Программа элективного курса "Краеведение. Топонимика Ивановской области"
элективный курс по краеведению (7 класс) по теме

Курс обучения "Краеведение. Топонимика Ивановской области" предназначен в качестве элективного курса для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_toponimika_ivanovskoy_oblasti.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципательное образовательное учреждение

Иванковская средняя общеобразовательная школа

Фурмановского района

Программа элективного курса по краеведению

«Топонимика Ивановской области»

Разработана учителем истории

I квалификационной категории

Гвоздевой Ириной Борисовной.

Иванково

2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Курс обучения «Краеведение. Топонимика Ивановской области» предназначен в качестве элективного  курса для учащихся 7 класса общеобразовательной школы.

       

        КУРС ОПИРАЕТСЯ:

1. на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса истории;

2. на интеллектуальные умения;

3. на межпредметные связи с географией.

          Краеведение – важное средство формирования исторического мышления учащегося, их национального самосознания.  Топонимика происхождение, содержание и закономерности развития географических названий, которые всегда исторически обусловлены. Их возникновение, развитие и отмирание связаны с общим ходом исторического процесса в данном регионе. Топонимика фиксирует переселения, столкновения, ассимиляция племен и народов, раскрывает особенности экономического развития данной общности людей.

         В краеведческой познавательной деятельности этот курс позволяет:

  1. Самостоятельно получать необходимую информацию из разнообразных источников и анализировать её;
  2. Проводить углубленный поиск;
  3. Получать навыки исследовательской работы.

        ЦЕЛЬ КУРСА:   Знакомство с наукой топонимика, изучение этимологической структуры, значения и принадлежности к тому или языку отдельных географических названий Ивановской области.  

        ЗАДАЧИ  КУРСА:

  1. Познакомить с учащихся с системой образования топонимов и этапами их развития;
  2. Совершенствовать умения и навыки работы с разнообразными источниками информации;
  3. Формировать исследовательские умения и навыки.

        НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА:

  1. Развивающая;
  2. Практическая;
  3. Исследовательская.

        ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:

  1. Мини – лекции;
  2. Практические занятия в группах;
  3. Работа с различными источниками;
  4. Мини – исследования.

        ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

  1. Получение учащимися новых знаний в избранной тематической сфере;
  2. Развитие исследовательского типа мышления;
  3. Научение некоторыми навыками исследования.

        ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

  1. Текущий:

 - беседа по изучаемым темам;

- оценка практических знаний.

  1. Итоговый:
  1. мини – исследование.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  (34 часа)

№ п\п

ТЕМА

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Введение

Образование топонимов

Топонимика Ивановской области, этапы развития

По городам и весям Ивановской области

Итоговое занятие

Экскурсии

                                                          ИТОГО

1

3

8

5

17

2

7

5

1

2

17

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ.

         ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Что такое топоним? Наука топонимика. Классы топонимов: ойконимы, гидронимы, оронимы, урбанонимы, годонимы, микротопонимы.

        ТЕМА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ТОПОНИМОВ. (5 часов)

Именное пространство: слово, использованное в качестве основы названия; мотивировка названия; связь с материальной культурой; связь с культурно – историческими назначениями.

Именная непрерывность:  От каких слов образуются топонимы, пути создания топонимов. Топоосновы,форманты Причинная связь образования топонимов.

Топонимические системы.

        ТЕМА 2. ТОПОНИМИКА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ (15 часов)

1 этап – первые топонимы (с древнейших времен до VI – VII в н.э.)

2 этап – топонимия  фино-угорских  племен( -VII – X вв

3 этап – славянский (X – XIII вв)

4 этап – монголо – татарский (XIII – середина  XVI вв)

5 этап – русский (с XIV – XV вв до XX в)

              8 групп русского этапа:

  1. антропонимы,
  2.  промысловые топонимы,
  3. от типов  поселения,
  4. от названия храмов,
  5. от особенностей географического положения,
  1. от особенностей водных объектов и рельефа,
  2. от особенностей растительности,

-    от особенностей животного мира.

6 этап – советский (с XX в)

        ТЕМА 3. ПО ГОРОДАМ И ВЕСАМ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (10 часов)

Середа- Упино, Терентьева Середа, Середа, Фурманов.

Села Иваново, Вознесенское, г. Иваново – Вознесенск, Иваново.

Плес, Кинешма, Шуя, Палех.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1час)

ЭКСКУРСИИ (2 часа)

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаева Р.А. Происхождение имен  рек и озер. Отв. Ред. Э.М. Мурзаева. М., Наука, 1985, 143 с.

2. Арбатский Д.И. Толкования значений слов: Семантические определения. Ижевск: Удмуртия, 1977,-100 с.

3. Антропонимика. (Сборник статей. Ред. В.Н. Никонов и А.В. Суперанская). М., Наука, 1970.

 4. Айрапетян, Вардан. Русские толкования. М., Языки русской культуры, 2000 -208 с.

5. Богданович А.Е. Язык земли. Ярославль. Верхнее – Волжское издание, 1966.

6. Введенская Л.А. Этимология: учебное пособие. Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. СПб и др. Питер, 2004 -220 с.

7. Волина В.В. Этимологический словарь. В.В. Волина. СПб, Дидактика Плюс, 2000 –

285 с.

8. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. М., Знание, 1987 -206 с.

9. Горбаневский М.В. По городам и весям «Золотого кольца». М.,1983.

10. Ермаков В. Плес – жемчужина Волги. Ярославль, 1978.

11. Казаринова В.И. От Плеса до Сараева. М., 1978.

12. Поспелов Е.В. Историко – топонимический словарь России. М., Профиздат, 2000 -221

13. Поспелов Е.В. Топонимический словарь. М., АСТ: Астель, 2005.- 332 с.

14. Петров А.П. Середская земля. Иваново, 1995.

15. По земле Ивановской. Ярославль, 1983.

16. Суперанская А.В. Что такое топонимика? М.,1985.

17. Успенская Л. Загадки топонимики. М., Молодая гвардия, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

"Ивановская область" презентация к уроку

презентация к уроку с использованием краеведческого материала...

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную за...

Патриотическое воспитание детей в условиях дополнительного образования в Ивановской области.

В настоящее время в России работает и совершенствуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственн...

Рабочая программа элективного курса "История Новосибирской области"

Рабочая программа элективного курса "История Новосибирской области" для 9 класса, составлена на основе содержания учебного пособия История Новосибирской области ( История России через истори...