Возможности информационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся или немного о геймификации
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бессчастнова Светлана Николаевна

В статье рассказывается о том, что такое геймификация, 

 чем она отличается от дидактических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности информационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся.

Мы имеем огромный образовательный потенциал.
Педагог способен его реализовать, ему нужно предложить 
эффективные технологии и не мешать.

В.В.Давыдов

Как привить обучающимся интерес к обучению? 
Как активизировать их познавательную деятельность на занятиях? 
Как сделать учебный процесс наиболее результативным?

Наверняка подобные вопросы встают перед каждым практикующим педагогом. Другими словами, принимая во внимание цели обучения, педагог всегда задумывается над тем, как сделать учебный процесс не только познавательным, но и интересным для обучающихся, то есть  как повысить их мотивацию к обучению.

Кто из нас в детстве не играл? Наше познание окружающего мира, становление как личности большей частью происходило в процессе игры.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей. Что же меняется, когда ребенок взрослеет? Он перестает играть?  Конечно, нет. Только вот игры меняются.

 В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций учебных игр (по форме проведения, по количественному составу, по способу организации игры и так далее (подробнее смотри https://sites.google.com/site/bodrovaivbalakovo/b-ucitelam/g-publikacii/gejmifikacia).

Термин геймификация (игрофикация) появился не так давно и часто вызывает недопонимание. Геймификация — это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач, превращение чего-либо в игру.  Если сказать просто, геймификация — это инструмент, позволяющий усилить мотивацию и вовлеченность.

Значит, создавая геймифицированную систему, мы можем превратить процесс выполнения задачи в удовольствие.

Геймификация учебного процесса напоминает компьютерную игру, когда за каждое правильно выполненное задание участнику начисляется определенное количество баллов, которыми игрок распоряжается по своему усмотрению.

Геймификация отличается от дидактических игр тем, что специально разработанные игровые элементы и техники пронизывают весь процесс обучения.

Положительные черты:

  • делает обучение более интересным,
  • использует привычные игровые действия,
  • повышает мотивацию,
  • побуждает  ребенка к самостоятельному обучение,
  • применение знаний на практике,
  • развивают организованность и командную работу.

Отрицательные черты:

  • обучение может стать азартным, потерять обучающую суть,
  • развитие конкуренции и соревновательного отношения между обучающимися,
  •  подготовка разработок требует от преподавателя много времени.

Что нужно учитывать при создании учебной игры:

  • придумать сюжет,
  • определить цель,
  • разработать игровую механику,
  • распределить роли,
  • использовать привычные вещи в необычном ключе.

Наряду с деловыми и ролевыми играми, геймификация учебного процесса способствует развитию коммуникабельности, целеустремленности, познавательной и интеллектуальной активности обучающихся и так далее.

Среди образовательных технологий достойное место заняла ИКТ технология, так как является главнейшим средством доступа к различным источникам информации и мотивируют к самостоятельному поиску, анализу и использования полученной информации.  Практическое применение информационных технологий.  При создании уроков – игр были использованы следующие программы и сервисы:

1. http://LearningApps.org/

2.  http://youtube.ru/

3. http://www.wordle.net/

4. Prezi

5. Playcast

6. Test Master

7. Hot Potato

5. Виртуальная доска IDroo

6. Презентации по шаблону Комаровского

7.Презентация в  PowerPoint

8. PROclass        

9. Робототехника

Достоинство геймификации еще и в том, что данную технологию одинаково результативно можно использовать как в начальной и средней школе, так и в процессе профессионального образования, причем на всех этапах учебного занятия: в начале, в ходе изложения нового материала, при закреплении знаний.

Литература

  1. Попова Н.В. Мотивация учебной деятельности учащихся. Дифференцированный подход к обучению. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/508356/. – Загл. с экрана.
  2.  https://www.hr-director.ru/geymifikatsiya
  3.  Википедия [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %98 %D0 %B3 %D1 %80 %D0 %BE %D1 %84 %D0 %B8 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F.
  4.  Роль игры в психическом развитии ребенка. Здоровье и народная медицина. Медицина. Психология. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://medic.social/vozrastnaya-psihologiya_783/rol-igryipsihicheskom-razvitii-39647.html.
  5. Образовательные веб-квесты. Быховский Ярослав Семенович. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html.        
  6.  Игра захватывает школу // Кусочки утопии: нас ждет геймификация образования. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://luckyea77.livejournal.com/831284.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЬЕМАТИКИ.

  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.       ИТОГОВАЯ РАБОТА   по про...

Компьютерные технологии для активизации познавательной деятельности учащихся.

Мини - исследование, выступление на курсах повышения квалификации. Коломна. 2011 год....

Использование информационных технологий для активизации познавательного интереса учащихся

Данная работа представлена в виде презентации, где рассмотрены основные цели и задачи информатики и ИКТ в школе. Выделены умения для применения ИКТ....

Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка...

Применение современных информационных технологий для активизации познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках математики

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися...

Роль новых информационных технологий в активизации практической деятельности учащихся

Описание педагогического инновационного опытаучителя химии МОУ «Лямбирская СОШ № 1»Громовой Ольги Ильиничны...