Методическая разработка классного часа "Живая память"
методическая разработка (9 класс)

Крюкова Людмила Владимировна

Данное мероприятие патриотической направленности было проведено в 9 классе, для его подготовки проведена подготовительная работа, включающая съёмку интервью, видеофильма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_dlya_sdachi.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   общеобразовательное  учреждение

 «Хохольский лицей»

Хохольского муниципального района Воронежской области

Школьный этап районного конкурса

среди классных руководителей

 МБОУ «Хохольский лицей».

Категория:

«Лучший классный час

для обучающихся 9-11 классов»

Методическая разработка классного часа

«Живая  память»

Подготовила:

Крюкова Людмила Владимировна,

 учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 9 «А» класса

МБОУ «Хохольский лицей»

р. п. Хохольский- 2023

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы:

Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм, знакомить детей с произведениями о войне, с краеведческим материалом.

Методическая разработка данного мероприятия  направлена на формирование чувства патриотизма у современных школьников. Она является своеобразным эмоциональным откликом на события 1941-1945 г., т. к. для её подготовки использованы результаты самостоятельного поиска информации, связанной с участием предков в Великой Отечественной войне, также привлечён краеведческий материал, что позволяет приблизить данную тему к истории каждой семьи.  Такие мероприятия  помогают осуществить  поставленные цели и задачи.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия – данное мероприятие рассчитано  на обучающихся 9 классов(15-16 лет).

Место мероприятия в системе воспитательной работы:

Данное  мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей,  направлено на реализацию поставленных  целей и задач,  занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся

Цели: воспитание патриотических чувств обучающихся, создание  условий для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранение памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1) расширить знания школьников о событиях 1941-1945 гг., связанных  с историей семьи, родного края;

2) пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины;

3) воспитывать  у обучающихся уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувство гордости за них;

4) содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине;

5) развивать интерес к изучению истории.

Планируемые результаты: ориентация на моральные ценности и нормы,  воспитание гражданственности, патриотизма, общечеловеческих ценностей, воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, готовность оценивать своё поведение и поступки с учётом морально-нравственных норм жизни, восприимчивость к разным видам искусства, понимание ценности культурных традиций, освоение социального опыта.

Форма проведения воспитательного мероприятия  - беседа с включением интервью, заочной экскурсии;

Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов - для достижения планируемых результатов целесообразно использование в рамках технологии развития критического мышления  метода постановки исследовательской задачи, анализа деятельности, обсуждения ситуации.

Подготовка мероприятия:

  1. самостоятельный поиск информации по заданной теме;
  2. экскурсия к братской могиле с. Хохол, Н. Турово;
  3. работа по монтажу  видеофильмов;
  4. организация выставки реликвий;
  5. подготовка презентации.

Ресурсы: компьютер, презентация, видеофильмы, выставка реликвий.

Живая память

Ход мероприятия

 Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя.

Проходит  время, стирает углы воспоминаний, лечит раны, выравнивает душевные потрясения. Но как росток сквозь асфальт пробивается суровая, но справедливая истина: что отмечено печатью бессмертия, забвению не подлежит. Оно будет жить вечно, всегда волновать умы последующих поколений. Давайте сегодня пропустим через себя ток времени, высокое напряжение Памяти, что позволит прикоснуться к истории Великой Отечественной войны   — сердцем. Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами. Но помнить об  этом  мы должны!

 Война - трагичное и жестокое слово. 190 дивизий, около 5 тысяч самолётов, свыше 3 тысяч танков – 21 июня 1941 года вся эта заряженная ненавистью  мощь двинулась на нашу страну. Гитлер заявил: «Нам недостаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ, мы должеы стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ»

Война – это 4 года сражений, 1418 бессонных ночей,  более 27 млн.  погибших- 22 человека на каждые 2 метра, 13 человек в минуту. Если бы объявили минуту молчание по каждому, то Мир молчал бы пятьдесят  лет.

У целого поколения украли детство, лишили беззаботной юности, мирной старости. Человека можно лишить всего,  кроме воспоминаний.  Память- это та связующая нить, которая соединяет прошлое и будущее.

- Как вы думаете, зачем нам помнит о войне?

-Как сохраняется память о Великой Отечественной войне?

Помня о погибших, которые не вернулись с войны, помня о несчастьях, которые принесла война, мы доказываем, что жертвы наших людей во имя мира были не напрасны. Помня о войне, мы чтим память павших солдат, которые отдали свои жизни ради того, чтобы сегодня мы были счастливы.
Помня о войне, мы сохраняем историю, историю нашей великой многострадальной Родины.  
Война жестоко прошла и по нашей воронежской земле.

Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся.

1.Просмотр  и обсуждение фильма  о Воронеже.

- Ребята, что вам известно о событиях, связанных с героической обороной Воронежа? Освобождением Воронежа?

- Ребята, когда вы читали об этих 212 днях,  какие факты вас поразили больше всего?

- Посмотрите на эту  каску, какова могла быть её  история?

- Мне всегда интересны человеческие судьбы,  и  для меня открытием стала одна история, о которой я узнала благодаря вашей поисковой работе. Сейчас вы тоже с ней познакомитесь.

2. Просмотр записи интервью Головина с мамой

- Судьба человека – каких только поворотов в ней не бывает1

- Этого человека  можно назвать героем?

- Вдумайтесь, прадедушка Данила защищал Воронеж, его внук, правнук – потомки вернулись через 75 лет эту мирную землю, по которой ходил его прадед, освобождая от немецко-фашистских захватчиков. Посмотрите, с каким трепетом в семье хранят память о своём герое. Именно благодаря этому история одного человека становится частью общей истории.

Интересная судьба – судьба воина-защитника, который за сотни километров пришёл освободить нашу землю.

3. Рассказ одного из учеников о своём дедушке

- Да. наши земляки-хохольцы тоже встали на защиту родной земли. (Мой дедушка дошёл до Берлина). У каждого своя судьба – своя история.

- Вспомните, сколько жителей нашего Хохольского района защищали Родину во время Великой Отечественной войны?

- Ребята, сколько ветеранов осталось в живых в Хохольском районе?

- Как живёт память? Кто её сохраняет?

4. Интервью с Людмилой Ивановной Портновой (бабушкой Глеба)

- Расскажите нам о своём  отце?

- Когда он родился?

- Что вы помните о нём?

- Кем он был на войне?

- А вы помните его рассказы о войне?

-Что вы запомнили больше всего?

- Он любил вспоминать о войне?

- Где он встретил День Победы?

- Расскажите нам об этом японском альбоме.

(обращение к музею реликвий)

- Как хорошо, что наши бабушки и дедушки хранят истории о своих родителях и передают их нам, чтобы мы в свою очередь передали их своим детям. Мы с вами услышали рассказы 3 послевоенных поколений. Они живы, потому что память о них сохраняется в семьях.

5.Видеофильм «Хохол - Нижнее Турово»

- Но бывает так, что спросить  о судьбе человека бывает не у кого, и тогда мы идём к  гранитным памятникам , которые  хранят историю непокорённого народа

Просмотр фильма

-  Сама природа словно устроила нам испытание, послав в этот день снег, ветер.

- Ребята, какие чувства и воспоминания остались от этой поездки?

-Берёт гордость, что в маленькой деревне , в которой и дворов осталось несколько, ухаживают за памятником, ведь прошло 80 лет.

- А в Алма-Ате  сохраняют память о Великой Отечественной войне? (вопрос к Милюковым)

- Какой вывод напрашивается?

- Судьбы этих людей такие разные, но и так похожи, потому что где бы они ни были, где бы ни родились - Уфимская область, Хохол, Ташкент, Воронеж, Алма-Ата - они всегда были там, где нужна их  помощь, куда зовёт их долг – долг солдата-освободителя.

Их судьбы настолько различны , но в то же время так близки.  Потому что они не жалели себя, своей жизни ради мирного неба над головой. И кажется, что эти точки на карте, которые так далеко друг от друга - сходятся в одном месте, потому что Память об этих героях живёт в наших сердцах. Где только ни был наш солдат, куда только его не забрасывали фронтовые дороги – везде он нёс миссию освободителя.

Часть 3. Заключение. Рефлексия.

- Ребята, мы с вами сегодня увидели, что память- это связующая нить между поколениями. Наши герои, они незримо с нами, потому что живут в нашей памяти, в рассказах наших бабушек, мам, пап, в этих реликвиях, которые бережно хранятся в ваших семьях,  в наших сердцах. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас прикрепил своего участника той страшной войны на нашей аллее  героев. В ваших силах сохранить историю и передать её будущим поколениям. Этот вечный огонь – огонь памяти – мы в груди храним

Представьте, прошло 20 лет - февраль 2043 года, вам 35 лет! Вы так молоды, полны сил, пришедший ребёнок прокричит с порога, что они  готовятся  к классному часу  в честь 100 –летнего освобождения Хохольского района. Мне хотелось бы, чтобы в этот момент вы вспомнили этот классный час, чтобы рассказы о ваших прадедах  передавались следующим поколениям, а ваши дети хранили  их с гордостью и уважением.

Так мы сохраним нашу историю незапятнанной и не позволим её никому переписать.

Пока у Победы есть внуки и правнуки, полк останется бессмертным, а значит не уйдут в небытие наши защитники. Мы верим – они всегда с нами .      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Память сердца"

Есть такое понятие – память сердца, души …Память … за нею сотни поколений, наша история, Великая Отечественная война.  Чем дальше уходят от нас события этой  самой б...

Методическая разработка классного часа на тему: "Память, мышление, внимание"

Представлен интересный материал для работы с учащимися по развитию памяти, мышления, внимания....

Методическая разработка классного часа «ГЕОРГИЕВСКАЯ ЛЕНТОЧКА. ПАМЯТЬ ЧЕРЕЗ ВЕКА»

Акция "Георгиевская ленточка", предложена  РИА Новости и "Студенческой общиной"  в 2005 году, в год 60-летия Победы. В 2013 году мы отметили  68–е летие Победы, значит, акция шагает по ...

Методическая разработка проекта Панно "Память"

Организовать деятельность учащихся по формированию умения получать необходимую информацию по проекту, делать выбор техники выполнении проекта, совершенствовать умения и навыки, планировать свои действ...

Методическая разработка классного часа "Память во имя мира"

Предлагаемая разработка приурочена  к  годовщине победы в Великой Отечественной войне.Цель:  формирование уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Ро...

Методическая разработка классного часа "Есть память, которой не будет конца: Курская битва"

Классный час, посвященный подвигу русского народа в годы Великой отечественной войны, а именно Курской битве....

методическая разработка и презентация "Память в сердце храним"

Материал посвящен годовщине ВОВ. В методической разработке  отражается исследовательская работа педагога с учащимися - встречи с участниками, ветеранами ВОВ, создание презентации....