Развивающее занятие "Дружба не знает границ!"
методическая разработка (6 класс)

Киселева Екатерина Николаевна

Разобщенность общества привела к разлому духа содружества и межнационального согласия. Человечество стоит на грани колоссальных перемен. Наиболее трагичным по своим последствиям является положение молодёжи. Агрессивность, гнев, непримиримость, дискриминация и т.д. – неотъемлемая часть конфликтов. Каждый оправдывает собственную жестокость жестокостью другого и жаждет мщения. Обычно это приводит к различным формам насилия. Многие ребята испытывают чувство растерянности, безысходности, беспомощности, чувство собственной неполноценности, затруднения в выборе своего места и роли в жизни, потерю жизненной перспективы.  

Сумеем ли мы переродиться в сообщество сотрудничающих между собой людей или разобщённость доведёт нас до хаоса разрушений? При этом выбор пути, по которому мы пойдём, лежит не на правительстве, науке или экономических интересах, но на человеке, на его стремлениях. 

Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе является значимым и актуальным на современном этапе.

Современная школа все чаще рассматривается не только как среда развития личности, но и как наиболее устойчивый и контролируемый социальный институт и фактор социализации подрастающего человека, стартовая площадка для формирования жизненного успеха ребёнка. Развитие толерантности необходимо не только как качества отдельно взятой личности, но и социальных групп по отношению друг к другу. Школа является местом сосредоточения большого количества детей, представителей разных национальностей. Большая разобщенность среди представителей разных национальностей затрудняет развитие  у детей  чувства братства, взаимоуважения, а главное -  понимания другой культуры, что отрицательно влияет на духовное развитие как отдельно взятой личности, так и общества в целом.

Воспитание должно давать веру в жизнь и глубокомысленное отношение к ней, помогающее строить взаимоотношения с людьми, выносить возможные неудачи, кризисы и конфликтные ситуации. Поэтому поддержание духа межнационального согласия и добрососедства весьма актуально для нашей школы.

Тема занятия: «Дружба не знает границ».

 Цель занятия: помочь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей навыками конструктивного общения, социально необходимыми качествами культурного человека и гражданина. Ключевые понятия: дружба, индивидуальность, рефлексия, самопознание, самосознание, конфликт, стратегии поведения в конфликтах, способы регулирования конфликтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

        «Средняя общеобразовательная школа № 34 имени Амелина Станислава Александровича»

MCj04381770000[1]MCj04382230000[1]

«Дружба не знает границ!»

развивающее занятие  по формированию толерантного сознания и коммуникативной толерантности

в рамках внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения»

(5 – 6 классы)

Автор-составитель: Киселёва Екатерина Николаевна,

учитель технологии (ВУД)

высшая квалификационная категория.

Кемерово 2022

Пояснительная записка

Разобщенность общества привела к разлому духа содружества и межнационального согласия. Человечество стоит на грани колоссальных перемен. Наиболее трагичным по своим последствиям является положение молодёжи. Агрессивность, гнев, непримиримость, дискриминация и т.д. – неотъемлемая часть конфликтов. Каждый оправдывает собственную жестокость жестокостью другого и жаждет мщения. Обычно это приводит к различным формам насилия. Многие ребята испытывают чувство растерянности, безысходности, беспомощности, чувство собственной неполноценности, затруднения в выборе своего места и роли в жизни, потерю жизненной перспективы.  

Сумеем ли мы переродиться в сообщество сотрудничающих между собой людей или разобщённость доведёт нас до хаоса разрушений? При этом выбор пути, по которому мы пойдём, лежит не на правительстве, науке или экономических интересах, но на человеке, на его стремлениях.  

Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе является значимым и актуальным на современном этапе.

Современная школа все чаще рассматривается не только как среда развития личности, но и как наиболее устойчивый и контролируемый социальный институт и фактор социализации подрастающего человека, стартовая площадка для формирования жизненного успеха ребёнка. Развитие толерантности необходимо не только как качества отдельно взятой личности, но и социальных групп по отношению друг к другу. Школа является местом сосредоточения большого количества детей, представителей разных национальностей. Большая разобщенность среди представителей разных национальностей затрудняет развитие  у детей  чувства братства, взаимоуважения, а главное -  понимания другой культуры, что отрицательно влияет на духовное развитие как отдельно взятой личности, так и общества в целом.

Воспитание должно давать веру в жизнь и глубокомысленное отношение к ней, помогающее строить взаимоотношения с людьми, выносить возможные неудачи, кризисы и конфликтные ситуации. Поэтому поддержание духа межнационального согласия и добрососедства весьма актуально для нашей школы.

Тема занятия: «Дружба не знает границ».

 Цель занятия: помочь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей навыками конструктивного общения, социально необходимыми качествами культурного человека и гражданина. Ключевые понятия: дружба, индивидуальность, рефлексия, самопознание, самосознание, конфликт, стратегии поведения в конфликтах, способы регулирования конфликтов.

Содержание занятия:

Информирование «Гуманистическое представление  о  человеке».

«Снежный ком» (рефлексия на начало занятия).

Упражнение - знакомство «Новое впечатление».

Тест по самопознанию «Мой цвет – мой характер».

Оценка самосознания «Мои любимые животные».

Психотехническое упражнение «Снежинки».

Развивающая разминка «Одностороннее движение».

Упражнение «Отношение е людям».

Информирование «Стратегии поведения в конфликте».

Проективный тест «Шепот в темноте».

Упражнение «Способы регулирования конфликтов».

Психотехническое упражнение «Маяк».

Домашнее задание «Радуга дружбы».

Проективный  рисунок «Мой дружный класс».

«Снежный ком» (рефлексия на конец занятия).

«Напутствие».

Слайд - презентация «Дружба не знает границ».

Методы и приёмы работы: краткие теоретические сообщения, дискуссия, тесты по самообразованию, психотехнические игры и упражнения, разминки (диагностические и развивающие), «мозговой штурм», незаконченные предложения, работа с направленным воображением, индивидуальная и групповая рефлексия.

  Оборудование: ножницы, фломастеры, магниты, плакат, словарь психологических терминов, памятка «Что такое дружба?», список тезисов «Полезные способы регулирования конфликтов», символы дружбы, смайлики, сердечки.

  Стратегическая линия занятий по внеурочной деятельности «Дружный класс, без агрессии»: 1.Организационный этап, рефлексия. 2.Получение новой информации о себе. 3.Переосмысление представлений о своём образе «Я». 4.Формирование нового типа отношений с    самим   собой   и окружающими. 5.Закрепление позитивного опыта общения, рефлексия. 6.Проектирование.

Прогнозируемые результаты: 

- развитие самосознания учащихся: понимание связей с другими людьми, культурой, природой и обретение оптимизма в отношении реальности; навыков коммуникативной толерантности и эффективного общения,

- формирование уверенности в себе и коммуникативной культуры, навыков разрешения межличностных конфликтов,

- приобретение практического опыта работы в группе, сотрудничества со сверстниками, позитивными моделями поведения и общения,

- улучшение психологического климата в коллективе школьников.

Ход занятия: «Дружба не знает границ» 

(Слайд 1)

C:\Users\Владелец\Desktop\Б.Шоу.jpg

Слайд 2

      «Искренность, уравновешенность,

понимание себя и других –

вот залог счастья и успеха!

(Г. Селье, канадский медик). 

Слайд 4

Умение общаться и строить свои отношения с людьми, отстаивать свои права конструктивным способом – основа коммуникативной толерантности, психологического здоровья и успеха гражданина демократического общества.

Слайд 5

Остановитесь на мгновение! Как прекрасен этот мир!  И танец бабочек! И благоухание цветов! Природа дала нам удивительную способность – чувствовать прекрасное, жить в гармонии с Природой! Подумайте о том, что все люди разные, но каждый человек прекрасен, потому что он уникален.

Каждый человек имеет свой собственный жизненный опыт. Все мы воспринимаем мир со своей точки зрения. Наша уникальность — наша сила. Нет двух совершенно одинаковых людей, и каждый добавляет что-то к пестроте и разнообразию жизни.

Однако наша уникальность может стать источником неприятностей и конфликтов. Поскольку мы воспринимаем мир неодинаково, возможны не адекватное восприятие, недоразумения, различия в ценностях и потребностях. Эти различия влияют на то, как мы реагируем, чувствуем, думаем,  действуем.

     Давайте попробуем по-новому взглянуть  на себя, друг на друга, на то, что происходит сегодня в вашем классе и найдём способы улучшения взаимоотношений в коллективе. Ведь все мы хотим, чтобы среди наших взаимоотношений встречалась доброта, милосердие, взаимопонимание, уважение и защита личности, законность и правопорядок, но сами для этого ничего не делаем! Так как забываем обдумывать и анализировать свои мысли, поступки и действия. Забываем, что мы сами несём ответственность за всё то, что происходит вокруг нас!

Сумеем ли мы переродиться в сообщество сотрудничающих между собой людей или разобщённость доведёт нас до хаоса разрушений? При этом выбор пути, по которому мы пойдём, лежит не на правительстве, науке или экономических интересах, но на человеке, на его стремлениях.  

Каждый человек – это часть природы с уникальным даром саморазвития лучших человеческих качеств души, своего характера.

У каждого имеется способность к росту и  изменению. Все «расцветают» в строго определённое время, причём каждый по-своему…

Слайд 6

Рефлексия на начало занятия

      Рефлексия – деятельность, направленная на осмысление собственных действий, своего внутреннего состояния: чувств, переживаний и формирование соответствующих выводов.

      Оцените своё эмоциональное состояние в данный момент с помощью смайликов (недовольство, равнодушие, радость) и положите их в коробочку № 1.

      Без рефлексии невозможно ни познание себя, ни движение вперёд! Упражнение «Снежный ком». Закончите предложение: «Когда я иду в школу, я беру с собой…».

Упражнение - знакомство  «Новое впечатление»

     Напишите своё полное имя по буквам в столбик. Напротив каждой буквы напишите прилагательное, которое характеризует Вас с положительной стороны. Например,

А – Активный.

Л – Любознательный.

Е – Единственный.

С – Смелый.

А – Артистичный.

Н – Надёжный.

Д – Дружелюбный.

Р – Радостный.

Слайд 7

Ребята! Что же такое дружба?

Доверие – первое условие дружбы.

Истинной дружбой связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки (Жан де Лабрюейр).

Дружба – самое необходимое для жизни, т.к. никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага (Аристотель).

Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе.

Дружба испытывается в беде и опасности.

Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь.

Дружба – это нравственное обогащение человека.

Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.

Что такое дружба? Ответим словами из песни! Нужным быть кому-то в трудную минуту – Вот что значит настоящий верный друг! Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит – Вот что значит настоящий верный друг!

…. /звучит Песня/

Слайд 8

   Самопознание себя и окружающих людей, осознание своего единства с окружающим миром, может быть условием взаимопонимания, дружного коллектива, счастливой и успешной жизни! Давайте учиться вместе, быть дружными!    

Слайд 9

Тест по самопознанию «Мой цвет – мой характер».

    Посмотрите на рисунок. Какой цвет вы выберете?

  1. Красный
  2. Синий
  3. Коричневый
  4. Зеленый
  5. Жёлтый
  6. Серый
  7. Черный
  8. Фиолетовый.

Краткая интерпретация теста:

  1. Твой выбор – Красный. Ты активен, настойчив, но иногда в отношениях с людьми ты очень изменчив, упрям и не выдержан.

2. Твой выбор – Синий. Ты благородный и мягкий человек, романтик и мечтатель, надёжный товарищ, но иногда ты пассивен к примирению.

3. Твой выбор – Коричневый. Ты серьезный, честный и бесконфликтный человек, но тебе не хватает активности и оптимизма.

4. Твой выбор – Зеленый. Ты человек любознательный и изобретательный, оригинальный и творческий, но иногда слишком настойчиво навязываешь своё мнение другим.

5. Твой выбор жёлтый. Ты жизнерадостный, эмоциональный и оптимистичный человек, с прекрасным воображением, но иногда завистлив к успехам друзей.

6. Твой выбор – Серый. Вера в добро и чистоту помыслов окружающих – вот твои отличительные черты, но иногда ты высокомерен и не сговорчив.

7. Твой выбор – Черный.  Закрытость, сдержанность – вот основные твои принципы, но иногда равнодушие к ярким краскам жизни, желание скрыть свои эмоции, потребность в независимости через протест, мешает дружеским отношениям.

8. Твой выбор – Фиолетовый. Ты добрый, мечтательный и впечатлительный. Но твои эмоции ещё недостаточно зрелые, так как чрезмерная игривость, впечатлительность и обидчивость мешают деятельности и взаимопониманию.

Слайд 10

Оценка самосознания «Мои любимые животные»


          Самосознание – это то, как люди видят самих себя.

           Какие животные вам нравятся больше всего? Запишите в столбик.

 Рядом с животным напишите по три прилагательных, которые описывают те качества, которые вам особенно симпатичны в каждом из зверей.

Например: 

1) Кошка (ласковая, уютная, независимая);

2) Собака (верная, веселая, хитрая);

3)Хомяк (милый, добрый, забавный).
         Интерпретация: т
ри, названных вами животных, отражают три стороны вашей личности.

1) Животное, которое вы назвали первым, – это тот идеал, к которому вы стремитесь, т.е. к тому, каким вы хотите быть.

2) Второе животное символизирует ваши собственные черты характера.

3) Третье животное описывает то, как вам кажется, вас видят со стороны окружающие вас люди.

Мы убедились, что у каждого из Вас самосознание уникально и неповторимо!

Слайд 11

Психотехническое упражнение «Снежинки».

     Удивительный мир снежинок… Каждая снежинка уникальна по-своему!

    Каждый человек тоже удивителен, уникален. Каждый воспринимает мир со своей точки зрения, по-своему. Давайте в этом убедимся!   Инструкция:

  • Возьмите листок бумаги.
  • Сложите его вдвое.
  • Оторвите верхний правый угол.
  • Снова сложите бумагу вдвое.
  • Оторвите верхний правый угол.
  • Снова сложите бумагу вдвое.
  • Оторвите верхний правый угол.
  • Снова сложите бумагу вдвое.
  • Если можно, оторвите верхний правый угол. Если уч-ся утверждают, что

рвать бумагу стало слишком трудно, скажите, что это совершенно необязательно делать.

  • Развернуть листки бумаги.
  • Посмотрите на то, как по-разному выглядят листки бумаги. Какие очень разные у всех снежинки!

      Вопросы для обсуждения:

  • Почему листы надорваны так по-разному?
  • Если какие-то ученики надорвали бумагу не так, как вы, значит ли это, что они плохие люди? Почему?
  • Каким был бы мир, если бы все видели всё совершенно одинаково?
  • Почему мир интереснее, когда существует много разных точек зрения?

      Наша уникальность – наша сила: нет двух совершенно одинаковых людей, и каждый добавляет что-то к пестроте и разнообразию жизни. Однако наша уникальность может также стать источником неприятностей и конфликтов.

Развивающая разминка «Одностороннее движение»

      Очень часто причинами конфликтов является то, что различия между людьми преувеличиваются, а сходства недооцениваются.

Будьте внимательны!

Встаньте те, кто…    

Кто любит поспать. Сели…

Встаньте те, кто…    

Кто не чистит зубы по утрам. Сели…

Кто хочет, чтобы его уважали.

А кто отличаются добрым характером.

Кто не любит вкусно покушать.

Кто хочет иметь хороших и верных друзей.

Кто часто сердится и раздражается.

Кто заботится о своём здоровье.

Кто любит своих родителей.

Кто не любит мороженое.

Кто ценит дружбу, хорошие отношения с людьми.

Кто не желает быть счастливым.

Кто желает быть успешным.

Вывод:  Мы убедились, что у всех есть не только различия, но и определённые сходства. Самое главное, что нас объединяет – это то, что все мы хотим быть дружными, уважаемыми, счастливыми, здоровыми и успешными!

    Никогда не поздно сделать своё пребывание в школе желанным и полезным, радостным и успешным!

Упражнение «Отношение к людям»

      Вступая во взаимодействие с окружающими, вы обычно обнаруживаете, что они либо нравятся Вам, либо не нравятся.

  1. Вспомните людей, которые Вам очень нравятся, Укажите в первом столбике пять качеств, которые Вам в них нравятся.
  2. Вспомните людей, которые Вам очень не нравятся, Укажите во втором столбике пять качеств, которые Вам в них очень не нравятся?

ВОПРОС: Есть ли сходство между людьми, которых мы любим и которых нет? Какие качества людей важны для Вас и что Вас в них возмущает, отталкивает?

  1. Теперь запишите пять качеств, которые Вы цените и пять качеств, которые Вы в себе не любите.

      Нетрудно увидеть связь самохарактеристики с характеристиками, которые ты даёшь другим людям.      

      Как правило, эту оценку людям Вы связываете с внутренними качествами воспринимаемых Вами людей, а не с особенностями собственного восприятия.

      ВЫВОДЫ:

  1. Каждый индивид может понять другого человека  лишь в рамках Я-концепции.
  2. Чем больше нам нравятся люди, тем больше мы нравимся им.

Слайд 12

Информирование «Стратегии поведения в конфликте»

      Кто-то пошутил, что в мире больше конфликтов, чем в пустыне песчинок.

     Однако, количество источников конфликтов невелико: различия в ценностях, взглядах и интересах, сложности в общении. Агрессивность, гнев, раздражение, обида, неуверенность – неотъемлемая часть каждого конфликта, в котором мы участвуем. Способы (стратегии) поведения в конфликте очень индивидуальны. Например,

  1. Силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения – нет («акула»).                              
  2. Стратегия ухода от конфликта, т.е. отказ от достижения личных целей и от участия во взаимоотношениях с окружающими («черепаха»).
  3. Стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения – важны, ц                                                                                                                        ели – нет («медвежонок»).
  4. Стратегия компромисса. Умеренно – и цели, и взаимоотношения. Отказ от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения («лиса»).
  5. Стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников коллектива («сова»).

         Вопрос: Какая стратегия поведения Вам больше всего понравилась? (покажите картинку животного).

Слайд 13

Проективное упражнение «Шепот в темноте»

     Друзья! А что Вы думаете о летучих мышах?…

     Вероятно, это - темные пещеры, ночные небеса и монстры-вампиры. Да, летучие мыши являются объектом многих страхов и предрассудков. Да, они выглядят свирепыми. Однако, сообщество летучих мышей более мирное, чем наше собственное. А теперь, представьте, что Вы заблудились в глубокой пещере, блуждаете по лабиринтам, ищите путь назад к поверхности.  И вдруг, одна летучая мышь неожиданно взлетает вверх и шепчет вам что-то на ухо…

    Какую из следующих фраз произносит загадочное существо?

1. «Я знаю, где выход».

2. «Давай я покажу тебе дорогу отсюда».

3. «Продолжай искать».

4. «Ты никогда не выберешься отсюда».

КЛЮЧ К ТЕСТУ «ШЕПОТ В ТЕМНОТЕ»

    Выбранный вариант ответа – это показатель того, как вы реагируете на тех, кто нуждается в вашей помощи.

1. «Я знаю, где выход». Нет сомнений – вы всегда хотите протянуть руку помощи или дать совет, но иногда вы пытаетесь помочь в ситуации, когда в вашей помощи не нуждаются.

2. «Давай я покажу тебе дорогу отсюда». Ваше большое сердце и самоотверженность служат для других блестящим примером. Люди чувствуют вашу силу и заботу.

3. «Продолжай искать». Когда вас просят дать совет, вы ограничиваетесь абсолютным минимумом, вдохновляя людей решать свои проблемы самостоятельно.  Это лучший подход. Вы помогаете другим найти свой путь к решению проблем.

4. «Ты никогда не выберешься отсюда». Возможно, вы получаете удовольствие от неудач других людей, но ничего хорошего в этом нет. Ваше отношение не завоюет вам множества друзей и не поможет сохранить тех, что у вас есть.

Слайд 14

Упражнение «Полезные способы регулирования конфликтов»

     Давайте вместе придём к общему согласию!

    Необходимо выбрать и подчеркнуть тезисы, которые наиболее полезны для разрешения конфликтов.

      Тезисы на доске. Во время конфликта большинство людей:

  • спорят, дерутся,
  • кричат и сердятся друг на друга,
  • обвиняют и подозревают друг друга,
  • пытаются понять друг друга,            
  • лгут друг другу,
  • пытаются договориться,
  • улыбаются,
  • обращаются к другим за помощью,
  • соревнуются друг с другом,
  • сотрудничают,
  •  пытаются победить,                            
  • подшучивают,
  • стараются вместе уладить конфликт,
  • внимательно слушают друг друга,  
  • пытаются понять, что чувствует другой,
  • прощают друг друга.        

Слайд 15

«Полезные способы регулирования конфликтов»

     Мы пришли к общему согласию!

  • пытаются понять друг друга,            
  • пытаются договориться,
  • улыбаются,
  • обращаются к другим за помощью,
  • сотрудничают,
  •  пытаются победить,                            
  • стараются вместе уладить конфликт,
  • внимательно слушают друг друга,  
  • пытаются понять, что чувствует другой,
  • прощают друг друга.        

Слайд 16

Психотехническое упражнение «Маяк»

    Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скале. Ваши стены толстые и прочные. Даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут Вас покачнуть. Из окон верхнего этажа Вы посылаете мощный пучок света, который будет ориентиром помощи для потерявшихся судов в огромном океане.

     

Слайд 17, 18

Домашнее задание «Радуга дружбы»

«Мысль – это властелин жизненной энергии, капитан корабля жизни…

О человеке можно судить по тому, как он мыслит».

                                 П. Вайнцвайг

Закончите в оптимистической ноте следующие незаконченные предложения:

1.Для меня очень важно, чтобы мои одноклассники…

2.Каждый день я становлюсь…

3.Я чувствую себя…

4.Я способен (способна)…

5.Мне повезло в жизни в том, что я ….

6.Я рад (а) тому, что…

7.Будущее кажется мне….

Проективный  рисунок «Мой дружный класс».

Слайд 19

«Снежный ком» (рефлексия на конец занятия)

    Оцените своё эмоциональное состояние в данный момент с помощью смайликов (недовольство, равнодушие, радость) и положите их в коробочку № 2.

    Упражнение «Снежный ком». Закончите предложение: «Когда я иду в школу, я беру с собой…».

Слайд  20  

Упражнение «Напутствие»

  • Умей прощать!
  • Будь приветлив!
  • Помогай другим!
  • Будьте весёлым!
  • Чаще улыбайся!
  • Цени дружбу!
  • Относись к людям так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе!
  • Выбирай сторону сил Добра, милосердия и взаимопонимания!
  • Сделай так, чтобы общение в классе приносило радость тебе и каждому!

Слайд 21

ПУСТЬ НАВЕКИ В ВАШЕМ КЛАССЕ

БУДУТ ДРУЖБА, МИР, СОГЛАСЬЕ!        

ЕСЛИ ВЫ – ДРУЖНЕЕ ВСЕХ,

ВПЕРЕДИ ВАС ЖДЁТ УСПЕХ!

Помни: Друзья – это те люди, которые дорожат тобой, а ты дорожишь ими!

Слайд-презентация «Дружба не знает границ».

Слайд 22- 23 - Спасибо за внимание!

Цените общение!

ХОРОШИЕ ЛЮДИ ... принесут вам счастье.

ПЛОХИЕ ЛЮДИ ... наградят вас опытом.

ХУДШИЕ — дадут вам урок.  

ЛУЧШИЕ — подарят воспоминания!

Рекомендуемая литература

1. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. Игры гармоничного развития личности. Под ред. В.В. Петрусинского. Кн. 5. Педагогические игры. – М., 1994.

2. Казанский О.А. Игры в самих себя. «Роспедагенство». - М., 1995.

3.Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: «ФОЛИО», 1996.

4. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. - Москва: «Генезис», 2002.

5. Личностное портфолио школьников: учеб.-метод. пособие / З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, М.В. Токарева. – 2-е изд. – М.: Глобус, 2010 – 96 с. (Воспитательная работа).

6. Тесты и психологические игры о любви и дружбе - Волкова В.Н., издательство АСТ, М.: 2006, 237 с.

7. Фопель К. (пер. с нем.). Сплочённость и толерантность в группе. - Москва: «Генезис», 2002.

8.Фридман Л.М. О психологии младших школьников.//Начальная школа.2001.-№2,3 с.

9. Хей Луиза. Сила внутри нас. «Литик». Рига, 1997.

http://elenazelenskaj.ucoz.ru/http://www.9class.21416s02.edusite.ru/http://www.ucheba.com

Приложение 1

Понятийный аппарат для педагога

 Предвзятое отношение — мнение, часто неблагоприятное, о предмете или людях, сложившееся до того, как были рассмотрены все их аспекты. Нередко предвзятое мнение возникает из-за того, что человек, обнаружив какие-то различия между собой и другими людьми, не даёт себе труда постичь эти различия и их причины.

Стереотип — уверенность в том, что группа людей обладает какими-то схожими качествами и члены группы не имеют индивидуальных различий. В своей крайней степени стереотип основан на убеждении, что все члены группы одинаковы и ничем не отличаются друг от друга. Стереотипы — убеждения. Поскольку убеждения могут иметь как положительный, так и отрицательный характер, очень важно критически анализировать себя и свои убеждения. Важно понять, что надо быть терпимым к убеждениям других.

Предрассудок — это мнение, часто неблагоприятное, о человеке или

группе людей, которое формируется до всестороннего знакомства с ним. Существует множество областей, в которых могут складываться наши мнения, и аналогичио существует множество областей, в которых мы можем обладать предрассудками. Например, на ваше мнение о каком — либо этническом меньшинстве могут повлиять средства массовой информации, отношение нашего окружения и наш собственный жизненный опыт.

 Ярлык — представление о человеке, основанное на каких-то неспецифических отличиях, выражается чаще всего, в среде подростков в прозвищах.

  Дискриминация — неодинаковое обращение с людьми по признаку возраста, религии, происхождения, национальности, физических недостатков, пола, классовой принадлежности, расы и так далее. Это предвзятое отношение в действии. Дискриминация и предрассудки возникают в основном там, где люди считают, что другие — не такие как они сами.  Дискриминация — это акт несправедливого обращения с кем-либо на основе предрассудка. Предрассудок —это отношение, а дискриминация — это акт.

Толерантность в переводе означает терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо.

   Коммуникативная толерантность — это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по её мнению, психических состояний, качеств и поступков партнёров по взаимодействию. Это одна из важнейших и очень информативных черт человека. Она собирательна, поскольку в ней отражаются факторы его судьбы и воспитания. опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, привычки, особенности мышления и, конечно, эмоциональный стереотип поведения.

Данная характеристика личности относится к стержневым, ибо в значительной мере определяет её жизненный путь и деятельность — положение в ближайшем окружении и на работе, продвижение в карьере и исполнение профессиональных обязанностей. Это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуются многие другие качества индивида, прежде всего, нравственные, характерологические и интеллектуальные. Вот почему особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности человека к самоконтролю и самокоррекции.

Повседневное общение свидетельствует о многообразном проявлении коммуникативной толерантности: одни люди очень терпимы к окружающим, другие умеют хорошо скрывать неприязнь к партнёрам, третьи способны силой убеждения заставить себя не замечать неприятные свойства другого. Точно так, в широком диапазоне даёт о себе знать та или иная степень снижения коммуникативной толерантности: черты другого могут вызвать частичное, существенное или полное ощущение, раздражение, либо неприятие. В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноимённых качеств партнёров — интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом.

 Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнёра, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий. Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей.

Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности парнёра; устранять обстоятельства, вызывающие или подчёркивающие эти различия.

 Человек, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, предсказуем в своих отношениях к партнёрам и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создаётся психологически комфортная обстановка для совместной деятельности.

 Человек с пониженным уровнем коммуникативной толерантности является источником негативной эмоциональной энергии. Основные подструктуры личности, обуславливающие коммуникативную толерантность:1. Интеллектуальная. 2. Ценностно-ориентационная. 3.Этическая. 4. Эстетическая. 5. Эмоциональная. 6. Сенсорная. 7. Алгоритмическая (привычки. стиль деятельности). 8. Характерологическая. Характер — это система самовыражения личности, посредством которой она адаптируется к самой себе, а именно, осуществляет свою психическую деятельность в наиболее удобных и привычных для себя формах и режимах. 9. Функциональная (различные системы жизнеобеспечения и поддержания комфорта личности).

 Характеризуя любого человека, можно определить для него: 1) уровень ситуативной коммукикативной толерантности — фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку. Низкий уровень проявляется, например, в высказываниях: «Терпеть не могу этого человека?», «Он меня раздражает своим присутствием?», «Меня трясёт от него!» и т.д. 2) уровень типологической коммуникативной толерантности — выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной профессии. Низкий уровень т.к.т. заключён, например, в словах: «Меня раздражает такой тип людей?» и т.д. 3) уровень профессиональной толерантности — проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. 4) уровень общей коммуникативной толерантности — в нём просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека.

     

Приложение 2

  1. Признаю каждого как личность. Признаю ответственность за признание и сохранение уникальности каждого ученика и педагога школы.
  2. Отношения с другими строю на справедливости и уважении, сотрудничестве и партнёрстве.
  3. Имею право на помощь, как и другой человек имеет право на неё от меня.
  4. Несу ответственность за сохранение экологии взаимоотношений.
  5. Не поступаю с другими так, как не хочу, чтобы другие поступали со мной.
  6. Учусь познавать, делать, жить в ладу с собой и другими.
  7. Участвую в создании условий успеха для каждого.
  8. Неукоснительно соблюдаю нормы и правила, принятые в школе.
  9. Несу ответственность за сохранение чести школы, равно как чести каждого члена школьной семьи.
  10. Несу ответственность за формирование социального имиджа школы.

(Кодекс разработан обучающимися ОУ на слёте «Мы такие разные»)            

      Приложение 3

 ТЕСТ  «Я  И  ПРАВА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»

      Постарайтесь честно ответить на вопросы, выбрав подходящий ответ:

  1. Если я участвую в споре, то как правило, я стараюсь:

а)  любой ценой одержать верх,

б) понять другую точку зрения,

в) переубедить партнёра.

  1. Если я вижу, что кто-то стремится учиться лучше других, то я испытываю:

а) чувство зависти,

б) чувство раздражения,

в) желание учиться не хуже.

  1. Если я слышу о преуспевающем бизнесмене, я уверен, что он добился успеха:

а) преступным путём,

б) за счёт покровителей,

в) за счёт своих способностей.

  1. Когда я узнаю, что люди не участвуют в общественных мероприятиях, то:

а) мне всё равно,

б) соглашаюсь с ними,

в) не соглашаюсь с ними.

  1. Когда говорят о том, что «стране не хватает жёсткой руки», то я:

а) соглашаюсь,

б) мне всё равно,

в) не соглашаюсь.

  1. Когда говорят, что убийц и насильников нужно расстреливать на месте, то я:

а) соглашаюсь,

б) не соглашаюсь,

в) мне всё равно.

  1. Если бы мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого надо измениться самому, то я бы:

а) не согласился бы,

б) мне всё равно,

в) согласился.

  1. Если бы мне предложили руководить людьми, то я бы:

а) отказался,

б) посоветовался с умными людьми,

в) согласился.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

               1          2          3         4          5          6          7           8

а            3           5          3         5          3         3          3            3

б          10           3          5         3          5         5          5          10

в            5          10        10       10        10       10        10           5

      58-80 баллов. Высокий уровень толерантности. Вы достаточно демократичны, т.е. уважаете права других людей, их интересы и реально оцениваете свои способности. Люди замечают Ваше умение усмерять собственные желания, управлять своим поведением. Даже, если  это не проявляется открыто, знайте: к Вам относятся с уважением, в Вас видят личность, способную управлять собственными страстями. Если Вы сумеете сохранить и укрепить эти качества, то у Вас появятся неплохие шансы:

а) получить очень хорошую работу и быстро продвигаться по службе,

б) пользоваться популярностью у окружающих, которые, возможно, захотят видеть Вас своим лидером,

в) иметь хорошую и крепкую семью.

      37-57 баллов. Норма. Ваши качества позволяют Вам выглядеть самым обычным человеком, которых большинство. Эти люди других не обидят, но и «своего не упустят». Превыше всего для них- собственное благополучие и спокойствие. Они стараются слушать только тех, от кого зависят. Так жить можно, но такая жизнь не очень интересна. Самое опасное – постепенно утратить и эти качества, превращаясь в убеждённого эгоиста. Тогда Вам будет трудно добиться успеха.

      24-36 баллов. Низкий уровень толерантности. Вам нужно срочно пересматривать своё отношение к другим людям. Абсолютно не уважая их, Вы можете незаметно для самого себя превратиться в человека, от которого люди будут шарахаться. Их таких людей тоже получаются хорошие профессионалы, но их жизнь – каторга для них самих и окружающих. Успехов Вам в самовоспитании!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минимальная граница ЕГЭ по математике в 2011г.

Минимальная граница ЕГЭ по математике. Рособрнадзор определил минимальную границу по математике 6 июня в ЕГЭ по математике участвовало 740 тыс. человек. 15 июня на заседании комиссии по шкалирова...

урок в 6кл. "Морские границы России"

методическая разработка...

"Музыка не знает границ" 4класс

Обобщаюший урок в 4 классе. Ребятам предстоит нелегкое путешествиев сказочный мир музыки.Напутствие они прочтут от Королевы Музыки.В начале урока прочтем «послание» Королевы-Музыки:...

Разработка внеклассного урока-мероприятия для гимназистов и педагогов г. Перигё из Франции "Язык музыки не знает границ" 2018

разработка внеклассного урока-мероприятия для гимназистов и педагогов  г. Перигё из Франциис презентацией. ссылка на презентацию:https://cloud.mail.ru/public/QG95/2uP1XEe3G...

Развивающая психолого-педагогическая программа "Общение без границ" (развитие коммуникативных навыков у учащихся)

Развивающая психолого-педагогическая программа "Общение без границ" (развитие коммуникативных навыков у учащихся)...