Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс
план-конспект урока по психологии (7 класс)

Дарьина Елена Ивановна

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_urok_russkogo_yazyka_i_psihologii.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно»

7 класс

Цель урока (образовательная):

- познакомиться со значением понятий «мораль», «нравственность»;

- формировать у учащихся навыки построения рассуждения;

Цель урока (развивающая):

-развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определённую тему

Цель урока (воспитательная):

-воспитывать у учащихся нравственные качества посредством анализа дидактического материала

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению на морально – нравственную тему. На слайде понятие « мораль», «нравственность»

- Давайте вспомним что такое «мораль», «нравственность»? Какого человека можно назвать морально-нравственным? (ответы ребят)

- Предлагаю прослушать притчу Януша Леона Вишневского «Окно» (ученик или учитель читает наизусть. На слайдах 3-10 иллюстрация к притче).

- Ребята, какое впечатление на вас произвела притча? (ответы ребят)

Работа с текстом

  1. Определите идею (зависть доводит до полного уничтожения)
  2. Какой тип речи преобладает в тексте? (повествование с элементами описания) Что такое повествование?
  3. Раз тип речи - повествование, проследим динамику развития действия человека

У окна                                                         У стены

мог видеть

рассказывал, что

идёт (дождь)

сыплет (снег)

светит (солнце)

ходят (люди)

ездят (машины)

-Что такое зависть, по-вашему? (Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого) (слайд 17)

- Существует 2 типа зависти: белая и чёрная. В чём разница между белой и чёрной завистью? (разное отношение к человеку и разные поступки: белая зависть- стремление сделать свою жизнь лучше, чёрная зависть – желание причинить вред другому) (слайды 12-13).

- Давайте дадим характеристику человеку, лежащему у окна и у стены. (У окна: добрый, чуткий, любящий жизнь и ближнего, хоть и обречён. У стены: злобный, «как бы самому посмотреть», завистливый, подлый).

- Что они чувствуют по отношению к друг другу? «Человек у окна хочет скрасить дни своего соседа. Зависть человека у стены только приближала его к смерти: лицо чернело, сил становилось меньше. Зависть толкнула его на подлость (косвенное убийство). Он раскаивается, сам себя судит, считает, что не имеет право на участие со стороны другого (сочувствие).

Работа со словом.

Подобрать слова с орфограммами, характеризующие человека у окна и у стены. (У окна: бесчувственный, сопереживание, сострадание, участие, милосердие, сочувствие. У стены: бессердечный, завистливый, жестокий, чёрствый)

- Какой тип речи вы будете использовать в сочинении? (рассуждение). Повторим композицию сочинения-рассуждения.

- Итак, ребята, тезис есть «До чего доводит зависть?». Попробуем письменно подобрать аргументы, не оформляя в сочинение, а дома завершим работу, написав сочинение-рассуждение на одну из тем. (Ребята пишут фрагменты сочинений и зачитывают в конце урока)

- Рекомендации к написанию сочинения: когда вы будете писать сочинение-рассуждение, необходимо отметить, что нужно делать, чтобы не поддаваться данному чувству.

Из детских сочинений:

Зависть – это ревностное отношение к достижениям окружающих людей.

В большинстве случаев зависть – это плохое качество, вызывающее у нас отрицательные эмоции.

Зависть разрушает жизнь человека.

Зависть – беспокойство душ, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, менее достойный, чем мы.

Завистливый человек несчастлив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка на тему: «Готовимся к ГИА. Написание сочинения – рассуждения». ( Часть С )

Тема урока: Готовимся к ГИА. Написание сочинения – рассуждения. ( Часть С)Цель:  1. Продолжить работу над обучением написанию сочинения –...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....

Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык». Модель «Учитель-Специалист». 2 класс

УМК «Школа России», учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горелов (М.: «Просвещение», 2011). Номер урока: Урок № 91 Тип урока: закрепление полученных знаний, продолжительность – 45 минут. Фор...

Бинарный урок русского языка в 8 классе. Виды односоставных предложений.

Технологическая карта проведения бинарного урока "Русский язык". Модель: учитель-специалист. Урок русского языка проводится в сопровождении педагога-психолога. Тип урока: урок  объяснен...

Сценарий бинарного урока (русский язык, литературное краеведение, изобразительное искусство) для 6 класса

Подготовка к написанию сочинения в жанре лирической миниатюры. Пейзаж – большой мир...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...