Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”
методическая разработка по теме

Скурко Марина Владимировна

Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках заседания методического объединения классных руководителей. Участие в тренинге дает возможность глубже разобраться в процессах, происходящих в психофизиологическом, социальном развитии ребенка, классного коллектива, познакомиться со способами конкретной помощи детям, по-новому взглянуть на себя и свою педагогическую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический семинар

“Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”

  1. Выступление психолога

Методы педагогической защиты, помощи и поддерж ки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направ лены на освоение ребенком способов самозащиты и со здание условий для успешного развития и саморазвития школьника.

Методы педагогической защиты

Методы педагогической защиты классный руководи тель использует в своей работе, когда ребенок не осоз нает, что его жизни и здоровью угрожает опасность, или он не знает, как с ней справиться,

Методы защиты от окружающей среды, включающие методы физиолого-педагогической защиты от природ ных явлений и материальных объектов общества.

  1. Обучающие методы: метод лекции, семинара; ме тод тренинга; метод практического занятия.
  2. Метод прямой защиты от опасности - природных явлений и материально-технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами; уберечь во время грозы, землетрясения, во вре мя пожара и т.д.).

Методы педагогической защиты от людей - методы социально-педагогической защиты (взрослых, родителей, учителей, учащихся, сверстников):

  1. метод открытого вмешательства в конфликт (напри мер, остановить драку);
  2. метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
  3. метод «параллельного действия» (например, исполь зование актива школьников в разрешении конфликта);
  4. метод «правила и закона» (актуализация позиции школьников к проблеме жизнедеятельности в класс ном коллективе в соответствии с законами как сред ствами защиты их прав, достоинства; совместная выработка этих законов и следование им);
  5. метод «торможения» (не запрещение, а приостанов ка или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
  6. метод «мажора» (метод развития радостной перспек тивы в преодолении имеющихся опасностей, исхо дящих от людей) и др.

Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и пси холого-педагогической защиты:

  1. метод «угашения переживаний» (успокоение путем беседы-рационализации - превращения обидной си туации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: ру копожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки );
  2. метод «прямого действия» (остановка ребенка от со вершения поступка, направленного против себя);
  3. метод рефлексивного анализа (осмысление с ребен ком действий, эмоциональных состояний, привед ших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);

метод «переключения» -  включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успе шен, путем замещения (перенос агрессии на допус тимые объекты, например, избить подушку, «гру- шу» в спортзале и т.д.), сублимации (творческое дей ствие - нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по срав нению глобальными общечеловеческими - прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр);

•        метод «возбуждения оптимизма» (раскрытие перс пектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и др.

Методы педагогической поддержки

Методы педагогической поддержки используются класс ным руководителем, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает как их решать, с другой стороны, они действу ют как превентивные меры, помогающие ребенку не со здавать проблем или уметь разрешать их.

Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.

  1. Методы педагогической поддержки развития ду ховно-нравственных и гражданских чувств. Они направ лены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога зак лючается в том, чтобы помочь ребенку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом са мосовершенствования.
  2. Методы педагогической поддержки развития спо собностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей лично сти, ее деятельностная сторона.
  3. Методы педагогической поддержки развития са мостоятельной личности.

1. Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:

•        метод радостной перспективы - это радостные со бытия, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

•        метод «увлечения весельем» - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажор ный настрой жизни;

  1. метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одоб рения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
  2. метод самонаблюдения за своими эмоциями - ме тод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.

2.        Методы поддержки физического здоровья ребенка:
• метод «оптимального режима жизни»;

  1. метод «постепенности» - приучение ребенка к после довательности и обдуманности во избежание скачко образного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
  2. метод физических упражнений и занятия спортом;
  3. метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;
  4. метод массажа и самомассажа - физического оздо ровления путем растирания участков тела.

3.        Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:

•        метод «угашения отрицательных переживаний» - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;

• метод «устранения плохих привычек»;

•        метод «выработки хороших привычек и положитель ных черт характера»;

•        метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.

1. Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:

  1. метод «увлечения добрым делом»;

метод «увлечения героическим» -  увлечение нрав ственным подвигом во имя людей, Родины, Этим ме тодом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способ ность спокойно и стойко переносить трудности;

  1. метод традиции - творческое использование поло жительного опыта;
  2. метод «увлечения красивым» - возбуждается чув ство эстетической радости, желание познавать кра соту природы, людей, культурных памятников, бе речь ее;
  3. метод «увлечения загадочным» - возбуждается чув ство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, куль туры;
  4. метод личного примера - способ развития положи тельных качеств на личном примере педагога.

2.        Методы укрепления чувства ответственности:

  1. метод доверия - развивается вера в свои силы;
  2. метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоя тельно выполненного поступка;
  3. метод беседы-размышления - обсуждение вопро сов, направленных на поиск и принятие каждым уча стником нравственного решения;
  4. метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нрав ственных понятий;
  5. метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

3.        Методы, с помощью которых укрепляется воля ре бенка:

  1. метод напоминания;
  2. метод «сомнения» - этим методом возбуждается чув ство неудовлетворенности собой и появляется жела ние исправить свои ошибки, стать лучше;
  3. метод «достижения согласия с самим собой» - ме тод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возни кает желание коррекции черт характера;
  4. метод «достижения гармонии с окружающим» - метод защиты от раздражения и неприятностей, при чиняемых природным, вещевым, человеческим ок ружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.

Методы педагогической поддержки развития способно стей.

1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою де ятельность, соответствие способов работы целям и по лученному результату:

  1. метод наблюдения;
  2. метод коллективного анализа деятельности, размыш ления;
  1. метод рефлексии - самопознание своей роли и от ношения к произошедшим событиям, делам;

•        метод тестирования и анкетирования.

2. Методы поддержки развития интеллектуальных спо собностей:

•        метод «мозгового штурма» - при снижении само критичности ребенка в процессе обсуждения повы шается уверенность в себе, пробуждается творчес кий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;

•        метод «сократовской беседы» - развитие диалоги ческого мышления, творческих способностей;

  1. метод синектики - смещение на уровень подсозна тельной активности, направлен на развитие ассоци ативного, абстрактного, образного мышления;
  2. метод «задачной формы организации учебно-воспи тательного процесса» — создание учебно-воспита тельной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение задачи путем использования новых спо собов ее решения;
  3. метод «деловой игры» - при снижении психологи ческой защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
  4. метод развития интуиции (игры «Почувствуй состо яние другого», «Кто стоит за дверью», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);
  5. метод психотренинга - направлен на переосмысле ние Я-концепции, изменение установок и др.

3. Методы поддержки развития организаторских спо собностей:

•        метод «творческого выполнения задач»;

  1. метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития само стоятельности и творчества;
  2. метод поручения - регулярное выполнение опреде ленных действий в целях превращения их в привыч ные формы поведения (положительные привычки);
  3. метод упражнения - повторение, закрепление, упро чение и совершенствование ценных способов действий.

4. Методы поддержки развития коммуникативных спо собностей:

  1. метод «создания воспитывающих ситуаций» - ситу аций свободного выбора поведения;
  2. метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - «ак тивное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
  3. метод творческого поиска.

Методы педагогической поддержки развития самосто ятельной личности включают методы стимулирования развития личности:

  1. метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фо тографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поез дкой на экскурсию и т.д.);
  2. метод наказания (взглядом, отстраненным отноше нием, порицанием в индивидуальной беседе, заме чанием, обсуждением проступка в коллективе, вы говором);
  3. метод «предоставления дополнительных полномо чий»;
  4. метод критики;
  5. метод «ролевой игры» (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
  6. метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, воз можностей, поступков;
  7. метод самооценки - обучение адекватному оценива нию себя, адекватности целей, использованных средств;
  1. метод самоорганизации - обучение самостоятель ному планированию режима дня, питания, физи ческих и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, веде ние ежедневника необходимых дел и т.д.);
  2. метод самореабилитации - самостоятельный спо соб восстановления физических и психических сил (расслабление, водные процедуры, смена видов де ятельности, достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный про цесс);
  1. метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
  2. метод самореализации - создание условий для вы полнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
  1. метод самоконтроля;
  1. метод самопрогнозирования - построение перспек тив своего дальнейшего развития, стратегии и так тики саморазвития, планирование ближайшей и от даленной перспектив своей деятельности.

  1. Практикум.

Задание для работы в группах

1 группа. В  описанной  жизненной ситуации, предложите возможные методы педагогической  защиты, поддержки.  (заполните 3 столбец таблицы)

2 группа. В  описанной  жизненной ситуации, предложите возможные прямые  способы решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).

3 группа. В  описанной  жизненной ситуации, предложите возможные превентивные  способы решения проблемы, выхода из трудной для ребенка жизненной ситуации. (заполните 4 столбец таблицы).

(Возможный вариант заполненной таблицы в  приложении 1)

Трудные для ребенка

ситуации

Проблемы

Методы педагогической защиты, поддержки

Способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации

Прямые

Превентивные

Не успевает по предмету: не гативное отно шение учите ля, учеников.

Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье.

Насмешки сверстников, неадекватная самооценка.

Дефекты внешности.

Насмешки сверстников, неадекватная самооценка.

Замедленное физическое раз витие.

Ученика изби вают, частые драки.

Возможный травматизм как физический, так и психичес кий. 

Насмешки ре бят.

Замедленное психическое развитие.

 Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издеватель ства ребят. Разрыв отно шений с дру гом.

Перегрузки по предмету.

Неадекватное поведение (ис терика, буй ство, обморок).

Пограничное психическое состояние.

Ребенок замк нут, неопря тен, ни с кем не дружит (оди ночество).

Неадекватная самооценка.

Бойкот, изде вательства.

Отверженный в классе, «но вичок».

Нарушение прав ребенка со стороны пе дагога.

Правовая незащищенность.

Хулиганское поведение (во рует, дерется, сквернословит и т.д.).

Пьющая се мья, частые драки и оскор бления в се мье, недоеда ние.

Не ориентиру ется в ситуаци ях, нарушает правила для учащихся в школе.

Социальная дезадаптивность.

 

Прогуливает уроки, сбегает с уроков.

Отсутствие интереса к учению в след ствие возник новения про блем в обуче нии еще в на чальной школе.

Мозговой штурм “Взаимопомощь, взаимозависимость”

(Работа продолжается в  группах.)

Цель: научиться видеть взаимозависимость между группами людей.

Материалы: два комплекта карточек, маркеры, большой лист ватмана.

Задание для членов группы №1.

  1. Участникам  предлагается записать на карточках группы людей, работающих в  школе, по роду их деятельности: директор, завучи, учителя, техперсонал, работники столовой, медсестра, библиотекарь, сторож, ученики.
  2. Работая в группе, необходимо назвать все возможные пути, которыми тот или иной работник школы помогает всему коллективу. Отчет о работе оформить на листе ватмана.

Например, медсестра:                                       

  1. детям  - помогает в случаях недомогания;
  2. учителям - помогает вызвать родителей заболевших детей.
  3. родителям – сообщает диагноз, дает советы по лечению.

Задание для членов группы №2 и №3.

Члены групп, разбившись на пары, представляют ролевую игру (возможно пантомиму)  на основе своей карточки: помощник и тот, кому оказываю помощь. Остальные участники угадывают, кто является помощником.

Рефлексия: Участники групп обсуждает вопросы:

  1. Что вы узнали о взаимоотношениях разных групп людей в школе?
  2. Есть ли  группы людей, которые чаще сами оказывают помощь, нежели получают ее?
  3. Какова роль учащихся в жизни школы?
  4. Что бы вы хотели изменить в нынешнем укладе жизни школы?

Литература

Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры.-М.:-ЦГЛ.-2005

Приложение 1

Возможный вариант заполненной таблицы              

                                 

Трудные для ребенка ситуации

Проблемы

Методы педагогической защиты, поддержки

Способы решения проблемы, выхода из трудной ситуации

Прямые

Превентивные

Не успевает по предмету: не гативное отно шение учите ля, учеников.

Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье.

Методы поддержки фи зического здоровья ре бенка, методы поддерж ки развития интеллекту альных способностей.

Беседа с учителем. От крытый разговор с клас сом в отсутствии неуспе вающего.

Педагогический конси лиум. Беседа с родителя ми о необходимости кон сультации у врача. Орга низация помощи со сто роны одноклассников.

Насмешки сверстников, неадекватная самооценка.

Дефекты внешности.

Методы педагогической защиты от людей, мето ды поддержки психичес кого здоровья.

Прекращение насме шек, беседа с классом в отсутствии ученика, бе седа с учеником.

Рефлексивно-терапевти ческая беседа с ребен ком, беседа с родителя ми. Поиск места для за нятий, творческого дела для раскрытия способно стей ребенка. Нравствен ные беседы в классе.

Насмешки сверстников, неадекватная самооценка.

Замедленное физическое раз витие.

Методы положительных эмоций, методы поддер жки физического здоро вья, метод угашения от рицательных пережива ний.

Беседа с ребенком с це лью снятия эмоциональ ного напряжения. Пре кращение насмешек со стороны учащихся. Бесе да с классом в отсут ствии ученика.

Поиск адекватного заня тия для ребенка, где бы он смог раскрыть свой потенциал, а сверстники — оценить его по досто инству (участие в празд никах, КТД).

Ученика изби вают, частые драки.

Возможный травматизм как физический, так и психичес кий. 

Методы педагогической защиты от людей, мето ды педагогической под держки психического здоровья ребенка.

Прекращение драки.

Беседа с классом, тре нинг общения, меропри ятия по сплочению кол лектива и взаимопомощи (поход, КТД).

Насмешки ре бят.

Замедленное психическое развитие.

Методы педагогической защиты от людей, мето ды педагогической под держки психического здоровья ребенка.

Прекращение насме шек, беседа с ученика ми.

Обращение к ребятам за помощью. Нравственные беседы. Беседа с родите лями. Консультации вра чей.

 Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издеватель ства ребят. Разрыв отно шений с дру гом.

Перегрузки по предмету.

Методы педагогической защиты от людей, мето ды поддержки психичес кого здоровья, методы поддерж ки развития самостоя тельной личности.

Беседа с учителем об уменьшении нагрузки. Направление к врачу. Прекращение издева тельств.

Педагогический конси лиум. Консультация у вра ча. Беседа с родителями. Организация познава тельных игр. Тренинг са мопознания. Нравствен ные беседы.

Неадекватное поведение (ис терика, буй ство, обморок).

Пограничное психическое состояние.

Метод угашения отрица тельных переживаний.

Попытка успокоить ре бенка. Срочное отправле ние ребенка домой с ро дителями. Вызов врача.

Направление ребенка на консультацию к врачу. Бе седа с родителями. Бесе ды с учителями об отно шении к такому ребенку.

Ребенок замк нут, неопря тен, ни с кем не дружит (оди ночество).

Неадекватная самооценка.

Методы педагогической защиты ребенка от са мого себя, методы пе дагогической поддержки развития духовно-нрав ственных и гражданских чувств.

Эмоциональная поддер жка (погладить, прижать к себе, пожалеть, обо дрить и т.д.).

Рефлексивно-терапевти ческая беседа психолога. Беседа с родителями. Со здание ситуации успеха у ребенка   (поручение, роль в празднике).

Бойкот, изде вательства.

Отверженный в классе, «но вичок».

Методы педагогичес кой защиты от людей, методы поддержки раз вития коммуникатив ных способностей, ме тоды педагогической поддержки развития са мостоятельной лично сти.

Общее собрание в клас се.

Организация диспута по книге «Республика ШКИД» (приход Панте леева). Нравственные бе седы, тренинг общения.

Нарушение прав ребенка со стороны пе дагога.

Правовая незащищенность.

Методы педагогической защиты от людей, мето ды поддержки психичес кого здоровья.

Беседа с учителем. При влечение администрации. Эмоциональная поддер жка ребенка.

Педагогический конси лиум. Курс «Граждановедения».

Хулиганское поведение (во рует, дерется, сквернословит и т.д.).

Пьющая се мья, частые драки и оскор бления в се мье, недоеда ние.

Методы педагогической защиты ребенка от са мого себя, методы педа гогической поддержки развития духовно-нрав ственных и гражданских чувств.

Прекращение хулиганс ких действий. Беседа с уче ником.

 

Беседа с родителями. При влечение одноклассников. Чтение духовной литера туры. Курс «Граждановедения». Тренинг общения. Индивидуальные беседы с ребенком.

Не ориентиру ется в ситуаци ях, нарушает правила для учащихся в школе.

Социальная дезадаптивность.

 

Методы педагогической защиты ребенка от са мого себя, методы пе дагогической поддержки развития самостоятель ной личности.

Остановка ребенка от нарушений. Беседа с уче ником.

Беседа с родителями. Со вместный поиск пробле мы ученика и способов ее разрешения.

Прогуливает уроки, сбегает с уроков.

Отсутствие интереса к учению в след ствие возник новения про блем в обуче нии еще в на чальной школе.

Методы педагогической защиты ребенка от са мого себя, методы под держки психического здоровья, методы педа гогической поддержки развития способностей.

Беседа с учеником, со провождение его в класс. Присутствие классного руководителя, родите лей, администрации, психолога на уроках.

Наблюдение за ребенком на уроках. Совместное выявление проблемы и поиск ее решения. Под бор интересного для ре бенка занятия. Организа ция помощи со стороны одноклассников, учите лей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...

Из опыта работы. Помощь и поддержка ребенка в семье.

В статье из опыта работы социального педагога рассматривается семья, по  поддержке и помощи ребёнка и семьи....

Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях

В данной статье рассматриваются трудные ситуации в жизни ребенка, его проблемы, методы педагогической защиты, поддержки, способы решения проблемных ситуаций....

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и соз...

Психологическая помощь и поддержка ребенка при подготовке к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ

Экзамен, который вызывает у старшеклассников страх ожидания, страх неудачи, что называется состоянием эмоционального стресса.При стрессе человек хуже ориентируется в окружающей действительности, ...