Реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС нового поколения
статья по теме

Акишина Галина Александровна

Статья содержит особенности разработки  и релизации основной образовательной программы НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oop_noo.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация основной образовательной программы

 начального общего образования МБОУ Излучинская ОСШ №1

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года с 1 января 2010 г. вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). В соответствии с ФГОС, образовательные учреждения должны самостоятельно разработать основную образовательную программу начального общего образования (ООП НОО).

На основании  Закона РФ «Об образовании»
ст.14  
основная образовательная программа утверждается  и реализуется образовательным учреждением самостоятельно.

         Основная  образовательная программа начального общего образования МБОУ Излучинская ОСШ №1 разработана  на основе соответствующих примерных основных образовательных программ.

Тип ОУ – общеобразовательное учреждение.

Вид ОУ – средняя общеобразовательная школа.

МБОУ Излучинская ОСШ №1 располагает кадровым потенциалом, материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности младших школьников, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.

Особенности организации образовательного процесса

Основная образовательная программа начального общего образования  образовательного учреждении МБОУ Излучинская ОСШ №1 раскрывает изменения, которые произойдут на первой ступени школьного образования в данном образовательном учреждении в соответствии со стандартом второго поколения (2009). Эти изменения касаются приоритетных целей образования, принципов построения образовательного процесса, особенностей организации учебного дня младшего школьника.

МБОУ Излучинская ОСШ №1 берет на себя следующие обязательства по выполнению задач, поставленных в стандарте нового поколения: «Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».

С учетом условий работы МБОУ Излучинская ОСШ №1, приоритетных направлений образовательной деятельности и специфики средств обучения (школа работает по системе учебников «Школа 2100»  и  «Начальная школа XXI века») в данном документе раскрываются цели, принципы и подходы к отбору содержания, организации  педагогического процесса, характеризуется учебный план начальной школы.

Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования.

Цели образования, поставленные МБОУ Излучинская ОСШ №1, отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».

  1. Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего        образования.

Эта цель реализуется двумя путями:

1) дифференциацией обучения, обеспечением коррекционно-развивающей деятельности учителя. Для этого используется диагностика и специальная методика ее оценки, разработанная авторами системы учебников «Школа 2100» и  «Начальная школа XXI века»;

2) организацией внеклассной деятельности, представленная системой программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.

  1. Развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы. Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:
  1. сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;
  2. умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче;
  3. осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;
  1. изменения, происходящие в мыслительной деятельности учащихся – целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
  2. сформированность универсальных учебных действий как предпосылка развития достаточного уровня общеучебных умений.
  1. Духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. 

Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно-нравственной  культуры народов России», а также программ внеурочной деятельности школьников «Художественное творчество в дизайне»,  «Все цвета кроме черного», «Этика-азбука добра», «Я- пассажир и пешеход».

  1. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонациональной России.

                Особое внимание уделяется формированию интереса к различным языкам народов, проживающих в данном регионе, воспитанию культуры взаимоотношений и толерантности. Это обеспечивается в процессе изучения русского языка, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России. Вклад в решение этих задач осуществляет интегрированным преподаванием предмета «окружающий мир» и «мы – дети природы». Обучение в МБОУ Излучинская ОСШ №1 ведется на русском языке, т.к. 100 % обучающихся русскоговорящие.  

  1. Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни.

               Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении: утренняя зарядка; подвижные игры на переменах, ежедневные динамические часы, проходящие (при благоприятных погодных условиях) на улице; уроки плавания; занятия ритмической гимнастикой; физкультурные  паузы; организация деятельности на уроке, не допускающая переутомления (здоровьесберегающие технологии); релаксационные упражнения в специально оборудованном помещении (кабинет лечебной физической культуры, кабинет психолога). Организация инклюзивного образования для учащихся с ограниченным здоровьем.  В рамках внеурочной  деятельности предусмотрены занятия мини-футбола, оздоровительной аэробики, художественной гимнастики.

  1. Формирование учебной деятельности школьника.

               Эта цель образовательного процесса в МБОУ Излучинская ОСШ №1 достигается использованием средств обучения в системах «Школа 2100» и  «Начальная школа XXI века», специально направленных на формирование компонентов учебной деятельности. Их сформированность предполагает: умения учиться («умею себя учить»), наличие развитых познавательных интересов («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика. В рамках внеурочной  деятельности  для решения этой цели предусмотрены такие занятия, как: «Информатика», «Шахматы», «Проектная деятельность».

Процесс перестройки образовательного процесса в МБОУ Излучинская ОСШ №1 подчиняется следующим принципам.

1. Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

2. Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний-умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.

3. Принцип педоцентризма  предполагает отбор содержания обучения, наиболее  адекватного потребностям детей этого возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во  «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, с другими людьми, со средой обитания, уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В начальной школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать, осуществлять совместную учебную деятельность (парная, групповая, общая коллективная).

   6. Преемственность и перспективность обучения. В образовательном учреждении установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. В учреждении осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умений сотрудничать, предпосылок учебного труда. Особенности организации подготовки к обучению в школе детей дошкольного возраста в данном образовательном учреждении: создана система подготовки детей к школе.

   В течение учебного года на сайте нашей школы www.86nvr-izl1.edusite.ru  организована и функционирует «Дистанционная школа раннего развития детей от 3 до 6 лет».  С 1 февраля по 31 мая каждого учебного года работает «Школа выходного дня», в рамкой которой ведется подготовительная и диагностико-консультативная деятельность, позволяющая родителям выбрать для своего ребенка обучение: по образовательной системе «Школа 2100», «Начальная школа XXI века» или класс компенсирующего обучения.

  В школе ведется всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Основная образовательная программа МБОУ Излучинская ОСШ №1 содержит следующие разделы:

1.Пояснительную записку;

2.Программу «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования»;

3.Базисный учебный план МБОУ Излучинская ОСШ №1;

4.Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5.Программы отдельных учебных предметов, курсов:

- рабочие программы педагогов по предметам начальных классов учебно-методического комплекса «Школа 2100»;

- рабочие программы педагогов по предметам начальных классов учебно-методического комплекса «Начальная школа XXI века».

ФГОС второго поколения предусмотрена внеурочная деятельность – 10 часов в неделю, которая организуется по пяти направлениям развития личности.

-рабочие программы по внеурочной деятельности в основой образовательной программе школы представлены  следующими факультативами, секциями и кружками:

  1. спортивно-оздоровительное  направление «Оздоровительная      

    аэробика», «Мини-футбол», «Художественная гимнастика»;

  1. духовно-нравственное «Этика – азбука добра», «Художественное творчество в дизайне»;
  2. социальное «Все цвета, кроме черного»;
  3. общеинтеллектуальное «Шахматы», «Информатика»;
  4. общекультурное «Я пешеход и пассажир», «Проектная деятельность».

Наша школа выбрала оптимизационную модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения) организации внеурочной деятельности учащихся.

6.Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7.Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 

8.Программу коррекционной работы;

9.Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"

Развитие  активно-учебной  познавательной  деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения

Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Сценарий открытия семинара Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №5)

Сценарий открытия семинара Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №5)...

Условия реализации основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью

Условия для удовлетворения ООП (особых образовательных потребностей) обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью•достижения планируемых результатов освоения АООП (адаптированной основной образова...

Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования

Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования...

Использование внеурочной деятельности, как организационного механизма реализации основных образовательных программ общего образования.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овла­дения ими навыками и умениями теоретической и пр...

Личностные результаты освоения основных образовательных программ общего образования: нормативные требования и практика их реализации на уроке иностранного языка в школе

Одна из основных целей образовательного процесса – всестороннее развитие личности. Федеральный государственный образовательный стандарт [18], представляющий собой «совокупность требований,...