Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему
план-конспект урока по психологии (6 класс)

Дарьина Елена Ивановна

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл binarnyy_urok_russkogo_yazyka_i_psihologii.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок русского языка и психологии

по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

6 класс

Урок начинается с определения понятия «мораль» и «нравственность». (слайд 2)

-Что такое мораль? (правило нравственности)

-Что такое нравственность? (духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).

-Какого человека можно назвать морально нравственным (честного, доброго, открытого, принципиального)

-Ребята, какова же цель нашего урока (познакомиться со значением слов мораль и нравственность, выявить моральные качества, присущие человеку, подготовиться к сочинению рассуждению)

Класс разделён на две группы. Первая группа работает с текстом №1 («Болтливая птичка»). Вторая группа работает с текстом №2 («Солнце и Ветер»). В каждой группе есть командир, который следит за работой всех, распределяет задания. В конце урока командир группы помогает учителю оценить каждого учащегося. Каждый в группе получает листок с заданием и текстом.

Задание 1 группы (текст «Болтливая птичка»)

  1. Определите тему, идею.
  2. Дайте характеристику птички (какая она? – по тексту – бедная, маленькая, с громким голосом)
  3. Выпишите из текста определение, характеризующее птичку? Как сопоставить понятия «маленькая» - «с громким голосом». Как характеризуют птичку эти прилагательные? Почему эгоистичная птичка бедная? Сделайте вывод.
  4. Выписать из текста слова с орфограммой «безударная гласная в корне проверяемая».
  5. Выписать слова с орфограммой в приставках.

Задание 2 группы (текст «Солнце и Ветер»)

  1. Определите тему, идею.
  2. Выпишите глаголы, подтверждающие действия путника во время встречи с Ветром и Солнцем.
  3. Как взаимодействуют Ветер-Путник, Путник-Солнце.
  4. Выписать из текста слова с орфограммой «безударная гласная в корне проверяемая».
  5. 5. Выписать слова с орфограммой в приставках.

На выполнение заданий в группах отводится 10 минут.

Учащиеся каждой группы начинают с чтения притчи (а вторая группа тоже принимает участие, внимательно слушает).

Учащиеся первой группы определяют идею -жадность и эгоизм-путь одиночки, эгоизм-это безнравственно. (слайды 4-5)

Учащиеся 2 группы после прочтения притчи определяют идею -агрессией и настойчивостью добьёшься ещё большего сопротивления; лишь доброта и ласка способны согреть сердце. (слайды 6-9)

После отработки всех заданий (задача учителя, чтобы каждый в группе принимал участие в работе) ученикам предлагается финальное задание: написать фрагмент сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем.

Темы 1группы:

  1. Можно ли дружить с эгоистом?
  2. Кто такой эгоист?
  3. Что значит «Уметь дружить»?
  4. Как я понимаю слово «дружба».

Темы 2 группы:

  1. Обязательно ли другу быть добрым?
  2. Что такое «доброта»?
  3. Какого человека можно назвать добрым?
  4. Доброта-путь к сердце человека.

Фрагменты сочинений зачитываются в конце урока. В качестве домашнего задания детям предложено по выбранной теме написать сочинение-рассуждение.

Данному сочинению предварялось анкетирование, в котором обучающимся предлагали 20 качеств, присущих современному человеку, надо было выбрать 3 приоритетных, которые бы хотели учащиеся развить в себе, и 3- в своём друге.

Список качеств:

  1. -
  2. успешный
  3. -коммуникабельный
  4. -богатый
  5. -добрый
  6. -ласковый
  7. -скромный
  8. -независимый
  9. -расчётливый
  10. -удачливый
  11. -честный
  12. -порядочный
  13. -красивый
  14. -обаятельный
  15. -покладистый
  16. -дружелюбный
  17. -весёлый
  18. -умный
  19. -беззаботный
  20. эгоистичный
  21. талантливый

Результаты анкетирования: современные дети в большинстве себя хотят видеть успешным, богатым, независимым, а друга хотят видеть добрым, честным, порядочным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).Проблема текста.Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать пр...

Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА"

Урок предназначен для обучающихся 9 класса. На уроке расширяем и углубляем представление учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работу по созданию устных и письменных реч...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3 ОГЭ"

Урок направлен на подготовку учащихся 9 класса  к сдаче ОГЭ.Целями урока являются формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому яз...