Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе
статья по английскому языку

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_v_nachalnoy_shkole.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

 ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.

Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка.

Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

Функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде.

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.

Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание и понимать, какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научить обучающихся говорить на иностранном языке. Для этого учителю необходимо использовать метод коммуникативно - ориентированного обучения, включающего в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу.

Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому мы применяем на уроках в начальной школе такие средства как игра, метод проектов, и т.д. Для введения и тренировки лексического и грамматического материала используем информационные технологии, такие как презентации, аудиозаписи, песни, мультфильмы страноведческого характера и фрагменты художественных фильмов.

Иностранный язык - учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к иностранному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности.

Изучение иностранного языка ведется одновременно по всем видам речевой деятельности, а именно говорению, чтению, аудированию, письму.

Аудирование

Развитие аудирования как рецептивного вида речевой деятельности предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух. Обучение аудированию предполагает развитие следующих умений:

  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • выявлять наиболее значимые факты;
  • определять свое отношение к ним, извлекать из аудиоматериалов необходимую или интересующую информацию.

Мы используем следующие упражнения на аудирование:

- задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;

-извлечение определенной информации;

- заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.

Говорение

Обучение монологической речи предполагает развитие умений:

  • делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме, проблеме;
  • кратко передавать содержание полученной информации;
  • рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.;
  • рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры;
  • описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.

Обучение диалогической речи предполагает развитие следующих умений:

  • участвовать в дискуссии/беседе на знакомую тему;
  • осуществлять запрос и обобщение информации;
  • обращаться за разъяснениями;
  • выражать свое отношение к высказыванию собеседника;
  • вступать и поддерживать общение.

Письмо

Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме. Способность выражать мысли в письменной форме предполагает развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений:

  • личное письмо;
  • письмо в газету, журнал;
  • небольшой рассказ;
  • заполнение анкет;
  • изложение сведений о себе;
  • написание плана.

Мы используем следующие упражнения по формированию навыков письма:

  • Вставить пропущенные слова.
  • Заменить выделенные курсивом слова синонимами.
  • Выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы.
  • Выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения.
  • Выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур.
  • Закончить предложение, используя слова и выражения из текста.
  • Составить вопросы к ответам и наоборот.
  • Соединить части предложений в логическом порядке.
  • Составить план текста.

Чтение

Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:

  • выделять основные факты;
  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • предвосхищать возможные события, факты;
  • раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
  • извлекать необходимую, интересующую информацию;
  • определять свое отношение к прочитанному.

Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:

  • Определить по заголовку тему текста;
  • Найти ответы на вопросы.
  • Согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
  • Выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
  • Найти в тексте предложения со следующими словами (грамматическими явлениями).
  • Найти описание внешности, места, события и др.
  • Догадаться о значении слова по контексту.

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. В начальной школе мы чаще всего используем сплошные тексты. Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

- текст должен быть интересен;

- текст должен содержать неизвестную, но актуальную информацию;

- уровень трудности текста должен соответствовать возрасту обучающегося, при необходимости нужно адаптировать текст;

- незнакомые слова должны быть представлены в сносках;

- объем текста не должен превышать норму;

- шрифт должен помогать легко читать текст;

- текст должен развивать кругозор;

- текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами;

- иллюстрации должны не отвлекать, а помогать разобраться в содержании текста;

- текст должен быть структурирован;

- в тексте не должно быть ошибок;

- содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.

При составлении заданий на функциональное чтение можно опираться на теорию Блума, согласно которой список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого - припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Для развития читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе мы в основном используем упражнения на проверку знания, понимания и применения полученных знаний.

Пример задания на развитие читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе. (4 класс)

My neighbor

My neighbor Jason is a baker. He is very busy. When he is not at the bakery, he is out having fun.

Every day Jason wakes up at 5 o’clock in the morning. He has breakfast and then he rides his bike to the bakery. When he gets there, he starts to make bread. His work is very hard. He works until 3 o’clock in the afternoon. Then he goes back home where he has lunch and rest for a while. In the evenings he sometimes goes to the cinema or meets his friends. On Wednesday he always does the shopping. On Sundays he always wakes up late and then reads a book or works in the garden. He usually goes to bed at 11 o’clock at night.

Задание 1. Понимание и анализ

What is this story about? Choose the right answer. (О чем этот рассказ? Выберите правильный ответ.)

  1. the baker’s friend
  2. the baker
  3. the bakery
  4. bakers

Цель задания: обобщение и интерпретация. Определить основную идею короткого описательного текста.

Задание 2. Понимание

Mark the statements as T (true) or F (false). (Отметьте утверждения как верные (Т) или неверные (F))

  1. My neighbor Jack is a baker.
  2. Every day Jason wakes up at 6 o’clock.
  3. When he gets to the bakery he starts to make biscuits.
  4. On Sundays he always wakes up early.

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Задание 3. Знание

Answer the questions. (Ответьте на вопросы.)

  1. How does Jason get to his work?
  2. What time does he finish his work?
  3. What does he do on Sundays?

Цель задания: поиск и извлечение информации.

Задание 4. Понимание

Read the sentences and put them in correct order. (Прочтите предложения и поставьте их в правильном порядке).

1. Jason goes to bed at 11 o’clock at night. ____

2. He rides his bike to the work. ____

3. My neighbor Jack gets up at 5 o’clock in the morning. ____

4. Then he has breakfast.

Цель задания: обобщение и интерпретация. Определить последовательность событий в повествовании.

Задание 5. Понимание

Complete the sentences. Choose the correct word or word combination. (Закончи предложения. Выбери верное слово или словосочетание.)

1. Jason is …

a) a baker b) a pupil

c) a friend d) a brother

2. Jason wakes up at ….

a) seven o’clock in the morning b) five o’clock in the evening

c) 5 a.m. d) four o’clock in the morning

3.Jason’s work is …

a) very interesning b) very hard

c) very easy d) hard

Цель задания: поиск и извлечение информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Функциональная грамотность на уроках русского языка в начальной школе по ФГОС

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И. Г. Песталоцци...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в средней школе

Практика формирования функциональной грамотностина уроках английского языкав средней школе Аннотация:Статья посвящена  новой реальности образования - формированию навыков XXI века. Как готов...

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...