Пояснительная записка к образовательной программе ОУ при введении ФГОС нового поколения
статья по теме

Акишина Галина Александровна

Особенности организации образовательного процесса в ОУ при введении ФГОС нового поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации образовательного процесса в МБОУ Излучинская ОСШ №1 при введении ФГОС нового поколения

Учебный план обеспечивает обучение на государственном языке Российской Федерации.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования:

• формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

• готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.).

Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, при пятидневной учебной недели отсутствует.

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей приведены в таблице:

Начальная школа представлена классами, в которых обучаются дети разных уровней способностей. В начальной школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные способности. В связи с этим в школе на первой ступени обучение ведётся:

  1. по УМК«Школа 2100» - 1а  класс;
  2. по УМК «Начальная школа 21 века» - 1б и 1в классы.

Обучение осуществляется на русском языке, по 5-дневной учебной неделе. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" в первом классе число учебных недель – 33.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
       - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
       - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
       - в середине учебного дня организована динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
       - организованы дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.  

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 внеурочная деятельность вынесена из учебного плана.

Основная образовательная программа начального общего образования  образовательного учреждении МБОУ Излучинская ОСШ №1 раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в данном образовательном учреждении в соответствии со стандартом второго поколения (2009). Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

МБОУ Излучинская ОСШ №1 берет на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

С учетом условий работы МБОУ Излучинская ОСШ №1, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (школа работает по системе учебников «Школа 2100»  и  «Начальная школа XXI века») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации  педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.

Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

Цели образования, поставленные МБОУ Излучинская ОСШ №1, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».

  1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего        образования.

Эта цель реализуется двумя путями:

1) дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Школа 2100» и  «Начальная школа XXI века»;

2) организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

  1. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:
  1. сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;
  2. умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче;
  3. осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;
  1. изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
  2. сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.
  1. Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. 

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной  культуры народов России», а также программ внеклассной деятельности школьников «Художественное творчество в дизайне»,  «Все цвета кроме черного», «Этика-азбука добра», «Я- пассажир и пешеход».

  1. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России.

                Особое внимание уделяется формированию интереса к различным языкам народов, проживающих в данном регионе, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности. Это обеспечивается в процессе изучения русского и родного языка, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России. Вклад в решение этих задач осуществляет интегрированным преподаванием предмета «окружающий мир» и «мы – дети природы». Обучение в МБОУ Излучинская ОСШ №1 ведется на русском языке, т.к. 100 % обучающихся русскоговорящие.  

  1. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни.

               Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; подвижные игры на переменах, ежедневные динамические часы, проходящие на улице; уроки плавания; занятия ритмической гимнастикой; физкультурные  паузы; организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления (проведение игр, физминутка); релаксационные упражнения в специально оборудованном помещении (кабинет ЛФК).  В рамках внеклассной деятельности предусмотрены занятия мини-футбола, аэробики, художественной гимнастики.

  1. Формирование учебной деятельности школьника.

               Эта цель образовательного процесса в МБОУ Излучинская ОСШ №1 достигается использованием средств обучения в системах «Школа 2100» и  «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Их сформированность предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика. В рамках внеклассной деятельности  для решения этой цели предусмотрены такие занятия, как: «Информатика», «Шахматы», «Проектная деятельность».

Процесс перестройки образовательного процесса в МБОУ Излучинская ОСШ №1 подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма  предполагает отбор содержания обучения, наиболее  адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями

(«я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во  «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда. Особенности организации подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста в данном образовательном учреждении: создана система подготовки детей к школе. В течение учебного года организована и функционирует «Дистанционная школа раннего развития детей от 3 до 6 лет».  С 1 февраля каждого учебного года работает «Школа выходного дня», в рамкой которой ведется подготовительная и диагностико-консультативная деятельность.

  В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

С целью наиболее полного отражения особенностей развития универсальных и предметных учебных действий  учащихся при разработке системы учебно-методических материалов выделены следующие моменты:

1. Стартовая диагностика и мониторинг уровня предметной подготовки первоклассников.

2. Организована система внутренней накопительной оценки достижений учащихся в составе портфолио, которые вводятся с 1 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС нового поколения

Статья содержит особенности разработки  и релизации основной образовательной программы НОО...

Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения

Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."  с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной  оценки достижения планируемых результов обучающимися ...

План методической работы по сопровождению введения ФГОС нового поколения в НОШ № 279

Представлен план методической работы по сопровождению введения ФГОС НОО....

Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

Повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения, через реализацию спортивно-массовых мероприятий различного уровня.

В статье расказывается о том как спортивно-массовые мероприятия различного уровня влияют на повышение качества образовательного процесса в обучении, воспитании, развития  обучающихся в Гимназии №...