны для детей такого уровня;
  • моделирование творческой ситуации;
  • образовательные программы, в которых проектируется маршрут деятельности педагога дополнительного образования, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребенка, а следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами.

Развитие творческого потенциала одаренных воспитанников предполагает разработку и реализацию специальных программ. В эти программы должны быть включены, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. При разработке образовательной траектории для одарённых детей разного возраста применяются следующие принципы специализации образовательных программ:

  1. Содержание образовательной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.
  2. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет детям переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
  3. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
  4. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
  5. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в выставках, мероприятиях и т.д.
  6. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с социумом, природой, культурой и т.д.
  7. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы.

Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

  • деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);
  • формирование внутренней мотивации;
  • предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития;
  • рефлексия;
  • возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;
  • соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;
  • интегративный подход;
  • проектное обучение;
  • модульная технология;
  • технология полного усвоения;
  • инновационные компьютерные технологии.

Формы и методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т.п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания.

В нашем учреждении выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:

  • индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
  • коммуникативные и иные тренинги;
  • работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступает, как правило, педагог высшей квалификационной категории или методист);
  • мастер-классы, творческие лаборатории, мастерские;
  • система творческих конкурсов, олимпиад, выставок;
  • детские научно-практические конференции и семинары;
  • формирование банка данных «Одарённые дети».

Особое значение в воспитании одаренных детей имеет система продуктивной, творческой деятельности, основанная на внутренних мотивах воспитанников, дающая право на собственное мнение и ошибку и создающая возможность для экспериментирования. Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ воспитанников Станции юных техников, творческие отчеты, персональные выставки, фестивали, процедуру итоговой и промежуточной аттестации, конкурсы «Творчески одарённый воспитанник», «Лучший обучающийся по итогам года». Также это участие в областных и всероссийских конкурсах, выставках, и соревнованиях разного уровня.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Исследование как средство развития творческого потенциала у детей с ОВЗ "

В статье рассказано об организации НОУ  в образовательном учреждении для детей P { margin-bottom: с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время, с целью повышения интереса к уче...

«Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся"

Дополнительное образование увеличивает постранство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. Педагоги дополнительного образования помогают обучающимся реализовы...

Создание условий для выявления, поддержки и развития творчески одаренных детей в МОУ ДО «Дом детского творчества» г. Каргополя.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с уче...

«Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий, исследовательской и проектной деятельности».

laquo;Развитие творческого потенциала одарённых детей через использование инновационных технологий,  исследовательской и проектной деятельности»....

Конкурсное испытание "Педагогический совет". Тема "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у высокомотивированных детей".

Педагогическая дискуссия на тему "Формирование эффективной системы  выявления, поддержки и развития способностей  у высокомотивированных детей"....

Управленческий сетевой проект «Дополнительное образование как один из ресурсов в развитии личностного потенциала немотивированных детей»

Идея проекта заключается в вовлечении немотивированных учащихся школ г.Надым в систему дополнительного образования для выявления и развития их личностных потребностей в самореализации, интересов, форм...