Статья: "Формирование экологической культуры у детей с ОВЗ"
статья на тему

Бовкун Елизавета Дмитриевна

Экологическое воспитание  детей с ОВЗ должно включать в себя бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_detey.odt13.24 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  У ДЕТЕЙ

 С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

        Важность экологического воспитания в современном мире невозможно переоценить. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. На уроках биологии, географии, обществознания, трудового обучения учащиеся с ОВЗ получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Но эти знания ограничены программными требованиями и не учитывают индивидуальные возможности детей, особенности местности, в которой они проживают

        История возникновения термина «экологическая культура» уходит своими корнями к 20 в., когда уровень негативного воздействия на окружающую среду достиг таких вершин, что человечество задумалось о том, как жить дальше и будет ли что оставить потомкам.                           

В это же время становятся очевидными последствия нерационального природопользования – уровень экологических проблем стремительно набирает обороты.                           

Так заговорили об экологической культуре, а воспитание экологически культурного члена общества стало первостепенной задачей.        Так что же такое экологическая культура?                          

С точки зрения научно-учебного процесса экологическая культура рассматривается как отдельная дисциплина в рамках культурологии.

Деятельность по формированию экологической культуры называется «экологическим просвещением». Такая деятельность складывается из распространения экологических знаний, а также воспитания бережного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов. Это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.

Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой рациональное природопользование, осознанное выполнение экологических правил и требований, личной ответственности перед обществом за сохранение окружающей среды.

Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, привитые с детства, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Позиция многих родителей не всегда является правильной, они перекладывают ответственность за формирование экологических убеждений на систему государственного образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения просто-напросто угаснут.

       Характеризуя различные виды ощущений и восприятия детей с ОВЗ, необходимо сослаться на положение доктора психологических наук В.И. Лубовского о том, что всем детям с ОВЗ свойственны снижение темпа и качества переработки информации; ограниченность, неполнота формирования образов и понятий. Слабое различение мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.   Можно отметить также общую пассивность восприятия, проявляющаяся в желании подменить сложную задачу более легкой. Становится ясно, что характерные трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире.  Особенности восприятия окружающего мира слабослышащими, позднооглохшие,  глухими, слабовидящими, слепыми детьми опосредовано ограниченными возможностями ребенка к познанию окружающего мира, бедностью запаса представлений об окружающем мире.  Формирование представлений, познание окружающего мира такими детьми возможно только при создании специальных образовательных условий.

    Восприятие, лежащее в основе формирования представлений об окружающем мире – необходимый этап познания, который заключается в целостном отражении предметов (явлений), возникающем при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Целостное восприятие является важным условием правильной ориентировки в окружающем предметном мире.  Остановимся более подробно на особенностях развития восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с ОВЗ, а именно для детей  с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром.

Характерным для детей с интеллектуальной недостаточностью является нарушение обобщенности восприятия, что проявляется  в узости и недостаточной точности представлений об окружающей действительности, наличии частных и случайно запомнившихся фактов. Большое количество ошибок дети с интеллектуальной недостаточностью допускают при восприятии изображения перевернутых, по-разному расположенных предметов, ошибочно принимая их за иные изображения, за «новый» предмет, расположенный правильно.

    Нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и отсутствии дифференциации зрительных образов, инертности, непрочности зрительных следов, а также в отсутствии  адекватной связи слова с визуализацией предмета. Указанные особенности являются характерными практически для любого вида восприятия, что подтверждают имеющиеся научные исследования. Искаженность предметно-пространственных представлений проявляется в сглаживании представлений, забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление одних предметов другим. Подчеркнем, что ориентировка в пространстве складывается постепенно, от осознания собственного тела до выработки стратегии поведения в физическом и социальном мире. Это сложный полифункциональный процесс, включающий такие составляющие, как целостность поля зрения, острота зрения, глазомер. Дети с интеллектуальной недостаточностью неточно понимают и употребляют в активной речи предлоги. Это свидетельствует о нарушении осознания пространственных отношений между предметами, сложность в обобщении и адекватном обозначении этих понятий. Дефектное развитие словесно-логического мышления не обеспечивает базы для полноценного осмысления пространственной ситуации. Нарушения ориентировки в пространстве оценивается многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов данной патологии развития. Низкий уровень анализирующего наблюдения детей с интеллектуальными отклонениями проявляется в следующем: – ограниченный объем анализа; – преобладание анализа над синтезом; – смешение существенных и несущественных признаков; – преимущественная фиксация внимания на видимых различиях объектов; – редкое использование обобщенных терминов, понятий.

   Поисковые действия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта вне зависимости от канала восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.), по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность.

         Наблюдение как вид деятельности особенно интенсивно развивается в процессе обучения. Педагог показывает приемы осмотра (прослушивания, ощупывания) предметов и явлений, порядок выявления их свойств; маршруты движения руки, глаз; средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово) и др., благодаря чему постепенно исчезает неполноценность представлений, возникших в процессе самостоятельного восприятия  и исследования объектов и явлений. В дальнейшем ребенок с  ОВЗ сможет самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере обобщенности. Восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения, обеспечивающих успешное познание окружающего мира.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста "

Система работы: «Система формирования основ экологического сознания у дошкольников»:  представляет собой дополнение содержания к программе М. А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду»,...

Формирование гражданской идентичности через воспитание экологической культуры у детей

В презентации промежуточный отчет по самообразованию педагога дополнительного образования по теме. Экологическая культура является показателем образа жизни современного общества. Велико значение в эко...

Статья "Формирование социально значимых навыков у детей с ОВЗ"

Дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью – это особая группа, нуждающаяся в максимальной помощи окружающих их людей. Основной целью педагогов является обучение учащихся социально значимым уме...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ«В МИРЕ ПРИРОДЫ"...

Консультация для педагогов «Кейс-технология, как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Материал знакомит с кейс-технологией, как инновационным средством по экологическому образованию дошкольников....

Проект «Разработка пособия для формирования основ экологической культуры у детей, подростков и молодёжи с глубокими нарушениями зрения»

В настоящее время проблема стремительного ухудшения экологической обстановки как нельзя более актуальна в России. Однако всеобъемлющее руководство, включающее конкретные рекомендации, при выполнении к...