Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики
статья на тему

Рассказов Виталий Владимирович

Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_chtenie.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день,  участники сегодняшнего мероприятия!

Тема моего доклада: «Духовно-нравственное воспитание детей и подростков средствами хореографии и ритмопластики».

Свое выступление начну с цитирования известного мыслителя Платона: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души»

Как и известно метод музыкального движения используется для развития эмоциональной, коммуникативной, психофизической и нравственной сферы развития личности ребёнка.

Прекрасная музыка настраивает естественный и прекрасный «музыкальный инструмент» - человеческое тело, гарантирует его и поднимает на более высокую ступень духовного развития. Символизм музыкального движения несёт в себе информацию, таким образом, можно предположить, что при исполнении пластических упражнений под музыку у исполнителя закладывается определённая программа, иногда осознанно, а иногда на уровне подсознания.

Эта программа имеет неоднозначный смысл, а также различную ориентацию, и может служить как средство гармоничного развития человека, так и наоборот.

Поэтому проблема выбора музыки, движения для занятий и танцевальных композиций, особенно с детьми и подростками, не безобидна и требует тщательного отбора.

 В своей работе я руководствуюсь следующими правилами:

Первое -  Синтез видов и форм художественной деятельности, в соответствии с тематикой.

Во-вторых  -  Тематики и подбор теоретического материала - по основным духовно-нравственным категориям и общечеловеческим ценностям.

В-третьих  -  Создание сюжетных детских постановок, в основу которых легли духовно-нравственные категории, как новая модель поведения человека.

Это подтверждается: содержанием программ занятий во второй половине дня в лицее, наработанным дидактическим материалом, стратегией организации содержания.

Именно, что касаясь, содержания материала: Духовно – нравственное воспитаниие ребенка невозможно без приобщения к традициям своего народа, семьи, страны. Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны  помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Поэтому в основу работы с детьми и подростками заложен материал из  области народно-сценической хореографии, строю свою педагогически - творческую деятельность на принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора.

При обучению учащихся танцу необходимо акцентировать внимание не столько на внешнюю сторону обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

Поэтому основные виды занятий тесно связаны друг с другом, дополняют друг друга и проводятся  в стенах лицея с учётом темы, возраста и интереса учащихся.

В целом,  тот курс, который выбран в лицее «Альфа»  касающийся дополнительных занятий направлен на активное развитие и формирование у детей и подростков приоритета духовно-нравственных ценностей и с этих позиций оценочного отношения к деятельности, искусству, эмоциональный отклик на духовность в поступках людей и в окружающем мире, творческое преобразование действий.

Знакомство ребенка с красотой хореографии и ритмопластики не только развивает его ум и чувства, но к тому же способствует развитию фантазии и воображения, которые помогают в жизни ставить правильные цели и способы их реализации.

В свою очередь Мы – педагоги  никогда не должны забывать о том, что каждый ребёнок обладает огромным потенциалом и является благодатной почвой для взращивания зёрен добродетелей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В статье коротко описываются методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-11 классов в учреждении интернатного типа...

Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната

В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...

Интернет-акции как активная форма духовно-нравственного воспитания детей и подростков в образовательном пространстве Центра детского творчества.

Одной из активных форм организации воспитательного процесса в современных условиях может стать проведение акций для подростков и молодежи....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и подростков  является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для доп...