Программа досуговой деятельности "Школьная радуга"
рабочая программа по теме

Бурлако Елена Анатольевна

Программа длсуговой деятельности "Школьная радуга" рассчитанна для детей 7-12 лет.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dosugovoy_deyatelnosti_shkolnaya_raduga.doc496.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

№ 1 города Тамбова

Программа

 досуговой деятельности

 «Школьная радуга»

Направление работы: досугово-развлекательное

Срок реализации программы:  2013-2014гг.

Рассчитана на учащихся от 7 до 12лет.

Составитель: педагог-организатор

Бурлако Е.А.

Пояснительная записка

Организация досуга  является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.  

    Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.   Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Часы, отводимые на досуговую деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме   подготовки праздничных мероприятий, классных часов, поисковых и научных исследований и т.д.   На  занятиях раскрываются у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Эти занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Актуальность программы

В современных условиях развития нашего общества, когда школа работает по принципу – общественно-активная школа, необходимо формирование особого воспитательно-образовательного пространства, здорового психологического климата, создание общественно-полезной деятельности учащихся.
Преимущества школ полного дня при решении данных вопросов состоит в том, что школьники в течение нескольких часов ежедневно находятся под контролем и руководством школы, им обеспечивается возможность заниматься в благоприятных условиях, горячее питание, помощь при выполнении домашнего задания.
Кроме того, исходя из данных социального паспорта школы, многие семьи учащихся нашей школы не в состоянии в силу различных причин обеспечить должный надзор и создать необходимые условия для занятий и отдыха ребенка. И здесь на помощь может прийти «Школа полного дня».

В Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя автономная общеобразовательная школа № 36» традиционно обучаются дети, наделенные творческими способностями.

Досуговая деятельность является весьма действенным методом воспитания. В процессе досуговой деятельности развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться в нем, научиться коммуникативному общению разработана программа досуговой деятельности «Школьная радуга» направленная на духовное развитие обучающихся.

Культурно – досуговая деятельность объединения «Школьная радуга» является частью социально - культурно – образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально – психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют образовательный компонент.

Цель  программы:

  Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи  досуговой деятельности:

  1. Организовать общественно-полезную досуговую деятельность учащихся.
  2. Вовлекать учащихся в разностороннюю творческую деятельность.
  3. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
  4. Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами,   учащимися разных возрастов и их  родителями в решении общих проблем.
  5. Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать  свои планы.
  6. Формировать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
  7. Способствовать знанию основ и стремлению к здоровому образу жизни.  
  8. Сплачивать детей объединения «Школьная радуга»
  9. Информировать общественность о работе учащихся и её результатах с помощью средств массовой информации, а также сайта образовательного учреждения, сетевых газет и образовательных порталов.

Ожидаемый результат

  1. Расширение кругозора учащихся. осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.
  2. Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.
  3. Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.
  4. Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,.
  5. Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.
  6. Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.
  7. Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
  8. Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.
  9. Укрепление традиций образовательного учреждения.

Содержание программы

Программа основана на разнообразных познавательных коллективных творческих делах и служат средством открытия той или иной стороны окружающей жизни – героического, прекрасного, удивительного и комического. Программа состоит из семи направлений, как спектр цветов радуги:

Фиолетовый – патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Синий – Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»

Голубой – Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»

Зеленый – Экологическое воспитание «Зеленый мир»

Желтый – Интеллектуальное воспитание «Мудрая сова»

Оранжевый – Нравственное воспитание «Мир добрых дел»

Красный – Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»

Механизм реализации программы:

Патриотическое воспитание «Я люблю свою страну, свой край, свой город»

Цели:

- развитие у воспитанников чувства гордости, любви к Родине, родному краю.

-активизация интереса к  изучению истории Отечества.

-воспитание у ребёнка уважения к подвигу отцов.

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- Анкетирование «С чего начинается Родина?» - сентябрь;

- Экскурсии «Первые шаги по родному краю» - октябрь

- Концертная программа «День матери» - ноябрь

- Устный журнал «Наши знаменитые земляки» - декабрь

- Конкурс рисунков «Я люблю свой город» - январь

- Урок мужества – февраль

- Конкурс творческих работ «Дом, в котором я живу» - март

- Экскурсия «Край, где мы живем» - апрель

- Концерт «Родная Тамбовщина» - май

Гражданско-правовое воспитание «Я гражданин»

Цели:

- воспитание учащихся в духе демократии, свободы.

- воспитание патриота России,

- накопление опыта правомерного поведения гражданина

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

  • Беседа о правилах поведения учащихся, о правонарушениях детей - сентябрь
  • Праздник «Горжусь тобой, моя Россия» - октябрь;
  • Беседа «Мы – граждане!» - октябрь – ноябрь;
  • Своя игра «Символы России» - ноябрь;
  • Беседа «Конституция РФ» - декабрь;
  • Устный журнал «Ленинградская блокада» - январь;
  • Смотр строя и песни, посвященный Дню Защитника Отечества - февраль;
  • Игровая программа «Космическое путешествие» - март – апрель;
  • Литературно – музыкальная композиция ко Дню Победы «Имена» - май.

 Воспитание культуры здоровья: «Дорога к собственному здоровью»

Цели:

- привить детям бережное отношение к своему здоровью;

- профилактика вредных привычек;

- совершенствование форм и методов работы по обеспечению жизнедеятельности и предупреждение травматизма;

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- Экскурсия  в Автогородок – сентябрь

- Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья! – октябрь

- Беседы с детским врачом – ноябрь

- Спортивные соревнования «Веселые старты» - декабрь

- Игры на свежем воздухе «Зимние забавы» - январь

- Военно-спортивная игра «Зарница» - февраль

- Конкурс плакатов «Мы против наркотиков» – март

- Веселая спартакиада – апрель

- Весенний кросс - май

Экологическое воспитание «Зеленый мир»

Цели:

- воспитание у учащихся понимания взаимосвязи между человеком, обществом и природой;

- развитие у ребят экологической культуры.

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- Экскурсия «Природа Тамбовщины» - сентябрь

- Озеленение пришкольного участка, участие в месячнике «Чистый город» - октябрь

- Осенняя выставка работ из природного материала «Осенняя фантазия»  – ноябрь

- Беседа «Природные катаклизмы» - декабрь

- Олимпиада по экологии – январь

- Скорая помощь «Чтобы дольше жили книжки» - февраль

- Конкурс рисунков «Это зеленый мир» март

- Озеленение классных комнат – апрель

- Конкурс на лучшую клумбу - май

Интеллектуальное воспитание «Мудрая сова»

Цели:

активизировать знания детей;

развивать внимание, мышление, интерес к наукам

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- Интеллектуальная игра-соревнование «Шоссе дорожных знаков» - сентябрь

- Акция «Неделя пятерок» - октябрь

- Викторина «Корзина знаний» - ноябрь

- Игра «Что? Где? Когда?» - декабрь

- Беседа «Это интересно знать» - январь

- Игра «Умники и умницы» - февраль

- Литературный конкурс «Писатели нашего детства» - март

- КВН «Смех, да и только!» - апрель

- Беседа «Водитель и пешеход» - май

Нравственное воспитание «Мир добрых дел»

Цели:

- воспитание индивидуально-развитой, богатой, творческой личности;

- формирование у учащихся норм и правил культуры поведения, овладение этикой общения;

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- День знаний – сентябрь

- Акция милосердия «Перед старостью склоним колени» октябрь

- Конкурс рисунков «Моя мама – лучшая на свете» - ноябрь

- Акция милосердия «Рождественское чудо»  (сбор игрушек, вещей  для Расск.дет. дома – интерната №1 им. А.В Луначарского) - декабрь

- Устный журнал «Мы несем ответственность за тех, кого приручили» - январь

- Литературно-музыкальная композиция «Что спасет мир?» - февраль

- Акция «Подари открытку маме» - март

- Акция «Весенняя неделя добра» - апрель

- Тимуровская работа «Помоги ближнему» - май

 

Художественно-эстетическое воспитание «В мире прекрасного»

Цели:

- воспитание у учащихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;

- развитие инициативы и творчества через работу временных групп по подготовке мероприятия;

Примерная сетка мероприятий на учебный год.

- Линейка «День знаний» – сентябрь

- Утренник «Посвящение в первоклассники» – октябрь

- Концертная программа «Золотая осень» - ноябрь

- Новогодний утренник – декабрь

- Игровая программа «Старый новый год или Васильев день» - январь

- Праздник на микрорайон «Широкая масленица» - февраль

- Концертная программа к 8Марта – март

- Сценка «Пасхальный благовест» и выставка пасхальных работ – апрель

- Королевский бал «Прощай начальная школа» - май

Обучение рассчитано на 1 год.

Оптимальный режим работы 2 раза в неделю по 2 часа.

Количество часов в неделю – 4

Количество часов в год – 144.

Возраст обучаемых: 7 - 12 лет.

2 группы учащихся: 1) Дети 7-9 лет-25 человек; 2) Дети 10-12 лет-15 человек

 Структура программы досуговой деятельности: подготовка и проведение общешкольных праздников» (144 ч)

1.   Общий сбор группы. Введение в КТД (4 ч). Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД. Обучение   приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.  

2.  Подготовка и проведение осенних праздников (44 ч).  Подготовка, проведение и анализ мероприятий.

                                           

3.  Подготовка и проведение зимних праздников (36 ч). Подготовка и проведение масленичных гуляний.  Анализ мероприятий.

4. Подготовка и проведение весенних праздников (60 ч). Подготовка, проведение и анализ проведения праздника для мам и бабушек.    Подготовка, проведение и анализ проведения  мероприятия  в честь Дня Победы. Подготовка  Праздника последнего звонка. Выступление на  Празднике последнего звонка Подведение итогов работы

 

 Тематическое планирование  

№ п/п

Название раздела

Кол-во

часов.

Теория

Кол-во часов.

Практика

Кол-во часов.

Всего

1

Общий сбор группы. Введение в КТД

2

2

4

2

Подготовка и проведение осенних праздников

4

40

44

3

Подготовка и проведение зимних праздников

4

32

36

4

Подготовка и проведение весенних праздников

5

55

60

Всего

15

129

144

Учебно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

Раздел 1.   Общий сбор группы. Введение в КТД

1.

    Праздники в школе: цели и смысл. Технология КТД.  

 2        

сентябрь

2.

Обучение   приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа дел.  

2

сентябрь

Раздел 2.   Подготовка и проведение осенних праздников

3.

Подготовка Праздника «Мама, папа, я – спортивная семья»

4

4.

Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

2

5.

Анализ проведения праздника

1

5.

Подготовка утренника «Посвящение в первоклассники»

10

6.

Проведение утренника «Посвящение в первоклассники»

2

октябрь

7.

Анализ проведения праздника

1

8.

Подготовка Конкурсной программы «Королева Осени» »   (подбор материала, составление сценария, репетиции)

8

9.

Проведение конкурсной программы «Королева Осени»

2

 ноябрь

10.

Анализ проведения праздника

1

11.

Подготовка праздника «День матери»   (подбор материала, составление сценария, репетиции)

10

12.

Проведение праздника «День матери»

2

 ноябрь

13.

Анализ проведения праздника

1

Раздел 3. Подготовка и проведение зимних праздников

14.

Подготовка новогодних утренников

8

15.

Проведение мероприятия

2

 декабрь

16.

Анализ мероприятия

1

17.

Подготовка игры «Зимние забавы»

2

18.

Проведение    игры

«Зимние забавы»

2

19.

Анализ игры

1

20.

Подготовка литературно-музыкальной композиции «Что спасет мир? (подбор материала, составление сценария, репетиции)

8

21.

Проведение литературно-музыкальной композиции «Что спасет мир?

2

 февраль

22.

Анализ мероприятия

1

23.

Подготовка военно-спортивной игры «Зарница»

2

24.

Проведение военно-спортивной игры «Зарница»

2

 февраль

25.

Анализ игры

1

26.

Подготовка смотра строя и песни

2

27.

Проведение смотра строя и песни

2

 февраль

28.

Анализ смотра строя и песни

1

Раздел 4. Подготовка и проведение весенних праздников

29.

Подготовка праздника для мам и бабушек

Разработка праздника, дети предлагают идеи конкурсов для мам и бабушек, концертную программу

8

30.

Проведение праздника

2

март

31.

Анализ праздника

1

32.

Подготовка праздника на микрорайон «Широкая масленица» (подбор материала, составление сценария, репетиции)

10

март

33.

Проведение праздника на микрорайон «Широкая масленица»

2

март

34.

Анализ мероприятия

1

35.

Подготовка сценки «Пасхальный благовест» (подбор материала, составление сценария, репетиции)

9

май

36.

Проведение сценки «Пасхальный благовест»

2

май

37.

Анализ мероприятия

1

38.

Подготовка мероприятия  в честь Дня Победы (подбор материала, составление сценария, репетиции)

12

39.

Проведение мероприятия  в честь Дня Победы

2

5 мая

40.

Анализ мероприятия

1

41.

Подготовка Праздника последнего звонка (подбор материала, составление сценария, репетиции)

10

42.

Выступление на Празднике последнего звонка

2

 май

43.

Подведение итогов работы

1

Итого

144 часов

Литература:

  1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками - М.: ТЦ “Сфера”, 2000;
  2. Дела школьные. Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. - М.: ТЦ Сфера, 2003;
  3. Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги - М.: “Лист”, 1999;
  4. Классные классные дела / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2 - М.: ТЦ Сфера, 2004;
  1. 7. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома - Санкт-Петербург, “Паритет”, 2000;
  2. 8. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002;
  3. Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
  4. Пузикова Л.Б. Праздники в вашем доме - Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000;
  5. Ромашкова Е.И. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: ТЦ Сфера, 2000;
  6. 13.Ромашкова Е.И. День защитников Отечества - М.: ТЦ Сфера, 2000;
  7. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме М.: Глобус, 2007;
  8. Ромашкова Е.И. С новым учебным годом! (модели досуга в школе) - М.: ТЦ Сфера, 2001;
  9. Титов С.В. Ура, каникулы! - М.: ТЦ Сфера, 2001;
  10. Торгашов В.Н. В эфире новости - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
  11. Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье - М.: ТЦ Сфера, 2000;
  12. Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники - М.: Педагогическое Общество России, 2001;
  13. Шмаков С.А. Дети на отдыхе - М., 2001;
  14. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами - М.: ООО “Издательство Астрель”; ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 2000.

Интернет-ресурсы:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговая программа "Путешествие по радуге"

Программа «Путешествие по Радуге» составлена для организации детского досуга в период осенних каникул.Прививать любовь к родному Коми краю, развивать стремление изучать историю родного края, сох...

Программа досуговой деятельности "Девичья гостиная"

Программа досуговой деятельности. Темы бесед с девочками -подростками...

Программа досуговой деятельности педагога-организатора "Мир начинается с нас"

Программа предусматривает создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга обучающихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне ...

Программа досуговой деятельности

Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг....

Программа досуговой деятельности

Программа досуговой деятельности...

Программа досуговой деятельности учащихся "Шахматы в сфере досуга на 2017-2021 гг"

Реализация Программы системы дополнительного образования детей  призвана способствовать: расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его проектов;2. Р...

Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"

Программа досуговой деятельности "Радуга веселья"...