Методическая разработка к уроку роспись ткани в технике холодного батика
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему

На уроках технологии  в средней школе учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества: вышивкой, вязанием, лоскутной техникой, оригами и т.д.

Цель данной работы: осуществление связи теории с практикой на уроках технологии по теме – создание эскиза для панно «Любимые цветы».Необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретической знаний, полученных учащимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

к уроку по декоративно-прикладному творчеству:

роспись ткани в технике «Холодный батик» (создание эскиза для панно «Фантазийные цветы», 7 класс).

На уроках технологии  в средней школе учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества: вышивкой, вязанием, лоскутной техникой, оригами и т.д.

Цель данной работы: осуществление связи теории с практикой на уроках технологии по теме – создание эскиза для панно «Фантазийные цветы».

В 7 классе учащимся предлагается выполнить панно в технике холодного батика.

В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетая их.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (10-20  минут) и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.

Основное место на занятиях отводится практическим работам,  которые включают выполнение эскизов, приготовление необходимых материалов для росписи (резервирующий состав, изготовление самой рамы, сама роспись).
Необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретической знаний, полученных учащимися.

Прежде чем приступить к росписи ткани, учащихся необходимо познакомить  с основами композиции и цветоведения, с законами контрастов форм и цветовых отношений.

Задачи данного урока:

•        развитие у учащихся интереса к данному виду творчества, способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;

•        дать понятие о композиции, цветоведении, тона и тональных отношений;

•        формирование художественного мышления;

•        формирование знаний по цветоведению;

•        формирование умений по составлению цветовой композиции;

•        научить выстроить гармоничную композицию, составить колоритную палитру;

•        воспитание  терпения, аккуратности, старания.

При объяснении нового материала учащимся:

1.        Сообщаются  теоретические сведения о композиции.

Композиция реалистического произведения неразрывно связана с его содержанием и служит средством выражения замысла художника.

Композиция – это организация предметов в единый ансамбль, где все подчинено теме, строится на основе наблюдений и переживаний.

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением, линейной перспективой.

2.        Сообщаются  теоретические сведения о цветоведении.

Цвет – одно из самых важных средств создания образа. Безусловно, необходимо все знать о цвете, об основных и дополнительных цветах.

Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков. Например, лимон жёлтый, а тыква оранжевая, огурец зелёный, а вишня — красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.

Наука об изучении цвета называется цветоведением. Цветоведение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.

Основные цвета: жёлтый, красный и синий.

cv-1

Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются составными.

cv2

То есть, смешав жёлтый с синим, мы получим зелёный

цвет, а красный с жёлтым - оранжевый.

cv3

Посмотрим на таблицу и узнаем, как получить другие цвета.

cv5

А можно ли получить красный, синий и жёлтый, смешивая другие цвета?

Красный, синий и жёлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называются составными.

cv6

Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, из синего - бледно-синий, то есть голубой, а из жёлтого - бледно-жёлтый, то есть лимонный цвет. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.

Получить различные оттенки можно и другим путём - добавляя в краски белила (т.е. белую краску).

Очень много оттенков можно получить и другим способом - например, если количество одной краски увеличить, а другой уменьшить.

Кроме того, существуют ещё три нейтральных цвета: белый, серый и чёрный.

cv10

Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на чёрном фоне будет ещё белее.

Есть ещё цвета, которые называются контрастными. Это три пары цветов.

cv21

Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.

Красный и оранжевый цвета называют теплыми, потому что они как бы напоминают огонь. Желтый – олицетворяет золото солнца и осенних листьев. Розовый – весеннее цветение садов. Зеленый цвет считают спокойным, как траву лугов, как тишину леса. Синий и фиолетовый цвета – холодными, так как они напоминают прохладу водоемов, ночную свежесть.

Чтобы правильно подобрать цветовую окраску предметов необходимо знать цветовую гармонию, т.е. согласованность в сочетании цветов. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг, состоящий из тех же цветов что и радуга.

50

Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называются дополнительными. Например: желтый – синий, красный – зеленый, оранжевый – голубой.

Гармоничное сочетание получают из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу (красный, оранжевый, желтый).

Контрастное сочетание составляют из цветов, лежащих напротив друг друга. Например: красный – зеленый, желтый – синий.

Основы  декоративной  композиции  –  необходимый  фактор  для  создания  творческих работ. Композиция в декоративно – прикладном искусстве имеет свои особенности. В первую очередь эта работа с плоскостью, членение плоскости на части, уход от трехмерного пространства к двухмерному, отказ от линейно – воздушной перспективы и объема.

  Для изображения цветов необязательно подбирать цвета соответствующие данному цветку. Но при этом необходимо правильно подобрать сочетания цветов, чтобы рисунок был ярким. Чистые и яркие тона радуют глаза, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать. В выборе цветовой гаммы необходим творческий подход и тогда цветовое решение поможет придать вашей работе оригинальный и неповторимый вид.

Переходя к выполнению практического задания, необходимо провести вводный инструктаж.

Так же необходимо сказать, что при  работе с красками необходимо знать определенные правила: не забывать, что  при высыхании краски становятся светлее и чтобы добиться в работе их точного цвета, нужно сделать образцы, которые помогут в работе правильно подобрать цветовые сочетания.

При объяснении нового материала или задании, в основном используются методы фронтальной работы,  ИКТ технологии  и дифференцированный подход в обучении.  Фронтальный показ – это демонстрация  таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы.  ИКТ- это демонстрация презентаций, мастер-классов и видеоматериалов по темам.  Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов с использованием мультимедийной доски.   Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде.

Выполнение задания в группе обучающихся обычно проходят неравномерно: одни на середине работы, другие только начинают, поэтому необходим дифференцированный подход  (усложнение задания - добавить по одному или несколько красивых насекомых бабочек, стрекоз, божьих коровок). Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее,  организация  выставки.

Заключительный  этап работы – подведение итогов  выполненной работы, выявление ошибок.

С целью закрепления нового материала можно провести индивидуальный письменный опрос по карточкам.

I. Продолжить фразу:

Хроматические цвета –это ______________

Ахроматические цвета –это _____________

II. Выберите правильный ответ:

1.        Родственное сочетание цветов:

а ) красный-зелёный,

б)светло-красный и сине-фиолетовый,

в) жёлтый - жёлто-зелёный

г)фиолетовый-жёлтый

2.        Контрастное сочетание цветов:

а ) тёмно- красный и светло-фиолетовый

б) оранжевый-синий,

в) тёмно-жёлтый и жёлто-зелёный

г) фиолетовый-жёлтый

3.        Однотоновое сочетание цветов:

а) светло-зелёный и тёмно-зелёный,

б ) светло-зелёный и тёмно-красный,

в) тёмно-красный и розовый

г) светлый зелёно-синий и тёмный зелёно-жёлтый

4.        Что понимается под светлотой цвета? (примеры)

5.        Какой цвет относится к холодным цветам?

- желтый

- оранжевый

- фиолетовый

- розовый                            

В конце занятия провести рефлексию:

1. Вам интересно было составлять композицию?

2. Кому было сложно выполнять работу?

3. С какими трудностями вы столкнулись во время работы?

4. Как вы считаете, ваш эскиз получился удачным в цветовом решении?

Используемая литература:

  1. Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004 г.
  2. Стоку Сузи. Батик. Практическое руководство./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005 г.
  3. Журнал: «Валентина». Роспись по шелку. – М.: Издательский дом «ОВА-ПРЕСС». № 1; 1995 г.
  4. http://festival.1september.ru/

Приложение 1.

Работы учащихся:

IMG_0995     IMG_6084


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изготовление открытки в технике холодного батика. Призентация.

Призентация. Этапы технологического процесса при изготовлении открытки....

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Вычислительная техника"

Методическая разработка открытого урока по теме: «Представление информации в различных системах счисления».Тема "Системы счисления" является одной из первых  и основной  по дисциплине "...

Методические рекомендации по выполнению панно в технике " Холодный батик"

Пошаговая инструкция для выполнения работы в технике "Холодный батик"...

Методическая разработка по проведению мастер-класса по теме «Выполнение росписи по ткани элемента “Бабочка” (в технике холодный батик)»

Формирование общих представлений о технике холодного батика в процессе выполнения элемента “Бабочка” на ткани....

Брошюра "Роспись ткани «Заколдованный лес с солевым эффектом в технике холодный батик"

Вот уже на протяжении двух с половиной тысячи лет художники по всему миру используют воск для создания рисунка на ткани. Слово «батик» индонезийского происхождения, в переводе «ba-&r...

Тема урока: Роспись ткани в технике «Узелковый батик»

Цель урока: познакомиться с искусством техники «Узелковый батик»....