Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната
статья по теме

Пакачакова Татьяна Васильевна

В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольного интерната

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханнинен Татьяна Олаховна, старший воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им.М.И.Чебодаева» Аскизского района Республики Хакасия

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

В 2010 году, обращаясь к Федеральному Собранию, президент РФ Дмитрий Медведев сказал, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, как патриота, как носителя ценностей гражданского общества, как человека, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.

Детский возраст является наиболее сензитивным (благоприятным) для системы духовно-нравственного воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития собственных и общественных интересов и жизненных идеалов. Все давно понимают, что реализация духовно-нравственного воспитания с помощью одного только знаниевого подхода невозможна. Современность требует от школы новых форм и методов, адекватных жестким реалиям жизни. Успехов в этом направлении можно достичь через активное вовлечение в социальную (общественную) деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата образовательного учреждения. 

Высокий уровень духовно-нравственного воспитания проявляется в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его культуре и истории. Актуальность нравственной  проблематики понимали все выдающиеся реформаторы России. Когда они обращали свои взоры к молодому поколению, то понимали, что задуманные планы будут успешными только тогда, когда во многом будут зависеть от подготовки патриотически настроенных, высоконравственных, государственных людей. Поэтому в необходимости работы по патриотическому воспитанию школьников и сейчас никто не сомневается.

Под культурно-историческим аспектом духовно-нравственного (гражданско-патриотического) воспитания школьников предполагается:

  • привитие детям любви к своей малой родине, на которой они родились, людям, которые этот край населяют;
  • привлечение обучающихся к работе, связанной с сохранением памятников культурного и исторического наследия;
  • формирование у детей чувства национальной гордости, национального самосознания, а также толерантности, т.е. способности понимать людей других культур, языков и религий.

В наше время очень актуально обеспечение комплекса мер по сохранению, изучению и популяризации многовековых культурных традиций. Историко-культурное наследие, как ценность, которую оставили нам предки, воплощено в материальных объектах (продуктах сотворчества человека и природы), людях (в обычаях, образе жизни, духовно-культурных памятниках, навыках). Особую важность представляет вовлечение подрастающего поколения в проекты по сохранению и использованию наследия.

Для выполнения задачи создания системы духовно-нравственного воспитания немаловажную роль играет деятельность школьного музея, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей.

Школьный музей – это одна из форм дополнительного образования, развивающая активность, сотворчество, самодеятельность обучающихся в процессе сбора, обработки, исследования и оформления материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей – это не просто собирание памятников (хотя без этого никак нельзя), это не только создание экспозиций (хотя без них музей невозможен), а это еще и разные виды деятельности, направленные на духовно-нравственное воспитание и формирование самосознания, что достигается с помощью, например, массовой научно-просветительной работы.

В сентябре 2015 года в МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им.М.И.Чебодаева» Аскизского района Республики Хакасия в рамках музейного комплекса «Память» в здании пришкольного интерната был открыт музей-клуб «Музей современного искусства». Предпосылки его создания можно было угадать еще много лет назад, когда в стенах интерната существовал духовой оркестр, на инструментах которого играли наши бывшие выпускники. Именно с коллекции духовых музыкальных инструментов и началась история музея.

Цель музея – содействие воспитанию познавательных интересов и способностей, расширению кругозора и овладению воспитанниками практическими навыками поисково-исследовательской деятельности, совершенствованию образовательного процесса средствами дополнительного обучения. 

Направления деятельности музея

  1. Образовательно-познавательная, массово-просветительская деятельность  (использование работы музея во внеурочной (внеклассной) деятельности).

Главная задача педагогического коллектива – максимально использовать музей в воспитательном процессе. Для повышения эффективности внеклассного занятия, его воспитательного значения воспитатели в перспективном планировании на учебный год предусматривают работу воспитанников в музее, посещение музейных занятий и использование музейных материалов в соответствии с работой над исследовательскими проектами. Документальные материалы, используемые на занятиях, наполняют воспитательный процесс конкретикой содержания, оказывают большое эмоциональное воздействие на детей. Планируется, что в дальнейшем будут активно сотрудничать с музеем классные руководители, учителя ИЗО, музыки, технологии, учителя начальной школы и др.

Воспитатели пришкольного интерната имеют информацию обо всех запланированных музейных занятиях, в соответствии с ними и воспитательными задачами классной группы планируют работу на год.

2. Поисковая работа (сбор материала, встречи с жителями села, района)

Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают воспользоваться огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков, дает воспитанникам понять, как много физических и душевных сил вложили их предки в культуру края, частью которого является родная школа. Все это помогает воспитывать уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к наследию культуры и истории родного края. 

3. Учебно-исследовательская деятельность (обработка полученной информации)

В процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея воспитанники приобретают много практических навыков: умение сопоставлять факты, описывать и классифицировать источники и др. Воспитанники работают с документами, литературой, справочниками, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью к родственникам, другим взрослым, учатся анализировать, наблюдать, приобретают навыки исследовательской деятельности, обмениваются опытом.  

4. Индивидуальная работа с учащимися. Подготовка экскурсоводов по запланированным темам разделов-экспозиций, организация индивидуальной помощи в написании проектов, рефератов, других научных работ.

5. Методическая работа. Подготовка методических разработок по темам, оформление раскладушек, выпуск брошюр, буклетов, календариков, блокнотиков и др.

6. Фондовая работа. Учёт и хранение собранного материала на бумажном и электронном носителях, ведение инвентарной книги.

По всем направлениям деятельности музея воспитанникам помогают жители села, района и выпускники лицея, интерната, их родители, учителя.

Основные разделы (экспозиции) музея

  • Музыкальное искусство (духовые медные инструменты, клавишно-духовые инструменты, струнные инструменты, современные и устаревшие средства воспроизведения музыки)
  • Декоративно-прикладное искусство (мягкая игрушка, изделия из соленого теста, резьба по дереву, изделия из подручного материала)
  • Художественно-изобразительное искусство (достижения воспитанников в изодеятельности)
  • Театральное искусство (театральные коллективы РХ, связь с театральным музеем им.А.А.Бахрушина)

Сотрудничество с другими музеями района, республики, России

  • Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина (г.Москва)
  • участие в конкурсе сочинений «Можно ли жить без искусства?» (публикация в сборнике сочинений, 4 участницы, 2013г.);
  • создание и работа кружка «Клуб друзей Бахрушинского музея»;
  • поездка на обучающий семинар (1 представитель, 2014 г.);
  • получение научно-популярной литературы
  • Анхаковский муниципальный музей под открытым небом «Улуг Хуртуях тас»
  • поездки-экскурсии в музей
  • проведение праздника «Чыл пазы» (Хакасский Новый год, 2014г.)
  • Аскизский районный краеведческий музей им.Н.Ф.Катанова
  • экскурсии в музей
  • участие в конкурсах юных художников «Тигiр хуры» (ежегодно)
  • Литературный музей им.М.Е.Кильчичакова (аал Верхняя Тея)
  • экскурсии в музей с целью сбора информации для участия в конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в 2014г.

Руководство работой музея

Жизнеспособность сложного организма школьного музея целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и воспитанников. Координацию деятельности музея осуществляет Совет музея.

Привлекая актив учащихся, Совет музея: 

• направляет собирательскую работу для пополнения фондов и дальнейшего развития музея,

• организует учет и хранение существующих экспонатов, проводит экскурсии по экспозициям музея,

• разрабатывает план работы.

В Совет музея входят 7 (семь) человек. Из числа актива школьного музея и воспитанников интерната, по необходимости создаются творческие группы. Один раз в месяц проводится заседание Совета музея, на котором подводятся итоги и планируются мероприятия. Один раз в две недели подводятся итоги в творческих группах, каждая из которых выполняет свой круг обязанностей (сбор материала, обработка материалов, оформление, проведение экскурсий и т.д.).

Таким образом, в стенах Аскизского пришкольного интерната предоставляются большие возможности для ознакомления воспитанников с огромным культурно-историческим и духовным капиталом, ждущим своего приложения.

Список литературы

  1. Воспитание гуманности у младших подростков на этнокультурных традициях хакасов,  Сагоякова Н.Ф., http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-vospitanie-gumannosti-u-mladshih-podrostkov-na-etnokulturnyh-traditsiyah-hakasov
  2. В.Я.Бутанаев. Культура и быт хакасов. Абакан.1986г.
  3. «Д.С.Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях школы-интерната

1.Актуальность темы2.цели и задачи3.воспитание духовности,используя"Основы православной культуры"4.приоритетные деятельностные направления...

Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

реферат-исследование  по проблеме поддержки  тубинфицированных  детей и подростков  в условиях  санаторной школы-интерната...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В статье коротко описываются методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-11 классов в учреждении интернатного типа...

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики...