Методическая разработка урока "Кровь - самая удивительная ткань нашего организма"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Викулова Елена Владимировна
Урок входит в состав раздела  «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена 
на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных 
образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования 
по биологии для 8 класса « Биология. Человек» под редакцией В. В. Пасечника. Разработка 
включает сценарный план урока, технологическую карту урока, презентацию, приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 VII Межмуниципальный конкурс «Мой мультимедийный  урок-2014»

Методическая разработка урока по теме:

«Кровь - самая удивительная ткань нашего организма».

                                                 Автор: Викулова Елена Владимировна,

                                                                     учитель биологии высшей кв. категории

                                                                     МБОУ – СОШ №1 р. п. Степное

                                                                     Советского района Саратовской области

п. Степное - 2014 г.

        

Урок входит в состав раздела  «Внутренняя среда организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования  по биологии для 8 класса « Биология. Человек» под редакцией В. В. Пасечника, основной общеобразовательной программы, реализуемой  МБОУ-СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области в 2013-2014 учебном году.

Тема урока: «Кровь – самая удивительная ткань нашего организма».

Класс: 8

Место проведения: кабинет биологии

Дидактические цели:

Образовательная: сформировать  у обучающихся  понятия о составе крови, продолжить обобщение знаний о клеточном строении организмов. Рассмотреть взаимосвязи строения и функций компонентов крови.

Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.

Задачи:

Образовательные: рассмотреть значение крови в организме человека; исследовать состав данного вида соединительной ткани; соотнести строение клеток крови с выполняемыми функциями.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных  и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить  умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.

Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, таблиц), словесный (беседа), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение  заданий исследовательского характера, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в группах, самостоятельная работа в индивидуальных  картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний

Вид урока: урок-лаборатория

Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, таблица «Кровь», ПК, мультимедийная презентация.

Оборудование для учащихся: световые микроскоп, образцы микропрепаратов, индивидуальные рабочие листы, дополнительная текстовая информация.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: определение  понятий: «внутренняя среда организма», «эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты», «плазма крови», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.

РегулятивныеУУД: умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов)  с тем, что еще не известно, заполнить   схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать  информацию  из одного вида в другой.

Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. 

Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием, умение работать с различными источниками информации.

Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.

Технология обучения: модерация (интерактивное обучение)

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Сценарий  урока: «Кровь - самая удивительная ткань нашего организма».

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности (5 мин.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне,

поиск и  формулирование  темы урока.

Учитель: Ребята сегодня в течение нашего урока вы будете работать в группах. При входе в кабинет вам были вручены фигурки определенного цвета, что и позволило нам сформировать 2 группы. Двое ваших товарищей остались вместе со мной не случайно. Они будут сегодня моими помощниками и одновременно модераторами, т.е. организаторами работы внутри вашей группы (слайд). На слайде вы видите девиз нашего урока:  «Есть идея – не молчи, дослушай – потом говори, знаешь – расскажи, отвергая – предлагай, ибо только в споре рождается истина». Я прошу модераторов занять свои рабочие места в группах. И мы начинаем.

Сегодня наш урок будет  посвящен самой удивительной ткани нашего организма,  которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, её приносили в жертву богам. Ее образно называют «плененным морем».  Маленькая частичка этой ткани может рассказать многое о состоянии здоровья вашего  организма. Не случайно французский  физиолог Клод Бернар называл эту ткань  – “ зеркалом организма”. Ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке? У ваших модераторов есть таблички с вариантами ответов, пожалуйста поднимите табличку с верным на ваш взгляд вариантом ответа. Давайте вместе с вами сформулируем тему и запишем  ее в ваших РК («Кровь – самая удивительная ткань нашего организма») (слайд).

Постановка проблемных вопросов: Как кровь переносит кислород, ведь газы плохо растворяются в жидкостях? Почему она течёт из раны, а потом останавливается?   Если рану не обработать, то может возникнуть заражение крови – почему? Почему иногда рана может  гноиться? Почему нельзя переливать кровь человеку, не сделав предварительно анализ?

 Чтобы ответить на все эти вопросы,  какие задачи мы должны решить сегодня  на уроке?

(Возможные варианты ответов: Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет?) На эти вопросы мы  с вами будем искать ответы на уроке. Мы должны доказать, что данный вид ткани во многом определяет жизнедеятельность нашего организма. 

2. Актуализация знаний и затруднений в деятельности (7 мин.)

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.

Задание №1: Используя текстовую информацию, которую предоставят вам модераторы, прошу подготовиться группам и ответить на вопросы: (на слайде): Общее количество крови в литрах в организме взрослого человека? Сколько %  составляет кровь от массы тела человека? В каких «депо» задерживается до 60% крови?

Ребята, а к какому типу тканей относят кровь? (Соединительная ткань).

Кровь выполняет в нашем организме несколько функций. В чем они заключаются? Ответить на этот вопрос нам поможет  видеофрагмент.  С  помощью модераторов выполните задание №1 в ваших РК: назовите функции крови по опорным понятиям (модераторы проверяют выполнение заданий, если это необходимо консультируют).

Учитель: И так кровь в нашем организме выполняет: транспортную, регуляторную, защитную и выделительную функции. 

3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта (12 мин.).

Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения

максимальное использование самостоятельности в добывании знаний,  анализ учащимися возникшей ситуации,  построение учащимися нового способа действий.

Работа с рисунком с.43 и слайдом презентации № 6. Удивительная ткань нашего организма  состоит из жидкой части (плазмы) и взвешенных в ней клеточных (форменных) элементов: эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. В состав плазмы входят неорганические вещества: вода, минеральные вещества и органические вещества, белки (фибриноген), жиры, углеводы.

Выполнение задания на слайде:

Задание: Сравните состав морской воды и плазмы  крови человека и дайте ответ на вопрос: «Почему кровь называют «плененным морем»? 

Оказывается, учёные обнаружили удивительное сходство в составе солей крови и морской воды. Образно говоря, ощущая солёный вкус крови, мы чувствуем вкус вод того древнего океана, частицу которого мы сохранили внутри себя. Кровь и есть «плененное  внутри нашего организма море», содержащее  0,9 %  NaCI.

Учитель: При введении в кровь лекарственных веществ нужно всегда заботиться о том, чтобы солевой состав вводимых растворов по концентрации соответствовал составу плазмы. Поэтому лекарства для введения в кровь готовят на физиологическом растворе. Физиологический раствор вводится также людям, потерявшим большое количество воды, для сохранения их жизни.

Мы переходим к страничке урока «Волшебные диски»

В 1 кубическом мм  крови человека 4,5- 5 млн эритроцитов- красных кровяных телец. Форма - в виде двояковогнутого диска, снаружи покрыты мембраной.  Зрелые эритроциты не имеют ядра, в отличие от эритроцитов лягушки.  Это связано  с основной функцией эритроцитов – транспортной, которая осуществляется белком гемоглобином. Отсутствие ядра позволяет связывать и переносить больше кислорода в единицу времени чем ядерным эритроцитам рыб и лягушек. В состав гемоглобина входит железо, которое и придает крови красный цвет.

Дополнительная информация модераторов:

1.Модератор: Я хочу обратиться  к своей группе с вопросом: Все ли животные имеют кровь красного цвета? Оказывается, у некоторых животных, кровь бесцветна и по составу еще ближе к морской воде. У других моллюсков (например, головоногих) она имеет голубой цвет. Кислород у них переносит не гемоглобин, содержащий железо, а белок, содержащий медь.

Дополнительная информация модераторов:

Ребята, кто ответит мне на вопрос: почему разрезанное яблоко темнеет?

Ответ: Это доказывает, что в нем находится железо, и на воздухе это железо как бы окисляется. При этом происходят процессы ржавления – изменение степени окисления железа, появления соединений железа со степенью окисления  +3. Чем более коричневым на срезе становится яблоко  - тем оно полезнее. Что мы доказали? Что яблоки содержат соединения железа.

Дополнительная информация модераторов:

Низкое содержание гемоглобина одна из основных причин малокровия.

Повысит содержание гемоглобина в крови употребление железосодержащих продуктов.  Перед вами набор продуктов растительного происхождения, я предлагаю вам выбрать железосодержащие (курага, зерна пшеницы, лук, петрушка, яблоки, белокочанная капуста, зеленый горошек, фасоль, помидоры).

Учитель:

Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества, а выносится углекислый газ и ПР. Живут  эритроциты приблизительно 120-130 дней. Образуются в красном костном мозге. Разрушаются в селезенке и печени. Участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма, т.к. являются компонентами внутренней среды.

Открываем страничку «Санитары нашего организма». К  форменным элементам крови относятся лейкоциты, или белые кровяные тельца. Это довольно крупные бесцветные неопределенной формы клетки с хорошо развитыми ядрами. Основная функция лейкоцитов - распознавание и уничтожение чужеродных молекул. Количество лейкоцитов в I мм крови может сильно варьировать в зависимости от состояния организма в норме от 4 до 8 тыс. При попадании в организм инфекции их число резко возрастает, что внешне выражается повышением температуры тела больного. Одним из видов лейкоцитов являются фагоциты, способные к амебоидному движению. Обнаружив " врага", они захватывают его ложноножками, поглощают и переваривают. Это явление, получившее название фагоцитоза, было открыто и подробно изучено русским ученым И.И.Мечниковым (использование ЭОР).

5. Первичное закрепление(8 мин.)

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при работе РК и формирование умений его применять. 

Модератор: Предлагаю  группе выполнить задания исследовательского характера, для чего прошу переместиться вас в зону лаборатории.

Выполнение задания исследовательского характера.

1.Определите: на каком из микропрепаратов - эритроциты человека? 

Результаты представить в виде таблицы.

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

микропрепарата

Название

микропрепарата

Форма

 клетки

Размер клетки

(крупные или мелкие)

Наличие ядра

Эритроциты

человека

 

 

 

Эритроциты

лягушки

2.Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой, размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее и больше поглощает кислород, а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки.

Учитель: Значит лягушка - холоднокровное животное, а человек- теплокровное благодаря особенностям строения эритроцитов.

 

Модератор: Наша группа работает  с текстом учебника на с. 91. Проследите поэтапно  процессы, происходящие в организме при попадания инородного тела в кожные покровы? Представьте результаты работы в виде схематической модели (рисунок, инородное тело, проникновение и размножение возбудителя, расширение кровеносных капилляров, раздражение рецепторов, повышение температуры, увеличение численности лейкоцитов, распознавание чужеродных соединений лейкоцитами, нейтрализация и уничтожение возбудителей - фагоцитоз.). Представление результатов работы.

Наша следующая страничка  «Кризисные менеджеры»

Третьим немаловажным  компонентом крови являются тромбоциты – кровяные пластинки. Продолжительностью существования 5-7 дней. Основная функция - участие в свертывании крови, препятствующее кровопотерям организма. 
Если происходит травма, и кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают целую цепочку химических реакций, ведущих к свертыванию крови.

Для того,  чтобы белок фибриноген превратился в фибрин, в плазме крови должны содержаться соли кальция, витамин К.

Кровяной сгусток (тромб), закрывающий рану образуется из нитей фибрина, разрушенных тромбоцитов и застрявших клеток крови – эритроцитов.

Свёртывание крови – защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свёртывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для людей? Тромбы – причина таких тяжёлых заболеваний, как инсульт – тромбоз, закупорка сосудов мозга, инфаркт – тромбоз венечных сосудов сердца, при которых происходит нарушение кровоснабжения жизненно важных органов. В то же время низкая свертываемость крови является причиной гемофилии.

Дополнительная информация модераторов: Гемофилия - наследственное заболевание, передающееся по материнской линии. В известной династии царей Романовых этим заболеванием страдал сын Николая царевич Алексей.

Так как продолжительность существования форменных элементов крови невелика, в организме человека происходит постоянно процесс формирования новых клеток крови, в образовании которых участвуют органы кроветворения: красный костный мозг, селезенка, печень, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы. Для поддержания процессов кроветворения необходим витамин В12.

6.Самостоятельная работа и самопроверка (4 мин.)

Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,

обеспечение их коррекции.

Учитель: Каждому человеку необходимо знать группу крови и резус – фактор. (Слайд) Задание для групп: можно ли по крови определить состояние здоровья человека? (учащиеся изучают бланки анализа крови  “больных” и ставят диагноз. Каждая группа отчитывается о выполнении задания).

Я, ты, он, она – вместе целая… планета! Так назвала я нашу следующую страницу. Жители Земли отличаются друг от друга по многочисленным признакам: расе, возрасту, знаку Зодиака, статусу, интересам. Но есть один отражающий индивидуальность критерий, согласно которому всё население земного шара можно разделить на 4 большие группы – группы крови. У человека различают 4 группы крови, системы АВО. Людей с 1 группой крови называют универсальными донорами, с 4 - универсальными реципиентами. Каждый человек должен знать свою группу крови и резус – фактор, особый белок крови, наличие которого определяет резус положительную кровь, отсутствие резус – отрицательную кровь. Институт донорства. Многие психологи склоняются к тому, что темперамент человека, его поведение и психика, характер определяется группой крови.

7. Включение в систему знаний и повторения (5 мин.)

Цель: повторение и закрепление  изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Подведем итоги полученной информации, выполнив задание №3 в  РК. Модераторы проверяют выполнение задания, делая отметку о выполнении.

Модераторы оценивают работу учащихся в РК.

7.Рефлексия(2 мин)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Учитель: Предлагаю вашим группам  решить биологические задачи:

1. При микроскопическом исследовании крови у человека обнаружено повышение количества лейкоцитов (в 1мм 3 – 12 тыс.). Показателем чего это может быть?

2. Если  судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любыми подручными средствами. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

3.Эти клетки называют «одетыми в белые халаты санитарами нашего организма». Почему их так называют?

4. Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это и  стало причиной его смерти. Почему?

И так настало время вернуться к формулировке темы нашего урока и ответить на вопрос почему «Кровь – самая удивительная ткань нашего организма»?

Варианты ответа: Выполняет разнообразные функции: транспортную, защитную, регуляторную функции. Имеет особое строение клеток, определяющих жизнедеятельность нашего организма.

С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны,  в том числе и в тайны, связанные  с кровью. Модераторы отчитаются нам о результатах работы участников группы.

И в заключении мы проведем рефлексию вашей деятельности на уроке («Дерево успеха»: зеленый лист – не допустил ни одной ошибки, принимал активное участие в уроке, желтый лист  допустил неточность, надо постараться и успех обязательно будет!) Ну что же наше дерево покрылось зелеными листочками, значит,  цель нашего урока  достигнута.

8. Наше домашнее задание (2 мин.): п.17, составить медицинский анализ всех показателей крови, соответствующих норме с использованием ресурсов Интернет. Подготовить мини – проект по теме: «Кровь – зеркало нашего организма».


Технологическая карта урока «Кровь – самая удивительная ткань нашего организма».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Поиск формулирования темы урока.

Помогает модераторам в распределении учащихся по группам на основе принципа добровольности, ответственности.

Вместе с модераторами направляет работу участников группы.

Создание эмоционального настроя через постановку проблемных вопросов: Как кровь переносит кислород, ведь газы плохо растворяются в жидкостях? Почему она течёт из раны, а потом останавливается?   Если рану не обработать, то может возникнуть заражение крови – почему? Почему иногда рана может  гноиться? Почему нельзя переливать кровь, человеку не сделав предварительно анализ?  – слайды

№1-4  презентации (Приложение 1)

Участвуют в формировании групп.

Прослушивают и анализируют  информацию учителя, формулируют тему и задачи урока. Работают в группах под руководством модераторов по заданиям (моделирование ответа на основе нескольких предложенных вариантов).

 

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Сотрудничество с учителем

Пытаются решить проблему. Формулируют тему урока и записывают ее в рабочих листах

(Приложение №1)

Сопоставление известного  с тем, что еще не известно.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

2. Актуализация знаний и затруднений в деятельности.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.

Направляет деятельность учащихся и модераторов на выполнение задания №1, связанного с преобразованием текстовой информации (Приложение №2).

Работа в 1 зоне  лаборатории «Теория»

Работают в группах, выполняя задания на слайде № 5 презентации (работа по преобразованию текстовой информации), задания №1 в РК на основе видеофрагмента «Кровь»

(использование ЭОР): назвать функции крови по опорным понятиям.

Модераторы проверяют выполнение заданий, если это необходимо консультируют.

Анализ  дополнительной информации.

Выдвижение предложений и их обоснование.

Планируют учебное сотрудничество с учителем и  модератором в группе.

Осуществление совместной познавательной деятельности в группе.

Преобразуют информацию

Умение преобразовать  текстовую информацию  в схему.

3. Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта

Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения

максимальное использование самостоятельности в добывании знаний,  анализ учащимися возникшей ситуации,  построение учащимися нового способа действий.

Предлагает информацию о составе крови человека (использование  слайдов презентации № 6-11), демонстрирует таблицу «Кровь», (ЕКЦОР  №142937 «Уничтожение микроба»), комментирует и направляет деятельность учащихся на открытие новых знаний.

Работа учащихся по преобразованию информации (п.17) в РК (задание №2 «Слепая таблица»).

Введение дополнительной

информации модераторами.

Проверяют выполнение задания с опорой на слайды № 6-11 презентации и п.17.

Построение проекта:

Определение  понятий: «внутренняя среда организма», «эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты», «плазма крови».

Синтез информации о значимости каждой из составных частей крови.

Работа и консультация модератора в группе.

Осуществление совместной познавательной деятельности в группе и в сотрудничестве с учителем и модератором.

Проводят самооценку своим действиям.

Умение работать со схематическими моделями, выполнять  разнообразные задания  с выделением существенных характеристик объекта в рабочих картах, уметь преобразовать  информацию  из одного вида в другой

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

4. Первичное закрепление

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при работе РК и формирование умений его применять.

Релаксация.

5.Самостоятельная работа и самопроверка.

Цель: коллективное достижение цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,

обеспечение их коррекции.

6. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: повторение и закрепление  изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания.

Консультирует работу учащихся в группах.

Введение новой информации (слайды презентации № 16-19)

Проводит упражнения по релаксации (слайд №15 презентации)

Направляет деятельность учащихся на выполнения заданий

Проводит фронтальную беседу по вопросам: что  означают понятия: «внутренняя среда организма», «эритроциты», «лейкоциты», «тромбоциты», «плазма крови» (слайд №21).

Работа  учащихся во 2 зоне лаборатории «Мои исследования»

Выполняют задания исследовательского характера (группа №1) и задания на моделирование процесса

 (группа №2) (Приложение№3) 

Проводят само- и взаимопроверку, представляют отчет (слайды презентации №12,13)

Введение дополнительной

информации модераторами.

Работа учащихся в 3 зоне лаборатории

«Практика»

Выполняют задания в группах: можно ли по крови определить состояние здоровья человека? (учащиеся изучают бланки анализа крови “больных” и ставят диагноз) (Приложение №4),представляют отчет. 

Введение дополнительной

информации модераторами.

Отвечают на вопросы учителя, еще раз проговаривают новые понятия.

Выполняют задание №3 «Ключ к сейфу» в РК и проверку по эталону (слайд №20).

Решают биологические задачи (Приложение №5) 

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в группах) решают типовые задания на новый способ действий.

Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации.

Воспроизведение и корректировка знаний, умение формулировать основные понятия.

Работа и консультация в группах.

Работа и консультация модераторов в группах.

Диалог с учителем, модераторами  и обучающимися

Осуществление совместной познавательной деятельности

Осуществление совместной познавательной деятельности

Сотрудничество с учителем  и обучающимися;  освоение разных способов коммуникаций.

Умение  полно и точно выражать свои мысли.

Проводят самооценку своим действиям.

Проводят самооценку своим действиям.

Проводят самооценку  полученным знаниям и умениям.

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям; осуществлять совместную деятельность в группе.

Структурируют свои знания.

Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.

Умение оценивать себя, свою работу  с использованием разработанных

критериев.

Осознание уровня  качества сформированных знаний

7.Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подводит учащихся к выводам по  итогам работы на уроке: что нового, интересного было для вас в изучаемом материале, чему вы научились, испытывали  ли вы трудности?

Вместе с модераторами проводят самооценку своей деятельности на уроке.

Подводят итоги формирования УУД, используя прием «Дерево успеха» (слайд №22)

Диалог с учителем и обучающимися

Диалог с учителем и обучающимися

Умение вступать в коммуникативные взаимодействия

Умение  полно и точно выражать свои мысли.

Проводят самооценку  полученным знаниям и умениям.

8. Домашнее задание

Консультирует и объясняет д/з:  Составить план п. 17; составить медицинский анализ всех показателей крови, соответствующих норме с использованием ресурсов Интернет.

Подготовить мини – проект по теме: «Кровь – зеркало нашего организма».

Слушают пояснения учителя и  записывают д/з (слайд № 23 презентации)


Приложение№1

Рабочая карта учащегося 8 класса_____________________________________

Тема урока: «___________- самая удивительная ткань нашего организма»

Задание №1

Назовите функции крови по опорным понятиям:

1. ____________________- кровь транспортирует во все клетки ткани и органы кислорода и питательных веществ. Кислород необходим для
окислительных процессов в клетках, удаление углекислого газа и продуктов обмена веществ.

2.______________________ участвует в нервногуморальной регуляции функций организма (переносит гормоны – биологически активные вещества), участвует в  поддержании  температуры тела.

3.______________________-кровь сохраняет и поддерживает иммунитет. Иммунитет-совокупность защитных реакций, направленных на поддержание постоянства внутренней среды организма.

4.______________________ -выводит из тканей ненужные продукты обмена веществ.

Задание выполнено (+)  /не выполнено (-):

Задание № 2. «Слепая таблица».

Заполнить  таблицу с использованием материала учебника п.17

Название клетки крови

Кол-во в 1 мм3

Место образования

Срок жизни клетки

Строение

Функции

1.Эритроциты

4,5-5

млн.

120-130

суток

Безъядерные клетки, имеющие форму двояковогнутого диска

Выполняют: транспортную, защитную, регуляторную и

2.

Красный костный мозг, селезенке, лимфатических узлах

Ядерные клетки, больших размеров

Защита организма от микробов, ядовитых веществ, от чужеродных клеток и тканей (при трансплантации)

3.Тромбоциты

200-400 тыс.

Красный костный мозг.

5-7 суток

Кровяные пластинки

Задание выполнено (+)  /не выполнено (-):

Задание №3 «Ключ к сейфу».

Открыть сейф можно,  зная кодовое слово. Найдите его.

1.Бесцветные клетки крови, имеющие ядро и выполняющие защитные функции______________.

2. Красные кровяные клетки, лишенные в зрелом состоянии  ядра_________________.

3. Белок в составе эритроцитов, содержащий железо_____________.

4. Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов (эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов), межклеточное вещество крови____________.

5. Кровяные пластинки, участвующие в свертывании крови_____________.

6. Плазма крови, лишенная  белка фибриногена________________.

(кодовые слова: 1-сыворотка крови, 2-лейкоциты, 3-эритроциты, 4-плазма , 5-гемоглобин, 6-тромбоциты).

Оценка за задание №3:_____________________________________

(критерии оценки теста: 6 «верных ответов»:  – «5» , 5  - «4»; 3-4  - «3», 1-2  – «2»).

Оцените степень  активности на уроке:______________

( «+» был активен на всех этапах урока, «+,- » был активен  на нескольких этапах урока «-» - был пассивен).

Приложение №2

Текстовая информация: 

Общее количество крови у взрослого человека составляет 6-8% от массы тела, то есть 4,5 - 5,5 литров; 40% от всей массы крови находится в сосудах и постоянно циркулирует. 60% крови остается в «депо» -  капиллярах селезенки, в печени, коже. При стрессах, повышении температуры тела, эмоциональном возбуждении выход крови из депо увеличивается, что приводит к увеличению объема крови. Кровь отличается удивительным составом.

Текстовая информация:

 Общее количество крови у взрослого человека составляет 6-8% от массы тела, то есть 4,5 -5,5 литров; 40% от всей массы крови находится в сосудах и постоянно циркулирует. 60% крови остается в «депо» -  капиллярах селезенки, в печени, коже. При стрессах, повышении температуры тела, эмоциональном возбуждении выход крови из депо увеличивается, что приводит к увеличению объема крови. Кровь отличается удивительным составом.

Текстовая информация: 

Общее количество крови у взрослого человека составляет 6-8% от массы тела, то есть 4,5 -5,5 литров; 40% от всей массы крови находится в сосудах и постоянно циркулирует. 60% крови остается в «депо» -  капиллярах селезенки, в печени, коже. При стрессах, повышении температуры тела, эмоциональном возбуждении выход крови из депо увеличивается, что приводит к увеличению объема крови. Кровь отличается удивительным составом.

Текстовая информация: 

Общее количество крови у взрослого человека составляет 6-8% от массы тела, то есть 4,5 -5,5 литров; 40% от всей массы крови находится в сосудах и постоянно циркулирует. 60% крови остается в «депо» -  капиллярах селезенки, в печени, коже. При стрессах, повышении температуры тела, эмоциональном возбуждении выход крови из депо увеличивается, что приводит к увеличению объема крови. Кровь отличается удивительным составом.

Текстовая информация: 

Общее количество крови у взрослого человека составляет 6-8% от массы тела, то есть 4,5 -5,5 литров; 40% от всей массы крови находится в сосудах и постоянно циркулирует. 60% крови остается в «депо» -  капиллярах селезенки, в печени, коже. При стрессах, повышении температуры тела, эмоциональном возбуждении выход крови из депо увеличивается, что приводит к увеличению объема крови. Кровь отличается удивительным составом.

Текстовая информация:

 Общее количество крови у взрослого человека составляет 6-8% от массы тела, то есть 4,5 -5,5 литров; 40% от всей массы крови находится в сосудах и постоянно циркулирует. 60% крови остается в «депо» -  капиллярах селезенки, в печени, коже. При стрессах, повышении температуры тела, эмоциональном возбуждении выход крови из депо увеличивается, что приводит к увеличению объема крови. Кровь отличается удивительным составом.

Приложение№3

Задания исследовательского характера в РК

Тема: Микроскопическое строение крови (микропрепараты крови человека и лягушки).

Цель: Дать представление о строении клеточных элементов крови у человека и лягушки.

Ход работы:

Изучить при большом увеличении микроскопа микропрепарат №1. Найти эритроциты, обратить внимание на их окраску, форму, строение.

Изучить микропрепарат крови №2  при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на размер и форму эритроцитов.

1.Определите: на каком из микропрепаратов - эритроциты человека? 

2.Результаты представить в виде таблицы.

Сравнительная характеристика строения эритроцитов человека и лягушки

микропрепарата

Название

микропрепарата

Форма

 клетки

Размер клетки

(крупные или мелкие)

Наличие ядра

Эритроциты

человека

 

 

 

Эритроциты

лягушки

3.Объяснить, почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки?

Вывод: 

Приложение № 4

АНАЛИЗ КРОВИ  № _____

гемоглобин, эритроциты, лейкоциты,

скорость (реакция) оседания эритроцитов

"30"_______октября__2013 г.

(дата взятия биоматериала)

Фамилия, И., О.___ Павлов С.П._______Возраст ___23__года________

Учреждение _________________ Отделение ______________ палата _____

Участок __________________медицинская карта № _______

       Норма

Результат

анализа

 Диагноз

Гемоглобин

Мужчина 135-160г/л

155г/л

Женщина120-140 г/л

Эритроциты

Мужчина 4,0—5,5 млн в 1 мм куб. крови

5млн в 1 куб. мм крови

Женщина 3,7—4,7 в 1 мм куб. крови 

Лейкоциты

4-8 тыс.в 1мм куб. крови

12тыс.в1 мм куб. крови

Скорость(реакция)оседания

эритроцитов  

Мужчина

Женщина

"01" ____ноября___________2014 г.

дата выдачи анализа

Подпись _________________________

АНАЛИЗ КРОВИ  №_____

гемоглобин, эритроциты, лейкоциты,

скорость (реакция) оседания эритроцитов

"30"_______октября__2013 г.

дата взятия биоматериала

Фамилия, И., О.___ Иванова Е.В._______Возраст ___34__года________

Учреждение _________________ Отделение ____________палата _____

Участок ______________________________ медицинская карта № _______

       Норма

Результат

анализа

 Диагноз

Гемоглобин

Мужчина 135-160г/л

100г/л

Женщина120-140 г/л

Эритроциты

Мужчина 4,0—5,5млн в 1 мм куб. крови

 4млн в 1куб. мм

крови

Женщина 3,7—4,7млн в 1 мм куб. крови 

Лейкоциты

4-8 тыс.в 1мм куб. крови

7 тыс. в 1 мм куб. крови

Скорость (реакция)оседания

эритроцитов  

Мужчина

Женщина

"01" ____ноября___________2014 г.

       (дата выдачи анализа)

Подпись _________________________

Приложение №5

Биологические задачи:

1. При микроскопическом исследовании крови у человека обнаружено повышение количества лейкоцитов (в 1мм 3 – 12 тыс.). Показателем чего это может быть?

2. Если  судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любыми подручными средствами. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их.

3.Эти клетки называют «одетыми в белые халаты санитарами нашего организма». Почему их так называют?

4. Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это и  стало причиной его смерти. Почему?

Литература для учителя:

1. Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Тематическое и поурочное планирование  учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8кл.» , М.: изд-во «Дрофа».

2. О.А. Пепеляева, И.В.Сунцова Поурочные разработки по биологии «Человек» -М. «ВАКО», 2005 г.

3.Петросова Р.А. “Цитология и генетика”, слайд-альбом серии “Мир биологии”, Центр “Планетариум”, Москва, 1997

Литература для учащихся:

1 А.В. Пименов, И.Н.Пименова Биология. Человек. В вопросах и ответах.- С: ИЦ «Добродея».,1997 г.

2.А.В. Пименов «Биология. Эволюция, экология, человек. - С. изд-во СГАУ,2002 г.

3.И.Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». – М. «Просвещение», 1983 г.

4.А.Г. Хрипкова и др. «Физиология человека».- М. «Просвещение»,1971 г.

5.В.С. Анисимов, Е.П. Бруновт, А.В. Реброва «Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека»- М.»Просвещение», 1987 г.

Электронные издания:

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,  Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  1. Единая коллекция ЦОР (№142937 «Уничтожение микроба»), видеофрагмент «Кровь»

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

http://infoschool.narod.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку роспись ткани в технике холодного батика

На уроках технологии  в средней школе учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества: вышивкой, вязанием, лоскутной техникой, оригами и т.д.Цель данной работы: осущест...

Ткани нашего организма

В цели курса входит углубление знаний о строении и функциях основных групп тканей, формирования навыков микроскопирования и наблюдения, будет способствовать развитию научных навыков и позволит школьни...

Методическая разработка занятия "Аппликация из ткани "Свинка Пеппа".

Все младшие школьники любят мультфильм "Свинка Пеппа". Я решила использовать их интерес к веселым героям мультфильма для пропаганды семейных ценностей и обучения/закрепления умения работать в сме...

Методическая разработка урока «Художественное оформление ткани в технике Эбру»

Методическая разработка укора по разделу «Художественные ремесла», 5 класс.  Через приобщение обучающихся к художественным видам ремесел, научить традиционной технике росписи материалов – ЭБ...

Методическая разработка урока. Роспись по ткани. 5 класс.

Методическая разработка  урока технологии в 5 классе....

Методическая разработка урока. Роспись по ткани. Создание авторской футболки. 7 класс.

Технологческая карта урока технологии.  Создание авторской футболки....

Методическая разработка урока музыки "Удивительный мюзикл"

      В статье представлена методическая разработка урока музыки, предназначенного для учащихся 5 класса в рамках раздела «Музыка и литература» по теме «Удивите...