Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании
статья на тему

Калашникова Ирина Григорьевна

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и создание условий для успешного развития и саморазвития школьников. Мы подразделяем их на методы педагогической защиты и методы педагогической поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_podderzhka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и создание условий для успешного развития и саморазвития школьников. Мы подразделяем их на методы педагогической защиты и методы педагогической поддержки.

Методы педагогической защиты

        Методы педагогической защиты используется педагогом в своей работе, когда ребенок не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность или он не знает как с ней справиться.

        Методы защиты от окружающей среды, включающие методы физиолого-педагогической защиты: от природных явлений и материальных объектов общества:

  1. обучающие методы:
  • метод лекции, семинара,
  • метод тренинга,
  • метод практического занятия.
  1. метод прямой защиты от опасности – природных явлений и материально технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами, сломанной мебели;, уберечь во время грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.) и другие.

Методы педагогической защиты от людей – методы социально-педагогической защиты (взрослых, родителей, учителей, учащихся, сверстников):

  • метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);
  • метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
  • метод «параллельного действия» (например, использование актива школьников в разрешение конфликта);
  • метод «правила и закона» (актуализация позиции школьников к проблеме жизнедеятельности в классном коллективе в соответствии с законами как средства защиты их прав, достоинства, совместная выработка этих законов и следование им);
  • метод «торможения» (не запрещение, а приостановка или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
  • метод «мажора» (метод развития радостной перспективы в преодолении имеющихся опасностей, исходящих от людей и другие).

Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:

  • метод «угашения переживаний» (успокоение путем беседы – рационализации - превращение обидной ситуации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальных приемов; рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, использование спокойной музыки и т.д.);
  • метод «прямого действия» (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против него);
  • метод рефлексивного анализа (осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);
  • метод «переключения» (включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, «грушу» в спортзале и т.д.), сублимация (творческое действие – нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по сравнению с глобальными общечеловеческими – прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр) и другие);
  • метод «возбуждения оптимизма» (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и другие.

Методы педагогической поддержки

        Методы педагогической поддержки используются педагогом тогда, когда с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.

        Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально- волевая сфера, - как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.

        Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств. Они направлены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом  самосовершенствования.

         Методы педагогической поддержки развития способностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей личности, - его деятельная сторона.

        Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности.

Методы педагогической поддержки здоровья

        Выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья.

  1.  Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
  • метод радостной перспективы – это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
  • метод «увлечения весельем» – юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
  • метод поощрения похвалы – этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
  • метод самонаблюдения за своими эмоциями – метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
  1. Методы поддержки физического здоровья ребенка:
  • метод «оптимального режима жизни»;
  • метод «постепенности» – приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеванию;
  • метод физических упражнений и занятия спортом;
  • метод рекреации – обеспечение спокойного отдыха организма;
  • метод массажа и самомассажа – физического оздоровления путем растирания участников тела.
  1. Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
  • метод «угашения отрицательных переживаний» – способ раздувания таких эмоций, как обида, стыд, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций;
  • метод «устранения плохих привычек»;
  • метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
  • метод релаксации – способ расслабления, создания внутреннего комфорта.

 

Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств

  1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
  • метод увлечения добрым делом;
  • метод «увлечения героическим» –увлечение нравственным подвигом во имя людей Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
  • метод традиции – творческое использование положительного опыта;
  • метод «увлечения красивым»- возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь все это;
  • метод «увлечения загадочным» – возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
  • метод личного примера – способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
  1. Методы укрепления чувства ответственности:
  • метод доверия – развивается вера в свои силы;
  • метод просьбы – обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
  • метод беседы-размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
  • метод лекции –воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
  • метод поручения – обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
  1. Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
  • метод напоминания;
  • метод «сомнения». Этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
  • метод «достижения согласия с самим собой» – метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера»
  • метод «достижения гармонии с окружающим» – метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления.

Методы педагогической поддержки развития способностей

  1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
  • метод наблюдения;
  • метод коллективного анализа деятельности, размышления;
  • метод рефлексии –самопознание своей роли и отношения к происшедшим событиям, делам;
  • метод тестирования и анкетирования;
  1. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
  • метод «мозгового штурма» –при  снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
  • метод «сократовской беседы» – развитие диалогического мышления, творческих способностей;
  • метод синектики – смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие асоциального, абстрактного, образного мышления;
  • метод «задачной формы организации учебно-воспитательного процесса» – создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения;
  • метод «деловой игры» –при снижении психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
  • метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно - горячо», «В какой руке?» и т.д.);
  • метод психотренинга – направлен на переосмысление Я-концепция, изменение установок;
  • и многие другие.
  1.  Методы поддержки развития организаторских способностей:
  • метод «творческого выполнения задач»;
  • метод игры – творческая действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
  • метод поручения – регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
  • метод упражнения –повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
  1. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
  • метод «создания воспитывающих ситуаций» –ситуаций свободного выбора поведения;
  • метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам – «активное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
  • метод творческого поиска.

Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:

  • метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.);
  • метод наказания: взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором;
  • метод «предоставления дополнительных полномочий»;
  •  метод критики;
  • метод «ролевой игры» (представления себя в ролях отрицательных персонажей и положительных);
  • метод самодиагностики – обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
  • метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;
  •  метод самоорганизации – обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
  • метод самореабилитации – самостоятельный способ восстановления физических и психологических сил; расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;
  • метод самоопределения – создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
  • метод самореализации – создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и т.д.);
  • метод самоконтроля;
  • метод самопрогнозирования – построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии, тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспективы своей деятельности.

Система мер по социальной защищенности ребенка в коллективе

  1. Воспитание уважительного отношения к дисциплине. «Дисциплина в коллективе – это полная защищенность, полная уверенность в своем праве…. для каждой личности» (ценностное отношение к дисциплине).
  2. «В коллективе должно быть крепким законом, что никто не только не имеет права, но и не имеет возможности безнаказанно издеваться, куражиться и насильничать над самым слабым членом коллектива.
  3. Ребенок «должен находить обязательную защиту в классе».
  4. Воспитание у старших желания защищать младших.
  5. Развитие у детей способности и привычки к торможению: «тормозить себя в играх и ссорах».
  6. Развитие в коллективе «мажора», «способности к движению, к энергии, к действию».

Этапы деятельности в целях помощи детям в решение проблем

Диагностический – фиксация факта, сигнала, проблемности, проектирование условий диагностики, предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, трудности, взгляд на ситуацию со стороны.

Договорной – проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

Деятельностный –А) действует сам ребенок: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;

Б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее.

Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”

Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...

Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...

Из опыта работы. Помощь и поддержка ребенка в семье.

В статье из опыта работы социального педагога рассматривается семья, по  поддержке и помощи ребёнка и семьи....

Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях

В данной статье рассматриваются трудные ситуации в жизни ребенка, его проблемы, методы педагогической защиты, поддержки, способы решения проблемных ситуаций....

Психологическая помощь и поддержка ребенка при подготовке к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ

Экзамен, который вызывает у старшеклассников страх ожидания, страх неудачи, что называется состоянием эмоционального стресса.При стрессе человек хуже ориентируется в окружающей действительности, ...

Семья ребенка с ОВЗ: технологии помощи и поддержки

Содержание памятки 1. Семья. Роль семьи в развитии ребенка;2. Родительство в контексте семьи "особого ребенка";3. Функции семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здор...