Разработка урока и презентация к нему в рамках Всероссийского конкурса "Лучший урок письма". 1 место в районном этапе.1 место на региональном уровне.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Черненко Анатолий Степанович

Разработка урока по математике " Действия с десятичными дробями", 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_luchshiy_urok_pisma.doc123.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_luchshemu_uroku_pisma.ppt2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Ковыленская основная общеобразовательная школа – филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Обливской средней общеобразовательной школы № 1

Обливского района Ростовской области 

Муниципальный этап

Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»

Номинация конкурса для учителей

«Лучшая методическая разработка

проведения Урока письма»

Урок математики в 5 классе 

«Действия с десятичными дробями»

                             

Выполнил:

                                        Черненко Анатолий Степанович,

              учитель математики

                                   Ковыленской ООШ - филиала

                               МБОУ Обливской СОШ № 1

2013 год

 

 Цели урока (Слайд №3):

  1. Систематизировать знания учащихся по данной теме;
  2. Познакомить  учащихся  с  историей  развития  эпистолярного жанра;
  3. Воспитывать  чувство  уважения  к  родным  и  близким,  желание     поделиться  с  ними  своими  чувствами  и  мыслями.
  4. Развивать  интерес учащихся к математике и расширять их кругозор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ученикам сообщается тема, цели и план урока.

II.  Подготовка  к  восприятию  темы.

Учитель: Ребята! Сегодняшний урок я хочу начать стихами Эдуарда Асадова.
Как мало все же человеку надо!
Как мало все же человеку надо!
Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,
И за окошком больше не темно...
Зажглись руин веселые костры,
И все вокруг вишнево-золотое...
И больше нет ни нервов, ни хандры,
А есть лишь сердце радостно-хмельное!
И я теперь богаче, чем банкир.
Мне подарили птиц, рассвет и реку,
Тайгу и звезды, море и Памир.
Твое письмо, в котором целый мир.
Как много все же надо человеку.

  • Ребята, вы получали когда-либо  письма?  От  кого?
  • Писала  ли  ваша  семья  родным  и  близким?
  • Что  нужно  знать  и  помнить  при  написании  письма?

(Ответы учащихся).

Учитель:

  Вы совершенно правы, нужно  всегда помнить,  что письмо  должно  нести радость. Нужно  писать  письма  без  ошибок,  потому  что письмо с ошибками   мало  понятно. - «Как хорошо, что люди придумали почту…Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь  и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…» - так сказала русская писательница Тэффи. Лично я с ней полностью согласен. На сегодняшнем  уроке мы не только будем решать примеры и задачи с десятичными дробями, но и узнаем интересные сведения из истории письма и научимся правильно его оформлять.

III. История  письма (Слайд №4).

Учитель:

Письма появились еще в древние времена, но прежде они имели другую форму. Жители африканской деревни сообщали своим соседям, что у них удачно прошла охота с помощью тамтамов (барабанов).  Племена индейцев «переписывались» дымом. А некоторые племена использовали узелковое письмо: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах. Некоторые люди пользуются до сих пор языком цветов. В известном фильме «Вариант «Омега» капитан берет две красные розы и одну чайную розу – это говорит об опасности. Но у всех этих способов передачи информации есть недостаток.  Неточность. Каждый человек может неверно понять то или иное сообщение. Поэтому появляется письмо.

   Возникновение  на  Руси  первых  почтовых  служб  относится  ещё  к  X веку. В  XIII веке  была  организована  специальная  служба  для  пересылки  письменных  сообщений  на  сменных  лошадях  по гонам,  т.е.  перегонам.

  По  инициативе  боярина  А.Л.Ордына-Нащокина  в  1667 году  для  пересылки  государственных  бумаг  была  образована  первая  почтовая  служба. Ямщиков  одели  в  форменные  суконные  кафтаны  зелёного  цвета  с  нашитыми  на них  орлами  из  красного  сукна и стали  называть  почтарями.  Через  левое  плечо  ямщик-почтарь  надевал  почтовый  рожок, несколько  позже  появилась  нагрудная  медаль-бляха  с  двуглавым  орлом.

  С  годами  люди  всё  сильнее  привыкали  к  тому,  что  почта всегда  к  их  услугам.  Для  быстроты  городские  разносчики  писем – почтальоны – начали  ездить  не  только  на  лошадях,  но  и  на  велосипедах.  И  лишь  одно  оставалось  неудобным.  Каждое  письмо  обязательно  следовало  взвесить,  высчитать,  на  какое  расстояние  его  придётся  везти,  и  уж  только  потом  узнать  по  специальным  книгам,  сколько  взять  денег  за  пересылку.  Затем  выписать  квитанцию. Но  когда  изобрели  конверт  с  маркой,  то  наступил  поистине  прорыв,  так  как  посылать  письма  стало  проще.  

Учитель: Ребята, а вы знаете, в какой стране была выпущена первая почтовая марка? Выполнив следующее упражнение, вы узнаете это.

Слайд №5.

Задание: Решите уравнения и найдите сумму их корней.

1) 4,2(0,8+у)=8,82;

2) 10 – 2,42x=3,95;

3) 3,5m+m=9,9.

                   5,6 – Германия;

                  6,5 – Франция;

                  6  –   Англия;

                  5  –  Россия.                                     Ответ: 1,3+2,5+2,2=6.

Слайд №6.

Учитель: Первая почтовая марка поступила в обращение в мае 1840 года в Англии. "Черный пенни" - так называлась первая марка потому, что печаталась черной краской с номиналом в один пенс. На марке была изображена королева Виктория.

Учитель: Ребята, а вы хотите узнать, когда была выпущена в обращение первая почтовая марка России? Для этого нужно решить следующую задачу. Ответ задачи является ответом на наш вопрос.

Слайд №7.

Задача.

Автомашина в первый день прошла 483,5 км, во второй день она прошла на 158,3 км больше, чем в первый день, а в третий день – на 392,8 км меньше, чем за первые два дня вместе. Какой путь прошла автомашина за эти три дня.

Решение:

1) 483,5+158,3=641,8 (км)

2) 483,5+641,8=1125,3 (км)

3) 1125,3 – 392,8=732,7 (км)

4) 1125,3+732,7=1858 (км)

Ответ: за три дня автомашина прошла 1858 км.

Слайд №8.

Учитель: Первая почтовая марка России была утверждена 20                октября 1857 года. В центре почтовой марки, был овал, в нем размещался государственный герб - двуглавый орел, под гербом располагалась эмблема почтового ведомства, существующая и поныне - два скрещенных почтовых рожка. Вокруг центральной части рисунка предусматривалась овальная рамка, в которой размещалась надпись "Почтовая марка" и "10 коп. за лот". В обращение марка была выпущена 1 января 1858 года. Рисунок первой русской почтовой марки был создан старшим гравером Экспедиции Заготовления государственных бумаг Кеплером.

Учитель:

  •  И  полетели  маленькие  конверты с марками по  всему  миру,  неся  внутри  частичку  тепла  и  любви.  Но  письма  писать  нелегко.  Это  целая  наука. И  чтобы  наши  письма  не  были  скучными  и  неинтересными,  воспользуемся  советом  К. Паустовского, но чтобы прочитать этот совет, нужно выполнить следующее задание.

Слайд №9.

Тестирование.  Выполните действия:

4,36 : (3,15 + 2,3) + (0,792 – 0,78) ∙ 350 = 5

1) 3,15 + 2,3 = 5,45;              

2)  4,36 : 5,45 = 0,8;

3) 0,792 – 0,78 = 0,012;

4) 0,012 ∙ 350 = 4,2;  

5) 0,8 + 4,2 = 5.

                                                                                       

Слайд №10.

«Нельзя  писать  в  пустоту.  Работая,  надо  представлять  себе  того  милого  человека,  которому  ты  расскажешь  всё  лучшее,  что  накопилось  у  тебя  на  душе  и  на  сердце.  Тогда  и  придут  сильные  и  смелые  слова».

                                                                                               К. Паустовский

IV. Обучение написанию письма.

Учитель:

       А  сейчас,  ребята,  вы  услышите  несколько  советов  о  том,  как  надо  писать  письма.

Советы (Слайд №11):

 Существуют специальные правила написания писем:

  • Письмо пишут только на хорошей бумаге.
  • Письмо лучше писать от руки.
  • Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения.
  • Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном  от адресата письме.
  • Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей  (следует сначала спросить о делах адресата).
  • Письмо строится по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
  • Письмо следует писать разборчиво.
  • Письмо должно быть написано грамотно.
  • Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк, если вам нужно добавить информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
  • Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
  • Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя, отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!

Учитель:  Когда письмо готово, его следует перечитать. Затем сложить его по форме конверта и, вложив в него, запечатать. На конверте указать полный и точный адрес получателя вашей корреспонденции, а Почта России поможет нам доставить его адресатам.

Слайд №12                                        ЗАПОМНИ!

kn_3

Учитель:

           Ребята, а еще давайте вспомним о таком виде почты, как "голубиная". Голуби обладают способностью ориентирования в пространстве; голубь, привыкший к месту своего жительства, будучи завезен на большое расстояние от дома, при первой возможности возвращается к своему гнезду. Я хочу вам рассказать об одном таком случае. (Слайд №13).

СПАСИТЕЛЬНЫЙ ПОЛЁТ

(Дмитриев Ю. Соседи по планете. – М.: Детская литература. – 1984)

       Это произошло в 1942 году. Английскую подводную лодку атаковали фашистские самолёты  и повредили её. Лодка вынужденно опустилась на дно. Гибель казалась неминуемой – из строя вышли рули и система всплытия. А вместе с людьми и боевым кораблём должно было погибнуть ценнейшее оборудование, впервые испытывавшееся на этой лодке.

     На борту корабля жили два голубя. Они стали последней, хотя и слабой надеждой моряков. К лапкам птиц прикрепили записки, поместили птиц в специальную капсулу и через торпедный аппарат выбросили капсулу наружу.

И помощь пришла.

        Люди могли только догадываться, что пережили птицы, когда разыгрался жесточайший шторм. Голубь погиб, но голубка сумела долететь до базы.

За этот подвиг она была удостоена высшей военной награды Великобритании, и ей был поставлен памятник.

Учитель: Ребята, как вы думаете, а что было написано в записке? Узнать, что написано в записке нам поможет следующее задание:

Слайд №14.

Задание: Дополните дробь до 1. Выпишите соответствующую букву. В результате вы получите содержание записки.

Учитель: Да, ребята, совершенно верно, в записке были указаны координаты места нахождения лодки. Этот случай в очередной раз напоминает о важности указания точных координат адресата.

Слайд №15.

Учитель: Ребята, но  в  наш  век  информационных  технологий, с появлением сети Интернет  огромное  значение  имеет  электронное  письмо, SMS – сообщения. Не нужно  покупать  конверт,  марку,  писать  письмо,  нести  его  к  почтовому  ящику,  когда  можно  набрать  текст  и  одним  нажатием  кнопки  отправить  сообщение  по  электронной  почте.  

       Как  вы  думаете, с  приходом  электронной  почты  будем  ли  мы  меньше  писать  обычные  письма?  (Слайд № 16) Согласимся  ли  мы  со  словами американца  Т.Уайлдера,  который  сказал,  что  письма,  написанные  от  руки,  выглядят  уже  как  поздравления  из  прошлого  века. Но несмотря на достижение технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование. Письмо – это не бездушный носитель информации, оно может рассказать о своем авторе, его настроении и характере. Письма – хранители семейных тайн, семейных историй. Получать письма в конверте очень приятно.  Но искусству написания письма нужно учиться.

Итог урока:

Учитель:  

  • Ребята,  для  чего  мы  провели  сегодня  такой  необычный  урок? (Ответы учащихся).

Учитель: Совершенно верно. Мы сегодня:

  • закрепили навыки решения задач по теме «Десятичные дроби»;
  • познакомились  с  интересной  информацией  об  истории  письма;
  • научились правильно писать  письма.

         Да,  есть  что-то  завораживающее  в  получении  конверта  с  письмом.  Открывая  и  разворачивая  исписанный  лист  бумаги,  всегда  надеемся  прочитать  что-то  таинственное  и  важное,  так  как  письма  несут  не  только  информацию,  но  и  передают  наши  чувства,  настроения.  И  поэтому  почта  России  также  желает,  чтобы  вы  писали  письма,  пробовали  себя  в  этом  жанре.  

Домашнее задание:

Написать письмо своему соседу по парте о том, как прошел сегодня урок математики, что нового и интересного вы узнали на нем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, представленного на всероссийский конкурс "Урок письма".

Конспект урока, представленного на всероссийский конкурс "Урок письма" в номинации "Письмо моей семье"....

Конспект урока и презентация к нему по теме "Места обитания животных" для 5 класса

Работа содержит конспект урока и презентацию по теме "Места обитания животных" для 5 класса....

Урок и презентация к нему для 7 класса по теме "Рождество"

Работа содержит конспект урока и презентацию к нему по теме "Я и мой мир. Рождество"...

Разработка урока и презентация к нему в 7 классе по физике "Вес тела"

Урок физики в 7 классе по теме «Вес тела» разработан по программе А.В. Перышкина, «Учебник физики для 7 класса», Москва, Дрофа 2007.В 7 классе очень важно применять наглядные материалы для изуче...

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)

Разработка урока «Безопасность в сети Интернет»(в рамках проведения единого урока безопасного Интернета)...

Информация о проведении в МБОУ Липницкой средней общеобразовательной школе посёлка Косицы Севского района тематического урока «Час кода в России» в рамках Всероссийской акции «Час Кода»

В МБОУ Липницкой СОШ  с 5  по 10   декабря 2016г.  прошла Всероссийская  акция «Час кода»   в рамках Международной недели изучения информатики и Дня информ...

Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат» (опыт представлен на Региональном уровне, 04.12.2023г.)

Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат»Виноградова Татьяна Павловна,педагог-психологОсновной целью работы педагога-психолога в об...