Рабочая программа по технологии, 6 класс (девочки)
рабочая программа по технологии (6 класс) по теме

Борзых Ирина Викторовна

Рабочая программа включает разделы "Растениеводство",  "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов",   "Кулинария", "Строительные ремонтно-отделочные работы" . Материал будет полезен учителям технологии и биологии сельских школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass_2011-12.docx90.99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Прохоровская гимназия»

«Согласовано»

Руководитель МО учителей технологии

     _____________________Волуйская Н.Е.

    Протокол №_____от_____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора гимназии по УВР

 __________________________Звягинцева С.С.

«___»______2011 г

«Утверждаю»

Директор МОУ «Прохоровская гимназия»

_________________________Пономарева О.А.

Приказ №_____от ________________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ТЕХНОЛОГИИ                                                                                                                                         6  класс

                                                                                                             

                                                                                                                       Разработали: Пуляева Е. И., Борзых И.В.,

                                                                                                                       учителя МОУ «Прохоровская гимназия»

2011 год

Пояснительная записка

 Образовательная программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Закон РФ от 10 июля 1992 г №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования; утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 г № 2783;
  3. Типовое положение об образовательном учреждении (ред. от 10.03.2009 г), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г № 196;
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г, регистрационный № 19993;
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»»;
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г № 2080;
  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»; 
  8. Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 12 мая 2011 г №1339 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;
  9. Постановление правительства Белгородской области от 27.05.2005г. №119-пп «Об организации обучения строительным специальностям в общеобразовательных учреждениях области»;
  10. Приказ управления образования и науки Белгородской области  от 21 июня 2005 г. № 1183 «Об организации обучения школьников общеобразовательных учреждений строительным профессиям.

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Программы «Технология: программы начального и основного общего образования». М.В.Хохлова, П.С.Самородский,  Н.В.Синицина. – М.:Вентана-Граф, 2010;
  2. Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»
  3. Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд (агортехнологии)»
  4. Методических рекомендаций Управления образования и науки Белгородской области от 31.01.2006г. № 04-187.

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  2. овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования  технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
  3. развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  4. воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
  5. получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

  1.   формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  2. привитие элементарных знаний и умений по ведению до машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
  3. ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
  4. развитие самостоятельности и способности учащихся ре шать творческие и изобретательские задачи;
  5. обеспечение учащимся возможности самопознания, изу чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
  6. воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове дения и бесконфликтного общения;
  7. овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали зации собственной продукции и услуг;
  8. использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе чивается включением в программу творческих заданий, которые  выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллек тивно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания уча щихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уров ня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требова ниями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим и эко логическим.

В программу  включен новый раздел: «Строительные ремонтно-отделочные работы» на основании постановления правительства области от 27 мая 2005 года №119-пп «Об организации обучения строительным профессиям в общеобразовательных учреждениях области» и приказа управления образования и науки области от 24 июня 2005 года №1183 «Об организации обучения школьников общеобразовательных учреждений строительным профессиям».

 Управлением образования и науки области рекомендовано в ходе реализации программы «Технология» осуществлять ознакомление обучающихся со строительным делом, обучать их работе с различными видами отделки, технологии оклейки стен и потолков обоями, малярным, штукатурным, плиточным и ремонтным работам. Для этих целей в учебный план по технологии введён раздел « Строительные ремонтно-отделочные работы» в каждом классе (5-8) за счёт сокращения часов по разделам.

Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения.

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи  до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

Учитывая тот факт, что количество сильных и слабых учащихся в параллельных классах примерно одинаково, программа предназначена для работы во всех классных параллелях

В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 6 классе выделяется 70 часов ежегодно (по 2 часа в неделю.).

В соответствии с материально-технической базой гимназии, особенностями месторасположения, с необходимостью выполнять ряд сезонных работ на учебно-опытных участках, гимназическом огороде в рабочую программу кроме основных разделов: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария», «Черчение и графика», «Технология ведения дома», «Проектная деятельность» включен раздел по сельскохозяйственному труду «Растениеводство»

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Изменения, внесенные в программу по технологии (обслуживающий труд)

  1. Количество часов рассчитано на 35 недель, т. е. составляет 70 часов.
  2. Вводится изучение раздела «Растениеводство» - 18 часов (по 9 часов осенью и весной)
  3. Раздел «Кулинария» изучается после создания изделий из текстильных и поделочных материалов; программный материал сокращен до 3 занятий по 2 часа (6 ч.).
  4. Сокращены разделы «Черчение», «Технология ведения дома». Материал по данным направления сокращен и носит ознакомительный характер.
  5. Раздел «Проектирование и изготовление рабочей одежды» изучается параллельно с основными разделами (консультации и помощь учителя).

Количество часов и объём  материала, необходимые для изучения в  6  классе, соответствуют  требованиям подготовки учащихся по технологии.

Учебно-методический комплект состоит из перечня основных учебных пособий:

  1. Н.В. Правдюк, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Н.В. Синица, О.В. Табурчак. Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Под редакцией В.Д. Симоненко. – 2-е издание, переработанное – М.: Вентана-Граф, 2007.-240 с.: ил
  2. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006.
  3. Барылкина Л.П. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы. 5-9 классы/  Барылкина Л.П. – М: - Издательство «5 за знания», 2006.

По окончании курса технологии в 6 классе основной школы учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.

Требования к уровню подготовки учащихся

    В  процессе изучения раздела «Растениеводство»  ученики

должны знать/ понимать: полный технологический цикл получения двух-трех видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;

должны уметь: разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружения защищенного грунта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для

обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней;

владеть умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

В процессе изучения раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»  ученики                                   

должны знать/ понимать: назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;

уметь: выбирать вид ткани для определения типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека, строить чертежи для изготовления изделий простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

В процессе изучения раздела «Кулинария» ученики должны

      знать/ понимать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

      уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравления и ожогах;

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

В процессе изучения раздела «Строительные  ремонтно-отделочные  работы»  ученики должны:

 Знать/ понимать:  виды строительных материалов и их применение; основы художественного конструирования;  виды технологий строительных отделочных работ; основы технологий оклейки стен, потолков обоями,  малярных работ;

   должны уметь: выполнять простейшие малярные работы; оклеивать стены обоями; выбирать обои, клей для оклейки стен; готовить стены к оклейке обоев; овладеть достаточным и необходимым объемом технологических знаний, умений
и навыков, обеспечивающих возможность вхождения в будущую профессиональную деятельность.

Тематический план

Разделы и темы

Всего часов

Форма контроля

Вводный урок

1

Растениеводство

17

Основы аграрной технологии (осенние работы)

8

Основы аграрной технологии (весенние работы)

9

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

32

Швейные материалы

4

Лабораторно-практическая работа, Выполнение заданий по  карточкам

Бытовая швейная машина

2

Терминологический диктант, практическая работа, выполнение тестовых заданий

Конструирование и моделирование

4

Проверочная работа

Раскройные работы

2

Технология швейных работ

8

Терминологический диктант, выполнение тестовых заданий, выполнение практических заданий

Декоративно-прикладное творчество

12

Кулинария

6

Дегустация приготовленных блюд

Культура питания

1

Технология приготовления блюд

3

Домашние заготовки

2

Черчение и графика

Изучается в сокращенном виде в разделе «Конструирование и моделирование»

2

Технология ведения дома

Изучается в сокращенном виде в разделах «Строительные работы»

6

Проектирование и изготовление изделий

Изучается в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»

11

Защита творческих проектов

Строительные ремонтно-отделочные работы

14

Итого:

70

Календарно-тематическое планирование по технологии 6 класс

Содержание разделов, тем

К-во часов

Наглядные пособия, оборудование

Цели

Литература

Дата

6в кл.         По плану

6в кл.

Фактическая

6г кл.

По плану

6г кл.

Факти-ческая

I

Растениеводство

18

1

Вводный урок

1

Формировать знания о программе работ на учебный год, инструктаж по ТБ.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.3-4, инструкции по ТБ при выполнении работ на школьном учебно-опытном участке.

2

Основы овощеводства. Понятие о сорте. Изучение сортов капусты белокочанной. Хозяйственно-биологические признаки сортов.

1

Т. «Сорта белокочанной капусты»

Формировать знания об основах овощеводства, о сортах белокочанной капусты.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.5-9,

3

 Виды овощей семейства пасленовых.

Практическая работа №1

 Изучение сортов капусты белокочанной.

Практическая работа №2: «Технология уборки картофеля»

2

Инструкционные карты по ТБ.

Т. «Овощи семейства пасленовые»

Формировать знания о подготовке хранилищ к закладке урожая и поддержании в них микроклимата.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.10-15

4

Понятие семеноводство. Получение семян овощных культур.

Практическая работа №3. «Технология уборки семенников капусты, столовой свеклы, моркови»

2

Инструкционные карты по ТБ.

Формировать знания об особенностях получения семян овощных культур.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.16-18

5

Виды овощей семейства тыквенных.

Практическая работа №4 « Сбор урожая тыквы, патиссонов, кабачков».

2

Т. «Виды овощей семейства тыквенных»

Формировать знания  о видах овощей семейства тыквенных, сборе урожая.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.19-21

6

Виды полевых опытов.

Практическая работа №5 « Технология уборки  урожая корнеплодов свеклы и моркови»

2

Т. «Схемы размещения опытов»

Формировать знания  о понятии опыт, о видах опытов, о технологии уборки урожая

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.22-25

7

Виды капустных овощей. Их пищевая ценность, сорта. Виды сооружений защищенного грунта.

Практическая работа №6 «Подготовка участка под посадку капусты»

Практическая работа №7 «Расчет потребности рассады томата и капусты для посадки в поле»

2

Т. «Капустные овощи»,

«Сооружения защищенного грунта»

Т. «Расчет урожая овощной продукции»

Формировать знания о видах капустных овощей, о сооружениях защитного грунта, о расчете урожая овощной продукции.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.26-33

II

Строительные ремонтно- отделочные работы

14

7

 Возможности и применение трафаретной росписи в интерьере.

2

Т. «Виды трафаретной росписи»

Формирование понятий о видах малярных работ

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 115-121

8

 Профессия маляр. Виды малярных работ.

Практическая работа№8 «Изготовление трафаретного панно (изготовление трафарета)»

2

Т. «Виды малярных работ», профессиограммы и иллюстрации по профессии маляр.

Познакомить с профессией маляр, формировать понятия о малярных работах

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.115-121

9

Виды материалов для окраски.

Практическая работа№9 «Изготовление трафаретного панно (набивка и набрызг)»

2

Т. «Виды материалов для окраски»

Формировать навыки росписи по трафарету

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.115-121

III

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

32

Швейные материалы.

4

10

Вводный инструктаж по ТБ, ПБ, ЭБ, Натуральные волокна  животного происхождения. Виды и свойства шерстяных и шелковых тканей.

2

К. «Виды волокон», инструкционные карты по ТБ, ПБ, ЭБ.

Формировать знания о натуральных волокнах животного происхождения.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 34-39

11

Прокладочные материалы. Фурнитура. Способы соединения с тканью. Практическая работа №10 «Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств»

 2

К. «Прокладочных материалов», «Виды фурнитуры»

Формировать знания о прокладочных материалах и видах фурнитуры, умения определения сырьевого состава материалов.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 39-40

Бытовая швейная машина

2

12

Регуляторы натяжения верхней и нижней нитей. Дефекты машинной строчки. Практическая работа №11 «Регулировка качества машинной строчки. Замена машинной иглы»

Практическая работа № 12  «Устранение дефектов строчки»

2

Т. «Регуляторы натяжения нитей», «Машинная игла, замена иглы»

Формировать знания о регуляторах швейной машины, о дефектах машинной строчки.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 59-62

Конструирование и моделирование

     4

13

Ассортимент женской одежды. Требования к одежде. Мерки, правила снятия.           Практическая работа № 13 «Снятие мерок с фигуры»

     2

Манекен, каноны, таблицы расчета мерок.

Формировать знания о правилах снятия мерок, расчета по формулам на индивидуальную фигуру.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 41-52

14

Последовательность построения чертежей юбок различной формы. Условно-графические обозначения деталей при построении чертежей.

Практическая работа №14 «Построение чертежа юбки, выполнение выкройки»

Манекен, каноны, таблицы расчета мерок, чертежи юбок различных конфигураций,  чертежные принадлежности.

Формировать знания о стандартах построения чертежей, эскизов; умения выполнять выкройки на индивидуальную фигуру.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 41-52

Раскройные работы.

2

15

Способы раскладки выкройки на ткани. Экономические требования к раскрою.

Практическая работа №15  «Выкраивание деталей проектного изделия»

2

Т. «Раскрой швейного изделия»

Формировать знания об экономических требованиях при раскрое изделия, дублировании деталей.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 52-55

Технология швейных работ

8

16

Технология выполнения машинных операций. ВТО.

Практическая работа № 16 «Изготовление образцов машинных швов»

2

Т. «Машинные швы», к. «Утюжильные работы»

Формировать знания о правилах ТБ при выполнении машинных швов, последовательности выполнения машинных швов.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 62-67

17

Технология обработки вытачек, складок, застежки.

Практическая работа №17 «Обработка деталей узлов и деталей швейных изделий»

2

Т. «Обработка вытачек», «Обработка застежки на тесьму –«молнию»

Формировать знания о технологии обработки мелких узлов и деталей.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 67-81

18

Типовая последовательность изготовления юбки. Способы контроля качества.

Практическая работа №18 «Подготовка изделия к 1 примерке. Проведение  1 примерки»

2

Манекен,  инструкционные карты пооперационной обработки изделия, карты самоанализа.

Формировать знания о последовательности изготовления изделия, самоконтроле при проведении примерки.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 67-81

19

Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия.

Практическая работа № 19 «Изготовление изделия по индивидуальному плану. Расчет стоимости изделия»

2

Инструкционные карты «Технология обработки швейного изделия», «Контроль качества», «Расчет себестоимости изделия»

Формировать знания об окончательной обработке изделия, о расчете стоимости изделия, о контроле качества при пошиве швейного изделия.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 67-81

Декоративно-прикладное творчество

10

20

История вязания на спицах. Материалы и приспособления. Правила ТБ.

2

Виды пряжи, спицы различных номеров, схемы узоров, иллюстрации.

Формировать знания о вязании, материалах и приспособлениях, схемах и узорах.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 81-83

21

Выполнение простейших узоров вязания на спицах.

Практическая работа №20 «Выполнение узоров вязания»

2

Виды пряжи, спицы различных номеров, схемы узоров, иллюстрации

Формировать знания о вязании, материалах и приспособлениях, схемах и узорах.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 81-94

22

Выполнение простейших узоров вязания на спицах.

Практическая работа №21 «Выполнение узоров вязания»

2

Виды пряжи, спицы различных номеров, схемы узоров, иллюстрации

Формировать знания о вязании, материалах и приспособлениях, схемах и узорах.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.81-94

23

Народная вышивка. Материалы и приспособления. Использование компьютера в вышивке.

Практическая работа № 22 «Выполнение образцов вышивки. Счетная вышивка»

2

Инструменты и приспособления для вышивки, иллюстрации, компьютер, программа для выполнения схем вышивки.

Формировать знания о народной вышивке, инструментах и приспособлениях, правилах выполнения швов.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.81-94

24

Народная вышивка.

Практическая работа № 23 «Выполнение образцов вышивки».

2

Инструменты и приспособления для вышивки, иллюстрации, компьютер, программа для выполнения схем вышивки.

Формировать знания о народной вышивке, инструментах и приспособлениях, правилах выполнения швов.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.81-94

IV

Кулинария

6

25

Культура питания. Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете кулинарии. Овощи, блюда из овощей.

Практическая работа №25 «Приготовление овощных салатов»

2

Кухонное оборудование, кухонная утварь, посуда.

Инструкционные карты по обработке овощных блюд.

Формировать знания о культуре питания, кухонном оборудовании, значении овощей в жизни человека.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 95-102

26

Молоко и молочные продукты. Блюда из круп и макаронных изделий.                          

Практическая работа №26 «Приготовление манных биточков»

2

Кухонное оборудование, кухонная утварь, посуда. Инструкционные карты по приготовлению блюд из макаронных изделий.

Формировать знания о молоке и молочных продуктах, о хранении и требованиях к блюдам из молока и молочных продуктов.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 107-110

27

Рыба и нерыбные продукты моря.                                           Практическая  работа №27 «Приготовление блюд из рыбы»

2

Кухонное оборудование, кухонная утварь, посуда.

Т. «Рыба, рыбные продукты»

Формировать знания о рыбе и нерыбных продуктах, правилах приготовления блюд из рыбы.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр. 102-107

28

Весенние аграрные работы.

Парники. Выращивание рассады овощных культур.

Практическая работа №28 «Технология подготовки парника к выращиванию рассады овощных культур»

2

Т. «Русский парник», почвосмеси, рабочие инструменты и приспособления.

Формировать знания о парниках, правилах выращивания рассады.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.197-200

29

Выращивание рассады овощных культур.

Практическая работа № 29Технология посадки рассады огурца в грунт пленочной теплицы»

2

Т. «Огурцы, формирование растения», рабочие инструменты и приспособления

Формировать знания о выращивании  рассады овощных культур.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.200-207

30

Выращивание томата в теплице и парнике.

Практическая работа № 30

«Технология посадки рассады томата в поле»

2

Схемы высаживания томатов в грунт, рабочие инструменты и приспособления

Формировать знания о выращивании  рассады овощных культур.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.208-214

31

Выращивание капусты белокочанной.

Практическая работа №31

«Закладка коллекционного участка овощных капустных растений»

2

Схемы посадки капустной рассады, рабочие инструменты и приспособления.

Формировать знания о выращивании  рассады овощных культур.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.214-220

32

Исторические сведения об обоях.

2

Коллекция видов обоев, инструменты и приспособления.

Формировать знания о разнообразии обоев, истории их возникновения.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.

33

Виды обоев и их свойства.

2

Коллекция видов обоев, инструменты и приспособления.

Формировать знания о свойствах обоев, правилах оклейки стен.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.

34

Применение клеевых материалов для обоев различного назначения.

2

Коллекция видов обоев, инструменты и приспособления.

Формировать знания о свойствах обоев, правилах оклейки стен.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.

35

Изготовление подарочной коробки

2

Коллекция видов обоев, инструменты и приспособления.

Формировать знания о правилах изготовления подарочной коробки.

Технология, 6 класс, под ред. В.Д. Симоненко, стр.

Итого

70 ч

Формы и средства контроля

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются опыты, лабораторные, практические работы. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.

Основные критерии оценки трудовой деятельности обучающихся.

Критерии оценивания учащихся 6 класса

№ п.п

оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½  поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения  дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока

Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались  нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

5

«1»

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неисправимый брак

Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм

Оценка швейного изделия производится по сле дующим параметрам:

- Качество и аккуратность выполнения изделия.

- Соблюдение нормы времени.

- Соблюдение технологии.

- Организация рабочего места.

- Соблюдение правил техники безопасности.

Оценка 5 ставится тогда, когда все вышеназван ные требования соблюдаются, 4 — когда 1 или 2 кри терия не выполнены. Оценка 3 выставляется, если на рушены 3 критерия, 2 — когда работа совсем не отве чает предъявленным к ней требованиям или брак, до пущенный в работе, исправить невозможно. Работа оценивается 1, если она не представлена по неуважи тельным причинам.

Оценка практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставится, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставится, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставится, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие  выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3»  ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

Контроль уровня обученности

Для сокращения времени, затрачиваемого на ито говый контроль исполь зуются тестовые задания.

Тесты применяются несколь ких видов:

с выбором одного, двух или нескольких правиль ных ответов из предложенных вариантов;

на соответствие:

  1. с требуемым текстовым заполнением;  
  2. на установление правильной последовательности действий.

Класс

Виды контроля

КИМ

6

Проверка знаний:

тесты,

кроссворды,

карточки-задания.

Проверка умений:

практические работы,

тесты,

упражнения.

  1. Е.В.Старикова «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», М.: «Просвещение», 2000

  1. Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.

Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала Ку. Он определяется как отношение правильных ответов учащихся в конт рольных работах к общему количеству вопросов (по В. П. Беспалько):

Ку = KN

где N — количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста;

К — общее число вопросов в контрольной работе или тесте.

Если Ку > 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

Текущие и итоговые знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Оценка 3 ста вится за 70% правильно выполненных заданий (Ку > > 0,7), 4 — за 80—90% правильно выполненных зада ний (0,8 = Ку < 0,9), 5 — за правильное выполнение всех заданий (Ку > 0,9).

Карточка – задание

      Задание: ответьте на вопросы

  1. Какие виды поясной одежды вы знаете?
  2. Каковы требования предъявляются к одежде?
  3. Какие мерки необходимо снять для построения чертежа основы юбки?


Карточка – задание

      Задание: ответьте на вопросы

  1. На какие две группы делится одежда?
  2. К какой группе относится юбка?
  3. Какие мерки необходимо снять для построения чертежа основы юбки?                                                                                                                                                  

Карточка – задание

Найдите ответы на вопрос: для  чего  снимают  мерки, вписанные в таблице?  Впишите номера ответов против каждой мерки.

Мерки

Назначение мерок

Ст

Сб

Дс.т.

Ди

Ответы:

  1. Для    определения положения линии талии
  2. Для    определения ширины юбки
  3. Для    расчета длины пояса
  4. Для  определения  длины изделия.


Карточка – задание

Задание: заполните пропуски в таблице.

Название мерок

Обозначение мерок

Как снимают мерки

Горизонтально вок руг бедер

Обхват талии

От линии талии вниз до желаемой длины

ы

                                        Карточка – задание

                             

Карточка – задание

Название мерок

Обозначение мерок

Как снимают мерки

Полуобхват талии

Дс.т

Вокруг бедер, сзади по выступающим точкам ягодиц, спереди с учетом выступа живота.

Задание: заполните пропуски в таблице.

Карточка-задание

Заполните графу таблицы, указав номера последовательности обработку вытачек

Ход работы

№ последовательности выполнения работы

Сметать от  узкого конца к широкому, по намеченным линиям.

Сложить вытачку по середине.

Сделать закрепку в начале работы.

Совместить боковые линии вытачек.

Сделать закрепку в конце работы.

        Карточка-задание

Заполните графу таблицы, указав номера последовательности изготовления юбки.

Ход работы  

№ последовательности выполнения работы

Обработка вытачек

Обработка пояса

Подготовка ткани к раскрою

Окончательная обработка юбки

Обработка верхнего среза юбки притачным поясом

Раскрой

Проведение примерки

Исправление недочетов после примерки

Подготовка деталей кроя к обработке

Обработка застежки

Обработка нижней части

Карточка-самоконтроль

Проверь себя

                Выполняемая операция

Правильно

У меня

1. Ровность строчки

-

2. Равномерность ширины шва

одинаковая

3. Длина стежка

5 мм

4. Цвет ниток

контрастные

5. Сложение ниток

             В одну

6. Ширина шва

3 см

Учебно-методические средства обучения 

1..Симоненко В.Д. .  Технология: 6 класс Учебник  М.:Вентана-Граф,2007.

 2. Васильева Т.Б., Иванова И.Н. Технология. Сборник нормативно- правовых документов Москва «Вентана-Граф»

3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество Учебное пособие Ростов н/Д «Феникс»

4. Кругликов Г.И Методика преподавания технологии с практикумом Учебное   пособие.   Москва «Академия»

5. Правдюк В.Н. Практикум по методике преподавания основ сельского хозяйства в школе. Учебно–методическое пособие М: Вентана – Граф 2005

6.  Сайт Белгородского регионального института ПКППС http://ipkps.bsu.edu/ru/

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для девочек 5 класса

Рабочая программа по технологии для девочек 5 классов...

Рабочая программа по технологии для девочек 5-9 классов.

Рабочая программа основного общего образования по технологии по программе В.Д. Симоненко (вариант для девочек)....

рабочая программа по технологии для девочек 5 класс

рабочая программа по технологии для девочек...

Рабочая программа по технологии для девочек 5-10 классы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 ч для обязательного изучения каждого направления образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ (для девочек) 8 КЛАССОВ - 2 часа в неделю

Программа составлена на основе  «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4, 5-11 классы» подготовлена научным коллективом «Технология» Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, М.: Просвещение...