Социокультурный проект «Экология и мы» как способ формирования у детей основ экологической культуры
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Петрова Ольга Александровна

в данной статье представаляен социокультурный проект «Экология и мы» как способ  формирования у детей основ экологической культуры экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx478.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей труду; они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Кукла всегда была воплощением культурных и жизненных ценностей той или иной эпохи. Сейчас на полках магазинов появилось множество кукол. Такая кукла отражает и анатомическую сторону человека, но не достаточно духовного содержания. А вот через тряпичную куклу, которая присутствовала на протяжении всей жизни человека, передавалась мудрость, опыт. На кукле обучались мастерству изготовления одежды, приготовления пищи, умения вести хозяйство, разыгрывались обряды, разучивались песни. И мне захотелось самой углубленно изучить традиции русского народа и передать это своим воспитанникам.

Все девочки любят играть в куклы, как любили их бабушки и прабабушки. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции.

Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду и творчеству.

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

  • сам процесс изготовления приносит радость;
  • работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;
  • при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук; C:\Users\Пользователь\Desktop\Конкурс Петрова\фото внеурочка\z_8dbb3c3c.jpg
  • изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли;
  • застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

В своей работе я использую следующие методы обучения:

  • методы эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол); C:\Users\Пользователь\Desktop\Конкурс Петрова\фото внеурочка\RFxHTN7LYc0.jpg

  • методы развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества);
  • методы творческих проектов (создание ситуации творческого процесса: самостоятельные открытия, выводы, анализ результата)

Изучение русских традиционных кукол направлено на достижение следующих личностных результатов: 

1. Овладение принципами и правилами изготовления собственной куклы;C:\Users\Пользователь\Desktop\Конкурс Петрова\фото внеурочка\IMGP6321.JPG

2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение истории своего народа; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к предметам истории, технологии, окружающий мир.

Метапредметными результатами являются:

1. Овладение составляющими проектной деятельности, включая умения самостоятельно изготовить куклу, давать определения понятиям, классифицировать, объяснять;

2. Овладение умением работать с разными источниками  информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,  словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

3. Овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к Родине, семье, одноклассникам;

4. Овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.

Предметными результатами становятся:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: - владение историей создания народной куклыC:\Users\Пользователь\Desktop\Конкурс Петрова\фото внеурочка\XhDqYowuLuU.jpg

2. В ценностно-ориентационной сфере: - знание основных приемов изготовления традиционных кукол; - проектирование и создание собственной куклы

3. В сфере трудовой деятельности: - знание правил при работе с ножницами и иголками; - соблюдение правил работы с ножницами и острыми предметами.

4. В сфере физической деятельности: - развитие мелкой моторики.

5. В эстетической сфере: - овладение умением оценивать с эстетической точки зрения изготовленные куклы.

Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию обучающихся, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни. 

 В частности в нашей гимназии имеется большой опыт международных обменов и дети с радостью принимают участие в мастер-классах для иностранных гостей. Это мотивирует детей к изучению иностранных языков, а так же они с гордостью делятся  историей и традициями своей Родины.

Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Я очень рада, что интерес к русской кукле у нас в гимназии не снижается, что к урокам присоединяются не только те, кто записан, но так же и проходящие мимо свободные от дел дети.

В последние годы у нас расширился выбор внеурочной деятельности для ребят среднего школьного возраста. Очень радостно смотреть, что дети, кто прошел курс традиционной русской куклы, перешли на курс построения одежды.

В планах стоит идея реализовать программу тетра мод традиционной русской одежды.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».

Формирование экологической культуры детей  - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк»,  объединение «Творчеств...

Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»

  Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...

Формирование основ экологической культуры через развитие эмоционально-личностного отношения к домашним животным

Дорогие друзья, задумайтесь, сколько бездомных животных вынуждены скитаться по холодным улицам города и страдать от голода и болезней? Сколько животных ютятся в маленьких клетках, не видя ласки и вним...

Консультация для педагогов «Кейс-технология, как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Материал знакомит с кейс-технологией, как инновационным средством по экологическому образованию дошкольников....

Проект «Разработка пособия для формирования основ экологической культуры у детей, подростков и молодёжи с глубокими нарушениями зрения»

В настоящее время проблема стремительного ухудшения экологической обстановки как нельзя более актуальна в России. Однако всеобъемлющее руководство, включающее конкретные рекомендации, при выполнении к...