Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
методическая разработка (5 класс)

Хохлова Ирина Владимировна

    Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить ее творения. Мир, окружающий ребенка – это мир природы, с неисчерпаемой красотой.  Наша цель – неторопливо и бережно ввести детей в ее мир , дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес.                           

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ  РМ «Инсарская  общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

«Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках  реализации ФГОС ОВЗ»

                                                          Подготовила: воспитатель Хохлова И.В.

2021 г.

« … Перед человеком открылась

радость жизни потому, что он

услышал шепот листьев и песню

кузнечика, журчание весеннего

ручейка и переливы серебряных

колокольчиков в горячем летнем небе

- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни

и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Умей и ты слушать эту музыку.

Дорожи красотой береги ее».

В.А.Сухомлинский

Красота родной природы воспета многими писателями и поэтами. Ее очарование и волшебное воздействие доступно каждому человеку. Но мало знать название растений, природу нужно еще и любить: уметь видеть красоту восхода и заката солнца, постоянно открывать в природе что-то новое для себя, т.е. быть чутким и наблюдательным.

       Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить ее творения. Мир, окружающий ребенка – это мир природы, с неисчерпаемой красотой.  Наша цель – неторопливо и бережно ввести детей в ее мир , дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес.                          

         Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте у ребенка развиваются эмоционально – ценностные отношения к окружающему миру. Ребенок взаимодействует с природой. Сложнее воспитывать экологическое самосознание у детей с интеллектуальной недостаточностью. Таким детям свойственна инертность мышления, слабость сравнения, они гораздо позднее, чем их сверстники усваивают какой-либо материал. Необходимо в работе учитывать их психологические, индивидуальные особенности. Для педагога очень важно формировать экологические знания, нормы и правила поведения в природе. Но дети с интеллектуальной недостаточностью зачастую не видят и не ценят красоту окружающего мира, они не задумываются  о связях, существующих в природе. Для них природа не обладает самоценностью.

             Исходя из этой проблемы, можно сформулировать следующие задачи:

Задачи и цели экологической направленности:

  • -моделирование экологического общения детей с разнообразными представителями природы;
  • - создание  условий для проявления положительного эмоционального отклика на общение с природой;
  • - развитие  навыка рационального природопользования;

    Нарушение процессов восприятия, памяти, мышления, речи детей с интеллектуальной недостаточностью, ставит задачу коррекционной работы на занятиях по экологическому воспитанию:

  • - усвоение необходимого объема знаний, и умение применять полученные знания.
  • - формирование правильной речи, пополнение словарного запаса;
  • - расширение кругозора,
  • - развитие творческих способностей.
  •  -формирование бережного отношения к окружающей природе

а главное - желание создавать, а не разрушать!

Сколько бы мы не говорили о красоте, о природе важно (особенно  учащихся школ-интерната  8 вида), слова  часто остаются словами, для таких ребят необходимо подкреплять  словесную информация, наглядностью, сменой деятельности. Вот почему необходимо систематически организовывать , экскурсии, прогулки на природу .

Для того чтобы реализовать все эти задачи у педагога имеется ряд средств, в частности поэтических. Очень важно, чтобы стихи были хорошие, понятные детям с интеллектуальной недостаточностью. Например, стихи Ивана Бунина.

    На  беседах про экологию  дети актуализируют свои знания о домашних и диких животных, о птицах, о насекомых, о деревьях. Наблюдают за изменениями, происходящими в живой и неживой природе.    Чувства и ум ребенка  развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.  Важно  хотя бы попытаться показать детям красоту первого снега, увидеть оттенки вечерней зари, прелесть красной кисти рябины под снегом . Сумеем ли мы с вами затронуть в душе ребенка с интеллектуальной недостаточность,  эмоциональные струны или нет, зависит от нас с вами.

     Экскурсии  помогают сблизить детей с природой.  Наблюдения  за сезонными изменениями природы, описания  с последующей фиксацией в календарях погоды, измерения снежного  покрова,  обсуждение  осенних, весенних и зимних пейзажей, рассматривание  растений (в разное время года), позволяет учащимся пополнять словарный запас, строить логические цепочки, развивает воображение и тренирует память.  Циклические наблюдения в природе являются непосредственным фундаментом для закладывания основ экологического мышления школьника с интеллектуальной недостаточностью..

На элементарном уровне дети  учатся обобщать и систематизировать знания о временах года, о явлениях природы. Дети приобретают первый опыт исследовательского метода познания окружающего мира.

         Экологическое воспитание – это процесс формирования у детей осознанного  правильного отношения  к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

           Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта ребенка с растениями, имеющимися в помещении и на территории школы.

          Внешний и внутренний интерьер школы способствует созданию психологического комфорта. Кабинеты и спальни школы-интерната  должны быть  эстетично оформлены, неотъемлемой частью такого оформления должны быть комнатные и садовые цветы , другие  растения.

         Озеленением класса  это совместная деятельность педагога и детей, что создает предпосылки для создания доверительных отношений взрослого и ребенка. Большинство детей с удовольствием учатся ухаживать за цветами, знакомятся с названиями, весной отростки цветов увозят домой.

     Большое значение имеет цветочное оформление пришкольного участка.

           Необходимость благоустройства и озеленение школы обусловлено тем, что большинство наших детей  с интеллектуальной недостаточностью страдают психоневрологическими расстройствами, у них нарушена эмоционально-волевая сфера. Работа по оформлению пришкольного участка помогает снимать эмоциональное напряжение, снижает агрессию.

 Наша задача: уменьшить влияние отрицательных эмоций, этому и способствует красота окружающего пространства, которая дает положительные эмоции детям.

Для наших детей важно видеть результаты своего труда, поэтому все этапы работы, при работе на пришкольном участке (засыпка земли, рыхление, подготовка и высаживание рассады, полив, прополка), развивают у ребят ответственность за порученное дело, развивают трудовые навыки, чувство прекрасного, пополняют знания о природе (они видят, как из семечка вырастает прекрасное растение …)

 Вопросы экологического воспитания  с успехом можно решать  и на внеклассных мероприятиях. Формы и методы реализации данного направления являются: беседы, воспитательные и классные часы, экологические недели, конкурсы рисунков, изготовление поделок из природного материала, практические занятия.

Мероприятия экологической направленности содержат игровой, занимательный, развивающий характер, что предусматривает воспитание у детей экологической культуры.

В результате  использования разных форм, способов деятельности с детьми, происходит расширение экологических представлений младших школьников, идет процесс формирования норм и правил поведения в природе, происходит процесс развития ценностного отношения к миру живой природы.

 

Список используемой литературы и информационных источников:

  1. Л.С. Выготский,  Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
  2. И.А. Сичко, О.В. Рубан, статья «Использование педагогического наследия  В. А. Сухомлинского в экологическом воспитании младших школьников» // http://www.scienceforum.ru/2013/26/6819 (V Международная студенческая электронная научная конференция  «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2013 года)
  3. В. А. Сухомлинский, Родина в сердце //  Издательство: «Молодая гвардия» 1980 г.
  4. В. А. Сухомлинский, Как воспитать настоящего человека // Издательство: «Педагогика» 1990 г.
  5. http://www.lib.cap.ru/ekolog/eco_kal.asp // Виртуальный экологический центр
    культуры и информации
  6. http://www.herzenlib.ru/ecology/ecology_calendar/detail.php?CODE=2013_tema_ec_kalend // Центр экологической информации и культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерн...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе групповой работы

Развитие коммуникативных умений и овладение коммуникативными навыками у обучающихся с ОВЗ является важнейшей составляющей в процессе обучения. От того насколько развиты коммуникативные умения ...

ЛФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Лечебная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям...

ФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс

Личностные и предметные результатыВ структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) ко...