Творческий проект " Радуемся вместе"
проект

Савчук Людмила Васильевна

    Творческий проект "Радуемся вместе" направлен на расширение возможностей для обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав ребенка с ОВЗ, его интнресов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, предоставление возможности для получения необходимых практических умений и навыков является  очень важным. Раскрытие неповторимой индивидуальности каждого ребенка делает его счастливым,  придает уверенность в собственных силах, способствует  успешной социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАДУЕМСЯ ВМЕСТЕ!»

Савчук Людмила Васильевна

учитель-дефектолог

                             Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности,  чтобы   больше  стало  радости  в  его  жизни…

Масару  Ибука.

Актуальность проекта.

       Те, кто хоть раз общался  с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Ребенок-инвалид, не хуже других детей, он имеет некоторые свои особенности. Дети  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности. Семьи, воспитывающие  таких  детей, не всегда имеют возможность реализовать свои потребности в расширении социальных контактов.  Дети  с ограниченными возможностями здоровья общаются со сверстниками, имеющие подобные нарушения или с ближайшими родственниками в кругу своей семьи.  Это не значит, что шансов быть счастливыми  у них меньше.  Сделать жизнь такого  ребенка дошкольного и младшего школьного возраста радостной можно, превращая  учебные занятия и внеурочные мероприятия в мир красок, звуков, фантазии и сказки,  используя  арт-технологии как универсальный  способ развития эмоциональной сферы детей с помощью различных видов искусства. Через динамические (музыка, литература) и зрелищные (театр, хореография) виды искусства  можно помочь ребенку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявить эмоции и  выразить себя. Арт-технологии могут реализовываться в различных формах: творческих мастерских, репетициях,  театральных постановках. Выступая на сцене перед зрителями,  такие дети с огромным удовольствием показывают свои возможности, получают удовлетворение от самих выступлений, приносят радость другим детям и взрослым.    

     Взаимодействие детей-инвалидов и их здоровых  сверстников  в рамках совместных  социокультурных мероприятий  способствует полноценному и эффективному развитию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности между детьми складываются  стабильные межличностные отношения. Взаимная помощь друг другу, способствует сближению детей, воспитанию у них важных человеческих качеств как доброта, дружелюбие, умение общаться с людьми.  Удивительно верной  остается  фраза древнего мыслителя и философа Конфуция: «Счастье – это когда тебя понимают, большое счастье – это когда тебя любят…». Любому человеку, ребенку в том числе, нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности, быть счастливым и радоваться жизни.

      В связи с этим, возникла идея организовать проект  «Радуемся вместе». В ходе реализации проекта разработан и проведен цикл совместных мероприятий для  обучающихся начальных классов КГБОУ «Норильская школа-интернат» и  воспитанников МБДОУ  детский сад № 62 «Почемучка».  А также, были созданы необходимые условия для проявления и развития индивидуальности детей с ограниченными  возможностями здоровья,   повышению  их личностной ценности и  улучшения  качества жизни.

Цель проекта: 

  • создать   благоприятные  условия, способствующие  развитию  творческих  способностей,  неповторимой индивидуальности, расширению  социальных контактов детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи проекта:

  • формирование  адекватного представления о возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • использование альтернативных способов улучшения  качества жизни детей  с интеллектуальными нарушениями с учетом состояния  здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
  • создание комфортных условий для формирования жизненных компетенций, вовлечение в творческие, развивающие виды социокультурной деятельности, для свободного выбора деятельности детей с ОВЗ;
  • формирование  максимально возможного навыка самостоятельности,  активности, уверенности в собственных силах через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
  • формирование правильного подхода родителей  к ребенку-инвалиду, способствующего свободному и полному раскрытию всех способностей детей, их гармоничному развитию совместно с семьей.

Вид проекта: творческий.

Участники проекта: обучающиеся начальных классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), классные руководители, дети  дошкольного возраста, воспитатели.

Сроки реализации проекта: проект рассчитан на один учебный год.

Отличительные особенности данного проекта:  проект адаптирован как для детей с ОВЗ, так и  для  детей в норме.

Форма проведения:  практические занятия, групповые занятия,  открытые  мероприятия,  спортивные соревнования, музыкальные  представления, постановка спектакля.

Ресурсное (материальное) обеспечение:

  • методическая литература, демонстрационные пособия,  комплект коррекционно-развивающих игр, условия для проведения групповых занятий (оборудование  кабинетов), оформление актового зала, декорации и костюмы к спектаклю.
  • средства ИКТ (интерактивная доска, проектор, компьютер, музыкальный центр).

Ожидаемые результаты:

  • приобретение участниками проекта навыков коммуникации и применение их в повседневной жизни;
  • приобретение практических знаний и умений, способствующих раскрытию творческого потенциала обучающихся с ОВЗ;
  • формирование  сопереживания чувствам других людей и бережного отношения к результатам их деятельности;
  • максимальное проявление в деятельности обучающихся положительных эмоций в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • создание базы аудио, видеоматериалов, презентаций для передачи приобретенного опыта коллегам  в других школах города.

    Проект «Радуемся вместе!» ориентирован на обеспечение максимального проявления в деятельности обучающихся с ОВЗ положительных эмоций (возможность сделать обучение и воспитание более радостным и интересным).  Достигаемые  результаты каждым ребенком будут не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих.

Таблица 1

План-график реализации проекта «Радуемся вместе!»

Этапы

Формы

Сроки

Содержание работ

Место проведения

Ответственные

1.Вводный этап.

Разработка  проекта «Радуемся вместе!».

май-сентябрь

Определение темы и целей, тематики мероприятий  проекта.

Составление плана реализации проекта.

кабинет начальных классов

Савчук Л.В., учителя

начальных классов.

Подготовительная    работа.

Сбор материалов.

Обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

май-сентябрь

Выявление интересов детей,   запросов родителей.  Планирование  видов деятельности (игры, занятия, громкие чтения, спектакли, соревнования), открытых мероприятий, совместные  праздники с воспитанниками детского сада.

кабинеты начальных классов

Савчук Л.В., учителя начальных классов.

2.

Реализация

проекта.

Открытие проекта «Радуемся вместе!».

октябрь

Торжественное мероприятие для родителей и обучающихся начальных классов и детей дошкольного возраста

( презентация, танцевальные этюды, игры, вручение конвертов с планом мероприятий, выбор мероприятий по интересам)

актовый зал

школы

Савчук Л.В.,

учителя начальных классов.

Музыкальная гостинная «Музыка вокруг нас».

ноябрь

Групповые занятия для детей и родителей (импровизации,  исполнение мелодий из мультфильмов, музыкально-пластические движения).

кабинеты

начальных классов

учителя начальных классов.

Мероприятие «Игры народов России».

ноябрь

Утренник для детей старшего дошкольного возраста (приглашаются  учащиеся 1-2 классов).  Игры, музыкальные этюды.

спортивная веранда

д/с

Воспитатели

Литературная гостинная

«В мире любимых сказок».

декабрь

Групповые занятия для детей и родителей, громкие чтения сказок, музыкальные паузы, ролевые игры, обсуждения, инсценировки.

кабинеты

начальных классов

Учителя начальных классов

Народные гуляния «Коляда».

январь

Утренник для детей старшего дошкольного возраста,

(приглашаются учащиеся 1-2 классов).  Конкурсы, хороводы.

веранда

д/с

Воспитатели

Творческая мастерская «Сказки своими руками»

февраль

Занятия  для детей и родителей  (лепка из пластилина, аппликация, рисунки любимой сказки). Изготовление поделок любимых сказочных героев  своими руками.

кабинеты начальных

классов

Учителя начальных классов

Музыкальное представление «В гости к сказкам».

март

Театрализованная постановка детей старшего дошкольного возраста (приглашаются учащиеся 1-2 классов).

театрально-игровая гостинная

Воспитатели

Спортивный праздник «Проверь себя».

апрель

Мероприятие для детей дошкольного возраста,

учащихся начальных классов,

родителей.  Эстафеты, конкурсы, соревнования.

спортивный зал школы

Учителя физкультуры

Тематическая выставка совместного творчества «Космические просторы».

апрель

Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста (приглашаются учащиеся 1-2 классов). Музыкальные паузы, конкурсы.

гостинная д/с

Воспитатели

Логопедический утренник «Путешествие по стране Правильной и Красивой речи».

апрель

Мероприятие для учащихся начальных классов (детей старшего дошкольного возраста).

Викторины, конкурсы.

Актовый зал

Логопеды

школы

Музыкальная постановка сказки «Теремок на новый лад».

апрель-

май

Подготовка к  музыкальному представлению  по сказке «Теремок». Репетиции спектакля, изготовление костюмов, оформление сцены, выступление перед зрителями.

Актовый    зал школы

Учителя начальных классов

3.

Заключительный  этап.

Торжественное закрытие проекта «Радуемся

Вместе!».

май

Подведение итогов реализации проекта (презентация, танцевальные этюды, игры, вручение наград активным участникам).

Актовый    зал школы

Учителя начальных классов

Список литературы

  1. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя.  - М.: Просвещение, 2003.
  2. Лебединский  И.В.,  Никольская О.С.,  Баенская Е.Р.,  Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990  [с. 194-197].
  3. Рязанова А.В.  Основные принципы организации развивающей среды для ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., ООО «Школьная пресса», 2014 [№ 3.- с. 38-43].
  4. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей. СПб: Издательство «Союз», 2004 [с.336].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Ради мира на Земле!»

Проектно-исследовательская деятельность по духовно- патриотическому воспитанию школьников...

Сценарий экологического праздника "Радоваться вместе с Землёй"

Сценарий экологического праздника "Радоваться вместе с Землёй"...

Проект "Ради жизни ныне живущих"

Проект «Ради жизни ныне живущих…» посвящен семьям погибших в военных действиях на территории Чеченской Республики. Родные и близкие тех воинов должны почувствовать, что государство не забывает трагиче...

Творческий проект "Играем и поём вместе" 2013 г.

В своем классе создала несколько фортепианных ансамблей: инструментальные ансамбли – две флейты с грифными отверстиями и фортепиано, скрипка и фортепиано, а также несколько ансамблей с вокалиста...

Творческий проект «Ради жизни на земле...»

Творческий проект «Ради жизни на земле...»(в рамках изучения темы «Стихотворения о ВеликойОтечественной войне»)В последние годы в практику учителей средней школы активно внедря...

Творческий проект видеооткрытка "Мы разные, но мы вместе"

В сегодняшнем мире, где постоянно вспыхивают межнациональные конфликты, крайне важно понимать тех, кто тебя окружает...

Творческий проект видеооткрытка "Мы разные, но мы вместе"

Расширить знания детей о Родине и народах ее населяющих...