методическая разработка и презентация "Память в сердце храним"
презентация к уроку (9 класс)

Эмма Геннадьевна Гостева

Материал посвящен годовщине ВОВ. В методической разработке  отражается исследовательская работа педагога с учащимися - встречи с участниками, ветеранами ВОВ, создание презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pamyat_v_serdtse_hranim.docx41.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное учебно - воспитательное общеобразовательное учреждение Саратовской области для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением " Марксовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа "

__________________________________________________________________

Память в сердце храним…

(исследовательский проект)

                               Подготовила ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                                    высшей категории

                                                                                             Гостева Э. Г.

Маркс 2019

Введение

Тема военно-патриотического воспитания всегда важна  в системе  общегражданского воспитания подростков. Историческая память русского народа имеет глубокие корни, но если не вспоминать, не говорить  об истории нашей Родины, если не напоминать о наших героях, о героях Отечественных воин, все это так и останется  невостребованным в нашей исторической  памяти.  Во все времена перед лицом военной угрозы и внутренних потрясений народ сплачивался, выступал единым монолитом. А в основе этого монолита лежал патриотизм, верность лучшим традициям служения Отечеству. Все великие победы одержаны в первую очередь благодаря духовному превосходству наших воинов. Именно через патриотическое  воспитание можно решить  многие проблемы  современного общества. Такие как - безразличие, грубость, национализм, неверие в свое будущее и свои силы, невнимание к старшему поколению, нежелание работать и приносить пользу государству.

Цели и задачи:

  • воспитание чувства уважения и признательности к участникам войны;
  • укрепление преемственности поколений;
  • формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в гордости за свою страну, город, село, стремлении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры.
  • развитие социальной активности, гражданской ответственности.
  •  воспитание личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в интересах Отечества.

Направления деятельности:

  • поисковая (поиск  материалов, знакомство с ветеранами );

  • творческая (разнообразие деятельности, развитие творческих способностей воспитанников, расширение кругозора, развитие интереса в процессе деятельности);

  • исследовательская (исследование страниц истории на примере биографий ветеранов ВОВв г. Марксе);

  • дизайнерская (развитие эстетического и художественного вкуса в процессе работы над творческой работой).

     Возрастная аудитория : воспитанники 2 отряда, 17 – 18 лет.

    Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня патриотического сознания.
  • Развитие чувства верности своему Отечеству.
  • Формирование готовности к выполнению гражданского долга.

Слайд 1

Слайд 2

Данная работа началась с того, что в Марксовском Совете Ветеранов я с коллегами ознакомилась со списком ветеранов ВОВ, проживающих в нашем городе. Далее по телефону договорились с теми, кто имел возможность встретиться с ребятами 2 отряда.

Слайд 3

К сожалению, прийти на встречу в школу смог только 1 ветеран…С остальными ,в силу состояния их здоровья, беседовала у них дома.

Слайд 4

14. 01.14 прошла встреча воспитанников 2 отряда с ветераном ВОВ Малиночкой А. П., который поделился с ребятами своими воспоминаниями о событиях далёкого прошлого, связанного с Великой Отечественной Войной. За чашкой чая, в непринуждённой беседе, ребята задавали ему вопросы, на которые Алексей Петрович охотно отвечал. Время пробежало незаметно, но с пользой… Ветеран рассказал о том, КАК он помнит начало войны и свою службу в рядах Красной Армии…

Слайд 5

Малиночка Алексей Петрович.

Родился 03. 01. 1927 года в Казахской ССР, под Целиноградом (Астана в наши дни).

Из воспоминаний Малиночки А. П. : «В семье нас было 4 детей. Жили в юртах, климат был очень суровый… Когда началась война, призвали моего отца и старшего брата. С войны они не вернулись, погибли под Воронежем в январе 1943 года.»

Слайд 6

 Подростком  Алексею Петровичу пришлось осваивать профессии сварщика и литейщика. Работал до 1942 года. Всё это время его не покидала мысль сбежать на фронт. Решился на это с двумя друзьями…

Слайд 7

Из воспоминанийМалиночки А. П.:«В субботний день мы пробрались на проходивший поезд, но успели проехать лишь 60 км, и нас сняли с поезда, вернули назад. За этот  поступок нас наказали в соответствии с законом  военного времени – судили за прогул, т.к. мы покинули своё рабочее место, и вычитали 10% от зарплаты в течение 6 месяцев…»

Но, несмотря на это, Алексей попытался по - другому попасть на фронт, так велико было желание сражаться с врагом! Он на призывном пункте прибавил себе в возрасте 1 год, но и эта хитрость не удалась… Но в 1944 году его призвали вместе с 27 юношами. Учебкабыла в Уфе. Определили Алексея пулеметчиком станкового пулемёта. После учебки отправили на Запад, в Литву, в составе 5 армии. В 1945 году армию стали перебрасывать на Дальний Восток.  Алексей Петрович был распределён в 227 стрелковую дивизию, 850 стрелковый полк артиллеристом – наводчиком.

Слайд 8

Японское командование имело детально разработанный план отражения возможного наступления советских войск и нанесения сильных контрударов. Штаб Квантунской армии в конце июля — начале августа 1945 г. приступил к перегруппировке войск в пограничных районах. В это время советские войска уже выдвигались в исходное положение для наступления. Они нанесли удары на всех операционных направлениях именно в тот момент, когда часть японских дивизий находилась в движении.

Война была объявлена ровно через 3 месяца после победы в Европе, 8 августа 1945, через два дня после первого применения США ядерного оружия против Японии (Хиросима) и накануне атомной бомбёжки Нагасаки.

Слайд 9

Из воспоминаний Малиночки А.П. :«В августе 45-го года в составе 850 стрелкового полка мы пробирались к границе, шли ночью, старались себя не обнаруживать…Очень хотелось курить, но – нельзя! А как же иначе? – ведь Советский Союз до определённого времени должен был поддерживать нейтралитет с Японией!... Мы должны были идти на Харбин, но планы изменились, и мы попали под Мулин. Там я и принял первый бой!»...

 Позже Алексей Петрович Малиночка стал командиром орудия.

Слайд 10                                                                                                                                                                                                                                                        

На рассвете 9 августа 1945 года советские войска начали интенсивную артподготовку с моря и с суши, после которой последовали активные наземные боевые действия Маньчжурской операции.

Чтобы в какой-то мере воспрепятствовать наступлению советских войск, отходившие части противника взрывали мосты, склады, телеграфные линии, отравляли колодцы.

Слайд 11

Следует заметить, что танки и самолёты японской армии в 1945 году по критериям того времени иначе как устаревшими назвать нельзя. Они примерно соответствовали советской танковой и авиационной технике образца 1939 года. Это относится и к японским противотанковым орудиям, годным для борьбы лишь с лёгкими советскими танками. Как отмечается в «Истории Великой Отечественной войны» :

 В частях и соединениях Квантунской армии совершенно отсутствовали автоматы, противотанковые ружья, реактивная артиллерия. Что и побудило японскую армию использовать отряды смертников, обвязанных гранатами и взрывчаткой, как основное импровизированное противотанковое средство.

Из воспоминаний Малиночки А.П.:«Горные дороги были узкие, неудобные для прохождения, трудно было перекатывать орудия, но, что удивляло – у японцев использовались ещё деревянные колёса!».

Слайд 12

Алексей Петрович имел лёгкое ранение, которое получил под городом Муданьцзяном.

Слайд 13

Первый Дальневосточный фронт к этому времени сломил сопротивление японцев на востоке Маньчжурии, заняв крупнейший город в том регионе — Муданьцзян. В ряде районов в глубине обороны советским войскам пришлось преодолевать ожесточённое сопротивление противника. В полосе 5-й армии с особой силой оно было оказано в районе Муданьцзяна. Японская армия предпринимала  неоднократные контратаки.

Слайд 14

Основные боевые действия на континенте велись 12 дней, по 20 августа. Однако отдельные боестолкновения продолжались вплоть до 10 сентября, ставшего днём полной капитуляции и пленения Квантунской армии.

Слайд 15

Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури» в Токийском заливе.

Сержант Малиночка А.П. дошёл до города Гирина. Там находилась электростанция. С сослуживцами пробыл в этом месте до 1946 года. Служил в армии до 1951 года в Лесозаводске, станция Ружино. Вернулся домой, в Казахстан, и опять работал литейщиком, вплоть до 2000 года. Потом переехал к детям в г. Маркс, где и проживает в настоящее время.

В нашем городе живёт ещё одна свидетельница тех трудных военных лет…

Она не участвовала в военных действиях, так как была ещё ребёнком, но и у неё есть свои воспоминания…

В дни войны

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, – молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

(А. Барто)

Слайд 16

Аблязова  Александра Илларионовна, 15. 08. 34 г.р.

Родилась – с. Никольское, Орловской области. Село было очень большое, многолюдное.

Слайд 17

 Задолго до нападения на СССР начальник гестапо Гиммлер по поручению германского правительства приступил к разработке генерального плана "Ост" - плана покорения огнем и мечом народов Восточной Европы, включая народы Советского Союза.. Гиммлер выражал уверенность, что в результате осуществления намеченных мероприятий будут целиком истреблены многие народы, в частности поляки, украинцы и другие.

Слайд 18

Для полной ликвидации национальной культуры намечалось уничтожение всякого образования, кроме начального в особых школах. Программа этих школ, как предполагал Гиммлер, должна была включать "простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать - добавлял Гиммлер, - я считаю ненужным.»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

К декабрю1941 были захвачены 64 из 66 районов Орловской области, но уже в январе 1942 г. Красная Армия освободила 8 районов.

Слайд 19

Из воспоминаний Аблязовой А.И.: «Сначала в село прибыло немного немцев. Мы вместе с другими детьми сидели у двора, наблюдали за происходящим. Как я помню, немецкие солдаты поначалу вели себя снисходительно, как победители, даже угощали детей конфетами… Солдаты и офицеры занимали дома, мы наблюдали за ними по вечерам с печки. Через некоторое время село стали бомбить, чаще ночью. Все прятались в подвале. Днём жителей сгоняли в амбар. Через некоторое время прибыли ещё немцы. Их было очень много.»

Слайд 20

Позже они сожгли всё село… Пришлось уходить всем жителям в соседние поселения. Но через 5 дней немцы пригнали всех обратно, стали восстанавливать хаты.»

Слайд 21

Временно оккупировав осенью 1941 года большую часть территории Орловской области, немецко-фашистские захватчики установили свой «новый порядок». Это был режим насилия, грабежа, рабско -крепостнического труда. Они повели планомерное разрушение экономического уклада жизни и уничтожение культурно-исторических ценностей русского народа. Фашистский «новый порядок» означал установление крепостного режима и увод советских граждан в немецкое рабство.

Слайд 22

Из воспоминаний Аблязовой А .И.: « Семья у нас  была большая, 9 человек, поэтому, когда у нас поселились немцы, все комнаты избы были полны. Позже двух старших сестер угнали на работы в Германию ,и мы о них всю войну ничего не знали. Но после войны сестры смогли вернуться домой…»

Слайд 23

 Массовые казни гражданских лиц командование вермахта обосновало ссылками на необходимость борьбы «с бандитами», т. е. партизанами, но фактически речь шла о геноциде в отношении мирных жителей. Солдаты вермахта участвовали в карательных походах против мирного населения Орловской области.

Слайд 24

Из воспоминаний Аблязовой А .И.: « Появились в селе полицаи из местных, они выдавали немцам коммунистов. Через некоторое время пригнали наших пленных красноармейцев. Их расстреляли на глазах у местного населения. Было очень страшно… С убитых снимали одежду и обувь, ту, что по - добротнее…»

Германские вооруженные силы и власти на оккупированных территориях должны были руководствоваться при этом соответствующими наставлениями Гитлера, который поучал: "Мы обязаны истреблять население - это входит в нашу миссию охраны германского населения. Нам придется развить технику истребления населения ... Если я посылаю цвет германской нации в пекло войны, без малейшей жалости проливая драгоценную немецкую кровь, то, без сомнения, я имею права уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви".

В ночь на 14 марта 1942 г. в деревне КалькулевВерховского района был сожжен гитлеровский склад с боеприпасами. Утром фашисты согнали все население деревни и казнили каждого четвертого: отрубали руки, отрезали носы и уши. В числе казненных были женщины и дети.

Летом 1942 года группа орловских патриотов предприняла попытку создать массовую подпольную организацию с централизованным руководством.

Слайд 25

 15 сентября 1942 года на очередном собрании подпольщиков создали руководящий центр организации Ревком. Ревком решил при наступлении Красной Армии поднять в городе восстание, захватить железнодорожный узел и воспрепятствовать уводу подвижного железнодорожного состава, не дать возможности гитлеровцам вывезти из города ценное имущество, не допустить угона оккупантами населения, помешать разрушению города.

 Осенью 1942 года в организации насчитывалось уже около 180 человек, главным образом коммунистов и комсомольцев города Орла.

Слайд 26

Установив «новый порядок», оккупанты хотели пулей и штыком утвердить в Советском Союзе гитлеровское руководство фашистской Германии. Но население Орловской области на это ответило мощным партизанским и патриотическим движением.

После войны Александра Илларионовна приехала в город Маркс к своей тете. Работала на пивзаводе, позже в спецшколе поваром, проработала 34 года. Муж А.И. воевал , также работал в с/школе зам.директора по РС 18 лет.

Слайд 27

Резяпов Ахия Идрисович,

 8. 12. 25 г.р., родился в селе Бехтимировка, Воскресенского р- на, Саратовской обл. В голодный 1933 год вся семья уехала в Ленинград. Но в 1941 году вернулись в Бехтимировку.

Слайд 28

Ахия пошёл учиться на курсы трактористов в Рязановке, Марксовского р- на. С весны уже работали в полях, зимой стояли на ремонте в селе Подлесном.

Слайд 29

Военная служба началась с 1 ноября 1943 г., когда его, уже 18- летнего, призвали в армию. Из Марксовского военкомата направили в г. Вольск; шёл  пешком, а вещи везли на телеге…

Из воспоминаний Резяпова А. И.: «Помню, что была сильная грязь…Комиссию в Вольске я не прошёл,и пришлось идти назад тоже пешком! Позже из Саратова с командой прибыл в г. Мелекес, Ульяновской области. В 45 запасной полк, учебный батальон. Часть стояла в лесу, жили мы в землянках по 150 солдат, вместо постели стелили хвою, топили дровами бочку, было очень холодно… В этих землянках и жили, и учились..»

 В июле 1944 г. бойцов набрали на пополнение в г. Могилев, в Белоруссию,в ВДВ, 19 бригаду, которую сняли с передовой Карельского фронта.

Из воспоминаний Резяпова А. И. :«В ротах было по 20 бойцов, проходили парашютно – десантную подготовку. Сначала прыгали с аэростата, потом с самолёта «Дуглас», летали над аэродромом… Позже, во время тактических занятий нас сбрасывали куда попало, готовили десант. Поначалу было страшно, особенно ночью. Часто солдаты получали ссадины, ранения от падений…»

Слайд 30

И вот в ноябре 44- го  поступил приказ погрузиться в эшелоны и выдвигаться в Польшу, под город Сандомир, рядом с Варшавой.  Здесь 299 стрелковый полк занял 2 линию обороны, ждали немцев, но они отступили. Продолжались учения… В январе 1945 года полк перебросили в Венгрию, в Будапешт.

Слайд 31

Из воспоминаний Резяпова А. И. : «В городе шли уличные бои, но наши части в бой не вступали. По понтонному мосту перебрались через Дунай и окопались.»

Слайд 32

Немцы сильно бомбили, сбрасывали листовки с примерным текстом «Всех перетопим в Дунае!! Командующего фронтом Толбукина на берег не выпустят…»

 Гитлер для решающего наступления стягивал войска, советское командование тоже готовилось… И вот 16 марта 1945 года, в 2 часа ночи началась артподготовка!

Слайд 33

Из воспоминаний Резяпова А. И.: «Обстрел был с обеих сторон! И начался ад кромешный! Это был мой первый бой… Звучит команда «В атаку!», а я не могу пошевелиться- засыпало меня, контузило… Это и спасло, потому что в том бою из 150 человек остались в живых 18! Это были самые страшные жестокие бои, но я в это время был уже  в медсанбате…»

Через 5 дней он вернулся в строй. Немцы уже отступали, их гнали до самых Альп. И опять холод…снег… Здесь нашим частям  пришлось встретиться с «власовцами», которые держали оборону, потому что понимали, что вернуться к своим невозможно… В этих боях погибло много офицеров.

Слайд 34

Из воспоминаний Резяпова А. И.: «И вот наступил май 1945 года!! Война еще не кончилась, нас часто поднимали по тревоге, везли в эшелонах, не обозначая направления… 6 мая 1945 года, на одной из станций услышали крики: « Победа!!!» Какое было ликование!!!»

Слайд 35

Но часть , в которой служил Ахия Идрисович, продолжала движение. 16 мая 1945 года они пленили группировку немцев и «власовцев», которые ехали сдаваться американцам!...

 До 1946 года боец Резяпов в составе своей части находился в Югославии, г .Цигет.  20. 01. 46 г. вышел приказ возвращаться в Россию! В г. Муроме он прошёл курсы,выучился на водителя. Продолжал служить.

ВМаркс вернулся после 1950 года. Началась мирная гражданская жизнь. Женился, родились 5 детей. С 1952 года работал на заводе «Коммунист» водителем, до 1961г. Потом перешёл на автобазу, до 1970 года.

Слайд 36

Три судьбы, к которым мы прикоснулись слегка… Такие разные…Но такие схожие… Тем, что детство так быстро кончилось, тем, что повзрослели вмиг… И наш долг хранить память об этом…

Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!
Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!
Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –
ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок-презентация "Я сердцем никогда не лгу...", 11 класс

Урок-презентация по творчеству С.А.Есенина Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, помочь почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность его стихотворений. За...

Методическая разработка "К подвигу героев сердцем прикоснись"

Методическая разработка занятия "К подвигу героев сердцем прикоснись"  посвящена  празднованию 65-й годовщины Победы в ВОВ. Занятие проводилось в вокальной студии "Мечта" на базе МБОУ ДОД ЦД...

Методическая разработка урока "И верность мужеству храня..."

Методическая разработка урока, посвященного юбилею Бородинского сражения....

Методическая разработка воспитательного часа "Герои Отечества.Храним в сердцах каждого."

Методическая разработка урока, посвящённого Дню Героев Отечества для 5-х классов...

Методическая разработка: Квест - игра "Горящие сердца"

КВЕСТ - ИГРА проводится 19 мая, приуроченная к дню Пионерии (День детских организаций), в рамках проведения итогового районного Слета лидеров детских и молодежных общественных объединений Дальнеконста...

Методическая разработка экскурсии: «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Методическая разработка экскурсии:«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ – СЕРДЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»   Цель  экскурсии: знакомство экскурсантов с историей. Санкт - Петербурга, с б...