Проект "Ради жизни ныне живущих"
проект (9 класс) на тему

Проект «Ради жизни ныне живущих…» посвящен семьям погибших в военных действиях на территории Чеченской Республики. Родные и близкие тех воинов должны почувствовать, что государство не забывает трагически погибших ребят. А молодые люди, которым еще только предстоит служить, должны знать историю и гордиться воинами, погибшими в наше время, выполняя свой гражданский долг.

Реализация данного проекта, прежде всего, необходима  подросткам для формирования активной жизненной позиции молодого поколения, приобщение  к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождения традиций  страны.  Проект «Ради жизни ныне живущих…» посвящен семьям погибших в военных действиях на территории Чеченской Республики. Родные и близкие тех воинов должны почувствовать, что государство не забывает трагически погибших ребят. А молодые люди, которым еще только предстоит служить, должны знать историю и гордиться воинами, погибшими в наше время, выполняя свой гражданский долг.

Реализация данного проекта, прежде всего, необходима  подросткам для формирования активной жизненной позиции молодого поколения, приобщение  к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождения традиций  страны. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Ради жизни ныне живущих…» Руководитель: учитель ОБЖ МБОУ «Лицей г. Уварово им. А.И. Данилова» Высочкина Т.Н .

Слайд 2

Война в Афганистане и на Северном Кавказе… У этих войн еще нет истории. Она не написана. Но мы должны знать и помнить о ней, чтобы не повторить случившегося. Актуальность проекта:

Слайд 3

Проект «Ради жизни ныне живущих» посвящен войнам, выполнявшим свой воинский долг в Афганистане и на Северном Кавказе, а также семьям погибших в военных действиях в Чеченской Республике. Родные и близкие воинов должны понимать, что государство не забывает ребят. А молодые люди, которым еще только предстоит служить, должны знать историю и гордиться воинами, погибшими в мирное время, выполняя свой гражданский долг, защищая целостность и независимость Российского государства. Наша святая обязанность — хранить память о погибших в ходе вооруженного конфликта на территории Северного Кавказа .

Слайд 4

Все мы знаем, как жестока и безжалостна война. Она забирает наших близких и родных. 15 февраля отмечается День вывода наши войск с территории АФГАНИСТАНА. В декабре 2014 года исполнилось 20 лет с начала боевых действий в рамках осуществления контртеррористических операций в Чеченской Республике. Борьба с терроризмом одна из основных задач нашего государства

Слайд 5

Магацкий Валерий Истомин Андрей Клюкин Дмитрий В Афганистане погибших уваровцев нет 26 ноября - День Памяти воинов - тамбовчан погибших на Северном Кавказе. 116 воинов - тамбовчан погибли, выполняя свой гражданский долг.

Слайд 6

Награждены орденом Мужества (посмертно) Маргацкий Валерий, Истомин Андрей Клюкин Дмитрий А я после боя заплакать не смог И руки тряслись прикурить… Я видел, как друга в цинковый гроб Останки несли хоронить … .

Слайд 7

Цель : Создание условий для воспитания патриотизма и формирования активной жизненной позиции молодого поколения на примере их сверстников, воевавших в Афганистане и выпускников лицея, павших на Северном Кавказе при защите конституционного строя, целостности и независимости нашей Родины

Слайд 8

Задачи : 1. Дать понятие Национальной безопасности России, её внутренней и внешней политики. 2. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учеников, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в решение проблемы по сбору материала о выпускниках лицея, погибших в Чеченской Республике. 3. Возможность принятия практического участия учащихся в проведении мероприятий, посвященных воинам выполнявшим интернациональный долг в Афганистане, и боевых действий в рамках осуществления контртеррористических операций в Чеченской Республике. 4. Создание фильма по результатам работы

Слайд 9

Основные целевые группы: Учащиеся лицея Воины, проходившие службу в горячих точках Родители погибших на Северном Кавказе Классные руководители География проекта – г. Уварово

Слайд 10

Механизм реализации проекта: 1. Кадровое и информационно-методическое обеспечение; 2. Активизация деятельности волонтерских групп; 3. Формирование информационного поля для эффективной деятельности волонтерских групп; 4. Сбор материала о выпускниках, погибших на Северном Кавказе; 5. Проведение мероприятий среди учеников лицея на основе собранного материала; 6. Участие в общегородских мероприятиях «Встреча трех поколений», «Готовность всегда боевая»;

Слайд 11

Этапы реализации проекта: Моделирующий (сентябрь 2014 г. – декабрь 2014 г.): Обозначение главных идей, создание программы действий. Сбор материала в рамках проекта. Реализационный (январь 2015 г. – ноябрь 2015 г.): Исследовательская деятельность учащихся. Проведение мероприятий в рамках проекта Аналитический (декабрь 2015 г.): Мониторинг системы работы по проекту. Подведение итогов работы. Бюджет проекта – 22 тысячи рублей

Слайд 12

№ п\п Наименование мероприятий Количественный показатель Ответственные Срок реализации 1 Создание волонтерских групп 3 группы Высочкина Т.Н. Сентябрь 2015 2 Проведение опроса среди учеников 8-9 классов Волонтерские группы Октябрь 20145 3 Сбор материала о выпускниках, погибших на Северном Кавказе 3 группы волонтеры До 10 ноября 2015 4 Проведение Дня Памяти Учащиеся Лицея 800 человек 26 ноября, ежегодно 5 Встреча трех поколений Актив д/о «Фортуна» Молод. парламент 20 человек 25 января, ежегодно 6 Круглый стол «Во имя мира на земле» Старшеклассники лицея, приглашенные 60 уч. 23 февраля 2016 7 Акция «От сердца к сердцу» Волонтеры, родители погибших ребят 20 уч. Первая неделя марта 8 Систематизация собранного материала Активисты 8 учеников Конец марта 2016 9 Конференция «Это нужно не мертвым, это нужно живым» 8-9 классы 90 учеников апрель 10 Участие в городском празднике «Готовность всегда боевая» Активисты д\о «Фортуна», молодежный парламент 18 человек Май 2016 11 Создание фильма о проделанной работе и презентации по собранному материалу Волонтеры под руководством Филиппова Максима май 2015 12 Написание исследовательской работы Рук. Высочкина Т.Н, уч. 9 кл Попов Кирилл октябрь 13 Участие в лицейской научно-практической конференции Черникова Анастасия участники конференции 17 – 18 апреля 2016 15 Написание сценария «Дня Памяти» Волонтеры 5 человек Ноябрь 2016 16 Знакомство классных руководителей с собранным материалом Волонтеры 34 человека До ноября 2016 года 17 Помощь классным руководителям в проведении классных часов, посвященных 20-летию с начала боевых действий на Северном Кавказе Волонтеры 88 человек Ноябрь 2016 года

Слайд 13

Результативность проекта: 1) Ученики получат возможность находить материал и готовить мероприятия гражданско-патриотической направленности. Увеличение количества учащихся, задействованных в поисковой и исследовательской деятельности Помощь родителям выпускников, погибших в Чеченской Республике. П ополнятся активы музея «История школы». Использование полученного материала классными руководителями при проведении мероприятий. Увеличение памятных мест в городе

Слайд 14

Что вы знаете о войне в Афганистане и Чеченской республике ?

Слайд 15

Сколько военнослужащих из нашего города проходило службу в горячих точках Сколько военнослужащих погибло ?

Слайд 16

Есть ли среди погибших выпускники лицея?

Слайд 17

За что отдали свою жизнь наши выпускники?

Слайд 18

Назовите нравственные мотивы действий и поступков наших солдат?

Слайд 19

Из каких источников сформировалось ваше представление о войне в Афганистане и о конфликтах в Чеченской Республике?

Слайд 22

Результативность проекта Грант Управления образования и науки - 8 тысяч Грант администрации Тамбовской области – 50 тысяч Участие во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Отечество -2015»

Слайд 23

В аттестатах отметок Не ставят за смелость, За любовь к своей Родине, Дружбу и честь. Им в боях довелось Проверять свою зрелость И отметок таких Невозможно учесть И экзамен на верность Любимой ОТЧИЗНЕ С честью выдержал Каждый из наших ребят. Имена их отныне Бессмертно и гордо, Как в шеренге бойцы, В школьном списке стоят. Магацкий Валерий Истомин Андрей Клюкин Дмитрий



Предварительный просмотр:

План реализации проекта

«Ради жизни ныне живущих…»

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполнения

Подготовительный этап

Создание волонтерских групп

3 группы

Высочкина Т.Н.

Срок реализации

Проведение опроса среди учеников 8-9 классов

Волонтерские группы

Сентябрь 2015

Экскурсия в музей «История школы»

Руководитель музея «Истории школы»

Октябрь 2015

Сбор материала о выпускниках, погибших на Северном Кавказе

3 группы

волонтеры

До 10 ноября 2015

Проведение Дня Памяти

Обучающиеся

Лицея 3

д/о «Фортуна»

26 ноября

2015

Основной этап

Встреча трех поколений

Актив д/о «Фортуна»

Молодежный парламент  

20 человек

25 января

2016

Круглый стол «Во имя мира на земле» совместно с УРОО «Ветераны Афганистана и локальных войн

Старшеклассники

лицея, приглашенные 

60 участников

23 февраля

2016

Акция «От сердца к сердцу»

Волонтеры, родители погибших ребят

20 участников

Первая неделя марта 2016

Систематизация собранного материала

Активисты

8 учеников

Конец марта

Участие в грантовых мероприятиях администрации области

УГДОО  «Фортуна»

УРОО «Ветераны Афганистана и локальных войн

Июнь, июль

2015  года

Конференция «Это нужно не мертвым, это нужно живым»

8-9 классы

90 учеников

Апрель 2016

Участие в городском празднике «Готовность всегда боевая»

Активисты д\о «Фортуна», молодежный парламент 18 человек

Май 2016

Создание фильма о проделанной работе и презентации по собранному материалу

Волонтеры под руководством Филиппова Максима

апрель

2016

Написание исследовательской работы

«Чечня наша память и боль»

Руководитель волонтерского отряда Высочкина Т.Н, ученик 10 класса Попов Андрей

октябрь

2016

Участие в лицейской научно-практической конференции с работой

«Чечня наша память и боль»

Высочкина Т.Н.,

Попов Андрей участники конференции

17 – 18 апреля 2016

Проведение Дня памяти погибших на Северном Кавказе

Волонтеры

34 человека

Ноябрь 2016

Заключительный этап

Установка и открытие мемориальной доски

Волонтеры

УРОО «Ветераны Афганистана и локальных войн

26 ноября  2015

Мониторинг по реализации проекта

Подведение итогов проекта

Участники проекта

Декабрь 2016



Предварительный просмотр:

Проект «Ради жизни ныне живущих…»

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Высочкина Татьяна Николаевна

Город, район

Уварово

Наименование образовательной организации

МБОУ «Лицей г. Уварово им. А.И. Данилова»

Описание проекта

Название темы социального проекта

«Ради жизни ныне живущих…»

Проблема проекта

26 ноября – День Памяти воинов – тамбовчан, погибших в Чеченской Республике.        На сегодняшний день 116 воинов – тамбовчан из числа военнослужащих Вооруженных Сил и сотрудников правоохранительных органов РФ погибли при выполнении воинского долга и исполнении служебных обязанностей. Многие участники боевых действий на Северном Кавказе получили ранения, увечья, стали инвалидами. Общественные организации ветеранов-инвалидов и участников боевых операций города Тамбова вышли с инициативой отмечать 26 ноября как День Памяти воинов – тамбовчан, погибших на Северном Кавказе. Имена всех погибших наших земляков помещены в 12-й том Тамбовской Книги Памяти, которая так и называется «Трагедия Чечни – боль России». Среди них имена выпускников лицея г. Уварова   им. А.И. Данилова  Истомина Андрея, Маргацкого Валерия,  Клюкина Дмитрия, Терехова Эдуарда. Не только ученики лицея, но и горожане  должны знать и помнить своих односельчан, павших на Северном Кавказе при защите конституционного строя, целостности и независимости нашей страны, кто отдал свои жизни ради свободы и процветания нашей Родины, нашего спокойствия и благополучия, ради будущего наших детей.

Это нужно не мертвым, это нужно нам, живым. Нам надо помнить о тех, кто погиб, о  тех, кто не вернулся домой, тем более в наше сложное время, когда террористическая деятельность набирает обороты.

Социальная значимость  проекта

Проект «Ради жизни ныне живущих…» посвящен семьям погибших в военных действиях на территории Чеченской Республики. Родные и близкие тех воинов должны почувствовать, что государство не забывает трагически погибших ребят. А молодые люди, которым еще только предстоит служить, должны знать историю и гордиться воинами, погибшими в наше время, выполняя свой гражданский долг.

Реализация данного проекта, прежде всего, необходима  подросткам для формирования активной жизненной позиции молодого поколения, приобщение  к нравственным, духовным ценностям современного мира, возрождения традиций  страны.  

Целевая аудитория

  • Волонтеры
  • Родители погибших на Северном Кавказе
  • Ученики лицея
  • Воины, проходившие службу в горячих точках
  • Родители
  • Классные руководители

Приблизительная продолжительность реализации проекта

Сентябрь 2015 года – декабрь 2016 года

Основа проекта

Цель проекта

Увековечить память выпускников лицея, павших на Северном Кавказе при защите конституционного строя, целостности и независимости нашей Родины

Задачи проекта

  1. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности учащихся, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в решение  проблемы по сбору материала о выпускниках лицея, погибших в Чеченской Республике.
  1. Вовлечение подростков в поисково-исследовательскую деятельность.
  1. Возможность принятия практического участия учеников в проведении мероприятий, посвященных воинам, погибшим на Северном Кавказе
  1. Установка памятной доски выпускникам лицея, погибшим в Чеченской республике.

Планируемые результаты проекта

Личностные

Ученикам будет дана возможность попробовать свои силы в подготовке и проведении  мероприятий.

Социальные

Встреча с родителями выпускников, погибших в Чеченской Республике, оказание им  помощи.

Пополнение активов музея «История школы».

Увеличение количества памятных мест в городе.

Экономические

Совместно с УРОО «Ветераны Афганистана и  локальных войн» установка памятника войнам, погибшим в горячих точках

Возможные риски

Способы их преодоления

Вовлечение волонтеров в реализацию проекта.

Проведение мониторинга среди старшеклассников и Дня памяти погибших на Северном Кавказе в Лицее

Вовлечение подростков в поисково-исследовательскую деятельность.

экскурсия в музей Истории школы

Установка связей с некоммерческими организациями и привлечение средств массовой информации к освещению социального проекта

Личные связи руководителя проекта

Ресурсы, необходимые для проекта

Объемы и источники финансирования

Волонтеры, спонсоры

Проект не требует значительных финансовых вложений. Он реализуется волонтерами и спонсорами.

Мемориальная доска

14 тысяч ( 7 тысяч собственные средства – грант)

Транспорт

3 тысячи

Оценка эффективности проекта

Подросткам

Поможет подросткам  осмыслить свое поведение. Они смогут почувствовать  ответственность за порученное дело. Кому то захочется быть похожими на тех ребят, которые погибли в мирное время, совершив подвиг. Понять, что солдаты воевали не ради славы и денег, а ради спокойной и мирной жизни людей на всей территории России.

Классным руководителям

Собранный материал поможет классным руководителям в проведении классных часов гражданско-патриотической направленности.

Музей «Истории школы»

Пополнятся активы музея

Общественность города

Увеличится количество памятных мест в городе


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЛицейЛого

МБОУ Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова

393460, г. Уварово Тамбовской обл., 4-й мкрн., д.1,
тел. (07558)
, 4-14-15,  4-70-93   4-13-31,  

E-mail: luvr_tamb@mail.ru       www.luvr.68edu.ru

ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237

Победитель
конкурсов
ПНПО-06,
ПНПО-08
.

Исследовательская работа по ОБЖ.

«Чечня наша память и боль…»

Выполнила ученик 10 класса
МБОУ Лицей г. Уварово им. А.И.Данилова»
Попов Андрей
Руководитель: Высочкина Т.Н.

Учитель ОБЖ

г. Уварово 2015 - 2016

Содержание

1. Введение…………..………………………..……………...3 стр.

2. Актуальность темы……………………..………………...4 стр.
3. Проблема темы…………………………………………….4 стр.
4. Объект исследования………………………………...……5 стр.
5. Предмет исследования……………………………………5 стр.
6. Методы исследования…………………………………….5 стр.
7. Гипотеза исследования…………………………………..5 стр.
8. Цель работы……………………………………………….5 стр.
9. Задачи………………………………………………………5 стр.
10. Методы исследования(2)……………………………….5 стр.

11.Теоретическая часть………………………….....................6 стр.
14. Заключение………………………………...…...................8 стр.
15. Выводы……………….........................................................9 стр.
17. Практическая часть.

18.Литература

Введение

«Время выбрало Вас

Закружило в Чеченской метели

Вас позвали и в грозный час

Вы особую форму надели.

И в окне трудных военных дорог

Своей кровью кропили походы

Не заметили вихри тревог,

Как минуты прессуются в годы

Верность, доблесть, отвага и честь

Эти качества не на показ

Отчизны героев не счесть,

Время выбрало вас».

        Работа «Чечня наша память и боль…» посвящена семьям     погибших в военных действиях в Чеченской Республике. Родные и близкие тех воинов должны знать, что государство не забывает трагически погибших ребят. А молодые люди, которым еще только предстоит служить, должны знать историю и гордиться воинами, погибшими в наше время, выполняя свой конституционный долг.

         Наша святая обязанность — хранить память о погибших в ходе вооруженного конфликта на территории Северного Кавказа.

Актуальность темы:

Все мы знаем, как жестока и безжалостна война. Она забирает наших близких и родных. В данной работе Вам представлены, реальные факты и последствия Чеченской войны. Эта тема актуальна т.к. за последнее время в разных странах и государствах было много войн. А всякая война – это неминуемые потери.

Чеченский конфликт или «затянувшаяся война». Сколько слез, страданий, сколько загубленных жизней скрываются под этим страшным названием.

     В проблеме Чеченской войны меня более всего интересует именно человеческий фактор.  Важно понимать, как человек, находясь в «горячей точке», воспринимает военную службу и как он осознает свою роль.

Как и за что погибали наши ребята – основной вопрос, на который я должна ответить.

В результате исследования полученный материал можно использовать на классных часах, чтобы дети могли знать об этом ужасном горе, которое обрушивается на людей.  Ученикам будет дана возможность попробовать свои силы в подготовке и проведении намеченных мероприятий.

Работа направлена на гражданско-патриотическое воспитание подростков.

Проблема темы: 

Война! Явление жестокое, страшное. Но пока на земле существуют злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких.

Что теперь с нами стало…

Как Россия устала…

И какая еще ждет Россию война?

Мне не хочется крови

И не надо нам славы

Нашу Родину любим

Ты, Россия, Россия одна.

Война на Северном Кавказе… У этой войны еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней столько, сколько нам не опасно знать. Подвиг война - это подвиг веры, долга, присяги.

Патриотизм. Любовь к Родине, преданность ей, стремление защитить ее от врагов, своими делами служить ее интересам, выполнять свой воинский долг.

В русском народе живет убеждение, что настоящий человек и сын Отечества одно и тоже. Подвиг российских солдат на  чеченской войне остается чистым и достойным. Они нравственно безупречны. Они не струсили, не спрятались, вели себя, как подобает войну. И об этом должны знать и помнить.

Гипотеза исследования: Если ученики лицея будут знать, что их сверстники отдали жизнь за сохранение конституционного строя, целостности и независимости нашей страны, изучат собранный материал и проведут мероприятия, то это поможет формированию их активной жизненной позиции.

Объект исследования: учащиеся 7-9 классов, родители и родственники выпускников лицея, погибших на Северном Кавказе.

Предмет исследования: Научная литература о Чеченской войне и ее участниках, материалы, полученные при проведении исследования

Методы исследования: 

1)Изучение литературы.

2. Проведение опросов.

3.Беседы с родственниками и учителями погибших

3) Анализ информации и результатов.

4) Оформление

                                                   Цель работы:

        Создание условий для воспитания патриотизма и формирования активной жизненной позиции молодого поколения на примере их сверстников, выпускников лицея,  павших на Северном Кавказе при защите конституционного строя, целостности и независимости нашей Родины.

                                        Задачи:

1.Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности обучающихся, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в решение  проблемы по сбору материала о выпускниках лицея, погибших в Чеченской Республике.

2.Вовлечение подростков в поисково-исследовательскую деятельность.

3. Возможность принятия практического участия учащихся в проведении мероприятий, посвященных воинам, погибшим на Северном Кавказе.

4.Создание фильма по результатам работы

5.Открытие мемориальной доски выпускникам лицея, погибшим в Чеченской Республике.


                            Обоснование социальной значимости проекта

Статья 59 Конституции РФ гласит:

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

        В защиту Отечества свой немаловажный вклад вносят и сыновья нашей родной тамбовской земли. И пусть каждый из них вернется домой невредимым! Но есть то, что мы не можем изменить, и те, кто уже никогда не вернутся. Ведь уважение памяти павших в бою соотечественников не только показатель морального состояния общества, но то, что необходимо для будущих поколений. Как сделать молодого человека гражданином, как воспитать чувство верности, готовность защищать интересы Отечества до последней капли крови? Только собственным примером. Наши выпускники, погибшие на Северном Кавказе, жили и умерли как настоящие мужчины, войны. Наша обязанность - чтить их память.

Теоретическая часть. 

        Скорбный отсчет погибших в Чеченской республике тамбовчан начался 26 ноября 1994 года с гибели в боях за Грозный нашего земляка Василия Завьялова. Дата его гибели стала в Тамбовской области днём поминовения всех погибших на этой войне российских солдат. Работающие в регионе общественные организации ветеранов-инвалидов и участников боевых действий  и операций вышли с инициативой отмечать 26 ноября, как День памяти воинов - тамбовчан, погибших на Северном Кавказе.

В 2004 году для увековечивания памяти воинов – уроженцев Тамбовской области погибших во время боевых действий в Чеченской республике была построена часовня, расположенная по улице Чичканова напротив центрального входа на Воздвиженское воинское мемориальное кладбище. (см. фотоприложение №1). Воздвиженское кладбище имеет статус городского мемориального некрополя.  Часовня-памятник была освящена во имя великомученика Святого Георгия Победоносца – покровителя всех воинов. Место для постройки часовни также было выбрано не случайно, до 1938 года на месте прикладбищенского сквера, на территории которого была построена часовня стояла Крестовоздвиженская церковь.

        У входа в часовню-памятник установлены два гранитных обелиска со списками имён и дат погибших солдат и офицеров. (см. фотоприложение №1) Всего сейчас в этих списках числится 116 человек.

        Ежегодно 26 ноября в сквере у часовни собираются представители ветеранских организаций, сослуживцы, родные и близкие погибших. Возлагаются венки и цветы к памятному обелиску, проводится поминальная служба.

Вспомним основные этапы конфликта.

        Боевые действия в Чеченской Республике фактически начались 1 декабря 1994 г. со штурма Грозного и завершились подписанием 31 августа 1996 г. Хасавюртовских соглашений, положивших конец так называемой Первой чеченской войне. В августе 1999 г исламисты под руководством Шамиля Басаева вторглись в Дагестан, что спровоцировало начало Второй чеченской войны, которая официально называлась режимом контртеррористической операции (КТО). С полуночи 16 апреля 2009 года режим КТО был отменен.                                                                                                     Точная статистика потерь личного состава Вооруженных сил Российской Федерации в военной компании на Северном Кавказе неизвестна. По информации «Интерфакс», главком. ВВ МВД генерал армии Николай Рогожкин сообщил, что внутренние войска МВД России за периоды выполнения служебно-боевых задач на Северном Кавказе потеряли 2984 человека убитыми, 9 тыс. ранеными. Считается, что это потери внутренних войск, начиная с первой чеченской кампании[2}.                                                                                                              Но существуют и другие данные. По данным Комитета солдатских матерей, потери среди военнослужащих только в первую чеченскую кампанию с 1994-1996 г. составили 14 тысяч человек. 17 января информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в штабе Объединенной группировки войск на Северном Кавказе заявило, что с начала контртеррористической операции на Северном Кавказе (то есть с октября 1999 г.) погибли 4700 военнослужащих и милиционеров, были ранены 13040 военнослужащих, а пропавшими без вести считаются 28 человек.                 Военный эксперт по Северному Кавказу Алексей Ващенко полагает, что война на Северном Кавказе давно уже сопоставима с войной в Афганистане: «Внутренние войска ежедневно теряют примерно одного-двух человек убитыми или ранеными. Надо отметить, что это потери только внутренних войск, но потери несет и армия, и ФСБ, и МВД, и погранслужба, то есть практически все вооруженные силы. На Северном Кавказе последние двадцать лет идет самая настоящая война».                                                                                    В апреле 2011 г., по словам министра внутренних дел Рашида Нургалиева,  «в ходе милицейской реформы численность внутренних войск на Северном Кавказе сокращена не будет. Цитирую - «поскольку обстановка достаточно непростая». Таким образом, тенденций к нормализации ситуации на Северном Кавказе пока не отмечается. Но наши вооруженные силы, как и прежде, будут с честью исполнять свой долг. И вновь свой немаловажный вклад внесут и сыновья нашей родной тамбовской земли. И пусть каждый из них вернется домой невредимым! Но есть то, что мы не можем изменить, и те, кто уже никогда не вернутся. Ведь уважение памяти павших в бою соотечественников не только показатель морального состояния общества, но то, что необходимо для будущих поколений.

        Полководец Суворов определял шесть качеств, необходимых для солдата, и говорил, что ему «надлежит быть здорову, храбру, решительну, справедливу, благочестиву».

        Нынешнему российскому солдату, служа в Чечне, помимо этих качеств нужны и многие другие. И, прежде всего, мудрость и терпение. Он обязан долгу, выдерживая натиск противоречивой информации, ориентируясь в Кавказских политических хитросплетениях, не поддаваясь на провокации.

        Как известно, войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкнет оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал. И эта война на чеченской земле – не исключение. Она долго еще будет напоминать о себе – пока живы матери, потерявшие кормильцев, пока болят раны воинов.

        26 ноября – День Памяти воинов – тамбовчан погибших в Чеченской Республике. В ноябре 2014 года исполняется 20 лет с начала боевых действий в рамках осуществления контртеррористических операций на Северном Кавказе.

На сегодняшний день 116 воинов – тамбовчан из числа военнослужащих Вооруженных Сил и сотрудников правоохранительных органов РФ погибли при выполнении воинского долга и исполнении служебных обязанностей. Многие участники боевых действий на Северном Кавказе получили ранения, увечья, стали инвалидами. Общественные организации ветеранов-инвалидов и участников боевых операций города Тамбова вышли с инициативой отмечать 26 ноября, как День Памяти воинов – тамбовчан, погибших на Северном Кавказе. Имена всех погибших наших земляков помещены в 12 том Тамбовской Книги Памяти, которая так и называется «Трагедия Чечни – боль России». Среди них имена выпускников лицея г. Уварово им. А.И.Данилова:

  • Истомин Андрей
  • Маргацкий Валерий
  • Клюкин Дмитрий
  • Терехов Эдуард

 

        Ученики лицея должны знать и помнить своих сверстников павших на Северном Кавказе при защите конституционного строя, целостности и независимости нашей страны, кто отдал свои жизни ради свободы и процветания нашей Родины, нашего спокойствия и благополучия, ради будущего наших детей.

Это нужно не мертвым, это нужно нам, живым. Нам надо помнить о тех, кто погиб, о  тех, кто не вернулся домой.

Общаясь с одноклассниками, я выяснила, что они мало знают о тех событиях, о погибших войнах, поэтому и решила взяться за исследование. Молодые люди, которым еще только предстоит служить, должны знать историю и гордиться воинами, погибшими в наше время, выполняя свой конституционный долг.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Я провела опрос среди  учеников 7-9 классов. Было опрошено 130 учащихся.  Им была предложена анкета из шести вопросов (см.. Приложение № 2)

В результате исследования выяснилось что 67 % учащихся  ничего не знают о войне в Чеченской Республике, 13% знают столько, сколько им положено знать, 20% ответили, что об этой войне информация очень противоречивая, 83% ответили что не знают зачем там погибали наши ребята.

На второй и третий вопросы соответственно: Сколько военнослужащих из нашего города проходило службу на Северном Кавказе? Сколько военнослужащих погибло? 100% ответили: - «Не знаю»

На вопрос -  Есть ли погибшие из числа выпускников лицея? Если да, то назовите их. Погибшие есть трое и назвали их 73%, не знаю – 5%, и только 4% назвали всех четырех погибших выпускников.

За что отдали свою жизнь выпускники нашего лицея? Ответ за Родину – 98%, не знаю – 2%

Вывод:

Таким образом, результаты социологического опроса ещё раз убедили меня в актуальности выбранной темы исследования, так как представления современной молодёжи о событиях в Чечне в целом поверхностны, недостаточно точны, поэтому данная работа представляется целесообразной.

Чтобы выяснить о погибших выпускниках лицея мы обратились в Военный комиссариат Тамбовской области по г. Уварово, Уваровскому, Инжавинскому и Мучкапскому районам с просьбой о предоставлении материала в отношении воинов, погибших на Северном Кавказе (см. приложение №) и получили ответ (см. Приложение №), в котором содержится запрашиваемый материал:

Клюкин Дмитрий Васильевич

Гвардии старшина

В ряды Российской армии Дима был призван в 1993 году. Там он стал специалистом первого класса, спорторганизатором батареи, был назначен заместителем командира взвода. 1995 год, г. Грозный. Строки из военного донесения:

«Старшина Клюкин Д.В. прибыл в Чечню для выполнения специального задания в составе самоходно-артиллерийской батареи, которая поддерживала действия парашютно - десантного батальона. В ходе боев расчетом под командованием старшины Клюкина были уничтожены две огневые точки и одно противотанковое орудие. 1 января 1995 года батальону была поставлена задача: войти в город Грозный и обеспечить отход 131 Майкопской бригады. Завязался бой».

 Дмитрий прямой наводкой уничтожил огневую точку противника. В машину наших солдат попала граната. Начался пожар. Дмитрий, тяжело раненый в ногу, вытащил из горящей машины своих товарищей. Укрыв ребят в безопасном месте, он вернулся к горящей АСУ, чтобы помочь водителю- механику, у которого были перебиты ноги. Но тут раздался взрыв. Осколки горящего металла разлетелись в разные стороны: одним из них старшина Клюкин был убит.

Дмитрий Васильевич Клюкин посмертно награжден орденом Мужества.

Истомин Андрей Сергеевич

Рядовой

В ряды вооруженных сил был призван в декабре 1993 года. Воинская специальность – наводчик в расчете боевой машины десанта, самоходного орудия. С июня по декабрь 1994 года находился в составе миротворческих сил в Абхазии, с января 1995 года на территории Чечни. Вот строки из официальной характеристики: «За время прохождения службы в третьей самоходно-артиллерийской батарее в/ч 65264 Истомин А.С. зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны: добросовестный, дисциплинированный и исполнительный солдат. С достоинством носил форму десантника, уверенно совершал прыжки с парашютом…». Андрей Истомин был наводчиком БМД (боевой машины десантника). Он мог заменить и водителя и командира машины. 25 мая 1995 года была поставлена задача: взять селение Чири-Юрт. Перед боем решили молодых не брать: в бой идут одни «старики» («дембели»). Бой был жестоким. В машину, где находился Андрей, попал снаряд, машина загорелась. Получив сильные ожоги, Андрей стал спасать своих товарищей. Вытащив из горящей машины одного, он вернулся спасать остальных, но выстрел снайпера остановил его жизнь. Он скончался 4 июня 1995 года в госпитале г. Ростов-на-Дону.

Истомин Дмитрий Сергеевич посмертно награжден орденом Мужества.

Маргацкий Валерий Николаевич

Сержант

Маргацкий Валерий призван в ряды Российской Армии 17 ноября 2000 года. Военную подготовку прошел в в\ч 74923. Службу походил в г. Буденновск. Через полгода он направлен в «командировку» в Чеченскую республику, где прослужил год. 1 апреля 2002 года части спецназа проводили «зачистку» в районе селения Бельчатой. Валерий с товарищами шли в оцеплении, «сжимая кольцо». В густой зелени они не заметили «растяжку», проволоку, привязанную к самодельной мине. Раздался взрыв. Сержант Маргацкий погиб.

Валерий Николаевич Маргацкий посмертно награжден орденом Мужества.

Терехов Эдуард Леонидович

Рядовой

Терехов Э.Л. призван в Российскую армию в 1994 году. Военную подготовку прошел при воинской части 64238. С марта 1995 года участвовал в боевых действиях на территории Чеченской республики, г. Моздок. 1 июля 1995 года во время боя вблизи районного центра Шали был смертельно ранен.

Эдуард Леонидович Терехов посмертно награжден орденом Мужества

        Официальные материалы военного комиссариата не дали полного представления о том, какими были погибшие ребята, тогда мы решили встретиться с родственниками и учителями.  ВОТ ЧТО МЫ ВЫЯСНИЛИ:

        Родной город Димы Клюкина – Уварово. Здесь он родился 8 ноября 1975 года. Здесь прошло его детство, здесь он впервые переступил порог школы №3. После 9 класса выбрал профессию механика и поступил в химический колледж.

Из беседы с бывшим директором колледжа Юрием Александровичем Сафоновым мы узнали, что «Дима был хорошим учеником, отзывчивым и верным товарищем. Его открытый взгляд привлекал к себе внимание. Доброе отношение, отзывчивость и добросовестность больше всего ценили в нем его однокурсники. Он погиб, спасая боевых друзей: поступить по - другому Дима просто не мог».

Мы в гостях у мамы Димы Валентине Васильевне.

«Дима самый первый из ребят, которые погибли в Чечне. Я до сих пор не верю, что нет моего мальчика, говорила Валентина Васильевна, перед самой смертью он был дома, встречался с друзьями, с любимой девушкой. Обещал скоро вернуться домой, строил планы на будущее. Хоронить его вышел весь город. Люди разделили с нами наше горе, оно стало общим».

Истомин Андрей – уроженец г. Коркино Челябинской области. Родился он 18 августа 1995 года, позже семья переехала в Уварово. Наш город стал для Андрея второй Родиной. Здесь он рос, бегал с ребятами на реку Ворону, играл в футбол. В 1990 году закончил 8 классов школы № 6.

Классным руководителем у Андрея была преподаватель русского языка и литературы Людмила Васильевна Булдыгина. «Андрей учился средне, - вспоминает она,- он был дисциплинированным, трудолюбивым, скромным. Его любили учителя и товарищи. А потом добавила, - парень отличался доброжелательностью, считался с мнением ребят».

С мамой встретиться нам не удалось, т.к. ее нет в живых. Мы поговорили с сестрой Наталией Сергеевной. Она с разрешения своего отца Сергея Алексеевича показала нам армейские фотографии Андрея, посетовала, что ей его очень не хватает, ведь они были очень дружны, он помогал ей во всем, поддерживал ее. Она призналась, что с его гибелью она потеряла половину себя. Письма Сергей Алексеевич нам не показал, сказал, что это очень личное и дорогое.

Маргацкий Валерий родился 19 июля 1980 года в г. Уварово. Мальчик рос подвижным, любил играть в футбол, запоем читал фантастику и детективы. Девять классов закончил в школе №3, поступил в профтехучилище, получил профессию токаря. Работал на заводе «Гранит» станочником. С трепетом и любовью относился к своей маме Ирине Викторовне.

Первой учительницей у Валерия Любовь Николаевна Лутовинова. «Класс, в который пришел Валера, был моим вторым набором, поэтому я хорошо помню его,- говорит Любовь Николаевна, - как сейчас перед глазами стоит маленький темноволосый и темноглазый мальчик. Я посадила его за первую парту. Для меня он навсегда останется: дружелюбным, подвижным, никого не обижавшим. Читал стихи, любил праздники. Общительный, он дружил со всеми ребятишками.

И, знаете, первый, кто узнал о его гибели в Чечне по какому-то злому року, оказалась я. Мой муж работал юристом в военкомате, пришел вечером домой и с горечью сказал: «Еще одного нашего паренька не стало». -  «Кого?» - «Валерия Маргацкого». – у меня так и защемило сердце, я вспомнила темноволосого мальчика с первой парты».

Договорившись о встрече с мамой Валерия Ириной Викторовной, мы отправились к ней домой. В небольшом домике нас встретила красивая женщина с грустными глазами, кивнула головой: «Спрашивайте». Аккуратно достает письма и фотографии Валерия, а сама говорит, будто сама с собой: «писал часто, но, ни разу о трудностях… « У меня все хорошо, не волнуйтесь», «Все нормально, тихо, нас не беспокоят», это он меня жалел, чтобы не плакала, не волновалась! Замолчала, тихонько смахнув слезу.

Заговорила опять: - « В последнем письме Валера сообщил, что 27 апреля их  выводят из Чечни, и он должен приехать домой. Мы обрадовались, ждали. А первого апреля он погиб. Она замолкает, смотрит в окно, словно хочет увидеть там, на улице, родное лицо сына…

Терехов Эдуард родился в г. Уварово 6 марта 1997 года. Начальную школу закончил в с. Моисеево Уваровского района, среднюю школу №1. За два дня до отъезда в армию Эдик пожелал пройти обряд крещения в церкви. Трудно было расставаться с родным селом, а главное с любимой мамой.

После гибели сына прошло много времени, но мать до сих пор не может смириться с мыслью о гибели сына, которого она нежно любила и лелеяла. Остались его письма, фотографии, документы.

Письма:

Первое письмо Эдуарда датировано 10 июня. Оно совсем короткое и рассказывает о солдатских буднях.

В письмах Эдуарда нет громких фраз, все очень просто: «Вот уже и конец октября. Несколько раз были тревоги». И самые дорогие для матери слова поздравления с днем рождения. Через полгода письма стали другими, серьезнее стали размышления: «Моя специальность – механик-стрелок. Работаю на пусковых установках. Первый раз в жизни увидел настоящую ракету….  Получаем технику. Готовимся к боевому дежурству».

Тереховы привыкли к тому, что письма приходили часто. Но вот прошел месяц, другой… писем нет.

№Тревожные мысли приходили в голову, говорит мама Эдика Фаина Ивановна, - «куда мы только не обращались: и в военкомат, и в часть, где служил сын. Никакого определенного ответа не было». Фаина Ивановна достает письмо за подписью гвардии полковника Доценко:

«Ваш сын Терехов Эдуард Леонидович переведен для дальнейшего прохождения службы в сухопутные войска. 29 марта 1995 года убыл в г. Моздок».

Не было сведений и в Уваровском военкомате. А спустя некоторое время мне сообщили, что мой сын погиб при исполнении служебных обязанностей на территории Чеченской республики. Погиб «выполняя боевое задание, верный военной присяге, проявив стойкость и мужество».

В семейном архиве хранится еще один документ.

«Леонид Федорович, Фаина Ивановна. Сообщаю Вам, что 22 февраля         1997 года в 11 часов в поселке Ново-Смолино состоится открытие памятника воинам, погибшим при выполнении воинского долга в Чечне.

Имя Вашего сына будет высечено на памятной мемориальной доске.

С глубоким уважением гвардии генерал-майор М. Воронов»

Поселок Ново-Смолино находится в Нижегородской области. Здесь дислоцируется часть из которой Эдуард Терехов вместе со своими боевыми товарищами уехал в Чечню.

        При беседе с родственниками погибших ребят мы старались вести себя очень корректно, но в, то, же время давали понять, что мы помним о погибших, гордимся их подвигом, что они погибли не зря

        Собрав материал, у нас созрела мысль - провести 26 ноября в лицее «День Памяти» выпускников, погибших на Северном Кавказе. (см. фотоприложение №) Волонтеры, разбившись на группы, провели во всех классах классные часы,  создав предварительно презентацию. В рекреации школы был оформлен уголок Памяти, где дежурили члены детской организации «Фортуна», на переменах зажигались свечи. В этот день в школе было непривычно тихо. Даже самые хулиганистые ученики старались вести себя соответствующе. После мероприятия мы провели опрос (см. приложение №).

   

На первый вопрос: «Нужны ли ученикам такие мероприятия?»

92% опрошенных ответили, что не просто нужны, а необходимы

5% - нужны

2% - мне все равно

1% - не знаю

На второй вопрос: «Назовите нравственные мотивы действий и поступков наших солдат в Чеченской войне»

82% - честь

90% - воинский долг

66% - чувство патриотизма

14% - деньги, звания, награды

Выясняя, из каких источников формируется представление учеников о чеченских конфликтах, я установила, что в основном школьники (90% опрошенных), знают о них из художественных фильмов, среди которых были названы такие картины, как «Грозовые ворота», «Спецназ», «Прорыв», «Чистилище», «Стреляющие горы», «Десантура», «Честь имею». А с художественной, публицистической, исторической литературой по данной теме знакомы лишь 17% опрошенных. 92% ответили, что многое узнали, готовясь к проводимым мероприятиям в лицее.

Вывод:

 По результатам опроса выяснилось, что детям необходимы мероприятия гражданско -патриотической направленности. Они помогают осмыслить свое поведение, почувствовать  ответственность за порученное дело, хочется быть похожими на тех ребят, которые погибли в мирное время, совершив подвиг. Мы поняли, что солдаты воевали не ради славы и денег, а ради спокойной и мирной жизни людей на всей территории России, честно выполняя свой воинский долг.

        От детей поступило  предложение: провести такие мероприятия как: конкурс «Песня, рожденная в Чечне»,  смотр строя и песни «Готовность всегда боевая», принять участие в городском мероприятии «Встреча трех поколений».

        При проведении встречи воины, вернувшиеся с Чеченской войны, рассказали ученикам о воинской службе, об ответственности за будущее своего государства, о патриотизме, о подвиге простых российских парней. «Только там, в Чечне, мы поняли по настоящему, что такое Родина, говорили они, и как нужно относиться к жизни и воинскому долгу».

Вывод:

Российские солдаты, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине. Они в какой-то мере вернули нам высокое понятие патриотизма, мужества, воинского и человеческого долга.

Заключение:

Работа «Чечня наша память и боль…» оказалась действительно актуальной. Выдвинутая мною гипотеза: если ученики лицея будут знать, что их сверстники отдали жизнь за сохранение конституционного строя, целостности и независимости нашей страны, изучат собранный материал и проведут мероприятия, то это поможет формированию их активной жизненной позиции, подтвердилась. Дети не остались равнодушными к проблеме, озвученной в работе, а сами попытались ее решить. Если в начале исследования в волонтерской группе было только 5 учеников, то при подготовке и проведении мероприятий приняло участие около 100 человек. Ребята изъявили желание оформить экспозицию, посвященную погибшим в Чечне в музее «Истории школы».

По результатам проводимых мероприятий был смонтирован фильм. Но этого оказалось недостаточно, и мы решили обратиться к директору лицея Е.В. Уваровой  с просьбой  об изыскании средств на изготовление мемориальной доски с высеченными на ней фамилиями выпускников лицея, погибших в Чеченской республике (см. приложение №).

        В заключении хочется сказать, мы, ныне живущие, и наши потомки, будем вечно хранить, светлую память  о тех, кто отдал свои жизни за целостность и будущее процветание Отечества, должны сделать все,  чтобы война никогда не  повторилась, Уроки  которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-практическая ученическая конференция "И отблеск твой горит и ныне...", посвященная М.В. Ломоносову

Сценарий конференции расчитан на 8-11 классы. мероприятие было подготовлено к 300-летию Ломоносова...

Доклад: «Драмон уацмыс ахуыр кæныны методикæ хистæр кълæсты».

15- æм астæуккаг скъола                                Ситохаты З.Б....

Урок по теме"Къостайы сфæлдыстады рацыд æрмæг фæлхат кæныны урок"

Урок повторение по творчеству Коста Хетагурова....

«Ирон æвзаг æмæ литературæйы уроктæм цымыдисдзинад гуырын кæныны фæрæзтæ»

Кæд искæй ахуыр кæныс, уæд бирæ дзурыныл ма архай, цæмæй   коммæгæс зонд бамбара дæ ныхæстæ æмæ сæ ма ферох кæна. Уæлдай цыдæриддæр вæййы, уый зондæй рох кæны.  (Гораций)....

Открытый урок по осетинскому языку. Темæ "Фæлхат кæныны урок номдарæй"

Открытый урок по осетинскому языку. Темæ "Фæлхат кæныны урок номдарæй"...