Конспект урока "Подготовка к сочинению - рассуждению на морально - этическую тему (задание 15.3 формата ОГЭ)"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Шарнина Наталья Александровна

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

Конспект урока также содержит технологическую карту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Конспект урока 

"Подготовка к сочинению - рассуждению на морально - этическую тему

                              (задание 15.3 формата ОГЭ)»"

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

Задачи:

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3) воспитательные: формирование  нравственных качеств учащихся

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме.


Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие класса.

 2. Введение в тему, формирование мотивации. 

-  Ребята, вы уже хорошо знакомы со структурой экзамена по русскому языку. Из каких частей он состоит?

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения?

 - Именно работой над сочинением - рассуждением  мы и займемся сегодня на уроке.

 (оформление классной работы в тетрадях)

3.Актуализация знаний.   

 -Давайте повторим композицию сочинения. С чего начинается сочинение?

(С вступления. В рассуждении вступлением является тезис, в нашем случае это будет формулировка понятия. Надо дать определение предложенного в задании слова.)

-Что пишем дальше в сочинении?

( Комментируем определение. Надо показать наши небольшие размышления в соответствии с заявленным тезисом.)

-Что далее пишем в сочинении?

(Аргументы - это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Приводим примеры из текста и из жизненного опыта).

-Чем заканчиваем наше сочинение?

(Последний абзац сочинения - вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения)

4. Работа с текстом при написании сочинения - рассуждения. Чтение текста.

-Важными условиями успешного написания сочинения  являются умение проникать в смысл  текста, а также  владение определёнными приёмами его анализа. Сегодня нам предстоит написать своё сочинение по тексту Юрия  Яковлева.

Слово о писателе. (доклад ученика)

Юрий Яковлевич Я́ковлев (настоящая фамилия — Ховкин) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

Юрий Ховкин родился в Петрограде; в июне 1940 года был призван на военную службу, участвовал в обороне Москвы, был ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.

В 1952 году окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Юрий Яковлев — автор книги «Мистерия. Страсти по четырём девочкам». Книга посвящена нелегким судьбам Тани Савичевой, Анны Франк, Саманты Смит, Сасаки Садако, сыгравших огромную роль в сохранении мира на земле. 

-Перед вами находится текст. Прочитаем его.  

- Назовите стиль данного текста. (Художественный).

- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

-Определите тему данного текста. (Девочка смотрела телевизор и испугалась, увидев передачу о войне на экране)

Исторический комментарий.

Сама́нта Смит— американская школьница, ставшая всемирно известной благодаря письму, которое она написала генеральному секретарю ЦК КПСС Юрию Андропову в самый разгар холодной войны.

Саманта как-то увидела на обложке журнала   нового советского руководителя Андропова. В одной из статей того журнала было сказано, что новый руководитель СССР является весьма опасной личностью и что под его руководством Советский Союз как никогда угрожает безопасности США. Тогда Саманта спросила у своей матери, что «если Андропова все так боятся, почему не напишут ему письмо и не спросят, собирается ли он начинать войну?» Мать, шутя, ответила: «Ну, напиши сама», и Саманта написала.

Уважаемый мистер Андропов,

Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю Вас с Вашей новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнётся ли ядерная война между Россией и Соединёнными Штатами. Вы собираетесь проголосовать за начало войны или нет? Если Вы против войны, скажите, пожалуйста, как Вы собираетесь помочь предотвратить войну? Вы, конечно, не обязаны отвечать на мой вопрос, но я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну. Бог создал Землю, чтобы мы все вместе жили в мире и не воевали.

Искренне Ваша, Саманта Смит

В ответном письме Юрий Андропов написал девочке, что советские люди не хотят войны, и пригласил Саманту в Советский Союз лично убедиться, что наша страна стремится к миру во всем мире. В эпоху железного занавеса это приглашение был неожиданно и революционно.За две недели, проведённые семьёй Смит в Советском Союзе, посол доброй воли Саманта посетила Москву, Ленинград и главный пионерский лагерь «Артек» в Крыму.

Саманта написала книгу о своей поездке — «Путешествие в Советский Союз», посвятив ее всем детям Земли. Книга переведена на многие языки мира.

Через 2 года, в 1985 году Саманта вместе со своим отцом погибла в авиакатастрофе. Ей было 13 лет.

5. Подбор материала к сочинению.

А теперь обратимся к заданию 15.3. Прочитаем его.

- Война.  Нам нужно дать определение этого понятия. Существуют разные способы толкования слова.

Описательный –объяснение слова через описание признаков
Подбор синонимов и антонимов

Опора на состав слова, однокоренные слова 

-Давайте подберем синонимы и антонимы к слову «война».

( борьба, вражда, военные действия, конфликт, столкновение, кровопролитие; мир)

-Попробуем самостоятельно дать определение понятия.

 

6. Работа со словарем.

- Обратимся к  словарю. 

Крылатые выражения о войне.

Джон Кеннеди:  «Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством.»

Мартин Лютер: «Война – величайшее бедствие, которое может причинить страдание человечеству; она разрушает религию, государства, семьи. Любое бедствие предпочтительнее ее.»

Лев Толстой: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие… »

-Что несет война людям? Как люди всего мира относятся к войне? Какие вводные слова уместны в этой части сочинения?

7. Аргументируем тезис.

-Есть речевые клише, которые  вы можете использовать для введения основной части сочинения. Посмотрим.

1-ый аргумент вы возьмёте из текста.

Составим план текста.

  1. Девочка смотрела телевизор.
  2. Началась передача о войне.
  3. Саманта испугалась.
  4. Она выключила телевизор.
  5. Девочка задумалась о том, что хорошо было бы выключить все войны.

- Какова основная мысль текста?

-2 аргумент берем из жизненного опыта. А что такое жизненный опыт?

-примеры из художественных произведений;

-исторические факты;

- СМИ;

-результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

-Хотят ли русские войны? Почему? (Недавняя война вошла в каждую семью. В каждой семье есть участники Великой Отечественной войны.)

Участвовали ли вы в шествии Бессмертного полка? С какой целью ежегодно проводится эта акция?

-Давайте вспомним, какие художественные произведения о войне вам знакомы.

8.Пишем сочинение. Групповая работа.

 - А сейчас вы должны будете написать свою часть сочинения. Тезис и комментарий пишет 1 группа, 2 группа  приводит первый аргумент; 3 группа приводит второй аргумент.

9.Обсуждение результатов групповой работы.  

10. Делаем вывод.

-Вывод к сочинению – это общий итог, без него рассуждение будет незаконченным. Давайте вместе его сделаем.

 

11. Подведение итогов.

Подводя итог нашему разговору, послушаем замечательное стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик).

Владимир Орлов   «Дом под крышей голубой»

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И поляны, и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою,

Общей крышей мы живём.

Дом под крышей голубой

И просторный и большой.

В этом доме мы соседи

И хозяева с тобой.

Вместе мы с тобой в ответе

За чудесное жильё.

Потому, что на планете

Всё твоё и всё моё:

И пушистые снежинки,

И река, и облака,

И тропинки, и травинки,

И вода из родника.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

12. Рефлексия

- Что мы повторили на уроке?

- Что вам показалось сложным?

 -Что вы считаете нужным запомнить?

 -Доволен ли ты своей работой на уроке? (Своей работой на уроке я доволен;  не совсем доволен; не доволен, потому что ...)

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на предложенную тему.  


Памятка-раздатка

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, …- это... 
По моему мнению,… - это...  
Мне кажется, что …- это...  
Я думаю, что … - это...  
Что такое …? Я считаю, что...

2. Переход  к аргументам.

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем текст…

Обратимся к тексту …, в котором говорится о... 

Именно о … и говорится в прочитанном тексте.

3. Аргумент 1

Художественный текст

Автор (с горечью, с восхищением, с уважением) рассказывает о…

Слова (мысли, поступки) героя показывают, что …

Писатель (осуждает, одобряет) поступки героя.

Автор подводит нас к мысли, что…

Публицистический текст

Автор убеждает нас…

Писатель акцентирует наше внимание на…

Автор предупреждает читателей о том, что…

Писатель  искренне (огорчен, восхищен) тем, что…

Автор заставляет нас задуматься о…

Автор подводит нас к мысли, что…

4. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером  из  произведения…

Размышляя над вопросом, что такое …, хочу рассказать

о случае из своей жизни.

В жизни мы часто наблюдаем... 
Однажды я был свидетелем события, которое...

5. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... 
Таким образом, мы убедились, что... 
В заключение я хочу сказать, что...


Технологическая карта урока

Тип урока: урок общеметодической направленности: закрепления и развития имеющихся знаний, умений, навыков.

Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку зрения, делать выводы).

Этап урок

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

Формируемые

УУД

Организационно – мотивационный

Коллективная

Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы.

Регулятивные

(умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы).

Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Личностные

(понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

II. Актуализация ведущих знаний и способов действий

Коллективная

1. Повторение схемы сочинения-рассуждения: 

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы + примеры

3. Заключение - вывод

Познавательные

(освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; умение структурировать информацию, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания).

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать).

Личностные

(понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности).

III. Работа с текстом и его анализ.

Коллективная

Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.

2. Учитель задает вопросы классу:

- Какова тема этого текста?   - Назовите стиль данного текста.

- Какой тип речи автор использует в тексте?

- Какова основная мысль текста?

3. Рассматривают требования к заданию 15.3 части 3 (критерии оценивания).

Регулятивные

(осмысленное действие).

Познавательные

(умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения).

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные

(умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

IV. Самостоятельное применение знаний. Работа с текстом

 

Выдвижение тезиса.      

Учитель задает вопросы классу:

- Что значит дать определение слову?

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ВОЙНА

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова?

Словарная работа по группам.

Учащиеся обращаются к словарям С.И. Ожегова и

Д.Н. Ушакова.

Подбирают синонимы к слову ВОЙНА. Обращаются к словарю синонимов

Подбирают антонимы к слову ВОЙНА

Познавательные

(работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

V. Проверка выполнения задания

Коллективная

Выступления учащихся от каждой группы

Регулятивные

(осмысленное действие).

Коммуникативные (контроль и оценка своих действий).

Личностные (смыслообразование).

VI. Работа с текстом.


 


 


 

 

Учащиеся дают комментарий к тезису, приводят аргументы, которые подкрепляют примерами, обдумывают вывод. (Задания выполняют совместно с учителем).

Познавательные

(работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии.

Коммуникативные

(умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера).

Личностные

(умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме)

VII. Проверка умений, полученных в процессе работы.

 Групповая

Написание частей сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Регулятивные (прогнозирование и получение конкретного результата).

Познавательные

(умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные (формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности).

Личностные

(понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; умение понимать нравственные идеи текста).

VIII. Рефлексия: Что нового узнали? чему научились? В чем испытывали трудности?

Коллективная работа.

Анализ и оценка проделанной работы

Регулятивные

(речевое оформление).

Познавательные

(анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи).

Личностные

(осознание значимости урока).

IX. Задание на дом. Работа с сочинениями

Индивидуаль-ная работа

Задание на выбор ученика.

1.Отредактируйте получившиеся тексты ученических сочинений.

2. Самостоятельно напишите сочинение 15.3 по тексту. Учитель дает инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулирование  и координация деятельности учеников. Формирование у учащегося способности устанавливать связь между знанием и реальной ситуацией и перенос умения решать конкретные предметные задачи на решение жизненных задач.

Развитие самостоятельности.

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Бинарный урок. Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.

Актуальная тема для подростков. Понятие "зависть". Подготовка к сочинению-рассуждению. Развитие умения вести дискуссию, высказывать свою точку зрения....

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...

Конспект урока подготовки к сочинению-рассуждению "Книга - наш друг и советчик"

Материалы урока позволяют учащимся вспомнить основные элементы текста рассуждения. Приводятся примеры рассуждений, рассуждения "от противного". Для облегчения работы учащимся предлагаются ре...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГ...