Открытый урок по литературе по теме: "Жанр и композиция романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Бондарик Галина Григорьевна

Роман "Мастер и Маргарита" -главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фонтазии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulgakov-urok.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Жанр и композиция романа М. Булгакова  «Мастер и Маргарита».

Цель урока: знакомство с сложной судьбой его произведений; рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции.

Ход урока:

1. Чтение учебника о жизни и творчестве М. Булгакова, о сложной его судьбе произведений.

2. Лекция учителя.

Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Около  12 лет  ( с 1928 по 1940 г.) он работал над ним. Сохранившиеся материалы восьми редакций позволяют проследить , как меняется замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, название, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство.

Как и его герой – Мастер – писатель не верил в возможность увидеть свою книгу напечатанной. Во время  сталинской диктатуры, господства вульгарно – социологической критики трудно было ожидать чуда. Не случайно из трёхсот рецензий, опубликованных на его  произведения и собранных писателем, 298 были разгромлены. Да и из тех критиков и писателей, кто прочитал рукопись, немногие сумели её по достоинству оценить. Среди давших ей высокую оценку в первую очередь можно назвать Анну Ахматову, которая сказала об авторе «мастера и Маргариты»:  «Он гений».

Появление романа в журнале «Москва» ( № 11 за 1966год), даже в урезанном виде ( всего было сделано 159 изъятий текста), произвело ошеломляющее действие на читателей и поставило в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно небычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей,, ни по стилю. Полный текст появился сначала в Париже ( 1967), а  в 1973 году и на родине писателя.

        Активно издавать Булгакова, изучать его творчество начали лишь в 800е годы 20 века. Роман вызвал и вызывает  острую полемику, различные гипотезы, трактовки. Например, и  сегодня ведутся ссоры о том, что считать каноническим текстом. Булгаков не завершил своего детища, в его архиве сохранилось несколько вариантов произведения. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. «Мастер и Маргарита» не укладывается в традиционные, привычные схемы.

3. Беседа.

Попробуйте определить жанр романа.

Ответ:  можно назвать его и бытовым, так как в нём воспроизведены картины московского быта 20-30-х годов; и фантастическим, и сатирическим.

Роман многожанров и многопланов. В нём всё тесно переплетено, как в жизни.

       Необычна и композиция романа.

Как бы вы определили композицию произведения Булгакова?

Ответ:  композиция «Мастера и Маргариты» оригинальна и многопланова. В рамках единого произведения сложно взаимодействуют два романа – повествование о жизненной судьбе  Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате. Главы вставного романа об одном дне римского прокуратора рассредоточены в основном повествовании о московской жизни главного героя и окружающих людей. Таким образом, в книге Булгакова сопряжены два временных плана и два по- разному организованных художественных пространства. Однако они тесно связаны между собой. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, а судьба Мастера в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создаёт впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.

Какое время охватывают события романа?

Ответ: московские события со времени встречи и спора Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» и до того, как Воланд со своей свитой  вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, проходят всего четыре дня. За это  короткое время происходит множество событий: и фантастических, и трагических, и комических. Герои романа раскрываются с неожиданной стороны, в каждом проявляется то, что было неявным. Шайка Воланда как бы провоцирует людей на поступки, обнажает их сущность, иногда – в прямом смысле, как это случилось в Варьете.

Евангельские  главы, действие которых происходят в течение одного дня, переносит нас почти на две тысячи лет назад, в мир, который не ушёл безвозвратно, а существует параллельно с современным. И уж, конечно, он более реален.

Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

Ответ:  история эта даётся с нескольких точек зрения, что придаёт достоверность происходящему. Глава 2 «Понтий Пилат» рассказана «атеистам» Берлиозу и Бездомному Воландом.

          События главы 16 «Казнь» Иван Бездомный увидел во сне, в сумашедшем доме. В главе 19  Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из рукописи Мастера. В главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа» Маргарита читает воскресшие рукописи в подвале Мастера, продолжает чтение ( глава 28 «Погребение») и заканчивает его уже в начале 27 главы. Объективность происходящего подчёркивается «скрепами» - повторяющимися предложениями, завершающими одну главу и начинающими следующую.

          С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе ( «Явление героя»). Это одна из многих загадок Булгакова, к разрешению которых мы постараемся приблизиться.

Итог урока

1. Когда был напечатан в нашей стране роман «Мастер и Маргарита»?

2. В чём состоит его жанровое своеобразие?

3. В чем интересна композиция романа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок казахской литературы "Ж.Аймауытов «Ақбілек» романы"

Интересный материал для провеления урока и просто знакомства с творчеством писателя....

Программа и содержание урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации с использованием активных методов обучения.

Представлена разработка урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации .  Активные методы обеспечивают решение образова...

Конспект открытого урока по литературе на тему : "Нравственно–философские проблемы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков (в режиме «метода проекта»,  два часа) Технологии:  проектной деятельности, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ (презентация),...

Открытый урок по литературе в 7 классе на тему:"Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""

Конспект урока содержит анализ образов повести, коспозиции, сюжета. Сравнительная характеристика главных героев и разбор изобразительно- выразительных средств. Роль антитезы в повести "Барышня- кресть...

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель:     определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...