Рабочая программа внеурочной деятельности "Волонтёрство - наш стиль жизни"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кушнарева Галина Федоровна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волонтёрство - наш стиль жизни" предназначена для учителей основной школы. Привлекать к добровольческой деятельности  можно учащихся  5 - 9 классов. В программе чередуются теоретические занятия с практической деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

руководитель МО

__________/Кушнарева Т.В./

Протокол № 1 от  «25» 08. 2019 г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_________/Жанаева Т. З./

28.08.2019 г.

«Утверждаю»

Директор

  _________/Красикова Н. Г./
Приказ №1

от  «01» сентября 2019 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Волонтерство - наш стиль жизни»

5-9 классы

учитель математики

Кушнарева Галина Федоровна

высшая квалификационная категория

Хоронхой

2019 г.

1. Планируемые результаты освоения программы.

Ценностные ориентиры содержания программы «Волонтерство - мой стиль жизни».

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования».

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.

В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты - далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение стало одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.

Личностные, мета предметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
  • осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Мета предметные результаты.

Мета предметные результаты освоения программы «Волонтерство - мой стиль жизни»

проявляются в:

  • расширении круга приёмов составления разных типов плана;
  • расширении круга структурирования материала;
  • умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
  • умении организовывать волонтёрскую деятельность;
  • способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Предметные результаты 

Обучающиеся будут знать:

  • историю волонтерского движения в России и в мире;
  • права и обязанности волонтеров;
  • основные направления деятельности волонтерских отрядов;
  • основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

  • организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
  • проводить здоровье сберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
  • проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
  • аргументировано отстаивать свою позицию;
  • адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
  • издавать агитационную печатную и видео продукцию;
  • принимать общечеловеческие ценности.

2. Содержание программы.

Содержание программы разделено на пять разделов. У каждого раздела своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерское движение в России (3ч).

     Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Определят миссию волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год.

Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.

Раздел 2. Познаю себя и других - психологическая подготовка волонтеров (4ч).

     Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения, позволят более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.

Раздел 3. Адреса милосердия - социальная работа волонтеров (4ч).

 Обучающиеся определят круг людей, нуждающихся в заботе и внимании. Волонтеры окажут им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.

Раздел 4. Участие в благотворительных акциях, практических делах (19ч).

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение данной программы обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

5. Заключительное занятие (4ч).

Представление и защита творческих работ учащихся. Подведение итогов.

3. Тематическое планирование.

Наименование разделов, основных тем

Количество часов

1

Волонтерское движение в России

3

2

Познаю себя и других - психологическая подготовка волонтеров

4

3

Адреса милосердия - социальная работа волонтеров

4

4

Участие в благотворительных акциях, практических делах

19

5

Заключительное занятие  

4

Итого

34

Календарно-тематический план

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Волонтерское движение в России - 3ч.

1

Вводное занятие. Тренинг «Цветик-семицветик». Просмотр видеофильмов.

1

сентябрь

2

Определение направления работы и создание плана работы на год. Тренинг «Формула успеха».

1

сентябрь

3

Анкетирование. Решение ситуационных заданий.

1

сентябрь

Познаю себя и других - психологическая подготовка волонтеров – 4ч.

4

Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг «Ты и команда».

1

сентябрь

5

«Помоги ближнему!» - психологическая игра.

1

сентябрь

6

Три «П» - понимать, прощать, принимать.

1

октябрь

7

Тренинг личностного роста. «Найти выход из тупика» - (раскрой свои возможности).

1

октябрь

Адреса милосердия - социальная работа волонтеров – 4ч.

8

Определение круга людей, нуждающихся в заботе и внимании.

1

октябрь

9

Составление банка организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи.

1

октябрь

10-11

Адресная помощь.

2

ноябрь

Участие в благотворительных акциях, практических делах – 19ч.

12-14

Акция  «Покормите птиц зимой». Изготовление скворечников и кормушек.

3

ноябрь-декабрь

15

Литературная гостиная «Мы команда Тимура».

1

декабрь

16

Акция «Говорят под Новый год»:

 - подготовка благотворительного спектакля для детей;

- мастерская Деда Мороза.

1

декабрь

17

Акция «Новогодний подарок»

1

декабрь

18-19

Ремонт книг в сельской библиотеке.

2

январь

20

Оформление комнаты «Феникса»

1

январь

21-22

Составление коллективного проекта «Благоустройство площадки "Феникса"».

2

февраль

23-24

Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их на квартирах с Днём защитника Отечества.

2

февраль

25-26

Акция «Мой двор, моя улица». Распространение листовок с обращением к жителям села о сохранении чистоты.

2

март

27-28

Акция «Вахта памяти». Уборка снега у памятника Воину-победителю и территории около него.

2

апрель

29-30

Акция «Ветеран живёт рядом».

2

апрель

Заключительные занятия – 4ч.

31-33

Подготовка творческого отчета «Копилка добрых дел»

3

май

34

Подведение итогов. Круглый стол «Откровенный разговор о самих себе». 

1

май

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Внеурочной деятельности "Мой стиль"

Доброго времени суток, коллеги и гости моего мини-сайта. Хочу поделиться с вами своей разработкой , рабочая программа по Внеурочной деятельности "Мой стиль". В данной программе рассматриваются основны...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пкрвичная профилактика химической зависимости. Основы здорового образа жизни", предназначенна для учащихся 7-8 классов,составленна на основе школьной профила...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа внеурочного курса " Путевка в жизнь" для 9 класса

Рабочая программа  внеурочного курса  «Путевка в жизнь» социального направления  для  9 класса  составлена на основании  авторской программы  Л.Н. Бобров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука повседневной жизни»

Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука повседневной жизни» для обучающихся 7 «К»...