Хозяин сельского дома
рабочая программа по технологии (10 класс)

Намдыков Бато Цыденжапович

Авторская программа по технологии для учащихся 10 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_hozyain_selskogo_doma_10_kl.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ацагатская средняя общеобразовательная школа - интернат

имени Агвана Доржиева

Утверждаю                                                Согласовано                                       Программа

Директор МБОУ                                      заместителем директора по УВР   рассмотрена и одобрена

Ацагатской СОШ-И                                МБОУ Ацагатской СОШ-И            на пед. совете МБОУ

 им. А. Доржиева                                       им. А. Доржиева                               Ацагатской СОШ-И    

___________ /Чимитова Ж.Д./                __________ /Рандалова О.В./          им. А. Доржиева  

Приказ № 2  §_15_

от «01» сентября  2016 г.                           «01 »сентября2016 г.                     Протокол №_1_______

                                                                                                                                   от «31» августа 2016г.                                    

Рабочая программа

 по элективному курсу

«Хозяин сельского дома»

10 класс  

По учебникам Д.Д. Доржогутапов, М.А. Григорьев

 «Обработка древесины» «Материаловедение»

издательство «Бэлиг»,  «Высшая школа»

Составитель: Намдыков Б.Ц.

учитель технологии

МБОУ Ацагатская СОШ-И

 им. А.Доржиева

Ацагат

2016-2017 уч. год

Пояснительная записка

к рабочей программе «Хозяин сельского дома».  35 часов.

Программа «Сельский дом и семья» предназначена для трудового обучения в сельских школах, ориентирующихся на подготовку школьников к труду в сельскохозяйственном производстве с различными формами собственности (фермерское хозяйство, крестьянские усадьбы, кооперативы, арендные хозяйства и др.). это программа является структурным компонентом предметной области «Технология».

Программа призвана обеспечить:

  • Подготовку грамотных работников для сельскохозяйственного  производства и рачительных хозяев своей усадьбы;
  • Создание и реализации условий для развития творческих способностей каждого учащегося, воспитание интереса к сельскохозяйственному труду, умение оценивать свою деятельность;
  • Формирование умений строить отношения с товарищами в процессе труда; воспитание благоприятного отношения к дому и семье как основам индивидуального развития личности.

В программу «Сельский дом и семья» входит ряд блоков-программ: программа технологии  для мальчиков, программа «Хозяин сельского дома». В содержании всех программ учтены традиции сельского уклада жизни, особое внимание уделено эстетическому развитию сельских школьников, изучению современной технологии и техники сельскохозяйственного производства.

В программе обеспечивается преемственная связь в содержании учебного материала всех блоков, реализация развивающей и воспитывающей функций учебного предмета «Технология». С учетом  возрастных  особенностей  учащихся в ходе дидактического процесса решаются следующие задачи:

  • Выработка у учащихся осознанного отношения к учебе и труду, гражданское и трудовое становление; нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
  • Воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважения к мастерам своего дела, качеств рачительных хозяев, патриотизма, заботливого и бережного отношения к родной природе;
  • Формирование общетрудовых и начальных профессиональных умений, политехнических и некоторых профессиональных знаний, необходимых для участия в труде по обустройству личного хозяйства;
  •  Развитие творческих способностей  в процессе включения в художественную деятельность по изготовлению изделий с использованием различных видов резьбы по дереву;
  • Побуждение к сознательному выбору одной из профессий, связанных с работой на селе.

Раздел программы «Обработка древесины. Народные ремесла и промыслы» предусматривает ознакомление с основными технико-технологическими знаниями, формирование умений и навыков по деревообработке. Изучаемый материал включает  в себя сведения о ручной и механической обработки древесины, применяемых в материалах, инструментах и станках, основных заготовительных, обработочных, контрольно-измерительных и отделочных операциях. Учебный материал имеет политехническую направленность. Так, знания по планированию, контролю, измерению и другие дают представление об общих закономерностях и процессах, характерных для всех видов производств. Более специальный характер имеют знания и умения, необходимые  будущему хозяину сельского дома: получение заготовок, пиление, строгание, долбление, зачистка, отделка изделия с использованием различных видов резьбы.

В ходе изучения программы решается комплекс  воспитательных задач. Так, материалы, связанные с местной историей народных ремесел, направлены на формирование у учащихся интереса и любви к истории своего края, добросовестного отношения к труду, бережливости и др. Для   обучения практическим умениям и навыкам наряду с традиционным оборудованием необходимо использовать наборы стамесок и ножей для резьбы, а также материалы, легко обрабатываемые резанием. В связи с тем что работы, связанные с резьбой по дереву обладают повышенной травмоопасностью, особое внимание  уделяется соблюдению учащимися правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены.

Освоение народных ремесел  может быть продолжено  на занятиях факультативов и в кружках, во внеучебное время.

Программа знакомит с многообразием работ , типичных для сельского жителя, дают необходимые знания, умения и навыки по изготовлению строительных конструкций из древесины, строительству индивидуального  сельского дома, обустройству приусадебного хозяйства, чтению чертежей, выполнению экономических расчетов и др.(«Изготовление строительных конструкций  из древесины», «Общестроительные работы», «Обустройство приусадебного хозяйства»).

Календарно-тематический план

по элективному курсу «Хозяин сельского дома»  10 класс  (35 часов)

Тема

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Цель обучения программы

1

3.

Столярно-плотничные работы в сельском строительстве

2

4.

Основные деревообрабатывающие операции

1

5.

Плотично - столярные соединения, применяемые в сельском строительстве

4

6.

Устройство оконных блоков

2

7.

Устройство   дверных блоков

2

8.

Устройство оконных рам

2

9.

Монтаж деревянных стен, перегородок, перекрытий и крыши

4

10.

Настил полов

4

11.

Применение деревянных конструкций в приусадебном хозяйстве

4

12.

Плотницкие инструменты и их наладка

4

13.

Устройство парников, погреба

4

Технологическая карта элективного курса «Хозяин сельского дома» 10 класс

Тема

Содержание

Материалы

Количество часов

Оборудование и инструменты

Примечание

Технико-технологические сведения

Практические занятия

1.

Вводное занятие

Цель обучения программы «Хозяин сельского дома»

1

2.

Цель обучения программы

1

3.

Столярно-плотничные работы в сельском строительстве

Виды столярно-плотничных работ

Определение материала.

Породы древесины

Хвойные, лиственные породы древесины

2

Таблицы, плакаты, образцы

4.

 Основные деревообрабатывающие операции

Виды деревообрабатывающих операций

Хозяйственный инвентарь

Древесина

4

5.

Плотнично - столярные соединения, применяемые в сельском строительстве

Общие сведения о деревянных конструкциях

Сплачивание досок

Доски

4

Верстак, инструменты для разметки, строгания, сверления

6.

Устройство оконных и дверных блоков, рам

Типы оконных коробок и переплётов

Изготовление оконных блоков и рам

Доски , бруски

6

Плакат, верстак, шаблон, инструменты для долбления, пиления, строгания

Инструктаж

7.

Монтаж деревянных стен, перегородок, перекрытий и крыши

Маркировка элементов и их назначение

Изготовление макетов

Рейки

4

8.

Настил полов

Виды материала

Сплочение досок на фугу, сплочение клином половых реек

Доска обрезная, половая рейка

2

Верстак, инструменты для разметки, строгания, сверления, клин, киянка

Инструктаж по ТБ

9.

Применение деревянных конструкций в приусадебном хозяйстве

Технология изготовления деревянных конструкций

Ремонт заборов, школьной ограды

Штакетник

4

Молоток, гвозди, гвоздодёр

Инструктаж по ТБ

10.

Плотницкие инструменты и их наладка

Виды инструментов

Изготовление топорища, ручек инструмента

4

Инструктаж по ТБ

11.

Устройство парников, погреба

Конструкции парников и погребов

Разработка конструкции парников и погребов

4

Инструктаж по ТБ

Специальная литература.

Учебно-методическое обеспечение

Учебники:

1. Под ред. Симоненко В.Д. Технология.10 кл.- Вентана –Граф,2006г.

2. Под ред. Симоненко В.Д. Технология.11 кл.- Вентана –Граф,2006г.

3. Д .Д. Доржогутапов «Живая старина», Бэлиг,2005

Дополнительная литература:

 11 класс:

1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, - М.: Московский рабочий, 1973г.

2. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 1986г.

3. Злотин Б.,   Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения, - Кишинев: Лумина, 1998 г.

4. Лук А.Н. Психология творчества, - М.: Наука, 1978г.

5. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления, - М.: Педагогика, 1974г.

6. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие  для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, 1990г.

7. Твоя профессиональная  карьера: Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/под ред. С.Н. Чистяковой, - М.: Просвещение, 1997г.

Материально-техническое и информационное обеспечение

Мастерская.

  1. Учебно-методическая литература по технологии (учебники, тетради, дидактические материалы, справочная литература).
  2. Технические средства обучения (компьютер).
  3. Экранно-звуковые средства (видеофильмы, компакт-диски)
  4. Печатные пособия (таблицы, раздаточные пособия, альбомы).
  5. Коллекции (образцы пиломатериалов, гербарии древесных пород, образцы пороков древесин ).
  6. Оборудование  и приспособления (кабинет для теоретических занятий, доска, комбинированные верстаки, станки, шкафы для наглядных пособий и инструментов).
  7. Интерактивные средства обучения (учебные электронные мультимедиоиздания на компакт-дисках).
  8. Образовательные ресурсы сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Новогодние игрушки на ёлку сельского Дома культуры с.Чернуха"

Внеурочная деятельность по профилактике девиантного поведения у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Авторская рабочая программа по трудовому обучению Хозяин сельской усадьбы для 8,9 классов коррекционной школы 8 вида

Умение вести хозяйство на подворье складывается, казалось бы, из простых, знакомых обязанностей и дел. Но когда с ними сталкивается воспитанник школы-интерната, то возникают естественно  затрудне...

Авторская рабочая программа по трудовому обучению Хозяин сельской усадьбы для 8,9 классов коррекционной школы 8 вида

Умение вести хозяйство на подворье складывается, казалось бы, из простых, знакомых обязанностей и дел. Но когда с ними сталкивается воспитанник школы-интерната, то возникают естественно  затрудне...

Сценарий концерта "Музыкальная капель" на сцене сельского Дома Культуры.

Нашей традицией стало проведение отчётного концерта в конце года.  2013   год  для нашего села был юбилейным, и нам очень хотелось порадовать своих односельчан. Совместное выступление д...

Хозяин сельского дома

Авторская программа по технологии для учащихся 11 кл....