ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОБРАЗЫ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ г. ЗЛЫНКА И ЗЛЫНКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ».
элективный курс по русскому языку

Шевандо Ирина Владимировна

Мифологическая проза представляет собой отдельный пласт в изучении русского языка и литературы. Интерес к ней не ослабевает ни у филологов, ни у этнографов, ни у историков. Она заключает в себе большой информационный потенциал. Образы демонологической прозы позволяют узнать культуру родного народа, его быт, уклад и традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_obrazy_mifologicheskoy_prozy.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОБРАЗЫ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ г. ЗЛЫНКА И ЗЛЫНКОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ».

Брянская область находится на границе трех государств – России, Украины и Белоруссии. Этим обусловлены этнические, культурные и языковые особенности данного региона. Брянщина обладает богатым, интересным и уникальным краеведческим материалом, на основе которого можно осуществлять духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.

Мифологическая проза представляет собой отдельный пласт в изучении русского языка и литературы. Интерес к ней не ослабевает ни у филологов, ни у этнографов, ни у историков. Она заключает в себе большой информационный потенциал. Образы демонологической прозы позволяют узнать культуру родного народа, его быт, уклад и традиции.

Элективный курс «Образы мифологической прозы г. Злынки и Злынковского района Брянской области» разработан с целью ознакомления учащихся с особенностями региональной мифологической прозы, с ее основными образами и воспитания любви к родному краю, родному народу и уважения к его традициям, быту и укладу.

Изучая данный элективный курс, происходит реализация межпредметных связей: русского языка, истории, географии и литературы. Курс способствует получению учащимися практики, которая позволит им успешно овладеть общеучебными навыками и умениями.

Элективный курс разработан для учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Целями элективного курса являются:

- формировать у учащихся представление об образах региональной демонологической прозы;

- формировать навыки лингвистического анализа фактов языка;

- духовно-нравственное воспитание посредством мифологической прозы г. Злынки и Злынковского района Брянской области;

- развивать коммуникативные, информационные и поисково-исследовательские умения;

- развивать языковую культуру учащихся;

- расширять кругозор учащихся;

- формировать правильную и грамотную речь;

- повышать интерес к родному языку и литературе.

Цели элективного курса достигаются путем решения следующих задач:

- формировать лингвистические знания через изучение мифологической прозы г. Злынки и Злынковского района Брянской области;

- расширять представление учащихся о культурных традициях родного народа и края;

- осуществлять духовно-нравственное воспитание путем изучения краеведческих текстов;

- изучать образы мифологической прозы;

- освоить навыки сбора фактического материала;

- научить классифицировать те или иные явления языка, работать со словарями, анализировать, систематизировать и обобщать;

- развивать предметное общение внутри ученического коллектива;

- развивать интеллектуальную инициативу путем формирования научного образа мышления и творческого подхода к любому виду своей деятельности;

- развивать профессиональную ориентацию учащихся.

Элективный курс «Образы мифологической прозы г. Злынки и Злынковского района Брянской области» является практико-ориентированным. В ходе его изучения у школьников происходит формирование навыков исследовательской работы с краеведческим материалом, собранным в результате полевых работ.

При проведении элективного курса учитель использует индивидуальные и групповые формы работы:

1. Лекция с элементами беседы;

2. Семинар;

3. Заочная экскурсия;

4. Реконструкция исторических событий;

5. Защита творческих проектов.

В ходе проведения элективного курса учитель использует исследовательские, эвристические и репродуктивные методы обучения.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны усвоить базовые понятия и образы мифологической прозы г. Злынки и Злынковского района Брянской области. На основе данного материала формируется любовь к родному языку и родному краю, умение разграничивать добро и зло. Учащиеся получают навыки сбора информации, ее классификации, анализа и обобщения.

Элективный курс «Образы мифологической прозы г. Злынки и Злынковского района Брянской области».

Данный элективный курс рассчитан на 36 часов.

Таблица 1. - Содержание элективный курс «Образы мифологической прозы г. Злынки и Злынковского района Брянской области»

Название темы

Всего часов

Форма занятия

1.

Введение в курс. Демонологические рассказы как жанр устного народного творчества.

2

Лекция с элементами беседы

2.

Демонология г. Злынки и Злынковского района Брянской области.

2

Лекция с элементами беседы

3.

Духи природы: Хозяева леса.

3

Лекция, семинар

4.

Духи природы: Хозяева воды.

3

Лекция, заочная экскурсия

5.

Духи культурного пространства: Домовой и Банник.

6

Лекция с элементами беседы, семинар

6.

Демоны зла: Черт.

3

Лекция, заочная экскурсия

7.

Демоны зла: «Ходячий» покойник.

3

Лекция, семинар

8.

Духи добра.

3

Лекция, семинар

9.

Человек как мифологический персонаж: Ведьмы и Колдуны.

3

Лекция, реконструкция исторических событий.

10.

Человек как мифологический персонаж: Знахарь / Знахарка.

3

Лекция, семинар

11.

Человек как мифологический персонаж: Огненный змей и Волколак.

3

Лекция, семинар

12.

Защита творческих проектов.

2

Урок-зачёт

Итого:

36 часов

Занятие № 1. Введение в курс. Демонологические рассказы как жанр устного народного творчества.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «мифологическая проза», «быличка», «бывальщина», «демонология», «демонологический рассказ».

Форма урока: лекция с элементами беседы.

На занятии учащиеся знакомятся с литературоведческими, фольклорными словарями и правилами работы с ними. В них находят определения понятиям «мифологическая проза», «быличка», «бывальщина», «демонология», «демонологический рассказ». Выявляются сходства и различия между быличками и бывальщинами.

Занятие № 2. Демонология г. Злынки и Злынковского района Брянской области.

Цель: выявить краеведческий аспект понятий, изученных на прошлом занятии; определить особенности демонологии г. Злынки и Злынковского района Брянской области.

Форма урока: лекция с элементами беседы.

На уроке дается общая характеристика исторического, географического, экономического и демографического положения г. Злынки и Злынковского района Брянской области. Происходит знакомство с жанрами обрядового фольклора данного района, и выявляются их сходства и различия с общероссийской фольклорной традиции.

Занятие № 3. Духи природы: Хозяева леса.

Цель: познакомить учащихся с Духами природы, в частности с Хозяином леса.

Форма урока: лекция, семинар.

Определяются мифологические образы, относящиеся к Духам природы. Дается характеристика Хозяина леса – Лешего. Анализируется образ Лешего в общероссийской фольклорной традиции и в демонологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области.

Занятие № 4. Духи природы: Хозяева воды.

Цель: познакомить учащихся с Духами природы, в частности с Хозяйкой воды.

Форма урока: лекция, заочная экскурсия.

Учителем проводится заранее подготовленная заочная экскурсия с использованием репродукций картин, иллюстраций, музыки. Выявляем основные черты демонологического образа Русалки в общероссийской фольклорной традиции, сравниваем их с чертами, которыми обладает данный образ в мифологической прозе. Выявляем, к каким духам она относится. Производим сравнительный анализ.

Занятие № 5. Духи культурного пространства: Домовой и Банник.

Цель: определить, кого относят к Духам культурного пространства; дать характеристику мифологическим образам Домового и Банника.

Форма урока: лекция с элементами беседы, семинар.

Ученики вместе с учителем выезжают в деревни Злынковского района для сбора материала по теме занятия. Проводится анкетирование жителей в соответствии с темой. Далее в классе анализируется собранный материал. На его основе выявляются основные черты мифологических образов Домового и Банника.

Занятие № 6. Демоны зла: Черт.

Цель: дать характеристику демонам зла; выявить черты демонологического образа Черта.

Форма урока: лекция, заочная экскурсия.

Несколько учеников под руководством учителя готовят заочную экскурсию с использованием репродукций картин, иллюстраций и музыки. На уроке выявляются особенности демонологического образа Черта. Сравнивается данный образ в общероссийской фольклорной традиции и в мифологической прозе г. Злынки и Злынковского района Брянской области.

Занятие № 7. Демоны зла: «Ходячий» покойник.

Цель: сформировать у учащихся представление об образе «Ходячего» покойника; выявить особенности данного образа.

Форма урока: лекция, семинар.

На занятии определяем, кого относили к «Ходячим» покойникам, что способствовало их появлению, и как можно было избежать встречи с ними. Выявляем основные черты данного образа.

Занятие № 8. Духи добра.

Цель: выявить, кого жители г. Злынки и Злынковского района Брянской области относят к Духам добра.

Форма урока: лекция, семинар.

Учитель вместе с учениками прослушивает аудиозаписи, которые содержат рассказы о Духах добра. С помощью этих записей определяем особенности данных образов.

Занятие № 9. Человек как мифологический персонаж: Ведьмы и Колдуны.

Цель: сформировать представление об образах ведьм и колдунов.

Форма урока: лекция, реконструкция исторических событий.

Учитель вместе с учащимися проводит реконструкцию исторических событий, связанных с ведьмами и колдунами, что позволит определить, почему возникли эти образы, как развивались представления о них и каковы их основные черты и особенности.

Занятие № 10. Человек как мифологический персонаж: Знахарь / Знахарка.

Цель: определить, кого называли знахарями и знахарками, как к ним относились жители.

Форма урока: лекция, семинар.

Учитель вместе с учениками прослушивает аудиозаписи, которые содержат рассказы о Знахарях и Знахарках. С помощью этих записей определяем, кого считали знахарями и знахарками, как передавался их дар и как к ним относились жители сел и деревень Злынки и Злынковского района. Проводим сравнительный анализ с общероссийской фольклорной традицией.

Занятие № 11. Человек как мифологический персонаж: Огненный змей и Волколак.

Цель: дать характеристику мифологическим образам Огненного змея и Волколака.

Форма урока: лекция, семинар.

На занятии учитель вместе с учениками выявляет, как возникли образы Огненного змея и Волколака, каковы их черты, что они несли с собой, и как можно было избежать встречи с ними.

Занятие № 12. Защита творческого проекта.

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся, полученные в результате изучения элективного курса «Образы мифологической прозы г. Злынки и Злынковского района Брянской области».

Форма урока: зачет.

Учащиеся выбирают темы творческих проектов. Определяемся с материалом, необходимым для их создания. Защищаем творческие проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Краеведение. Топонимика Ивановской области"

Курс обучения "Краеведение. Топонимика Ивановской области" предназначен в качестве элективного курса для учащихся 7 класса....

История села Овчинец Суражского района Брянской области

В данной работе содержатся исторические сведения о селе Овчинец  и основании в ней школы. В работе используются материалы школьного архива....

Туристическая тропа по местам воинской славы Крупецкого поселения Брасовского района Брянской области

Туристическая тропа по местам воинской славы Крупецкого поселения Брасовского района Брянской области...

ПРОГРАММА элективного курса по литературе «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» для учащихся 9-11 классов

Актуальность. Особый интерес  в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности.  В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального н...

п.Локоть Брасовский район Брянская область

Беседа-рассказ о создании нашего любимого поселка Локоть...

Программа элективного курса "Особенности поэтики "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева"

Элективный курс "Особенности поэтики "Стихотворений в прозе" И.С.Тургенева адресован учащимся 10 класса....

Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»

Программа элективного курса «История России на страницах произведений «деревенской» прозы»» направлена на решение важных проблем по сохранению культурных национальных цен...