Разработка урока "Приготовление блюд из круп и макаронных изделий"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Разработка предназначена для проведения урока по теме "Приготовление блюд из круп и макаронных изделий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_krupy.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 6 классе по теме

 «Блюда из круп и макаронных изделий»

 

Цель: Выполнить практическую работу по приготовлению блюд из круп.

Задачи:

• ознакомить учащихся с видами круп и их первичной обработкой;

• формировать знания и умения по технологии приготовления блюд из круп;

• развивать творческие способности;

• воспитывать аккуратность и наблюдательность при выполнении практических заданий;

• воспитывать коммуникативные качества, умение действовать самостоятельно;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: 

словесные (беседа, дискуссия);

наглядные;

практические;

Дидактический материал: технологические карты.

Оборудование: электрическая плита, миксер, миски, ложки, ножи.

ТСО: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Задача: создание благоприятной атмосферы, позволяющей быстро включиться в деятельность.

II. Повторение. Блюда из молока и молочных продуктов.

III. Объяснение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

Вопрос к учащимся. Что вы предпочитаете есть на завтрак? (ответы уч-ся)

Чаще всего это -  бутерброды. Вместо того чтобы сварить кашу, которая очень полезна для здоровья. Да и времени для приготовления каши у вас уйдет не многим больше, чем приготовить себе бутерброды. Но вот заряда бодрости от каши вы получите на целый день, ведь любая каша - питательный и ценный продукт.

  Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах "содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.

 И не только из-за этого на протяжении многих веков блюда из круп так популярны. Слайд 1

Макаронные изделия - питательный и ценный продукт Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.

Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались большой популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом. Слайд 2.

С XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе.

Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий: трубчатые, макаронные засыпки, вермишель.

Слайд 3-4

Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:

  1. иметь однотонный цвет - белый с желтоватым оттенком;
  2. правильную форму;
  3. вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса и
    других посторонних привкусов и запахов.

Итак, тема сегодняшнего урока «Блюда из круп и макаронных изделий» (уч-ся записывают тему урока).

2. Формирование новых знаний.

Какие крупы для приготовления блюд вы знаете?

Пшеничная крупа. Вырабатывают пшеничную крупу двух видов: манную и пшеничную шлифованную (крупа полтавская).

Ячменные крупы. Из ячменя готовят перловую и ячневую крупы. Ячменные крупы варятся долго. Ячневая крупа отличается более быстрой развариваемостью.

Овсяная крупа. Выпускают крупу овсяную недробленую шлифованную, овсяную плющенную (разваривается быстрее, чем недробленая) и овсяные хлопья “Геркулес” (отличаются быстрой развариваемостью).

Рисовая крупа. В зависимости от особенностей производства рис подразделяется на шлифованный, полированный и дробленый.

Гречневая крупа. В зависимости от состояния ядра гречневая крупа подразделяется на ядрицу и продел. Ядрица – крупа из цельного неколотого ядра гречихи. Продел представляет собой колотое ядро гречихи.

Пшено получают из проса. Вырабатывается пшено шлифованное и дробленое. Крупинки пшена малы по размеру, имеют округлую форму. Цвет пшена – от светло-желтого до оранжевого. Окраска зависит от района произрастания и сорта.

Кукурузная крупа. Из кукурузы вырабатывают шлифованную кукурузную крупу.

А кроме каши, какие блюда вы еще знаете?

Обобщив ответы учащихся, констатируем, что крупы используют в приготовлении:

Закусочных блюд: (салаты, пасты)

Первые блюда: (супы)

Вторые блюда: (каши, запеканки, гарниры)

Сладкие, десертные блюда: (муссы, пудинги, пироги, печенье).

Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие. От чего зависит густота каши?

Из ответов обобщаем, что все зависит от соотношения количества жидкости и крупы.

Какие жидкости можно использовать для варки каши? (молоко, вода, бульон…)

  Каша одно из самых распространенных русских национальных блюд. Как говаривали в старину «Щи да каша – пища наша». А какие пословицы знаете вы ?

Дети называют пословицы о каше:

- Где каша там и наши.

- Хороша кашка, да мала чашка

- Кашу маслом не испортишь.

- Русского мужика без каши не накормишь.

- В родной семье и каша гуще.

- Каша — матушка наша, а хлеб — кормилец.

- Такая крутая каша, что хоть палец уломи.

- Мал горшок, да кашу варит.

- Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

- С ним каши не сваришь.

- Щи да каша — пища наша.

- Без каши обед не в обед.

Первичная обработка крупы.

Что вы можете сказать о первичной обработке круп?

Крупы перед приготовлением перебирают, просеивают, моют, подсушивают или обжаривают. Выбор способов первичной обработки зависит от вида и степени измельчения данной крупы.

Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной. (Охарактеризовать оба способа.)

I способ варки применяют для гарниров;

II способ - для запеканок и макаронников.

К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:

  1. отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков;
  2. запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные
    изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;
  3. вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.

IV. Практическая работа.

Мы сегодня выполним работу по приготовлению нескольких блюд из круп и макаронных изделий . Для работы разделимся на 3 бригады в составе:

1 бригада приготовит кашу гречневую рассыпчатую;

 2 бригада – вермишель отварную;

3 бригада – кашу овсяную вязкую.

  Во время работы соблюдайте правила Т Б: с электронагревательными приборами; с горячими жидкостями и посудой, ножом и приспособлениями.

  1. Дегустация блюд, приготовленных учащимися.
  2. анализ работы, выявление ошибок
  3. Заключительное слово учителя.

Выставление оценок. Объявление итогов урока.

Домашнее задание. § 25 (учебник, с. 138-145). В рабочей тетради описать технологию приготовления блюда, приготовленного на уроке.

VI. Рефлексия.

Литература:

  1. Крупская Ю.В., Кожина О.А., Синица Н.В., Лебедева Н.И, Литикова Л.В., Симоненко В.Д. Технология. (вариант для девочек). 6класс, учебник. М.: «Вентана-Граф», 2012 г.
  2. Фотоматериал с диска «Технология» (библиотека электронных наглядных пособий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока кулинарии 6 класс "Крупы и макаронные изделия"

Презентация урока кулинарии 6 класс "Крупы и макаронные изделия"...

Презентация "Блюда из круп и макаронных изделий"

В презентации "Блюда из круп и макаронных изделий" показаны виды круп и макаронных изделий, первичная обработка круп, способы варки макаронных изделий....

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 02. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога и теста

КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ. 02. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, твор...

План открытого урока по МДК.02.01 «Технология обработки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста».

Дата проведения _________    Группа: _______Тема: «Приготовление  блюд  из  творога».Преподаватель: Ионина Алла ВладимировнаПрофессия: 19.01.17  «Повар, кондитер»Тип учеб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц и творога, теста

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 260807.01  Повар, кон...

тест "Крупы и макаронные изделия"

тест для осуществления контроля знаний по теме "Крупы и макаронные изделия" в 6 классе...

План-конспект урока по технологии 6 класс "Лабораторная работа. Крупы и макаронные изделия"

Закрепление материала по теме: Крупы и макаронные изделия". Лабораторная работа по определению названия круп и макаронных изделий....