Конспект урока по теме "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( в рамках подготовки к ЕГЭ на основе материала из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Малеева Ираида Викторовна

План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе.

                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spppo_bulgakovu.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы

                                                                                                      11 класс

Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( в рамках подготовки к ЕГЭ на основе материала из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цели урока:

1)закрепить навыки постановки знаков препинания в сложном  союзном предложении;

2) развить логическое и креативное мышление учащихся; все виды памяти; формировать орфографические умения и навыки; помочь учащимся преодолеть психологический барьер перед ЕГЭ;

3) развивать творческие способности учеников; пробудить в учениках стремление к самоанализу.

Оборудование урока: тетради, учебники, карточки для самостоятельной работы, портрет М.А.Булгакова; газета, выполненная учащимися, выставка книг писателя, тексты романа «Мастер и Маргарита» для анализа, словари (толковый, синонимов, антонимов, этимологический, фразеологический).

Тип урока: урок  закрепления изученного материала.

Цели урока:

обобщение знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам русского языка, исследование языкового материала романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, интегрирование материала русского языка и литературы, создание условий для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации, подготовка к ЕГЭ по русскому языку;

развитие ключевых компетенций учащихся: анализа, синтеза, классификации, обобщения, систематизации материала, применение лингвистических знаний при работе с языковым материалом, развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами

                                              Форма урока:

мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий. Лабораторная работа.

Оборудование:

текст романа,

тестовая работа в формате компьютерной презентации,

видеофрагмент,

музыкальный фрагмент из художественного фильма “Мастер и Маргарита”,

компьютер,

интерактивная доска SMART Board,

телевизор,

DVD-плеер.

Предполагаемые результаты:

Формирование языковой компетенции, расширение представлений учащихся о языковых особенностях романа “Мастер и Маргарита”, закрепление навыков комплексного анализа текста, формирование коммуникативной компетенции, формирование правильной и эффективной речи, обучение умению решать тесты в формате заданий ЕГЭ по русскому языку, воспитание вдумчивого, внимательного читателя.

                                                     

                                                                      Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Постановка задачи урока.

-Двенадцать лет были отданы М.Булгаковым работе над “Мастером и Маргаритой”. Шесть редакций текста насчитывают ныне литературоведы... И это обязывает пристальней вглядеться в “закатный роман”, в его героев, вдуматься в его содержание. Вслед за Н.В. Гоголем автор “Мастера и Маргариты” мог бы повторить: “Они (произведения) писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней”. На уроках литературы мы с вами пристально всматривались в форму, композицию, содержание романа, искали символы, знаки, которые помогли бы нам увидеть в поступках героев то, что до нас никто не заметил, услышать то, что никто ещё не услышал, мы сочувствовали героям, обвиняли и оправдывали их... Нам стало казаться, что булгаковский текст живёт, дышит, наполненный какими-то тайнами. О языковых особенностях текста романа мы и будем сегодня вести речь, посмотрим на роман через “лингвистический микроскоп”. Другая задача - использовать текст романа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

II.  Из текста романа были выбраны интересные с точки зрения орфоэпии слова. Прочитайте их и расставьте правильное ударение. Объясните постановку ударения.

НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ:

ЕГИПТЯНИН

АФИНЯНИН

ГАЛИЛЕЯНИН

РИМЛЯНИН

СЕЛЯНИН

РЕГЕНТ

МЕССИЯ

МАНИЯ

КУЛИНАРИЯ

ПСИХИАТРИЯ

ВИТИЯ

КАТАЛОГ

ПСИХОЛОГ

СИММЕТРИЯ

АССИМЕТРИЯ

ГОМЕОПАТИЯ

БЮРОКРАТИЯ

ДРЕМОТА

ИСПОВЕДАНИЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учащиеся объясняют правила постановки ударения в данных словах, подбирают аналогичные примеры.

III. Работа над лексикой (по словарям с последующей записью в тетрадь).

Сегодня, изучая на уроке правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, мы попутно будем расширять свои знания по лексике русского языка. Поэтому мы подробно ознакомимся с лексическим значением одного из ключевых слов романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, который мы изучаем сейчас на уроках литературы. Это слово – разум.

- Почему слово «разум» в романе является одним из ключевых? (учащиеся приводят свои рассуждения). Какова тема, идея этого романа? Какова композиция? Почему литературоведы пишут о том, что это произведение М.А. Булгакова является во многом автобиографическим? Какие факты биографии писателя отражены в романе?

а) обратимся к словарям русского языка:

- в толковом словаре С.И. Ожегова учащиеся находят словарную статью разум.

РАЗУМ, -а, м.  1. Способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум (в 1 знач.), интеллект. 2. Ум (во 2 знач.), умственное развитие. Ни ума, ни разума у кого-н. (совсем глуп; разг.).

б) в этимологическом словаре М. Фасмера учащиеся находят сведения о происхождении слова разум:

“разум”- Заимств. из цслав., вместо исконнорусск. *розумъ, ср. ст.-слав. разоумъ σύνεσις, γνῶσις (Супр.), болг. ра́зум, сербохорв. ра̏зу̑м, словен. razȗm "разум, смысл, значение", чеш., слвц. rozum, польск. rozum, в.-луж. rozom, н.-луж. rozym. От ум.

в) А теперь приведите  синонимы  к данному слову (несколько учеников предлагают слова с их лексическим значением). А теперь определите верность своего ответа по словарю синонимов А.П. Евгеньевой.

Ответ: ум, разум, рассудок, смысл, догадливость, догадка, сметка, гений.

г) Подберите антонимы к слову разум (работает весь класс). Проверьте правильность ответа по словарю антонимов М.Р. Львова.

Ответ: РАЗУМ — безумие, глупость, дурь, сердце, инстинкт, чувство.

д) Какие фразеологизмы со словом разум вы знаете? Найдите примеры в «Школьном фразеологическом словаре русского языка» В.А. Жукова.

◊ Поучиться, набраться и т.п. разума (разуму), ума-разума (уму-разуму). По моему (своему) бедному, глупому и т.д. разуму. Терять разум, лишаться разума (разуму); помутиться разумом — терять ясность мыслей, сознания; сходить с ума. Кто-л. не в своём разуме (разг.) — кто-л. невменяем, сошёл с ума. Учить, поучить разуму или уму-разуму; на разум наставлять, наставить — давать советы, наставления, как надо жить, поступать в том или ином случае. В разум входить, войти — а) становиться умнее, разумнее с годами; становиться взрослым по уму. Приходить, прийти на разум. Ум за разум заходит у кого-л.

е) Рассмотрим несколько контекстов из романа «Мастер и Маргарита». (Примеры написаны на карточках)

 1) Ум финдиректора заходил за  разум. 

2) Он  видит  неестественного  безносого  палача,  который, подпрыгнув  и  как-то  ухнув  голосом,  колет  копьём  в  сердце  привязанного  к столбу  и потерявшего разум Гестаса. 

3) Мысль о том,  что  худшего  несчастья,  чем  лишение  разума,  нет на  свете?

4) Мой ум не служит мне больше…

5) Но   не эта  мысль  поразила сейчас Пилата.

 (Пояснение учителя. В данном контексте использовано метафорическое выражение мысль поразила, в котором мысль представляется в виде оружия, которое может оставить отметину в человеке, причем не во внешнем, физическом его облике, а во внутреннем, в душе).

6) ― Безумец! ― сказал  Пилат,  почему-то  гримасничая.  

7) Разве я похож на слабоумного?

8) Не притворяйся более глупым, чем ты есть

9) Разве  я  похож  на  юного  бродячего  юродивого,  которого  сегодня  казнят? 

(Пояснение учителя. В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера указывается, что до XIV в. используется слово уродивъ, позже — юродивъ . Очевидно, что юродивый и урод — однокоренные слова (ср.: «…др.-русск. уродъ ‘слабоумный, юродивый’» [Фасмер]). Таким образом, юродивый — это ‘безумный, сумасшедший’ лишь с точки зрения внешней характеристики. Иными словами, юродивый — это безумец с точки зрения лишь обыденного, мирского сознания, так как поведение и внешний облик блаженного далеки от  принятого в обществе.

10) Откуда же сумасшедший знает о существовании Киевского дяди?

Задание: Найдите в приведенных предложениях синонимы, антонимы, фразеологизмы. Поясните их значения, используя данные словарей (работа по группам).

IV.Слово учителя.

Мы с вами знаем основное правило пунктуации в сложном союзном предложении: все части сложного предложения отделяются друг от друга; если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно выделяется запятыми. Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется. Например, в сложносочиненном предложении в одном случае части друг от друга не отделяются запятой. Какой это случай?

(ответ): Если у частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член предложения, то запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится. Например: Тогда растаяли повара и развалился театр с занавесом.

 

Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока…) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что…), но бывает, что часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению. Иными словами, происходит расчленение сложного союза, тогда запятая ставится перед второй частью союза, а перед первой уже не ставится. Расчленение союза происходит:

1) если перед ним стоит отрицательная частица не, другие частицы или вводное слово.

Например: Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.

2) если в предложении следуют два союза: сочинительный и подчинительный, то между ними ставится запятая в том случае, если далее не следует вторая часть союза то:

Например: Вцепившись в портфель влажными, холодными руками, финдиректор чувствовал, что, если еще немного продлится этот шорох в скважине, он не выдержит и пронзительно закричит.

Воланд был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что если визитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к нему в спальню сам.

Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительными союзами. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах предложения.

Например: Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками

Потом она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы, где горели какие-то светильники, где девушки подавали шипящее на раскаленных углях мясо, где пили из больших кружек за её здоровье.

V.Расставить знаки препинания и объяснить.

1.Я слышу в этой гробовой тишине(1) как скрипят его лакированные туфли(2) и (3) как звенит бокал(4) который он поставил на стол(5) последний раз выпив шампанского.

2.Так (1) что (2) если бы бал продолжался ещё(3) я охотно бы предоставила мое колено для того(4) чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.

3.Маргарита в больничном плаще(1) мастер в больничном халате вышли в коридор ювелиршиной квартиры(2) в котором горела свеча (3) и (4) где их дожидалась свита Воланда.

VI. Диктант.

Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём фигуру сидящего человека. Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышления. Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

-Что было дальше? (Ответы учащихся)

-Посмотрите, пожалуйста, этот фрагмент из фильма “Мастер и Маргарита”.

-Всё ли в этом фрагменте соответствует тексту романа?

VIII. Самопроверка диктанта по розданным листам с текстом и грамматическими заданиями.

Самостоятельная работа. Лингвистический анализ текста.

1) Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. 2) Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нём белую фигуру сидящего человека. 3) Возможно, что этот сидящий был глух или слишком погружён в размышление. 4) Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

5) Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. 6) Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжёлым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит тёмная, громадная остроухая собака и так же, как её хозяин, беспокойно глядит на луну.

7) У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая чёрно-красная лужа.

8) Всадники остановили своих коней.

9) –Ваш роман прочитали,- заговорил Воланд, поворачиваясь к Мастеру,- и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. 10) Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. 11) Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. 12) Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. 13) Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нём не виновата. 14) Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. 15) Ну что ж, тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит.

Задания.

Из предложения 6 выпишите все союзы (что, и, так же, как)

Среди предложений 2-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, напишите номер этого предложения. (4)

Среди предложений 5-15 найдите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, напишите номер этого предложения. (7)

Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью местоимения, напишите номер этого предложения. (4)

Определите, какие средства выразительности использованы в следующих примерах:
а) безрадостной вершине
б) луна заливала площадку
в) луна... светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь
г) верного сторожа
д) должен разделить участь
е) простирается лужа

1) метафора
2) гиперболизация
3) эпитет
4) сравнение
5) фразеологизм
6) олицетворение

10. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в данном отрывке?

11. Какова основная мысль данного отрывка?

IX. Проверка работы по ключам на интерактивной доске. Обмен мнениями.

X. Домашнее задание.

Анализ текста.

(1) Боги, боги мои! (2) Как грустна вечерняя земля! (3) Как таинственны туманы над болотами. (4) Кто блуждал в этих туманах кто много страдал перед смертью кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз тот это знает. (5)Это знает уставший. (6) И он без сожаления покидает туманы земли ее болотца и реки он отдается с легким сердцем в руки смерти зная что только она одна успокоит его.

(7) Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно и неизбежная ночь стала их догонять. (8) Чуя ее за своею спиной притих даже неугомонный Бегемот и вцепившись в седло когтями летел молчаливый и серьезный распушив свой хвост. (9) Ночь начала закрывать черным платком леса и луга ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите ни мастеру чужие огоньки. (10) Ночь обгоняла кавалькаду сеялась на нее сверху и выбрасывала то там то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд.

(11) Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. (12) И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. (13) Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.

1. Расставьте знаки препинания в предложениях (4) - (10).

2. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в предложениях (1) - (9):

1) метафора

2) риторическое восклицание

3) перифраз

4) эпитеты

5) олицетворения.

3. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений (9) - (13) найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите его номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе

Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...

Урок литературы в 11 классе "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе".

Целевая аудитория: 11 классЦель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской  истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - ...

Конспект урока История создания и судьба романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Конспект урока литературы в 11 классе по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Открытый урок по литературе по теме: "Жанр и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Роман "Мастер и Маргарита" -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии....

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( в рамках подготовки к ЕГЭ на основе материала из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( в рамках подготовки к ЕГЭ на основе материала из романа М.Булгакова «Мастер и ...