«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс
план-конспект урока по русскому языку

Климова Светлана Виталиевна

Пояснительная записка

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, которая должна проявить готовность взаимодействия с окружающим миром, уметь самостоятельно решать учебные и житейские задачи, строить отношения, посмотреть на себя со стороны.

Данный урок по русскому языку  проводится в 3 и 4  классах, в 3 четверти по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Материал урока способствует формированию функциональной грамотности, развитию логического мышления, навыка самостоятельной работы у учащихся. Направлен на формирование умения излагать свою точку зрения. Обеспечивает прочность знаний по данным темам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshaya_razrabotka_uroka_v_mksh.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старосемейкино  муниципального района Красноярский Самарской области

446398, Самарская область, Красноярский район, с. Старосемейкино, ул.  Рабочая 38 «б»

тел: (84657)-6-61-39     E-mail: stsem@sch.yartel.ru

 

                                                                                                                 

Конкурс

«Лучшая методическая разработка урока    в совмещенных классах в малокомплектной школе:

Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности»

«Русский язык»

3 - 4 класс

Номинация

«Лучший урок  начальной школы»

Учитель начальных классов

ГБОУ ООШ с. Старосемейкино

Климова Светлана Виталиевна

               

2021 г.

                                          Пояснительная записка

Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, которая должна проявить готовность взаимодействия с окружающим миром, уметь самостоятельно решать учебные и житейские задачи, строить отношения, посмотреть на себя со стороны.

Данный урок по русскому языку  проводится в 3 и 4  классах, в 3 четверти по УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. Материал урока способствует формированию функциональной грамотности, развитию логического мышления, навыка самостоятельной работы у учащихся. Направлен на формирование умения излагать свою точку зрения. Обеспечивает прочность знаний по данным темам.


3 класс

4 класс

Тема урока: Род имён прилагательных

Тема урока: Обобщение о местоимении

Цель: формирование навыков определения рода имён прилагательных, наблюдения зависимости рода имени прилагательного от формы и рода имени существительного

Цель: закрепление  изученного о местоимении, развитие умения определять лицо, число, падеж местоимений.

Задачи:   развивать умение определять род имён прилагательных; развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Задачи: в ходе практических действий и наблюдений закрепить понятие местоимения, умение определять лицо, число, падеж местоимений.

Методы и формы организации урока: проблемно-поисковый, познавательный, метод контроля, практический, метод формирования умений и навыков; фронтальная, индивидуальная.

                                                   Ход урока

  1. Организационный момент.

Доброе утро, мои ученики!

Начинаем наш урок.

Мы за парты тихо сели.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души,

До чего ж мы хороши!

- Откройте тетради, запишите        Пятнадцатое марта.

                                                              Классная работа.

  1. Минутка чистописания.

- Сегодня на уроке повторим правильное написание буквы, про которую можно сказать: 1) она согласная; 2) обозначает всегда твёрдый шипящий звук;3) состоит из 5 элементов.

- Догадались? Правильно, это буква Ж. (Показываю правильное написание, затем дети прописывают одну строчку Ж ж).

 

      III. Словарная работа.

- Найдите в орфографическом словаре слова, начинающиеся с этой буквы. (Сначала ученик 4 класса читает вслух, затем ученик 3 класса).

- Из слов-совпадений выберите имя прилагательное, запишите на следующей строчке 3 раза. (жёлтый). Написание какой буквы нужно запомнить? Подчеркните.

- Сколько букв, звуков в этом слове? (6 букв, 6 звуков)

- Назовите слова на каждую букву слова. Почему затруднительно назвать слова на последние две буквы?

IV.Самоопределение к деятельности.

-Подберите имя существительное к прилагательному жёлтый. Какого рода будет это существительное? Почему?

- Попробуйте сформулировать задачи урока. (Будем учиться определять род имен прилагательных, определять, от чего он зависит, правильно писать окончания имён прилагательных)

V.Работа по теме урока.

- Откройте учебники на с. 72, прочитайте правило.

На доске записаны словосочетания: ранняя утро, зимний лес, сладкое ягода, короткие ночи, радостная весть, ароматная шампунь, шумная ручьи.

- Найдите ошибки. В какой морфеме были допущены ошибки? Какое имя прилагательное вызвало затруднение? (ароматная – ароматный, шампунь- м.р.). У каких прилагательных нельзя определить род?

IV.Самостоятельная работа (на карточке)

Выписать из отрывков стихотворений А.Барто местоимения, определить лицо, число, падеж.

Когда мне было восемь лет,

Я пошла смотреть балет.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок,

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Я свою сестрёнку Лиду

Никому не дам в обиду.

Я живу с ней очень дружно,

Очень я её люблю.

А когда мне будет нужно,

Я и сам её побью.

V.Взаимопроверка.

VI.Самостоятельная работа.

После повторного прочтения правила, учащиеся выполняют задание 104 в рабочей тетради  (с. 47)

Программный уровень- списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, определить род имён прилагательных; повышенный уровень – выделить окончания, подобрать по одному прилагательному каждого рода.  

VI.Самоопределение к деятельности.

- Ребята, какой отрывок вызвал у вас отрицательные эмоции? Почему?

- Выполняя задание по карточке, вы, наверное, догадались и готовы сформулировать задачи урока. Если трудно, то я вам помогу- назову ключевые слова: личные, три лица, мы, указывают на предмет.

Составим схему -памятку.

Личные местоимения

         Указывают, но  

Число

- ед.ч.

- мн.ч.

Лицо

1 лицо -

2 лицо –

3 лицо -

Падежи

Дополнительное задание: просклонять местоимение МЫ

VII. Физкультминутка. ( выполняем 2 раза с проговариваем вслух)

                               Весенним днём, весенним днём

                              На прогулку мы идём.

                              Ради шутки, ради смеха

                               Спросим мы лесное эхо:

                             «Ты на дереве каком?»

                              Отвечает эхо : «ОМ !»

                             «Ты под кустиком каким?»

                             Отвечает эхо: «ИМ!»

                               «Расскажи ты это всем!»

                               Отвечает эхо : «ЕМ!».

VIII.Продолжение работы по теме урока.

- Вспомните и запишите имена прилагательные, которые встретились в тексте физкультминутки, определите их род. 

VIII. Продолжение работы по теме урока

- Вспомните и запишите местоимения, которые встретились в тексте физкультминутки. Определите лицо, число, падеж.

IX. Работа по учебнику. Самостоятельная работа

Упр. 128

Взаимопроверка, самооценка

IX. Работа по учебнику.

Коллективная работа

С. 66 упр. 2

- Прочитайте текст, определите основную мысль.

(Учащиеся по цепочке читают строки текста, списывают текст с комментированием, находят личные местоимения и определяют лицо)

- Сделайте вывод: как определить лицо местоимения в косвенном падеже?

X. Рефлексия

Игра «Четвёртый лишний».( на карточках)

В каждом ряду зачеркни «лишнее».

  1. Высокая, стройная, мелкий, прямая.
  2. Широкий, яркое, пушистая, синие.
  3. Осеннее, глубокий, холодное, вкусное.

(проверка- на обратной стороне карточки)

- Оцените свою работу.

X. Рефлексия

Графический диктант( читаю утверждения, учащиеся ставят «+», если согласны, «- « не согласны.

  1. Местоимение- часть речи.
  2. Местоимение не называет предмет и не указывают на него
  3. Личные местоимения заменяют имена существительные
  4. Он- местоимение 3 лица
  5. Я назвала только местоимения: он, мы, нас, ах, вы, тебя.

(проверка-ключ на доске)

-Оцените свою работу.

XI. Итог урока

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какое задание было интересно выполнять?

XI. Итог урока

- Была ли для вас тема «Местоимение» сложной? Что бы вы хотели повторить ещё раз по этой теме?

XII. Домашнее задание

с. 76 ,Упр. 131

Повышенный уровень- составить с 2-3 словосочетаниями предложения

XII. Домашнее задание

с. 66, упр. 3

Повышенный уровень- найти в текстах басен И.А. Крылова 2-3 предложения с личными местоимениями, выписать их.

ЛИТЕРАТУРА

 Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова, О.О. Петрашко, В.Ю. Романова, О.А. Рыдзе, И.С. Хомякова. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя /  – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. – 468 с.

Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12

 Девятова О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в средней школе

Практика формирования функциональной грамотностина уроках английского языкав средней школе Аннотация:Статья посвящена  новой реальности образования - формированию навыков XXI века. Как готов...

Методическая разработка «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»

Методическая разработка«Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»Шеломенцева Анна Геннадьевнаметодист ИМЦ Адмиралтейского района Функциональная грамотност...

Методическая разработка (технологическая карта) занятия по развитию креативного мышления (функциональной грамотности) учащихся. «Снежный городок». Внеурочное занятие.

Предлагаемый материал содержит методическую разработку (технологическую карту) занятия по развитию креативного мышления учащихся – одного из шести направлений функциональной грамотности.Целевая ...

Методическая разработка "Как составить задание на формирование функциональной грамотности на уроках математики"

  Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в ...

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...