Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, ФГОС
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Любовь Александровна Кирейшина

Рабочая программа по русскому языку, 10 класс, ФГОС к учебнику Власенкова и Рыбченкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята

педагогическим советом ГБОУ СОШ №422

протокол №____ от ______

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ №422

_____________ О.Н.Богданова

Приказ №____ от___________

Рабочая программа учебного предмета

« Русский язык»(ФГОС)

10 «М» класс

Срок реализации:2018-2019 учебный год

                             

Разработана

Кирейшиной Л.А., учителем

 русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории

Санкт-Петербург

Кронштадтский район

2018 год


Структура программы

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение.

Раздел 1. Пояснительная записка

         Рабочая программа для 10 класса по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень), Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, - 2018. - 287 с.;

        Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

По учебному плану на изучение русского языка в 10 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю). Также в программу включены уроки по подготовке к ЕГЭ.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

По сравнению с   обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем).

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия  для развития  общекультурного уровня  старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.  

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:

«Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», «Формы существования русского национального языка( литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», « Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», « Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

 Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

  • дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
  • закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
  • закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
  • развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

 Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок-исследование, урок-защита проекта.

Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);
  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
  • письмо под диктовку;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

  • составление плана текста;
  • пересказ текста по плану;
  • пересказ текста с использованием цитат;
  • переложение текста;
  • продолжение текста;
  • составление тезисов;
  • редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование;докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Раздел 2. Планируемые результаты

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

 1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать

и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

 3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

 Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
  1. разными видами чтения и аудирования;
  2. способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей;
  3.  умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом;
  4. защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
  5. умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению;
  6. осуществлять коммуникативную рефлексию;
  7. разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  8.  умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
  9. способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне,

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

 1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

3.1)  адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

 3.2)  осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

 3.3)  способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

3.4)  владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

 3.5)   создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

3.6)  подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

3.7)   применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

 3.8) соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

 3.9)   осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

          Раздел 3.    Содержание тем учебного курса

Общие сведения о языке (7ч.)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологииязыка.

Фонетика, орфоэпия, орфография (6ч.)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

   Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (8 ч.)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика сточки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика сточки зрения сферы его употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное

употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика и словообразование (3ч.)

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (14 ч.)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Синтаксис и пунктуация (12 ч.)

Текст, основные виды его переработки(18ч.) Речь, функциональные стили речи. Научный стиль речи

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Оценка текста. Рецензия.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.  

Использование учащимися средства научного стиля

Раздел 4. Учебно-тематический план и КТП

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

Словарные диктанты

Р/Р

1

Общие сведения о языке.

7

1

1

2

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

6

1

1

1

3

Лексика и фразеология.

8

1

1

4

Морфемика и словообразование.

3

5

Морфология и орфография

13

1

2

6

Синтаксис и пунктуация

12

1

1

7

Текст, основные способы переработки. Речь. Функциональные стили.

18

2

1

1

8

Заключительный урок

1

Итого

68

6

6

4

Календарно-тематическое поурочное планирование

Тема урока

Час

Основные термины

Виды и формы контроля

Требования к обучающимся

Планируемые

Домашнее задание

сроки

результаты

план

факт

1

Язык и общество. Связь происхождения языка с возникновением человеческого общества

1

Функциональные стили, норма, литературный язык

Составление плана, виды планов, эпиграфы.

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, составлять устное высказывание, план.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,4; П – 1,2,3,4

Стр.8-10,упр. 2, выучить гимн-упр.1

2

Язык и культура. Понятие национальной культуры в широком ее значении, отражение в языке

1

Культура речи, нормы

Подбор тезисов и аргументов

Знать о связи языка и культуры. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, составлять устное высказывание, план.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,4; П – 1,2,3,4

Стр.11-12. Подобрать афоризмы о языке, определить смысл высказываний. Упр.6

3

Язык и история народа

1

Язык, история языка, архаизмы, историзмы

Составление плана ответа. Самостоятельная работа

Знать о связи языка с историей народа, трех периодах развития. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, составлять устное высказывание, план

Л -1,2, 3; М- 1, 2,4; П – 1,2,3,4

Выучить три периода в истории русского языка.

Стр.232- упр.332, пре-при

4

Три периода в истории развития языка

1

Язык, история языка, архаизмы, историзмы

Составление плана ответа, лекции

Знать три периода в истории развития языка

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3,4

Составить словарный диктант -25 слов пре-, при-

5

Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении

1

Язык межнационального общения. Русский язык среди языков мира

Устное сообщение.

Словарный диктант 1

Знать основные функции языка, роль языка в современном мире. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка, составлять устное высказывание, план.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3,4

Подготовить связный рассказ по теме-стр.9

 или11

6

Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка

1

Экология языка.

Уровни языка

Работа с текстом Скворцова «Экология слова…» Дом. сочинение-рассуждение.

Знать об основных процессах русского современного языка, его сохранении. Уметь доказать, почему литературный язык является высшей формой языка. развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4

Сочинение -рассуждение «Роль русского языка в современном мире»

Повторитьматериал,с.5-20

7

Тематический контроль «Общие сведения о языке»

1

Тема, основная мысль, план, средства изобразительно-выразительные

Контрольная работа

Проверка знаний учащихся по теме

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4

Повторить фонетику.

Индив.Из истории славянской письменности и алфавита (сообщения)

8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.

Звуки и буквы. Ударение в русском языке

1

Фонема. Орфоэпия. Звук. Буква.

Открытый и закрытый слог. Звуки гласные и согласные.

Из истории славянской письменности и алфавита (сообщения).

Знать определение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, основные характеристики гласных и согласных звуков, отличие звука от буквы;  уметь соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию, объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4

упр.22, орфоэпический минимум

9

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

1

Логическое ударение Гласные: ударные и

безударные. Согласные сонорные, звонкие, парные.

Выразительное чтение произведений художественной литературы.

Знать основные нормы литературного произношения. Уметь определять орфоэпические нормы с точки зрения акцентологии на конкретных примерах.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4,5

Стр.49, упр.47-5 (всё в транскрипции),

орфоэпический минимум

10

Принципы русской орфографии. Чередование звуков

1

Чередование гласных

Письмо под диктовку.

Словарный диктант 2 (орфоэпический минимум). Контроль знаний

Знать о существовании чередований звуков. Уметь выделять главное, классифицировать орфограммы, применять правило.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4,5

Стр.218-219,

Корни с чередованием. Таблица

Упр.83, 82- слова выучить

11

Принципы русской орфографии

1

орфограммы

Фронтальная работа с элементами индив.

Уметь выделять главное, классифицировать орфограммы, применять правило.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4

Упражн.13

 12

Фонетический разбор

1

Выразительные средства русской фонетики

Самостоятельная работа. Контроль знаний

Знать определение фонетики. Уметь производить фонетический разбор.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4

Упр.283, сгиб-1, в школе-1,щавель-1, яхта-1.

13

Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

1

Тестовая работа по материалам заданий ЕГЭ. Контроль знаний

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4

Повторить понятия: лексика, слово, значение.

14

Лексика, повторение. Однозначность и многозначность слов, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы

1

Слово. Лексическое значение. Толковый словарь.

Работа с толковым словарем.

Запись в тетради основных способов возникновения переносного значения слова. Задание ЕГЭ

Знать основные понятия лексики, что такое слово, его значение; уметь работать с толковым словарем, давать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3,4,5

Стр.49-51. Словарь паронимов.

Упр. 62, -выписать омонимы с объяснением значения

15

Происхождение слов. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

1

Омонимы, омографы, омофоны, омоформы.

Диалектизмы,

жаргонизмы, термины, профессионализмы.

Работа с толковым словарем. Тесты.Запись в тетради основных способов возникновения переносного значения слова. Задание ЕГЭ

Знать отличие многозначных слов от однозначных. Уметь работать с толковым словарем, употреблять в речи нужное по смыслу значение многозначного слова, давать толкование лексического значения слова, определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение  

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4,5

Стр.57-61.Выполнить упражнения 67, таблица тропов

16

Активный и пассивный словарный запас. Изобразительно-выразительные средства

1

Тропы, метафора, сравнение Омонимы, омографы, омофоны, омоформы

Устаревшая лексика: архаизмы, историзмыНеологизмы. Индивидуально-

авторские неологизм

Анализ лексических средств выраз-ти в тексте. Задание ЕГЭ

Знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь определять тропы в предложенных текстах, владеть навыками анализа поэтических текстов.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4,5

Стр.62.Повторить определения тропов. Упр.63-выписать тропы. Индивидуально-

авторские неологизм

17

Фразеология.

Фразеологические единицы, их употребление

1

Фразеологизм, источники появления фразеологизмов.

Фразеологическая викторина. Текст под диктовку. Работа со словарем фразеологиз-

мов. Задание ЕГЭ

Знать определение фразеологических оборотов, основные источники появления фразеологизмов, значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи, основные типы словарей русского языка; уметь объяснять значение устойчивых оборотов речи, пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4,5

1.стр.63

2.Упр.72,

знать историю появления

трёх любых фразеологизмов- устные сообщения с презентацией

18

Обобщающий урок:

лексикография

1

Энциклопедические и

лингвистические словари.

Толковые словари и словари аспектные (специальные).

Устные сообщения с презентацией.

Знать о вкладе ученых-лингвистов в изучении лексики. Уметь выстраивать устное высказывание, составлять план, выделять главное и второстепенное.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3,4,5

Упр.71

19

Р.Р.Обучающее сочинение-рассуждение (форма  ЕГЭ)

1

Работа с тестами. Контроль знаний

Уметь применять знания для решения орфографических задач,  владеть навыками анализа текста, находить лексические средства.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3,4,5

Подготовить сообщения о лингвисте:

В.В. Виноградове, С.И.Ожегове,

Д.Н.Ушакове,

В.И.Дале

   20

Контрольный диктант с грамматическим заданием

Письмо под диктовку, выполнение заданий. Контроль знаний

Контроль знаний

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7, 4

Подготовить сообщения о лингвисте:

В.В. Виноградове, С.И.Ожегове,

Д.Н.Ушакове,

В.И.Дале

   21

Анализ ошибок

1

Виды ошибок

Выполнение работы над ошибками. Сообщения о лингвистах

Уметь применять знания для решения орфографических задач,  владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

Повторить морфемику, стр.67-68, упр.75,78

22

Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова

1

Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова.

Производная – непроизводная основа, простые, сложные, производящие основы.

Синонимия и антонимия аффиксов. Морфемный анализ слов.

Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка;  знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы; уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4,5

С.67. Упр .84, 85

23

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова

1

Словообразование, однокоренные,

морфологические способы

словообразования.

Неморфологические способы слово образования.

Стилистические возможности частей слова. Упр. 78. Работа с словообразовательными словарями. Словообразовательный разбор.

Задания ЕГЭ

Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора; уметь определять способ словообразования, различать морфологические и неморфологические способы образования слов, выполнять словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем для уточнения  способа образования слов.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4,5

 С.68-70,упр.87

24

Выразительные  словообразовательные средства

1

Словообразование

Стилистические возможности частей слова

Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4,5

Сочинение «Зачем нужны морфемы»

Морфология и орфография-14ч

25

Обобщающее повторение частей речи

1

Морфологияорфография, орфограмма

Самостоятельная работа с учебником. Составление словосочетаний.  

Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии. Уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап), определять условия выбора верного написания (выборочный этап), на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи).

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4,5

С.72-75. упр.94,101

26

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи

1

Морфологияорфография, орфограмма

Разряды частей речи

Разбор слов

Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,4; П – 1,2,4

Упр.107, стр.240-упр.351 ,

Повторить н и нн в суф прилаг, сущ., нар.

27

Развитие речи.

Изложение с творческим

заданием. Анализ лексических особенностей текста

1

Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова

Составление плана. Анализ текста: тип речи. Контроль знаний

Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С)

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4,5

28

Правописание -Н-  и  -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1

Причастие. Морфологические признаки причастий. Причастия действительные и страдательные. Время причастий, изменение причастий.

Самостоятельная работа,

Подготовка к словарному диктанту

Знать правило написания Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

Стр.236.Составить словарный диктант из 40 слов, обозначить орфрограммы

29

 

Правописание НЕ с разными частями речи.

1

Служебные части речи.

Подготовка к словарному диктанту

Уметь определять значения частицы НЕ, значения частицы НИ

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

Стр.242.Таблица.Упр.98. Инд.Составить словарный диктант из 25 слов

30

Частицы НЕ и НИ. Их употребление и значение

1

Частицы. Разряды частиц

словарный диктант№3

Уметь  решать орфографические задачи, правильно писать частицы с самостоятельными частями речи, применять правило

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

Стр.237.Повторить разряды частиц. Упр. 28

31

        

Наречие как часть речи

1

Наречия: обстоятельственные, определительные;

степени сравнения наречий.

Морфологический разбор наречий.

Выборочное письмо

Знать особенности употребления наречий в речи; образования наречий; образования степеней сравнения наречий

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

Стр.75

Упр.  97, 109

32

Правописание наречий

1

Уметь правильно писать гласные О-А на конце наречий; правильно писать Ь после шипящих на конце наречий;

отрицательные наречия; использовать  слитное, дефисное, раздельное написание наречий

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

Упр.110-1.инд.Составить словарный диктант - 25слов

33

Употребление Ъ и Ь.

Ь на конце слова после шипящих

1

Орфография, роль букв Ъ и Ь в слове.

Морфемика: части слова. Фонетика и графика: буквы, не обозначающие звуки

Знать типы орфограмм; разделительные Ъ и Ь. Уметь определять орфограммы в словах;

решать орфографические задачи; правильно писать разделительные Ъ и Ь знаки

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

Повторить изученные орфографические правила. Инд. Составить тест по пройденным орфограммам в формате ЕГЭ-40слов

34

Правописание глаголов

1

Правописание глаголов: личные окончания, употребление буквы Ь в глагольных формах, правописание суффиксов

Мини-тест ЕГЭ

Знать правила написания глаголов. Уметь правильно писать личные окончания глаголов; правильно писать суффиксы глаголов;

правильно писать Ь в глагольных формах.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

С.74.Упр. 102 полностью.

35

Причастия, их правописание

1

Причастие, особая форма глагола, морфологические признаки причастия. Категория времени.

Морфологический разбор причастий, образование причастий.

Знать особенности употребления причастий в речи;особенности правописание обособленных определений, выраженных ПО. Уметь производить морфологический разбор причастий;

образовывать различные формы причастий.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

с. 74-75, упр. 104, инд.- словарный диктант -25 причастий

36

Слитные, раздельные и дефисные написания

1

Способы написания слов

словарный диктант №4

Повторение и закрепление

Знать особенности написания слов

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

Упр 110-2. Простое и СПП-4.

37

Контрольный диктант или тестовая работа по теме «Морфология»

1

Контрольный диктант или работа с тестами. Контроль знаний

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач,  владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1, 2,4; П – 1,2,3/7,4

38

Анализ диктанта, работа над ошибками

1

        Виды и типы ошибок

Самопроверка,анализ ошибок

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4

Упр.106

Синтаксис и пунктуация12ч.

39

Синтаксис и пунктуация, принципы русской пунктуации

1

Типы пунктограмм

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4,5

Стр. 82. Упр.119

40

Словосочетания

1

Виды словосочетаний, примыкание,согл., управление

Разбор словосоч.

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,4

Стр.82-83.Упр.111, согласование, примыкание, управление-по 3 примера словосочетаний

41

Простое предложение

1

Грамматическая основа,

Двусост., однос., распр., нераспр.

Распределительный диктант

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,4; П – 1,2,3/7,4,5

Упр.114,списать, 4

42

Простое предложение

1

Грамматическая основа

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,4; П – 1,2,3/7,4,5

Упр.103

43

Осложнённое предложение

1

Грамматическая основа

Обращение, вводные констр., однор.чл.

Самостоятельная работа с учебником

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4,5

Упр118-6 и 7., повторить однор члены, гласные после шипящих и ц-стр.231-составить словарный диктант

44

Осложнённое предложение

1

Грамматическая основа. Обращение, вводные констр., однор.чл.

Словарный диктант№5:

гласные после шипящих и ц-стр.231

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4,5

Выписать их худ. текста 5 ПП со сравнительными оборотами-5,1СПП-4 с придаточным обстоятельственным сравнения

45

Сложное предложение

1

Грамматическая основа

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4,5

Упр.113-только СП, все- 5.

46

Сложное предложение. Бессоюзное предложение

1

Грамматическая основа

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4,5

Упр.121-1,пре и при-повторить, таблица СП

47

Прямая и косвенная речь

1

Слова автора, прямая речь

Сл. диктант пре- и при-, фронтальный опрос СП

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4,5

Упр.127

48

Авторская пунктуация

   1

Исключения из  правил

Схемы с прямой речью

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4,5

Упр.96, повторить разряды местоимений

49

Тест «Пунктуация»

1

Контроль знаний

Уметь применять знания для решения орфографических  и пунктуационных задач

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3/7,4,5

Выполнение варианта ЕГЭ

50

Р.Р. Сочинение-рассуждение  в форме ЕГЭ

1

Контроль знаний

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3,4

С.91.Повторить понятие текст, тема текста, основная мысль и т.д

Текст. Основные виды переработки текста-18

51

Текст, его признаки, строение, виды преобразования текста

1

Текст, его строение

Самостоятельная работа с учебником.

Обзорное повторение

на основе материалов

учебника. Речеведческий

анализ художественного

 и научно-популярного

 текстов

Уметь применять знания владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1, 2,3,4; П – 1,2,3,4,5

Стр.91-93. Упр129-комплексный анализ текста

52

Текст. Способы и средства связи между частями текста

1

Текст. Способы и средства связи между частями текста

повторение

на основе материалов

учебника

Уметь применять знания,владеть навыками анализа

Л -1,2, 3; М- 1,2,3,4; П – 1,2,3,4,5

Задание №26 ЕГЭ

53

Абзац

1

микротема

Самостоятельная работа с учебником

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1,2,3,4; П – 1,2,3,4,5

С.94.упр.131

54

Типы речи. Повествование

1

Типы речи

повествование

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1,3,2,4; П – 1,2,3,4,5

Стр.109

55

Описание

1

описание

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1,3,2,4; П – 1,2,4

Упр. 302-сочин-миниатюра

56

Рассуждение

1

Рассуждение, тезис, аргументы,

факты

Самостоятельная работа с учебником

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1,2,3,4; П – 1,2,3,4,5

Сочинение  по заданию 26

57

Речеведческий анализ текста

1

Анализ текста

Самостоятельная работа с учебником

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1,3,2,4; П – 1,2,3,4

Упр.120-1

58

Контрольный диктант

1

Контроль знаний

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1,3, 2,4; П – 1,2,4,5

59

Виды сокращений текста( план, тезисы, выписки)

1

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1,3,2,4; П – 1,2,3,4,5

С.96-100, упр.133

60

Конспект. Тематический конспект, реферат

1

Самостоятельная работа с учебником

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текстаупр.

Л -1,2, 3; М- 1,3, 2,4; П – 1,2,3/4,4,5

Стр.103-104,106, упр.137

61

Реферат

1

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1,3, 2,4; П – 1,2,3/4,4

Стр.106.Реферат «М.В.Ломоносов-учёный, филолог и поэт», «Роль А.С.Пушкина в преобразовании русского литературного языка»

62

Аннотация

1

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1,3,2,4; П – 1,2,3/4,4

С.106, упр.144

63

Рецензия

1

Упр.332

Самостоятельная работа с учебником

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста

Л -1,2, 3; М- 1,3,2,4; П – 1,2,3/4,4

Стр.108.Упр147, рецензия

64

Формы существования русского языка. Функциональные стили речи

1

Общая характеристика, назначение каждого из стилей, сфера использования, речевые жанры, стилевые особенности (лексические, морфологические, синтаксические, композиционные, художественно-композиционные), толкование термина функциональные стили.

Выполнение упражнений учебника по разговорному и официально-деловому стилям речи.

Уметь применять знания, владеть навыками анализа текста. Попутное повторение орфографии, пунктуации, синтаксиса, совершенствуются навыки правописания, производится частичный речеведческий анализ текста.

Л -1,2, 3; М- 1,3,2,4; П – 1,2,4,5

С.109-111,упр.155,часть 2

65

Научный стиль. Научно-популярный подстиль

1

Словарный диктант №6

Ознакомление с материалами учебника. Выполнение упражнений (устно и письменно). Анализ текста научного стиля.

Л -1,2, 3; М- 1,3,2,4; П – 1,2,4,5

С.115-117.упр.157,часть2

66

Р.Р.Контрольное сочинение (форма ЕГЭ)

1

Контроль знаний

Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С).

Л -1,2, 3; М- 1,3, 2,4; П – 1,2,3,4,5

67

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля

1

Анализ текста научного стиля.

Ознакомление с материалами учебника. Выполнение упражнений (устно и письменно). Анализ текста научного стиля.

Л -1,2, 3; М- 1,3, 2,4; П – 1,2,3,4,5

Упр.159,161

68

Итоговое тестирование, его анализ

1

Систематизация изученного. Анализ раб.

Контроль знаний.Тест

Уметь применять знания

Л -1,2, 3; М- 1,3,2,4; П – 1,2,3,4,5

Раздел 5. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
  •  формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;
  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;

анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;
  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические;
  • грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
  • эффективно использовать языковые единицы в речи;
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение

Основная литература

        1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.  Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2018.

2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко

3.Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И.ВласенковаИ.В.Золотарева,Л.Д.Дмитриева, М.»ВАКО»,2008 г.

Дополнительная литература

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.  Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010

2. Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

3. Н.Н. Будникова, Н.И. Дмитриева, Т.Г. Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 классы: к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.- М.: Вако, 2010

4. Сборник диктантов 10-11 класс. Москва. «ВАКО», 2009

5. Тесты по всем разделам лингвистики. Москва. «ВАКО», 2009

6. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2005.

7. Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2008.

Информационные ресурсы

Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/

Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/

Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Навигатор. Грамота.руhttp://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=&all=xhttp://www.slova.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.

Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс

Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса

Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс

Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс...

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс

Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)...