«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
материал по теме

Грачёва Ольга Николаевна

             «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.

Вопрос о ключевых компетентностях – предмет обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» зафиксировано, что «…школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения запросов рынков труда, устарела….., и образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально – экономическим условиям.

Введение понятия компетенции позволяет решить типичную проблему для российских школ. Когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Что же такое компетенция и компетентность?

Компетенция- это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто - либо хорошо осведомлен. Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Компетентность предполагает наличие минимального опыта применение компетенций..

Перед нашей школой возникает вопрос: как же правильно построить учебный процесс, чтобы выполнить эти задачи. Изучив литературу и проведя ряд семинаров в школе, мы выбрали наиболее перспективные методы обучения с целью реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности. Это методы проектов и исследований. Проектная и исследовательская деятельность сейчас является составной частью образовательного процесса в нашей школе и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Педагоги школы совместно с учащимися проводят целенаправленную организованную учебно-познавательную, исследовательскую работу, в процессе которой происходит самостоятельное освоение комплексных учебно – практических знаний и ключевых компетенций.

Основными направлениями проектной и исследовательской деятельности в школе являются направления:

«Социальный проект», «История дома и малой Родины», «Экологическое направление», «Краеведение».

Внеурочная деятельность обучающихся ориентирована на работу по историко-краеведческим, экологическим исследованиям, направлена на приобретение обучающимися опыты адаптации к жизни в современном обществе.

Проектная и исследовательская деятельность получила широкое распространение не только в урочной, но особенно  во внеурочной деятельности. Так появилась идея проводить ярмарку проектов. Третий год в нашей школе проводится ярмарка проектов, целью которой является стимулировать развитие исследовательских способностей учащихся, вызвать интерес к научно-исследовательской деятельности.

Публичная защита работы проводится самим автором или группой, где участники в своем выступлении обозначают актуальность выбранной темы, цель, задачи, дают представление о конечном результате. Участникам ярмарки могут стать и учителя, и ученики 1-11 классов. На ярмарке проводится конкурсный отбор на участие в конкурсах, конференциях муниципального и регионального уровней. Так наши учащиеся на протяжении трех лет выступают со своими учебно-исследовательскими работами, проектной и учебной значимости на научно-исследовательских конференциях муниципального уровня,  регионального: при СГАУ имени Н.И. Вавилова, областной конференции- и проходят публичную защиту, добиваясь хороших результатов.

Наша школа,  педагогический коллектив поняли, что мы на правильном пути и работаем в нужном направлении: ведь у наших учеников в процессе исследовательской и проектной деятельности формируются собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности. Умение ставить цель и организовывать ее достижения, умение пояснять свою цель, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности, умение представить себя, класс, школу устно и письменно, умение владеть разными видами речевой деятельности и навыками различных источников информации.

Ведь при определении качества профессиональной деятельности педагогических работников нашей школы, где одним из критериев является реализация компетентностного подхода на уроках и внеурочной деятельности, показателем в работе педагога являются ученические проекты, прошедшие публичную защиту на разных уровнях.

Хочется добавить, что ,работая в данном направлении ,школа ,вовлекая учащихся в поисковую, исследовательскую и творческую деятельность, воспитывает в детях патриотическое отношение к своей школе, к своему поселку, традициям «малой Родины».

«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» Эти слова писателя Кларка можно считать девизом во внеурочной деятельности в нашей школе.

Библиографический список

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 29 декабря 2001 года.
  2. Иванов Д.Н. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека «1 сентября». Москва. Чистые пруды. 2007 г.
  3. Карманов А.А. Ключевые компетентности. Ж.Образование. Карьера. Общество. № 3 (9) 2005 год.

Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья18.17 КБ

Предварительный просмотр:

  «Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»

             «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.

Вопрос о ключевых компетентностях – предмет обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010» зафиксировано, что «…школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения запросов рынков труда, устарела….., и образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально – экономическим условиям.

Введение понятия компетенции позволяет решить типичную проблему для российских школ. Когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Что же такое компетенция и компетентность?

Компетенция- это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто - либо хорошо осведомлен. Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Компетентность предполагает наличие минимального опыта применение компетенций..

Перед нашей школой возникает вопрос: как же правильно построить учебный процесс, чтобы выполнить эти задачи. Изучив литературу и проведя ряд семинаров в школе, мы выбрали наиболее перспективные методы обучения с целью реализации компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности. Это методы проектов и исследований. Проектная и исследовательская деятельность сейчас является составной частью образовательного процесса в нашей школе и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Педагоги школы совместно с учащимися проводят целенаправленную организованную учебно-познавательную, исследовательскую работу, в процессе которой происходит самостоятельное освоение комплексных учебно – практических знаний и ключевых компетенций.

Основными направлениями проектной и исследовательской деятельности в школе являются направления:

«Социальный проект», «История дома и малой Родины», «Экологическое направление», «Краеведение».

Внеурочная деятельность обучающихся ориентирована на работу по историко-краеведческим, экологическим исследованиям, направлена на приобретение обучающимися опыты адаптации к жизни в современном обществе.

Проектная и исследовательская деятельность получила широкое распространение не только в урочной, но особенно  во внеурочной деятельности. Так появилась идея проводить ярмарку проектов. Третий год в нашей школе проводится ярмарка проектов, целью которой является стимулировать развитие исследовательских способностей учащихся, вызвать интерес к научно-исследовательской деятельности.

Публичная защита работы проводится самим автором или группой, где участники в своем выступлении обозначают актуальность выбранной темы, цель, задачи, дают представление о конечном результате. Участникам ярмарки могут стать и учителя, и ученики 1-11 классов. На ярмарке проводится конкурсный отбор на участие в конкурсах, конференциях муниципального и регионального уровней. Так наши учащиеся на протяжении трех лет выступают со своими учебно-исследовательскими работами, проектной и учебной значимости на научно-исследовательских конференциях муниципального уровня,  регионального: при СГАУ имени Н.И. Вавилова, областной конференции- и проходят публичную защиту, добиваясь хороших результатов.

Наша школа,  педагогический коллектив поняли, что мы на правильном пути и работаем в нужном направлении: ведь у наших учеников в процессе исследовательской и проектной деятельности формируются собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности. Умение ставить цель и организовывать ее достижения, умение пояснять свою цель, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности, умение представить себя, класс, школу устно и письменно, умение владеть разными видами речевой деятельности и навыками различных источников информации.

Ведь при определении качества профессиональной деятельности педагогических работников нашей школы, где одним из критериев является реализация компетентностного подхода на уроках и внеурочной деятельности, показателем в работе педагога являются ученические проекты, прошедшие публичную защиту на разных уровнях.

Хочется добавить, что ,работая в данном направлении ,школа ,вовлекая учащихся в поисковую, исследовательскую и творческую деятельность, воспитывает в детях патриотическое отношение к своей школе, к своему поселку, традициям «малой Родины».

«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!» Эти слова писателя Кларка можно считать девизом во внеурочной деятельности в нашей школе.

Библиографический список

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 29 декабря 2001 года.
  2. Иванов Д.Н. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека «1 сентября». Москва. Чистые пруды. 2007 г.
  3. Карманов А.А. Ключевые компетентности. Ж.Образование. Карьера. Общество. № 3 (9) 2005 год.

Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...

Организация проектной и исследовательской деятельности как средство формирования познавательной компетентности обучающихся

Презентация к выступлению на научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сельской школы"....

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"

Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях пенитенциарной системы

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, который способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов....