Проект «Разработка пособия для формирования основ экологической культуры у детей, подростков и молодёжи с глубокими нарушениями зрения»
проект по экологии (7 класс)

В настоящее время проблема стремительного ухудшения экологической обстановки как нельзя более актуальна в России. Однако всеобъемлющее руководство, включающее конкретные рекомендации, при выполнении которых каждый человек уменьшит своё негативное влияние на окружающую среду, нелегко найти в плоскопечатном виде, тогда как материалы шрифтом Брайля на эту тему отсутствуют. Следовательно, экологическое пособие будет крайне востребовано среди лиц с глубокими нарушениями зрения как в учебных целях, так и в целях повышения общей культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых»

                                                                                 

ОБСУЖДЕНО                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Методическим объединением                                          Директор ГБОУ ШОР №1

учителей                                                                   -----------------Вишнивецкий И.В.

Протокол № __от _____ 2022г.                              ------------------ 2022 г.

 

 

Учебный проект

Разработка пособия

«40+ правил экологичного поведения в повседневной жизни»

 

 

 

Исполнитель:

Пфанненшмидт Э.

Куратор проекта:

Кекнохаева Л.Д.                                                                                                

                                                                                               

 

г. Москва. 2023 г.

Оглавление

                                                                                                                           стр.

Введение                                                                                                              3

Основная часть                                                                                                    5

Глава 1. Экологический опрос                                                                           5                                              

Глава 2. Внеклассное мероприятие «Экологический марафон»                     7

Глава 3. Организация пункта сбора электроотходов в ГБОУ ШОР №1       14

Заключение                                                                                                          16

Список литературы                                                                                             17

Приложения                                                                                                         18

Введение

В наши дни экологические проблемы хорошо освещены в школьной программе. О них говорят на природоведении, географии, биологии, экологии и других предметах. Однако, когда речь заходит об устранении проблем, обычно рассказывают о глобальных решениях, таких как постройка очистных сооружений. О том, что каждый школьник может сделать для уменьшения своего углеродного следа, говорят довольно мало. Поэтому у детей может сформироваться ощущение того, что они не в силах повлиять на ситуацию. Экологические книги с практическими советами для детей и подростков издаются в основном за границей и редко переводятся на русский язык. А книг такого рода, написанных шрифтом Брайля, в нашей стране либо пока нет, либо они малоизвестны.

Создание пособия с практическими советами по уменьшению влияния на окружающую среду для обучающихся ГБОУ ШОР №1 поможет восполнить этот пробел в локальном масштабе. К тому же, поскольку пособие будет создано специально для школьников с глубокими нарушениями зрения, советы в нём будут даваться непосредственно в соответствии с возможностями и образом жизни таких детей.

Цель: создать пособие для повышения экологической культуры детей, подростков и молодёжи с глубокими нарушениями зрения.

Задачи:

1. Определить уровень экологической культуры учащихся ГБОУ ШОР №1 при помощи анкетирования.

2.  Определить области, в которых человек с нарушениями зрения может оказать положительное влияние на окружающую среду.

3. Собрать информацию по вопросу, пользуясь источниками литературы, документальными фильмами и вебсайтами экологической направленности.

4. Обобщить информацию.

5.  Составить и отредактировать текст пособия.

6.  Провести мероприятие экологической направленности для вызова у учащихся интереса к проблемам окружающей среды и к пособию.

Актуальность: в настоящее время проблема стремительного ухудшения экологической обстановки как нельзя более актуальна в России. Однако всеобъемлющее руководство, включающее конкретные рекомендации, при выполнении которых каждый человек уменьшит своё негативное влияние на окружающую среду, нелегко найти в плоскопечатном виде, тогда как материалы шрифтом Брайля на эту тему отсутствуют. Следовательно, экологическое пособие будет крайне востребовано среди лиц с глубокими нарушениями зрения как в учебных целях, так и в целях повышения общей культуры.

Предмет исследования: Экология

Объект исследования: Экологическое просвещение

 


Глава 1. Экологический опрос

Для определения актуальности проекта и для выявления интереса целевой аудитории к экологическим проблемам среди учащихся 7-12 классов ГБОУ ШОР №1 был проведён опрос.

Текст опроса

Анкета на выявление интереса к экологическим проблемам

1. Как с греческого языка переводится слово «экология», и что изучает эта наука?

2. Волнуют ли Вас проблемы окружающей среды?

А) Да, очень.

Б) Да, в умеренной степени.

В) Я редко вспоминаю об их существовании.

Г) Нет, не волнуют.

Д) Другое (пожалуйста, дайте развёрнутый ответ).

3. Считаете ли Вы, что человек отчасти виновен в появлении серьёзных экологических проблем на Земле?

А) Да.

Б) Нет.

В) Я об этом не задумывался.

Г) Другое (пожалуйста, дайте развёрнутый ответ).

4. Перечислите экологические проблемы, которые Вы знаете.

5. Считаете ли Вы, что слепой или слабовидящий школьник может сделать что-то для улучшения экологической обстановки на Земле?

А) Да.

Б) Нет.

В) Я об этом не задумывался.

Г) Другое (пожалуйста, дайте развёрнутый ответ).

6. Считаете ли Вы, что, когда с нами говорят о проблемах окружающей среды, нам дают слишком мало практических советов?

А) Да.

Б) Нет.

В) Я об этом не задумывался.

Г) Другое (пожалуйста, дайте развёрнутый ответ).

7. Приведите несколько примеров того, что каждый из нас может делать для экономии ресурсов земли (например, выключать свет при выходе из комнаты).

8. Хотели бы Вы вести более экологичный образ жизни?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не знаю.

Г) Другое (пожалуйста, дайте развёрнутый ответ).

9. Что мешает Вам вести более экологичный образ жизни?

А) Ничего.

Б) Я не знаю, что для этого нужно делать.

В) Мои родители против.

Г) Я боюсь, что меня не поймут друзья.

Д) Мне лень.

Е) Я считаю, что всё равно ничего существенно не изменю.

Ж) Другое (пожалуйста, дайте развёрнутый ответ).

10. Хотели бы Вы почитать пособие с советами по ведению более экологичного образа жизни, сделанное специально для слепых и слабовидящих школьников?

А) Да.

Б) Нет.

В) Другое (пожалуйста, дайте развёрнутый ответ).

(Таблицу с ответами участников опроса см. в файле «Приложение 1. Ответы обучающихся»)

Итоги опроса

После анализа ответов 69 респондентов можно сделать следующие выводы:

1. 32% респондентов знает перевод слова «экология», а 54% имеет представление о её объекте изучения.

2. 91% волнуют проблемы окружающей среды.

3. 94% считает, что человек отчасти виновен в появлении экологических проблем на Земле.

4. 71% назвал от 2 до 5 экологических проблем.

5. 80% считает, что слепой или слабовидящий школьник может сделать что-то для улучшения экологической обстановки на Земле.

6. 42% считает, что, когда с ними говорят о проблемах окружающей среды, им дают слишком мало практических советов; у 33% противоположное мнение.

7. 81% привёл от 0 до 2 примеров.

8. 58% хотело бы вести более экологичный образ жизни.

9. 46% ничего не мешает вести более экологичный образ жизни.

10. 70% хотело бы почитать пособие с советами по ведению более экологичного образа жизни, сделанное специально для слепых и слабовидящих школьников.


Глава 2. Внеклассное мероприятие «Экологический марафон»

В рамках проекта 13 декабря 2022 года состоялось мероприятие под названием «Экологический марафон». В мероприятии участвовали три команды, набранные из обучающихся 7-12 классов; также было организовано взаимодействие со зрителями.

Актуальность: данное мероприятие ориентировано на воспитание у обучающихся чувства личной ответственности за сохранение природы, разумного отношения к природным ресурсам. Человек и природа взаимосвязаны, забота о природе - это забота о человеке и о его будущем.

Цель: обратить внимание учащихся на личную причастность каждого человека к решению экологических проблем.

Задачи

1. Улучшить коммуникативные навыки учащихся при помощи работы в группе.

2. Сформировать у учащихся представление о применении экологических знаний на практике.

3. Привить учащимся природоохранные, валеологические навыки.

Ход мероприятия

Конкурс 1. «Представление команд»

Команда получает по баллу за название и за девиз, если они связаны с экологией.

Конкурс 2. «Музыкальная разминка»

Команда получает один балл, если объясняет, что герой песни делает правильно или неправильно с экологической точки зрения. И ещё один балл, если объясняет, почему то, что герой делает, правильно или неправильно.

(Использованные фрагменты песен см. в файле «Приложение 2. Фрагменты песен»)

Конкурс 3. «Верю / не верю»

Команда получает один балл, если правильно ответит на вопрос, и ещё один балл, если сможет объяснить, почему она так ответила.

1. Если зарядное устройство вставлено в розетку, но от него ничего не заряжается, оно всё равно потребляет электроэнергию.

Ответ: правда.

Пояснение: электроэнергия, потребляемая зарядным устройством, тратится на его нагрев. Когда зарядное устройство подключено к розетке постоянно, 95% энергии используется впустую.

2. Пищу экологичнее готовить на максимальном огне.

Ответ: ложь.

Пояснение: когда вода закипит, её температура перестанет повышаться, а большая часть электроэнергии будет тратиться на её испарение. Поэтому после закипания воды лучше переключаться на низкотемпературный режим готовки.

3. Электроприборы делятся на классы по энергоэффективности (количеству потребляемой энергии). A+ - не самый энергоэффективный класс приборов.

Ответ: правда.

Пояснение: самый энергоэффективный класс приборов - A++. Информация об энергоэффективности часто указывается на этикетке прибора.

4. Мыть посуду вручную экологичнее, чем использовать посудомоечную машину.

Ответ: ложь.

Пояснение: всё зависит от количества посуды. Посудомоечную машину лучше загружать полностью. Она расходует примерно в десять раз меньше воды, чем человек, моющий это количество посуды вручную. А если посуды мало, экологичнее помыть её самостоятельно.

5. Твёрдое мыло экологичнее жидкого.

Ответ: правда.

Пояснение: твёрдое мыло расходуется медленнее и реже содержит консерванты.

6. Если стоит выбор между бумажным и пластиковым одноразовым пакетом, лучше выбрать пластиковый.

Ответ: правда.

Пояснение: для производства бумажных пакетов вырубаются леса. К тому же при их производстве в атмосферу выбрасывается на 70% больше вредных веществ, чем при производстве пластиковых. А на мусорных полигонах условия для разложения бумажных пакетов часто неблагоприятные.

7. За минуту из включённого крана вытекает примерно три литра воды.

Ответ: ложь.

Пояснение: за одну минуту из включённого крана вытекает от семи до девяти литров воды.

8. Электронные письма не имеют экологического следа.

Ответ: ложь.

Пояснение: прежде чем достичь получателя, письма попадают на серверы (мощные компьютеры), которые потребляют энергию для обработки данных и охлаждения. Подсчитано, что отправка одного электронного сообщения приводит к выбросу в атмосферу четырёх граммов углекислого газа, а сообщения с вложениями - к выбросу от двадцати до пятидесяти граммов углекислого газа. Поэтому стоит отписаться от ненужной рассылки.

9. Пластика, изготовленного на основе томатов, не существует.

Ответ: ложь.

Пояснение: существует пластик, изготовленный из остатков картофеля, томатов, бананов и даже сыра.

10. Законы об охране окружающей среды появились после промышленной революции.

Ответ: ложь.

Пояснение: законы об охране окружающей среды существовали ещё в Древнем Риме.

11. Бумажные стаканчики разлагаются в течение полугода.

Ответ: ложь.

Пояснение: чтобы они не размокли, бумажные стаканчики покрывают тонким слоем полипропилена. Этот вид пластика разлагается сотни лет.

12. В России в некоторых кофейнях клиенту делают скидку, если он приходит с собственной кружкой.

Ответ: правда.

Пояснение: например, скидку можно получить в сетях кофеен «Starbucks» и «Азбука вкуса».

13. Бумагу можно перерабатывать от четырёх до семи раз.

Ответ: правда.

Пояснение: с каждой переработкой качество бумаги ухудшается. Бумага состоит из длинных волокон, поэтому каждый раз, когда она перерабатывается, эти волокна будут укорачиваться, и в следующий раз ее будет сложнее перерабатывать.

14. В Испании ежегодно проходит битва апельсинов, в ходе которой используется столько апельсинов, сколько жители этой страны съедают за год.

Ответ: ложь.

Пояснение: битва апельсинов проходит в Италии. В Испании проходит битва помидоров.

15. Каждый год жители Земли выбрасывают примерно 125000 нормально работающих смартфонов.

Ответ: ложь.

Пояснение: жители Земли выбрасывают около 125000000 работающих смартфонов.

Конкурс 4. «На страницах и экранах»

Команда получает один балл за ответ на поставленный вопрос и один балл, если говорит название мультфильма, фильма или художественного произведения.

1. Какого природного бедствия, часто случающегося на Земле, всеми силами старался не допустить юный житель астероида Б-612?

Ответ: извержения вулканов. Книга «Маленький принц».

2. За перевод какого продукта был наказан мальчик Филька - главный герой рассказа Паустовского?

Ответ: за перевод хлеба. Рассказ «Тёплый хлеб».

3. Какую экологическую проблему решали роботы в мультике, название которого совпадает с именем главного героя?

Ответ: проблему мусора/проблему загрязнения окружающей среды. Мультфильм «ВАЛЛ-И».

4. Какая проблема поднимается в фильме, в котором главного героя - это фамилия всемирно известного композитора?

Ответ: проблема жестокого обращение с животными / проблема нелегальных опытов над животными. Фильм «Бетховен».

5. К какому виду оружия можно отнести содержимое тёмно-синей геометрической фигуры, описанной в повести Кира Булычёва?

Ответ: к биологическому оружию. Повесть «Лиловый шар».

6. Погоня за каким животным в одном из романов Жюля Верна привела к гибели руководящего, обязанности которого пришлось взять на себя мальчику лет пятнадцати?

Ответ: погоня за китом. «Пятнадцатилетний капитан».

7. Что перестал делать пёс из повести Эдуарда Успенского, когда ему купили фотоаппарат?

Ответ: охотиться на зверей (с настоящим ружьём). «Трое из Простоквашино».

8. О какой проблеме говорится в мультике, название которого напоминает прогноз погоды?

Ответ: о проблеме пищевых отходов. Мультфильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек».

9. Как оленёнок из повести Феликса Зальтена лишился матери?

Ответ: её убили охотники. Повесть «Бемби. Биография из леса».

Итоги мероприятия

Мероприятие показало, что обучающиеся 7-12 классов ГБОУ ШОР №1 имеют достаточно высокий уровень экологической культуры и обладают хорошими навыками работы в команде.

По окончании мероприятия его участники получили эко-призы. Участники первой команды – термобутылки, участники второй команды – биоразлагаемые авоськи, участники третьей команды – многоразовые металлические трубочки для напитков со специальными ёршиками для чистки.

«Экологическим марафоном» ребята остались довольны.


Глава 3. Организация пункта сбора электроотходов в ГБОУ ШОР №1

Цель: сформировать экологическую культуру обучающихся школы-интерната №1 в сфере обращения с электроотходами.

Задачи:

1. Выявить степень экологической опасности электроотходов для человека и окружающей среды.

2. Найти сотрудников, готовых отвозить собранные в школе электронные отходы в пункты их приёма.

3. В коридоре 4 этажа установить контейнер для сбора электроотходов, подписанный шрифтом Брайля и плоскопечатным шрифтом.

4. Провести агитационную работу с учащимися.

Ожидаемые результаты: установка контейнера позволит изменить отношение обучающихся к опасным отходам и раздельному сбору мусора, поспособствует сбору электронных отходов в ГБОУ ШОР №1 и их сдаче в пункты приёма.


Глава 4. Разработка пособия «40+ правил экологичного поведения в повседневной жизни»

Пособие «50+ правил экологичного поведения в повседневной жизни» предназначено для повышения экологической культуры детей, подростков и молодёжи с глубокими нарушениями зрения. Оно содержит более 40 простых советов по уменьшению негативного влияния на окружающую среду.

 Пособие может быть использовано обучающимися на уроках природоведения в начальной школе, биологии и экологии в средней и старшей школах. Может также быть полезным взрослым, желающим уменьшить свой углеродный след.

Пособие существует в электронном виде и в случае заинтересованности целевой аудитории будет напечатано шрифтом Брайля.  

 

Заключение

Социологический опрос выявил, что 94% опрошенных считает, что человек отчасти виновен в появлении серьёзных экологических проблем на Земле. 80 % респондентов считает, что слепой или слабовидящий школьник может сделать что-то для улучшения экологической обстановки на Земле. 58% хотело бы вести более экологичный образ жизни

         Изучены русскоязычные и англоязычные интернет-источники  и литература экологической направленности.

Издано электронное методическое пособие «40+ правил экологичного поведения в повседневной жизни», содержащее более 40 советов по уменьшению негативного влияния на окружающую среду.

Проведено внеурочное мероприятие «Экологический марафон» в целях формирования у обучающихся интереса к проблемам окружающей среды и к пособию.

Организован пункт сбора электронных отходов. В коридоре 4 этажа установлен контейнер для сбора электроотходов, подписанный шрифтом Брайля и плоскопечатным шрифтом.

Список литературы и интернет-источники.

1."The New 50 Simple Things Kids Can Do to Save the Earth". Earth Works Group

"Generation Green: The Ultimate Teen Guide to Living an Eco-Friendly Life". Linda Sivertsen and Tosh Sivertsen

2."365 Ways to Live Green for Kids: Saving the Environment at Home, School, or at Play--Every Day!". Sheri Amsel

3.https://www.kino-teatr.ru/blog/y2019/4-29/

4.https://www.careelite.de/en/sustainable-internet-surfing-tips/

5.https://www.logo-pak.ru/ekologichnost-paketov-bumazhnye-tkanevye-ili-plastikovye

6.https://www.vedomosti.ru/gorod/ourcity/articles/nol-othodov-kak-rabotayut-magazini-bez-upakovki-v-moskve

7.https://www.wearedonation.com/en-gb/do-actions/step-up/

8.https://www.onegreenplanet.org/lifestyle/rechargeable-batteries-a-better-choice/

9.https://gorod-plus.tv/article/50271

10.https://izvmor.ru/novosti-partnerov/5-prichin-pochemu-darit-srezannye-tsvety-neekologichno/

11.https://presnya.mos.ru/housing-and-communal-services-and-accomplishment-tariffs/the-reform-of-the-housing-and-utilities/energy-saving-and-energy-efficiency-increasing/practical-advice-on-the-efficient-use-of-electricity.php

12.https://sher.media/pochemu-est-myaso-ne-ekologichno/

13.https://greenpeace-ru.turbopages.org/greenpeace.ru/s/blogs/2021/08/03/pochemu-nuzhno-otkazyvatsja-ot-chekov/

14.https://ecobnb.com/blog/2021/10/reduce-digital-carbon-footprint/

15.https://loudwire.com/downloading-music-better-environment-than-streaming/

16.https://www.meteovesti.ru/news/63528431873-sbor-rakushek-nevinnoe-razvlechenie-prednamerennyj-vred?ysclid=lef6dcvnqx215653736

17.https://www.green.earth/blog/what-is-the-impact-of-having-one-tree-planted

18.https://justhouseplants.com/benefits-of-indoor-plants/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Формирование основ экологической культуры в младшем школьном возрасте на базе подросткового клуба по месту жительства «Огонёк».

Формирование экологической культуры детей  - одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Работая в подростковом клубе по месту жительства «Огонёк»,  объединение «Творчеств...

Презентация на тему "Формирование основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений.      НЕ случайно экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества...

Методическая статья «Организация и проведение вокально-музыкального проекта, как метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения»

В статье рассмотрен метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения на примере организации и проведения вокально-музыкального проекта «Поколение»....

Доклад на семинаре по дефектологии «Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»

  Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует ...

Формирование основ экологической культуры через развитие эмоционально-личностного отношения к домашним животным

Дорогие друзья, задумайтесь, сколько бездомных животных вынуждены скитаться по холодным улицам города и страдать от голода и болезней? Сколько животных ютятся в маленьких клетках, не видя ласки и вним...

Консультация для педагогов «Кейс-технология, как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Материал знакомит с кейс-технологией, как инновационным средством по экологическому образованию дошкольников....