Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Будко Наталья Петровна

Методическая разработка  предназначена для проведения мероприятий в 7-9  классах, посвященных  ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к  людям, отстаявшим победу в ВОВ; познакомиться с  ветеранами, которые  живут в настоящее время в нашей местности ( Туркменском районе); написать письмо с выражением признательности  за подаренную жизнь и свободу. К уроку прилагаются письма обучающихся, которые были  написаны и отправлены  ветеранам ВОВ  Ставропольского края Туркменского района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №3»

с.Камбулат, Туркменский район, Ставропольский край

https://pbs.twimg.com/media/Dxvt4z7WwAAKUxD.jpg

Методическая разработка  урока

«Письмо-благодарность»

на конкурс «Лучший урок письма – 2019»

Разработчик: Будко Наталья Петровна, учитель русского языка и       литературы

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы: 14 лет

Адрес проживания:356551 Ставропольский край, Туркменский район, с.Овощи, ул.Мостовая, д.2

  Тема урока: Письмо-благодарность

   Класс: 8

Тип урока

Урок развития речи. Урок общеметодической направленности

Цели:

1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.

2.Изучить правила этикета при написании писем.

3.Привить интерес к эпистолярным жанрам; воспитывать толерантное  отношение

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД:

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ресурсы:1.Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие.- В 2-х частях.- Часть 2.- Челябинск, ЧГПУ, 2012 г.

2.Статьи газеты « Комсомольская правда», 2010 г., 2015 г., выпущенные накануне 9 Мая.

.3.Статья газеты «Рассвет» Ставропольского края, Туркменского района. Выпуск 08.05.2019 г.4.Интернет-ресурсы

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I.Организационный момент

Приветствие

Приветствие

 

Личностные:

Самопроверка готовности к работе

 

II. Мотивация

III. Актуализация знаний

Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу.

Слайд 1  ( неполный синквейн):

Долгожданное, трогательное

Жду,храню,перечитываю

Чудо,прошедшее через века

Найдите ключевое слово, которое определит содержание нашего урока

 ( письмо)

 В ходе урока мы постараемся отыскать недостающее слово  синквейна

Что вы знаете о письме?

Правила написания письма?

Кто  писал письма?

Слайд 2 ( корзина)

Постановка проблемного вопроса.

-Как вы считаете, в современном, технологически развитом обществе, в век электронной почты, Интернета, факсов нужно ли общение на расстоянии посредством письма?

Уже никто не пишет писем на бумаге руками. Их заменили смс,  электронная почта.  Поэтому письма стали короче и лаконичней. При этом эпистолярный жанр никуда не исчез. Каждому из нас надо помнить и соблюдать нормы этики, чтобы доносить свои мысли и чувства до  адресата).

Читают синквейн

Строят предположения о ходе урока

Отвечают на вопросы

Актуализируют знания и опыт

Слушают учителя

 

 

Приём

 « Синквейн»

Приём «Отсроченная отгадка»

Прием «Корзина идей, понятий, имен» ( на слайде изображена корзина, в которую обучающиеся  условно помещают знания и опыт по данной теме)

Беседа

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

.

Познавательные:  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Психологический настрой учителя и учащихся

IV. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Физминутка

Написание лексико-орфографического диктанта. Учитель диктует слова, а учащиеся записывают

фронтовое, солдатское,

сопроводительное, рекомендательное,

объяснительное, благодарственное,

официальное, деловое,

собственноручное, электронное,

дружеское, романтическое,

поздравительное

- Разновидности чего мы записали? (писем)

- А какие из перечисленных особенно долгожданные, трогательные, порой даже печальные?

(фронтовые)

- А что Вам известно  об этих письмах? (Они пропитаны любовью и тоской по близким людям, которые были вдалеке друг от друга и которые понимали, что эта дорогая весточка, может быть последней)

Приложение 1

Представляю вашему вниманию письмо и фото.

Слайды 3-6 (письмо и  фото с комментариями)

Учимся складывать письма треугольником

Звучит  аудиозапись стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»

Приложение 2

Минута молчания

Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

 

 

 

 

 

 

 

 Записывают, читают

Отвечают на вопросы

Слушают учителя о фронтовых письмах

Рассматривают фото, слушают письмо с фронта

Складывают письма треугольником, слушают аудиозапись стихотворения Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»

Введение в урок проблемного диалога, беседа

 

Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы

Здоровье-

сберегающая технология

Регулятивные: целеполагание

Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, проявление уважения к подвигам людей

Регулятивные: адекватное понимание информации устного сообщения

Личностные:

формирование бережного отношения к своему здоровью.

Познавательные:

работа с информацией.

Настрой  на исследовательскую   работу

V. Изучение нового материала.
 Практикум

 

Первое сообщение о системе почтовой связи на Руси относится к началу XVI века:

Государь имеет ездовых во всех частях своей державы, в разных местах и с надлежащим количеством лошадей, так чтобы, когда куда-нибудь посылается царский гонец, у него без промедления наготове была лошадь. При этом гонцу предоставляется право выбрать лошадь, какую пожелает.

Но поговорим о современном письме. Игра «Жокей и лошадь»:

Приложение 3

Слушают учителя

Ищут ответы на вопросы, сообщают классу

Слушают, участвуют в диалоге.

Приём «Жокей и лошадь»: класс делится на 2 группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают вопросы, вторые ответы. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь»

Словесные методы: беседа, сообщение

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу

VI. Актуализация новых знаний.

Практикум

По данным главы Минтруда Максима Топилина,  в России насчитывается 74 тысячи непосредственных бойцов Великой Отечественной войны. Общая же цифра всех участников, включая тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, узников фашистских лагерей и так далее составляет  1,2 миллиона человек.

На Ставрополье живут 1180 ветеранов.В Туркменском районе  живут пять ветеранов ВОВ.

Рассказ о Книге Памяти Ставропольского края

Приложение 4

Какой тип письма уместнее  написать ветеранам накануне 75-й годовщины Победы  в  ВОВ? ( Письмо- благодарность)

Написание письма ветерану  (на столах памятки  «План написания письма-благодарности»

Приложение 5

Слушают учителя 

 

 

 

 

Желающие найти своих родственников вводят информацию  в строку поиска

Пишут письма ветеранам Туркменского района

.

Беседа.

Проблемно-поисковый метод

 

 Сравнительный анализ 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

.


Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её.


Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Умение грамотно строить высказывание.

Представляют свои работы

VII.Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов занятия

Обращение к синквейну.

Как вы думаете, какого словосочетания  не хватает в синквейне?

 ( Душа человека. В письма «вкладывали» душу).

Как хорошо, что люди придумали почту…

Возьмёшь кусочек души, положишь его в

конверт, заклеишь и бросишь его в другую

душу–ждущую и метущуюся…

Тэффи (Надежда Бучинская).

Целеполагание следующего занятия: правильное оформление конверта, посещение почты  и отправка писем

Учащиеся под полями шляпы  констатируют факты, оценивают, выражают   позитивное, негативное мнение, делают выводы.

Обмениваются шляпами и снова высказывают свое мнение

Планируют деятельность на следующий урок

Метод 6 шляп

Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение оценивать, выражать чувства

VIII.Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует дифференцированное домашнее задание: доработать письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны,

ИЛИ

написать  письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире»,

ИЛИ

Найти адреса ветеранов, живущих в  Туркменском районе

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Метод исследования

Познавательные:

Умение делать выбор и обосновывать его.

 


 

 

 

Приложение 1

  Письма с войны… С их страниц мы слышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать.  Письма с войны – это особые письма: это письма, сложенные треугольником. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась.… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?» А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.

Приложение 2

Стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!


Приложение 3

Жокей: Каковы правила написания писем?

Лошадь: Необходимо отвечать на все полученные письма.

  • Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом.
  • Если вам нечего написать адресату в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.
  • Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.
  • Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным.
  • Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.
  • Писать письмо надо тогда, когда вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.
  • Писать анонимные письма неприлично.
  • Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.
  • Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.
  • Личные письма следует писать тогда, когда вы находитесь в одиночестве.
  • Читать чужие письма без разрешения неприемлемо.
  • Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не вам адресовано.

Жокей:  Современные виды писем, их особенности

Лошадь:

I. Открытка

Если вы хотите написать что-то личное на открытке, следует упаковать её в конверт. Когда отправляете открытки сразу на несколько адресов, надо следить за тем, чтобы текст на всех был разным.

II. Благодарственное письмо

Благодарственное письмо существует для того, чтобы вы могли в письменной форме отблагодарить человека за оказанную им помощь, выразить свою признательность. По объёму благодарственное письмо довольно невелико.

III. Письмо-напоминание

Письмо-напоминание служит для того, чтобы напомнить человеку о невыполненном обязательстве, о забытом долге и т.п. Пишется оно в максимально вежливой манере.Письмо-напоминание непременно должно быть запечатано, чтобы ненароком не поставить получателя в неприятное положение перед другими людьми.

IV. Письмо-извинение

Письмо-извинение пишут в том случае, если действительно осознают свою вину и раскаиваются в содеянном. Оно должно быть написано от сердца, вежливо и тактично.

V. Письмо-соболезнование.

Письмо-соболезнование пишется немедленно по получении скорбных вестей. Если вы не успели его отправить вовремя, не посылайте вовсе: не следует лишний раз напоминать людям об их горе. По объёму письмо-соболезнование должно быть небольшим. Писать его следует от души, без использования красивых цитат, без разного рода вычурностей. Письмо-соболезнование составляется от руки на обычной бумаге. Не стоит прилагать к такого рода письму открытку.

Жокей: Каковы правила  этикета написания  личных писем?

Лошадь:

  1. Начинать письмо следует с обращения к адресату.
  2. Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить за ранее полученную весточку.
  3. Если вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах.
  4. Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».
  5. Потом можно перейти к интересующей вас теме, рассказать о том, что  волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.
  6. После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки, чтобы дать возможность продолжить общение. Если вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.
  7. Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.
  8. В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись

Приложение 4

Память о ставропольцах, сражавшихся с беспримерным героизмом на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов – священна и вековечна.

Самым страшным результатом войны являются людские потери. На полях сражений погибли в боях, умерли в госпиталях от ран, пропали без вести 200 тысяч фронтовиков, призыв которых в Красную Армию осуществлялся на территории Ставропольского края.

В канун подготовки к 50-летию Победы повсеместно в стране началась работа над созданием Книги Памяти, которая близка каждой семье в нашей стране. Скупые строчки Книги Памяти не позволят забыть имена павших и победивших в той страшной и жестокой войне. Они составляет 10 томов Книги Памяти Ставропольского края, первый том которой вышел в 1994 году. В 11-ом томе опубликована информация о воинских захоронениях в Ставропольском крае и сведения о воинах из других республик и областей Советского Союза, павших в боях с гитлеровцами на территории Ставропольского края в 1942 и 1943 годах»; всего о более чем восьми тысячах воинов из других регионов страны, погибших на земле Ставрополья.

Книга Памяти Ставропольского края издана в алфавитном порядке районов и городов края, отдельные тома включают от 20 до 30 тысяч имен. О каждом погибшем воине представлены следующие данные: фамилия, имя, отчество, год рождения, звание, место призыва в ряды Красной армии, время и место гибели.

Продолжением Книги Памяти Ставропольского края стало издание «Солдаты Победы», десять томов которого посвящены фронтовикам, встретившим День Победы 1945 года.

Всего в Книге Памяти – 21 том. Отдельные тома входят во Всероссийский обобщенный банк данных «Мемориал».

Введите известную о человеке информацию, например, Антонец Надежда Кузьминична

1.Антонец Надежда Кузьминична

15.08.1925 г., русская, 7 кл.

Место рождения:Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Овощи

призван: Благодарненский РВК, 1942, 1080-й зен.-арт. полк ПВО, в/ч 29310, 3 Укр. фр., звание/должность рядовой, разведчица-артиллерист

орден Отечественной войны II ст., медали: Жукова, «За победу над Германией...», юбилейные, 1945 г., Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Летняя Ставка, н-к отделения связи, контролер РУС.

2. Воронко Любовь Георгиевна

23.07.1927 г., русская, с/спец.

Место рождения:Владимирская обл., Суздальский р-н, с. Гнездилово

призван: органы НКВД, звание/должность сержант, цензор ВПСП-3

юбилейные медали, 1946 г., Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Казгулак.

3.Лягин Николай Захарович

1927 г., русский, 4 кл.

Место рождения: Ставропольский кр., с. Александровское

призван: Новоселицкий РВК, 1944, 6 учеб. сп, звание/должность ст. с-т, курсант, минометчик

медаль «За победу над Германией...», 1952, Ставропольский кр., Андроповский р-н, с. Куршава, чабан, с-з «Куршавский», пенсионер.

4.Карнаухов Афанасий Акимович

10.03.1926 г., русский, 4 кл.

Место рождения:Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Кучерла

призван: Благодарненский РВК, 1944, 639-й стр. полк, 231-я стр. дивизия, 59-й стр. корпус, Дальневосточ. фр., звание/должность рядовой

орден Отечественной войны II ст., медали: «За победу над Японией», юбилейные, 1950 г., Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Кучерла.

5.Яременко Иван Макарович

12.09.1927 г., русский, 8 кл.

Место рождения: Ставропольский кр., Петровский р-н, с. Малые Ягуры

призван: Петровский РВК, 1944, 59-й стр. полк, звание/должность рядовой, наводчик

медали: «За победу над Германией...», юбилейные, Ставропольский кр., Туркменский р-н, пос. Березовский, к-з им. Калинина, водитель.

 

Приложение 5

План написания письма - благодарности ветерану

Возможные варианты написания

Приветствие с обращением

  1. Дорогой ветеран!
  2. Здравствуй, Солдат Победы!
  3. Уважаемый ветеран Великой Отечественной войны!

Сообщение

слова благодарности

пожелания

  1. Примите слова благодарности
  2. Я Вам благодарен за то, что…….
  3. Благодарю Вас за то, что …….
  4. Спасибо Вам за подаренную свободу и независимость.
  5. Спасибо за возможность просыпаться каждое утро, за возможность радоваться жизни, мирному небу.
  6. Ваше мужество не позволило вам отступать, и вы победили всех врагов.
  7. Беззаветная любовь к родной земле.
  8. Чувство ответственности за все грядущие поколения.
  9. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым.
  10. Семья для Вас была крепкой опорой.
  11. Долгой жизни и здоровья.
  12. .Пусть хорошее настроение окрасит Ваши преклонные годы.

Прощание

Низкий Вам поклон. /Подпись   /Ваш благодарный потомок /Ученик 8 класса/ фамилия/имя


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Лучший урок письма-2014"

Методическая разработка урока письма для 5 класса (на 2 часа)...

Итоги районного заочного конкурса методических разработок «Лучшие педагогические практики педагога дополнительного образования», 2022

Итоги районного заочного конкурса методических разработок «Лучшие педагогические практики педагога дополнительного образования», 2022...

ИТОГОВЫЙ СПИСОК Всероссийского конкурса "Методических разработок - февраль 2015"

ИТОГОВЫЙ СПИСОК Всероссийского конкурса "Методических разработок - февраль 2015"...

Лучший урок письма.-2019

Результаты моей  работы с учениками...

Диплом 1 место во Всероссийском конкурсе методических разработок

Диплом 1 место во Всероссийском конкурсе методических разработок в номинации "Конспект урока" по теме:  "Обобщающий урок по обществознанию в 7 классе по теме:" Права и обязанн...