Математика - царица всех наук!
план-конспект урока (6,7 класс) на тему

Мероприятие посвящается науке - математика. Рассказывается о важности изучения математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_meropriyatie.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика – царица всех наук!

                                                «Дорогу осилит идущий,

 а математику - мыслящий».

Цели: привитие учащимся интереса к предмету; расширение математических сведений; развитие творческих способностей.

Ход вечера.

Уважаемые участники вечера. Сегодня мы с вами посвятим этот вечер самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике. Слово «математика» пришло к нам из древнего языка, произошло от древнегреческих слов «математикэ» и «матема» - «познание, наука». Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана  развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума».

Я хочу, чтоб вы сегодня убедились, что  математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как играть в различные игры.

  1. Звучит песня «Математика моя!»

Плюсик ты мой, я – твой минус,

Косинус ты, я – твой синус,

Ты аксиома, я – теорема,

Следствие ты, а я лемма.

Знание ты, я – шпаргалка,

Если ты нуль, то я – палка.

Ты ордината, то я – абсцисса,

Ты уголок, я – биссектриса.

Ма-те-ма-ти-ка моя…

         Я ночами плохо сплю,

         Математику я люблю,

         Математику я давно, давно люблю.

         Я и днем теперь не сплю, я и вечером не сплю,

         Все учу, учу, учу, учу, учу.

Частное ты, я – делитель,

Ты знаменатель, я – числитель.

Ты мой кружок, я – твой сектор,

Ты модуль мой, я – твой вектор.

Сумма моя, а я – разность,

Дольная ты, а я – кратность,

Гипотенуза ты, я – твой катет,

Терминов нам с тобою хватит.

Ма- те-ма-ти-ка  моя.

Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук, она развивает у человека такие важные качества личности, как,

  1. логическое мышление;
  2. целеустремленность, сильную волю;
  3. устойчивое внимание, сосредоточенность;
  4. хорошую память;
  5. умение логически мыслить; сравнивать, сопоставлять, классифицировать;
  6. способность к творчеству и научной фантазии;
  7. чувства предвидения, умение прикидывать и оценивать результаты;
  8. работоспособность;
  9. четкость и реализм в своих суждениях и выводах;
  10. находчивость и смекалку;
  11. чувство юмора.

А такие качества, как интуиция, вдохновение, озарение, ведут к великим открытиям в науке.

Вспомним цитаты Магницкого (автор книги «Арифметика – сиричь наука числительная»),

  1. «В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1 % таланта и способностей.»
  2. «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».

* А теперь проверим, насколько мы внимательны. «Подсчитать фигуры.» Здесь нарисованы известные геометрические фигуры. Двое считают, пока не собьются: первый треугольник, первый угол, первый круг, первый отрезок, второй треугольник и т. д.

Правильный ответ. Первый треугольник, первый угол, первый круг, второй угол, первый отрезок, второй круг, третий круг, второй треугольник, третий угол, второй отрезок, четвертый угол, третий треугольник, четвертый круг, третий отрезок, пятый угол, пятый круг, четвертый отрезок, шестой угол, пятый отрезок, шестой круг, седьмой угол, шестой отрезок, четвертый треугольник, седьмой круг.

Систематическое занятия математикой обогащают человека, облагораживают его. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но все же открытия, так как каждая задача в математике – эта проблема, к решению которой человечество порою шло долгие сто и тысячелетия, - тот будет стремиться познать еще и использовать полученные значения в жизни.

Игра со всеми.

Задумайте число, удвой его, отними 1, полученное число утрой, а к произведению прибавь 5. и наконец, из последнего результата вычти увеличенное в 6 раз задуманное число. У вас у всех получилось …2!

Разгадка: (х•2 – 1)•3 + 5 – 6х = 6х – 3 + 5 – 6х = 2.

Во многих современных профессиях нужны математические знания: агроному и инженеру, рабочему и доярке, космонавту и дипломату, продавцу и кассиру. Даже домохозяйке – для ведения домашнего хозяйства, для ремонта квартиры, для посещения магазина, почты, телеграфа и т. д.

Кто – то из вас, возможно, думает, что различные замысловатые линии и поверхности можно встретить только в книгах ученых математиков. Однако это не так. Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры. Оказывается , их очень много, просто раньше мы их не замечали. Вот комната. Все ее стены, пол, потолок являются прямоугольниками, а сама комната – параллелепипед. Мебель в комнате – тоже комбинация геометрических тел, стол – плоский параллелепипед, лежащий на двух других параллелепипедов. Ведро либо цилиндрической формы, либо – усеченный конус. В буфете стоит посуда. Стакан имеет форму шестигранной усеченной пирамиды и другие.

Выйдем на улицу. Перед нами дома. Сам дом – призма, а его стены плоскости. Колонны у дома – это цилиндры. По улице движутся автомобили. Их колеса – круги. Очень часто мы встречаемся с шаровой  поверхностью: шариковые подшипники, резервуары для хранения газа – их делают шаровой формы, так как при этом расходуется меньше материала. Мы идем в магазин. Чтобы сделать покупку, мы решаем в уме задачу с данными: цена, количество, стоимость.

Благодаря математике появились вычислительные счетные машина. Вычислительная техника прошла путь от простых счетов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Чтобы производить такие машины или пользоваться ими, нужно изучать высшую математику, а для ее изучения нельзя обойтись без хороших знаний элементарной  математики.

  1. Приглашаются  5 воспитанников. Проверим на сколько они знают математику. Кто больше даст правильных ответов.

Вопросы:

  1. математическое предложение, не требующее доказательства. (аксиома)
  2. сумма длин сторон многоугольника. (периметр)
  3. в каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (сто)
  4. дробь, меньшая единицы? (правильная)
  5. сумма противоположных чисел? (0)
  6. модуль нуля? (0)
  7. какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (30 градусов)
  8. число, которое делится на все числа без остатка? (0)
  9. сколько граней у шестигранного карандаша?(8)
  10. наименьшее семизначное число?(1000000)
  11. цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа? (0)
  12. треугольник со сторонами 3, 4, и 5 ? (египетский)
  13. сколько кг в половине тонны?(500)
  14. самое простое маленькое число? (2)
  15. результат сложения чисел? (сложение)
  16. угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую трехкратное увеличение. Какой величины окажется угол? (1 градус)
  17. инструмент для измерения углов на плоскости?(транспортир)
  18. угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»? (180)
  19. два числа, отличающиеся друг от друга только знаками? (противоположные)
  20. равенство двух отношений? (пропорция)
  21. тысячная доля кг? (грамм).

Математика – неисчерпаема и многозначна. Одних покоряет ее логическая стройность, другие ценят в ней точность, а третьи восхищаются ее красотой.

Слово предоставляется Физике.(звучат позывные передачи «Очевидное - невероятное»)

Физика. Математика – это язык на котором говорят все точные науки, особенно физика и астрономия. Все законы движения планет, звезд и галактик подчиняются математическим законам.

Слово предоставляется Биологии. (Звучит музыка из телевизионной программы «В мире животных»)

Биология. Роль математики в биологии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого наблюдения к абстрактному мышлению. Математические методы анализа и синтеза, установления связей между явлениями помогают открывать законы развития живой природы. Этому служит новая наука – математическая наука.

У нас в гостях наука химия.

Химия. Химик – технолог наших дней в своей практической работе использует аппарат высшей математики. Появились такие разделы науки, как : физическая химия, химическая термодинамика и другие.

Слово предоставляется Географии. (Звучат позывные «Клуба кинопутешественников».)

География. География – интересный предмет, но немыслима без математики. До второго века до нашей эры география была наукой описательной, затем древнегреческий ученый Птолемей впервые использовал градусы круга и , применив градусную сеть, начертил карту, которой пользовались несколько веков. В море люди терпят бедствие. Их голос услышан, но как их найти? Потерпевшие сообщают свои координаты. Что это такое? А это азимуты. Опять на помощь приходит математика, ведь азимут не что иное, как сектор круга. Графики и диаграммы, которыми так богата география, - это сравнительные величины. На карте нельзя измерить расстояние, не прибегнув к математике.

Слово предоставляется литературе. (звучит мелодия вальса Г. Свиридова к кинофильму «Метель»)

Литература. Многие из вас слышали о машинном переводе , о стихах, сочиненных машинами, о расшифровке математиками языков исчезнувших народов. Это новая наука – математическое языковедение. Есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых авторов. А. Грибоедов, автор «Горе от ума», учился на трех факультетах,  в том числе на физико – математическом. Известный советский математик А. Я. Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя ещё в юности издал четыре книги своих стихов. А выдающаяся русская женщина – математик С. В. Ковалевская написала и издала книгу «воспоминания детства»

Слово предоставляется Истории. (звучит мелодия М. И. Глинки «Славься, Русь моя»)

История. В Сиракузах, в Греции есть площадь Архимеда. Он был не только великий ученый, но и великий патриот. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян. Архимед сжигал их корабли с помощью огромных увеличительных стекол, которые сам сконструировал. История помнит многих ученых не только за их математические  открытия   но и гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.

Слово предоставляется Иностранному языку.

Ин. Язык. В юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. Если бы не правильный семнадцатиугольник, который он построил с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы Гаусса не как математика, а как лингвиста. После  знакомства с работами Н. И. Лобачевского, Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную литературу. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.

Слово предоставляется рисованию. (звучит мелодия песни о России)

Рисование. Великий Леонардо да Винчи в 15 веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. В числе важнейших предметов при обучении художника является математика.

Слово предоставляется Физкультуре. (звучит мелодия спортивного марша)

Физкультура. Ещё в 1660 году великий мастер фехтования испанец Луис Пачена де Нарваес  развил теорию фехтования , основанную на математических принципах, в книге «Великие шаги». Сегодня математика настойчиво стучится в спорт. Это и анализ оценок в спорте, и анализ способностей будущих спортсменов, и расчет допустимых нагрузок и т. д.

Слово предоставляется Музыке. (звучит вальс)

Музыка. Музыка тоже имеет свою теорию. Первая теория возникла ещё у древних греков. Она основана на математике. Все звуки располагаются строго по ступеням натурального ряда в двенадцатеричной системе. Наша теория музыки основана на дробных числах, которые обозначают длительность любой ноты. Эти  дроби можно перевести в двоичную систему , которая лежит на основе языка вычислительных машин. Поэтому музыку могут писать и математические машины.

Благодарим гостей за информацию и сделаем вывод, что без математики не обходится ни одна наука. (предмет.)

Математический  фокус. «В какой руке монета.».  Для показа требуется две монеты (2-х копеечная, 3-х копеечная). Вызывается 1 ученик(устно решает хорошо).

  1. Вот тебе 2 монеты. Одну монету зажми в левой руке, другую – в правой так, чтобы никто не видел. Далее число копеек в левой руке удвой, а в правой – утрой. Сложи оба числа. Сколько получилось? (если число четное, то 3 копейки – в левой, а если нечетное, то 3 копейки – в правой.)

  1. Пример:   а)  левая = 2к •2 = 4

                         Правая = 3к•3 = 9           4 + 9 = 13 (нечетное)

                     б)   левая = 3к •2 = 6

                                правая = 2к•3 = 6             6 + 6 = 12 (четное)

 Проделывается 3 раза. С разными воспитанниками или учителями.

Математика – это орудие, с помощью которого человек познает мир и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей.. сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам.

А теперь рассмотрим , что говорили великие люди о математике.

М. В. Ломоносов. Все, что без этого было темно, сомнительно, и неверно, математика сделала ясным, верным и очевидным.

Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

К. Вейерштрасс. Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике.

Г. Галилей. Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры.

А. С. Пушкин. Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии.

Вопрос. Чье высказывание висит в кабинете математики и какое?

Учит математику надо каждый день, потому что новые знания всегда опираются на старые. Нельзя оставлять неразобранной ни одной задачи и примера. Если не разобрался сам, спроси товарища или учителя. Знай, что  если сегодня ты не понял немножко, то завтра не поймешь многое.

Наш вечер я хочу закончить стихотворением Дмитрия Челышева «Геометрия удач».

У каждого из нас своя Прямая,

Им пересечься только раз дано.

И в их пересеченьи мы встречаем

Свою беду, судьбу, удачу, но…

У каждого из нас своя Окружность,

Непроходящий круг проблем, забот,

Потерянность, утраченность ненужность

И новый к потепленью Поворот.

У каждого из нас свой Треугольник.

И, убегая от страстей своих,

Мы мечемся, настигнутые болью

И счастьем, поделенным на троих.

И как нас век кидает и ломает!

Но на губах так мало добрых слов.

У каждого из нас своя Кривая.

И ломанная с множеством Углов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика-царица всех наук

Презентация "Математика- царица всех наук" может быть полезна как во время проведения недели математики, так и на любом уроке...

Внеклассное мероприятие по математике «Математика – царица всех наук»

Интеллектуальная игра по математике в формате телевизионной игры «Своя игра».Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Для малокомплектной школы с количеством...

КВН по математике для 5- 6 классов "Математика - царица всех наук"

Цель:   активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках  и внеклассных занятиях по математике. Задачи:  -  Способствовать формированию интереса к урока...

КВН по математике «Математика – царица всех наук»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов...

Методическая разработка общешкольного мероприятия в рамках недели математики "Математика – царица всех наук".

Данная методическая разработка составлена для общешкольной игры по станциям в рамках Недели математики. Цель мероприятия: активизация познавательной деятильности, закрепление знаний математических тер...

Внеклассное мероприятие по математике "Математика - царица всех наук" для учащихся 7-8 классов

Без математики невозможно представить развитие других наук, но и сама математика многим обогащается, взаимодействуя с другими отраслями....