Н/НН в разных частях речи
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)

Вакхов Сергей Александрович

Урок повторения и обобщения перед подготовкой к егэ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_n_nn.doc855.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание Н и НН в разных частях речи.

 Обобщение и систематизация материала по теме.

Урок-практикум в 11 классе. Базовый уровень

Цель – систематизировать знания учащихся выпускного класса по теме в ходе подготовки  к ЕГЭ, отработать правописные навыки и навыки различения частей речи.

Задачи:

Обучающие – формирование языковой и лингвистической компетенций по различению наречий, кратких прилагательных и причастий, комплексное повторение правил правописания Н и НН.

Развивающие – отработка правописных навыков, навыков работы с тестами, развитие коммуникативной компетенции у школьников.

Воспитательная – развитие культурологической компетенции, работа с выразительными средствами языка.  

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронный тестирующий комплекс, учебники, сборники тестовых заданий, таблицы, карточки

Ход урока

I. Языковая разминка.

Формирование языковой и лингвистической компетенции. Повторение орфоэпических норм: расстановка ударения в словах.  (Задания проецируются на экран с помощью мультимедиапроектора и выполняются устно)

  1. вельможа, перепродажа, одежда, раджа
  2. почки, пассив, обсев, штатив
  3. двузуб, прилив, шофёр, ушанка
  4. афганка, диалог, добыча, филолог

Задания:

  1. В каком ряду все слова расположены по алфавиту? (4)
  2. В каком ряду все слова имеют ударение на втором слоге?(3)
  3. В каком ряду все слова трёхсложные? (4)
  4. В каком ряду во всех словах согласные звуки глухие? (2)
  5. В каком ряду во всех словах есть звук [а]? (1)
  6. В каком ряду во всех словах есть мягкие согласные звуки? (2)

II. Комплексная работа с текстом.

Развитие языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. (Текст напечатан на карточках для индивидуальной работы)

(1)… (2) Шумели волны, вырастая в белопенные бугры. (3) Молнии с треском и грохотом рвали чёрные тучи. (4) На океан обрушивались ливни дождя, казалось, всё небо задымилось от вспышек огня, но кто-то незримый сейчас же заливал их из гигантских шлангов, густо разбрызгивая струи воды. (5) М среди этой разбушевавшейся стихии, качаясь и черпая бортами волны, шла одинокая «Олдгамия». (6) …мучились кочегары, работая в закупоренной и душной преисподней. (7) Многие из них, страдая морской болезнью, выбывали из строя и заменялись верхнепалубными матросами.

(8) После полуночи 15 мая прошли мимо таинственного острова Аога. (9) Погода улучшилась, ветер стих, и на корабле наступило долгожданное успокоение.

Задания:

А. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. На следующий день, прежде чем свистать команду на   уборку, боцман появился на мостике.
  2. Два дня стояла хорошая погода.
  3. Трегубов окинул взглядом свинцовую муть начинающего волноваться моря и, повернувшись к своему помощнику, поспешно заговорил: «Значит, мы находимся недалеко от Курильских островов».
  4. Трое суток свирепствовал шторм, доходивший до десяти баллов.

Б. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

  1. Кроме того
  2. Больше всех
  3. Несмотря ни на что
  4. Благодаря этому

В. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении 7?

  1. Многие выбывали из строя и заменялись
  2. Многие из их выбывали из строя
  3. Многие из них выбывали из строя и заменялись
  4. Многие из них выбывали из строя и заменялись верхнепалубными матросами

Г. Укажите верную характеристику девятого предложения:

  1. Сложное с бессоюзной и сочинительной связью
  2. Сложносочинённое
  3. Сложноподчинённое
  4. Простое осложнённое

Д. Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени:

 1) 2                                  2) 4                                    3) 5                                        4) 6

Е. Укажите значение слова СТИХИЯ в пятом предложении

  1. Один из основных элементов природы, лежащих в основе всех вещей
  2. Явление природы, отличающееся могущественной, трудно преодолимой, часто разрушительной силой
  3. Явление общественной жизни, не поддающееся регулирующему воздействию людей, общества
  4. Привычное окружение, среда существования

Ответы:

А

Б

В

Г

Д

Е

4

2

3

1

3

2

Дополнительные задания:

  1. Выполните синтаксический разбор 1 предложения.
  2. Укажите средства выразительности, использованные в тексте (метафора – «душная преисподняя», эпитеты – белопенные, гигантских; олицетворения – молнии рвали, ливни обрушивались; сравнение – кто-то незримый сейчас же заливал их…)
  3. Определите стиль и тип текста. (Художественный, повествование с элементами описания)

III. Систематизация и обобщение материала по теме.

Развитие коммуникативных, языковых и лингвистических компетенций. Отработка навыка различать части речи и применять орфографические нормы письма.

  1. Выпишите из текста слова с НН. Объясните правописание.
  2. Вспомните правило правописания Н и НН в наречиях, прилагательных и причастиях. (Работа с обобщающей таблицей. Таблица проецируется на экран. Можно использовать таблицы для индивидуальной работы.)

Правописание Н и НН

в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных

Н

НН

ИН   АН    ЯН

журавлиный, лебединый, серебряный, песчаный

ОНН    ЕНН  

традиционный, торжественный

Слова с непроизводной основой

юный, румяный, зеленый, единый, свиной, пряный, багряный

Образовано от основы на Н

осенний, старинный, временный

Исключение

ветреный

Исключения

стеклянный, оловянный, деревянный

В кратких прилагательных пишется столько же Н,  сколько в полных

торжественный – торжественны

единый – едина

временный – временно

ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В ПРИЧАСТИЯХ

И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Н

НН

  1. Образовано от глагола несовершенного вида (отглагольное прилагательное)

КОВАНЫЙ СУНДУК – КОВАТЬ (НЕСОВ.ВИД)

  1. Образовано от глагола совершенного вида (причастие)

РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА – РЕШИТЬ (СОВ.ВИД)

  1. Нет приставки (кроме НЕ)

КОШЕНОЕ СЕНО

НЕКОШЕНОЕ СЕНО

2. Есть приставка 

СКОШЕННОЕ СЕНО

ВЫКОВАННАЯ ОГРАДА

  1. Нет зависимых слов

МОЩЕНЫЕ УЛИЦЫ

КИПЯЧЕНОЕ МОЛОКО

3.Есть зависимые слова

МОЩЕННЫЕ БУЛЫЖНИКОМ УЛИЦЫ

КИПЯЧЕННОЕ ВЕЧЕРОМ МОЛОКО

  1. В кратких причастиях

УЛИЦЫ ВЫМОЩЕНЫ

ЗАДАЧА РЕШЕНА

4.Есть суффиксы ОВА, ЕВА, ИРОВА

АСФАЛЬТИРОВАННЫЙ

МАРИНОВАННЫЙ

ЗАПОМНИ !

желанный  священный  нечаянный  невиданный

неслыханный    нежданный    негаданный

вареный, печеный, печенка, жареный,

копченый, моченый, тушеный, тушенка,

топленый, соленый, рваный, путаный

Особое внимание уделяем правописанию Н и НН кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях.

3. Тренировочные упражнения.

№1

Тестирование с помощью мультимедийного программно-методического комплекса «Семейный наставник». НП ООО «ИНИС-СОФТ»

Учебный курс – Уроки и экзамены – Отработка практических навыков – Правописание причастий

Задание: Вставьте Н или НН. Ответы комментируйте.

Автоматизирова…ая  система, тренирова…ый спортсмен, женщина хорошо воспита…а, избалова…ые дети, песча…ый бархан и т.п.

№2

Упр.296, стр.189.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.

Упражнение переписываем частично: полностью записываем только предложения 1, 8, из остальных выписываем словосочетания со словами, в которых пропущены Н или НН. Обязательно указываем части речи для слов с пропусками.

№3

Упр.134.

Хлебинская Г.Ф. Русский язык.10 кл. Орфография и морфология: Учебник для общеобразоват.учреждений. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.

№4

Тестирование

1 вариант

2 вариант

В каком ряду во всех словах пишется НН

  1. Необдума…ый шаг, беше…о вертелся, вяза…ый платок, сея…ые весной травы
  2. Поступил ветре…о, полирова…ая мебель, отвечал обдума…о, печё…ый в золе
  3. Разжёва…ый сухарь, человек стриже…ый, броше…ая лодка, маринова…ые огурцы
  4. Слома…ая ветром, взволнова…ое лицо, коше…ая летом трава, отвечал рассерже…о

В каком ряду во всех словах пишется НН

  1. Чита…ое не раз письмо, пресова…ая бумага, заселе…ы людьми, говорил взволнова…о
  2. Лишё…ый таланта, окова…ый сундук, одарё…ый юноша, вскрикнул испуга…о
  3. Не замече…ая неприятелем эскадра, некоше…ая трава, овея…ые ветром деревья, некраше…ый пол
  4. Тисне…ый золотом билет, жаре…ый гусь, забрызга…ый пол, услыша…ый крик

В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется Н?

  1. Плотина величестве…а, девочка умна и воспита…а, слушал сосредоточе…о, уставле…а вазами
  2. Безветре…ая погода, накрахмале…ый воротник, свежевкраше…ый пол, пута…ая верёвка
  3. Гружё…ые песком машины, заплетё…ая коса, здание разруше…о, обоснова…ый ответ
  4. Печё…ый картофель, задача не реше…а, соловьи…ая песня, ветре…ый человек

В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишется Н?

  1. Один пле…ик, дефекты не устране…ы, краше…ый охрой пол, выбеле…ые стены
  2. Ветря…ая мельница, революцио…ый лозунг, сельская труже…ица, серебря…ое кольцо
  3. Искре…ий ответ, броше…ое письмо, были…ый сказ, трава скоше…а
  4. Гости…ая в доме, сельский труже…ик, ветре…ый день, земля…ой вал

Пишется одна буква Н

  1. Ударил нечая…о
  2. Обветре…ые руки
  3. Потуше…а ветром
  4. Недоваре…ый картофель

Пишется одна буква Н

  1. Слома…а ребёнком
  2. Искуса…ый комарами
  3. Броше…ый камень
  4. Вытка…ый ковёр

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В XX веке в Исландии была установле(1)а конституцио(2)ая республика – самый распространё(3)ый в Европе государстве(4)ый строй.

1) 1,2,3   2) 1,3,4    3) 3,4      4) 2,3,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Древняя цивилизация ацтеков, несомне(1)о могуществе(2)ая и культурная, была разруше(3)а во время коло(4)иальных захватов.

1) 1,3, 4             2) 2,3               3) 2,4                 4) 1,2

Ответы: 4, 4, 3, 4

Ответы: 2, 4, 1, 4

Задание на дом дифференцированное (по выбору учащихся):

  1. Составить тестовые задания для повторения материала по теме.
  2. Упр.291,293 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  3. Стр.74-75, задания 383-398. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЗ-2007: Русский язык: сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

Список литературы:

  1. Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005, Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  4. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка. – Омск: ОГУ, 2000.
  5. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к  единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2002.
  6. Львова С.И., Цыбулько И.П. ЕГЗ-2007: Русский язык: сборник заданий. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.
  7. Русский язык. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию: Учебно-методическое пособие – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  8. Симакова Е.С. Тренировочные задания и контрольные тесты по русскому языку для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005.
  9. Экзаменационные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ-2007. Русский язык. М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

интерактивный тест не с разными частями речи

Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы  к  урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...