Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
методическая разработка по немецкому языку по теме

Зарайская Галина Валентиновна

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_metodicheskaya_sistema.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности по немецкому языку как средство  формирования  ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе»

Обоснование необходимости  разработки собственной методической системы

   Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности,  формирования  у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, то есть школа  должна формировать ключевые компетенции, своего рода «мерило» современного качества образования.                           Как правило, в массовой сельской школе учатся дети из семей со средним достатком или из малообеспеченных семей, есть учащиеся из социально - неблагополучных, кризисных или асоциальных семей. Эти ученики не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении иностранного языка, считая, что он не нужен для их будущей профессии шофера, слесаря, швеи и т.д. У части сельских школьников положительная мотивация недостаточна, так как при изучении иностранного языка они сталкиваются с трудностями и не усваивают материал в силу своих психологических особенностей (особенностей памяти, восприятия, мышления).                          Но в сельской школе обучаются ребята и с очень высокой внутренней мотивацией, которые связывают знание иностранного языка со своей будущей профессией и хотели бы  углублённо заниматься языком. Понимая, что предметные компетенции в дальнейшей жизни могут быть востребованы далеко не всеми обучающимися, я нацеливаюсь на развитие ключевых компетенций.  Что важнее  для большей части выпускников сельской школы: знание сотни иностранных слов, формы Perfekt или Passiv или понимание своего места в окружающем мире, умение ставить цель, планировать её достижение, владение современными средствами информации и информационными технологиями,  умение работать в коллективе и т.д.? Полагаю, что для большинства выпускников, родителей, работодателей  ответ очевиден. Так как урочная  деятельность ограничена временными рамками, учебными задачами, то внеурочная позволяет или органично продолжить начатое на уроке, или выйти за рамки привычной деятельности, продолжить образование по индивидуальной образовательной траектории.

Итак, современный социальный заказ, тенденции развития образования, условия работы в сельской малокомплектной школе и мой многолетний педагогический опыт определили, что основой моей методической системы должен стать компетентностный подход в обучении немецкому языку.

Время создания и реализации

Методическая система складывалась на протяжении нескольких лет, в 2009 году оформилась в школьную программу по популяризации изучения немецкого языка «Языковые мосты»,  реализация которой продолжается до настоящего времени.

Цели и задачи

Цель  методической системы – развитие ключевых компетенций обучающихся;  развитие их познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; развитие положительной мотивации и высокого познавательного интереса к предмету; формирование опыта самостоятельной деятельности.

    Поставленные цели реализуются посредством решения ряда задач: 

1)       разработать и внедрить систему внеурочных занятий по предмету для развития практической направленности предмета;

2)       создать условия для формирования и развития творческой активности обучающихся с учетом индивидуальных особенностей;

3)       создать систему работы с одаренными детьми в условиях сельской школы;

4)      использовать современные образовательные технологии для  вовлечения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность;

5)  повысить собственный  методический уровень в области преподавания  немецкого языка, работая в сетевых педагогических сообществах, пополняя накопленный методический и дидактический материал.

Обоснование особенностей и авторства

В своей педагогической деятельности я использую такую схему воспитания у обучающихся увлечения учебным предметом:  1-я стадия – от удивления к любопытству; 2-я – от  любопытства к активной любознательности и стремлению узнать; 3-я – от стремления узнать к научному поиску и творчеству.

     Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: "Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра». Е.Роджерс  отметил, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости». Моя методическая система позволяет заинтересовать детей, выйдя за привычные рамки урока, включить большое число обучающихся в активное изучение немецкого языка, раскрыться им в разных областях художественного творчества, проектной и исследовательской деятельности, помочь формированию и развитию ключевых компетенций.  Методическая система  создаёт творческую среду «для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят», о чём было заявлено в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». К сожалению, вопросы интеграции учебной и внеурочной деятельности по немецкому языку и роль внеурочной деятельности в развитии ключевых компетенций не нашли ещё должного освещения ни в печатных изданиях, ни в электронных СМИ.

Основные теоретические и методические идеи

Изучив достаточно большой объем специальной литературы, я пришла к

выводу,что мне ближе всего классификация образовательных компетенций,

предложенная А.В. Хуторским, который разделил  их на три уровня:

1. Ключевые компетенции -  это компетенции,  относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2. Общепредметные компетенции, относящиеся к определенному кругу

учебных предметов и образовательных областей;

3. Предметные компетенции,  имеющие конкретное описание и

возможность формирования в рамках учебных предметов.

       С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций,     применительно к школьному образованию – это способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации.      

Ведущая педагогическая идея – воспитывает не педагог, а собственная деятельность ученика, которую педагог организует.

  1. Запомнить новое слово или грамматическую форму и ответить – это накопление знаний;
  2. Подставить нужное слово или форму в предложение   – это реализация умений;
  3. Узнать из многих грамматических явлений форму прошедшего разговорного времени Perfekt – проявление навыков;
  4. Применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.

Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать

постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать

эффективность собственных действий. Я как учитель  иностранного языка  

считаю,  что посредством преподавания моего предмета в школе можно  

сформировать следующие виды ключевых компетенций: ценностно-

смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-

познавательные компетенции, информационные компетенции,

коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции,

компетенции личностного самосовершенствования.

                                                Инструментарий

На мой взгляд,  развитие ключевых компетенций  возможно только при тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.  Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться немецким языком в коммуникативных целях создает большие трудности как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной и внеурочной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою действенную силу и во внеурочное время. Наиболее оптимальными и перспективными средствами для формирования ключевых компетенций    выступают, на мой взгляд,  современные образовательные технологии, эффективные формы и методы обучения.

Использовании образовательных технологий на уроке и во внеурочной деятельности я уже освещала в аналитической справке (см.Критерий №4).

Многолетний опыт позволяет выделить эффективные формы организации внеурочной деятельности.

   

Занятия студии «Herzchen» организованы таким образом, что позволяют

каждому обучающемуся найти интересную для него область: поэтическое, песенное, драматическое творчество (стать на время театральной постановки актёром, декоратором, музыкальным режиссёром или костюмером);

разработать учебные, творческие или прикладные проекты; провести

исследования языковедческой или страноведческой направленности; посетить  элективные курсы с защитой работы по окончанию курса; участвовать в предметных конкурсах, олимпиадах, викторинах; пройти обучение на

онлайн-курсах; участвовать в мероприятиях предметной недели, в учебных поездках в Германию.

Мои действия,  направленные на  формирование ключевых компетенций:

  1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  6. Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  7. Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  8. Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  9. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  10. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  11. Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  12. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  13. Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  14. Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  15. Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  16. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  17. Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
  18. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  19. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  20. Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  21. Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  22. Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  23. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  24. Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  25. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Разработанные авторские методические продукты

    Внеурочная деятельность по немецкому языку в школе опирается на разработанную мною программу «Языковые мосты», в которой представлены эффективные формы по развитию ключевых компетенций обучающихся, посещающих творческую языковую студию «Herzchen». Мною разработаны элективные курсы «Немецкое страноведение», «Искренне Ваш…» (различные

виды писем), «Подготовка к ЕГЭ». Появилась новая система  отслеживания результатов обучения с помощью системы «Портфолио» и оценочной

карты уровня усвоения учебного материала, в которой кроме ЗУН  содержатся  

и компетенции.

                                     Образовательные эффекты

Показателями успешности данной методической системы являются:

  1. благоприятный климат на уроках и внеурочных занятиях;
  2. отсутствие конфликтности между педагогом и учащимися, между детьми класса;
  3. повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей результатами работы учителя;
  4. снижение утомляемости и перегрузки;
  5. повысилась мотивация к учению, к самопознанию и самосовершенствованию;
  6. рост познавательного интереса;
  7. возросла социальная активность и творческое самовыражение;  
  8. наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся (с 60% до 67,4%);
  9. наблюдается положительная динамика участия и результативности в олимпиадах различного уровня и форм проведения, в том числе онлайн-олимпиадах;
  10. наблюдается положительная динамика участия и результативности в проектной деятельности (ежегодные победители конкурсов проектов междунородного уровня);
  11. успешная социализация выпускников.  

                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...

«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»

«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориент...

"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"

Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в условиях пенитенциарной системы

Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса, который способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов....